КиноафишаМосквы

Фильм «Кислота»

(2018, Россия)
5.6
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Кислота — трейлер

Кислота — тизер

Смотреть трейлер
  • 18+ 1 час 38 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Режиссерский дебют и одновременно поколенческий манифест актера «Гоголь-центра» Александра Горчилина

Дебют ученика, соратника и звезды Кирилла Серебренникова Александра Горчилина, поколенческая драма, в которой вынесенная в название «кислота» метафора и ключ к пониманию всего фильма. «Кислота» — история про нескольких двадцатилетних ребят, которых изнутри разъедает пустота. И все становится только хуже, когда общий друг Саши (Филипп Авдеев) и Пети (Александр Кузнецов) Иван (Петр Скворцов) сигает с балкона. После этого надломленный Петя выпьет кислоту, а Саша будет стараться ему помочь, попутно выясняя отношения с его родителями, собственной матерью (Александра Ребенок) и нелюбимой девушкой Викой. Несмотря на то что в фильме есть несколько вызывающих сцен — здесь и оргия, и секс с несовершеннолетней (Саша спит с 15-летней сестрой Вики, смышленой не по годам Кариной (Арина Шевцова), — это в меру эпатажное кино, которое только в первые минуты сигает с балкона. Затем оно вдумчиво пытается вглядеться в души миллениалов. И у него это, кажется, получается.

Актеры

Режиссер фильма «Кислота»

Фильмов: 12 Cпектаклей: 18

Выпускник Школы-студии МХАТ, мастерской Кирилла Серебренникова и штатный актер «Гоголь-центра», как и многие студенты, начинал свой путь в кино со съемок в сериалах. Его первой ролью был Евгений в сериале «Папины дочки», но после начала работы в «Седьмой студии» он практически перестал сниматься в кино и ушел в театр. Самыми известными постановками с его участием были «Отморозки» и «Ученик», который впоследствии Серебренников адаптировал для большого экрана. Но все-таки из кино Горчилин не исчез окончательно, в 2014 году он снялся в главной роли в фильме Валерии Гай Германики «Да и да», релиз которого совпал с законом о запрете мата в кино. Помимо камерных драм «Городские птички», «Зоология» и «Ученик» Александр снялся в масштабном фантастическом фильме «Икария» вместе с Иваном Янковским и коллегами по «Гоголь-центру». К режиссуре Горчилин подступался поэтапно: монтировал и снимал трейлеры спектаклей ГЦ, сделал док «#комунарусижитьхорошо» — и вот настала пора игрового дебюта. В 2018 году вышел его поколенческий манифест «Кислота».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Сухагузов
отзывы:
28
оценок:
354
рейтинг:
423
7

Самый убедительный дебют на «Кинотавре»

Их было двое: живущий с бабушкой то ли музыкант, то ли бездельник Саша (Филипп Авдеев) и более суровый Петя (Александр Кузнецов). Оба из неполноценных семей: Сашина мама (Александра Ребенок) после пропажи отца медитирует в Камбодже, а Петин отец (Алексей Агранович) давно ушел из семьи. Тема безотцовщины еще не раз всплывет в фильме, но в качестве основной метафоры разъедающего внутреннего чувства пустоты в кадре будет плавать кислота. Заглавная субстанция сначала проникает в жизнь двух приятелей в качестве наркотика — их знакомый (Петр Скворцов) в кислотном угаре совершает самоубийство. После столкновения со столь бессмысленным поступком главных героев начинает еще больше колбасить по поводу бессмысленности своей жизни, и дело дойдет до реальной серной кислоты.

От артиста Горчилина, обыкновенно играющего у Кирилла Серебренникова провокационных персонажей и в театре, и в кино (гей в «Ученике», панк в «Лете»), ждали какого-то взрывоопасного дебюта, но мало кто догадывался, что он окажется настолько собранным и неподдельным режиссером. Фильм нигде не провисает, к тому же отлично смонтирован. Живой режиссерский контакт с актерами ощущается даже на интуитивном уровне. Филипп Авдеев сыграл свою лучшую роль — даже лучше, чем в «Классе коррекции». Александр Кузнецов уже после роли Куницы в «Скифе» и скептика в «Лете» тянет на нового секс-символа поколения «Гоголь-центра». Все это уверенно снято оператором Ксенией Середой.

Те, кто ждет от «Кислоты» дикого нонконформизма, свое получат, но в правильных дозах. Даже тут Горчилин проявил какую-то совсем не свойственную дебютантам сдержанность, пользуясь вызывающими темами так, чтобы не соответствовать ожиданиям. Тем не менее фильму, который начинается почти как бытовая версия «Экстаза» Гаспара Ноэ, а заканчивается самой странной саспенс-сценой в церкви в истории нового русского кино (даром что в роли церковного служки появляется Сергей Походаев из «Левиафана»), есть что показать. Известно, что артисты «Гоголь-центра» одни из немногих российских профессионалов, которые умеют использовать свое тело как актерский инструмент, не стесняются его обнажать. Поэтому сцены секса сняты тут налегке, органично, без оглядки на «как надо» и «как не надо». Насчет возраста сексуального согласия тут тоже есть отдельный пунктик.

Кстати, о возрасте: почти вся съемочная группа — младше 30 лет. Границы между героями и создателями фильма фактически отсутствует. Они рассказывают про свое поколение. Они находят свои образы, пускают в кадр свои страхи, свой быт, свои квартиры. Только лишь продюсеры Сабина Еремеева и Нателла Крапивина из поколения постарше, поэтому встает вопрос, насколько им приходилось выполнять роль мамочек на проекте, чтобы держать ребят в уздечке. Но учитывая, что фильм начинается с заявления, что главный герой недвусмысленно избавился от уздечки (сделал обрезание), а заканчивается посвящением «мамам и папам», истина где-то посередине.

Для Горчилина тема безотцовщины тоже не взята с потолка, как бы он ни отнекивался, что ему не нужно рефлексировать о том, что он сам рос без отца. Но искусство на то и искусство, что оно работает с внутренними загонами, даже если ты себе в этом не отдаешь отчета. Очевидно, что перед нами аккуратно упакованный в форму фильм-самоанализ с признанием слабостей, нерешительности и кризиса мужественности и бесконечным, почти неосознанным поиском отцовской фигуры. Найти прочный резервуар для этой лужи кислоты. Драма главных героев как раз и заключается в том, что они постоянно хотят вырваться, проверить себя на прочность, нарушить границы дозволенного, но одновременно наткнуться на кого-то или что-то по-настоящему сильное, отеческое, против чего они сами протестуют. Только после того как герои признаются себе в этом, смогут обрести свой собственный голос. Это фактически богоискательский и богоборческий опыт (неслучайно развязка происходит в церкви): дойти до края, чтобы услышать вместо «Хочешь прыгать — прыгай» риторическое и по-взрослому режущее слух «Что мы можем дать миру кроме зарядки от айфона?»

14

Отзывы пользователей о фильме «Кислота»

Фото reginamarina
отзывы:
61
оценок:
63
рейтинг:
352
6
"… и пусть творят, что хотят. Да, с этого и начинается искусство. Да, и грех тоже"


Фильм позиционируется как поколенческий манифест, очередной «герой нашего времени». Но если начать перечислять, о чем «Кислота» Александра Горчилина получится какая-то ерунда: один парень вышел в окно, другой выпил кислоту, третий трахнул малолетнюю сестру своей подружки. Вот и всех событий. Хочется верить, что экстраполировать подобные поступки на все поколение Z пока рановато. И все же фильм неплох. Так получилось, что у меня он пошел сразу после «Мечтателей» Бертолуччи. Поэтому посвящение Александра Горчилина «папам и мамам» смотрится не столько горьким укором, а скорее надписью на могильном камне. Там, где в 1968-м дети, опьяненные свободой и вседозволенностью на баррикадах и в постели, хоронили поколение родителей, в 2018-м родители хоронят детей. Горчилин показывает странное время: где мужское поведение означает избить, душевный покой - медитацию, друг – любовника или потребителя взаимных услуг. У слов остались только означающее, а означаемое исчезло. И когда незнакомый человек на соседнем балконе говорит тебе "прыгай", ты прыгаешь. Куда делась реальность? В какой кислоте растворилась?
Тот редкий случай, когда фильм можно похвалить за монтаж – пожалуй, самое главное происходит не в самих кадрах, а в склейках: когда кладбище сменяется дискотекой, а монолог о современном искусстве оргией.
Говорить о какой-то уникальной актерской игре сложно: нельзя сказать, что герои смотрятся фальшиво, но и своими соседями их назвать сложно. Они словно такой же набор знаков. В «Кислоте» нет ни героя, ни антигероя, ни противостояния, ни любви. Есть только неуемная жажда непонятно чего, которую кислота утолить не может.

11
Фото Sergey Izhboldin
отзывы:
1
оценок:
30
рейтинг:
11
1


Невзрачная подростковая ссанина с намеком на глубокий смысл, которого вообще нет в этом фильме

11
Фото Maxi M.
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
7
2
Фильм-симулятор скучной пьесы с надуманными проблемами

Провокационное название, намекающее на психоделики, оставляло некую интригу, но сама стилистика фильма, динамика развития сюжета и диалоги, как будто придуманные нейросетью - всё это с самого начала погружает в дремотное ожидание чего-то, что могло бы заставить тебя сопереживать героям. Но сопереживание не наступает. Эмоции тоже.
"Ты сказал, что моя музыка дерьмо", - "Я хочу послушать твою музыку". И так весь фильм - монотонно и тоскливо, словно шипящий звук от кончившейся пластинки, который как бы есть, но это не музыка, а просто шум на заднем фоне.
Проблематика главных героев просто смехотворна: чувак из богатой семьи сделал обрезание, и теперь ему больно. У него тупая баба; ему больно вдвойне. Сын богатого отца выпил кислоту, и теперь ему больно. Ему некуда идти, но он поссорился с мамкой и не хочет возвращаться домой; ему больно вдвойне. Они не знают, как им жить дальше, кто они и зачем они придумывают себе некую мышиную возню, которая, видимо и является смыслом всего фильма.
Ни артхаус, ни драма, ни комедия, ничего.
Когда выходишь из кинозала, чувствуешь себя счастливым. Прежде всего, потому что кончился этот фильм.

7
Фото Леонард Борисович
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
4
9

Шикарный фильм. Всё время ты ждёшь когда режиссер перешагнет эту невидимую грань. Грань не перешагнут, ты будешь постоянно в напряжении. Тебе может не понравится, но в этом и смысл, фильм не должен всем понравится, он просто сам по себе прекрасен. 10 из 10

4
Фото Olga Obysova
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
6
1

Я долго ждала выхода этого фильма. А когда наконец дождалась, была крайне разочарована.

Я не берусь здесь обсуждать «срез особого поколения современных 20-летних», который попыталась показать команда, снимавшая фильм. Сделаю лишь небольшую ремарку: каждое поколение 20-летних считает себя особенными, а по факту все поколения 20-летних похожи на предыдущие (и понимают это становясь поколением 35-летних).

Не берусь я обсуждать все эти срезы и «глубокие идеи» по одной простой причине. Они потерялись за крайне плохими диалогами; за чудовищными, неестественными, притянутыми за уши и наигранными ситуациями, в которые попадают «герои» (выписка из больницы одна чего стоит); за бесконечными штампами (если отец крутой, то обязательно секретарша в мини-юбке, окна в пол и вопросы «какая твоя доля?»; если похороны — то мать обязательно падает на гроб и кричит «выходи, хватит притворяться, я тебе брусничку принесла» и т. д. и т. п.); за, как ни странно, частую плохую игру актеров. На протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение какого-то сумбура, того, что режиссер сам запутался, пока делал это кино. Минимальные мотивации даже «маящихся» людей не прослеживаются, герои действуют хаотично и рандомно. Сто минут фильма тянулись еле-еле.

На мой взгляд, фильм похож не на готовый продукт, а на очень сырой драфт, который еще надо докручивать, доделывать, додумывать и перемонтировать (может быть тогда и проблем с прочтением идеи не будет?). Я с удовольствием смотрю на Горчилина как на актера на сцене Гоголь-Центра, но тут — увы… Дебют его как режиссера пока не состоялся. И я не буду делать скидку на молодость и неопытность, т. к. это кино — не короткометражка для узкого круга друзей, а полный метр, за билеты на который зрители платят деньги.

Мне очень понравилась фраза о фильме Дмитрия Быкова, с которой я полностью согласна: «Пока это не искусство, это в лучшем случае констатация».

2

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «ПРОвзгляд»

Саша и Петя живут безбашенной жизнью музыкантов современной техно-Москвы: громкие вечеринки, взлеты и падения, колесо нестабильных отношений с окружающими и собой. Они — поколение двадцатилетних, которые часто слышали слова «любовь», «семья» и «возможности», но хорошо усвоили лишь чувство разъедающего изнутри одиночества. Но вдруг в их жизни происходит событие, которое заставляет обоих честно взглянуть на себя.