Киноафиша Москвы

Фильм «Айка»

2018, Россия, Казахстан, Германия, Польша

оценить
Смотрите фильм "Айка" на сайте okko.tv от 199 рублей
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Айка — трейлер

Смотреть трейлер

Номинант на «Оскар» от Казахстана — одиссея безнадеги

Молодая женщина (Самал Еслямова), приехавшая на заработки из Киргизии в Москву, оставляет новорожденного ребенка в роддоме, чтобы проще было встать на ноги — но проще не становится. Сергей Дворцевой («Тюльпан») снял энергичную и эмоциональную драму про мигрантскую жизнь в России, которая получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль, а также попала в шорт-лист «Оскара» как лучший иностранный фильм.

Лучшие отзывы о фильме «Айка»

Фото Le_Tallec
отзывы:
51
оценок:
51
рейтинг:
130
5

«Айка» — игровая кинокартина российского кинорежиссера Сергея Дворцевого. Молодая девушка из Киргизии по имени Айка, приехавшая на заработки в Москву, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой…

Бывший документалист Сергей Дворцевой несмотря на то, что снимает игровую картину, все равно пытается сделать как бы документальный проект, и это, на мой взгляд, губит всю его задумку. Режиссер рассказывал, что снимал «Айку» шесть лет, потому что ждал нужного количества снега в Москве. Действие фильма разворачивается в заснеженной столице, но год на год не приходится, и некоторые зимы были слишком теплыми. Приходилось ждать. Съемочная команда даже ездила в Мурманск, но структура тамошнего снега также не подошла. При этом Дворцевой скрупулезно добивающийся правды и погружения в атмосферу, почему-то вопреки всему на роль киргизки берет актрису из Казахстана. У меня, как у человека пытающегося проследить логику, такая ситуация ничего кроме полного недоумения не вызывает. И создается ощущение, что режиссер сам не очень-то понимает, что делает и что говорит. Но он-то великий творец, чье произведение демонстрируют в Каннах, а я всего лишь необразованный зритель. К тому же Дворцевой говорил и то, что за полгода до показа в Каннах картина была готова лишь на половину, но заручившись поддержкой директора фестиваля Тьерри Фремо, он все-таки успел закончить съемки. То есть где-то нашелся подходящий снег?

Если отойти от технических деталей фильма и заняться разбором непосредственно самой картины, то и здесь можно найти массу вопросов без ответа. Вся ситуация с заглавной героиней мягко говоря выглядит слишком гипертрофированной и поэтому жалеть бедную заблудшую девушку совершенно не хочется. Помимо того, что Айка беременна и вынуждена родив ребенка, немедленно от него отказаться, она еще должна неким бандитам 200 тысяч рублей. Деньги она взяла на открытие швейного цеха, однако куда и как она их потратила, нам не рассказывают. И скорее всего она их попросту растратила, ибо о швейном бизнесе нам говорит лишь замусоленная брошюра. В этой связи возникает вопрос: если человек сам виноват в своих бедах, то почему зритель должен ему сопереживать? Мало ли дураков берущих микрокредиты, а потом бегающих от коллекторов.

Самое забавное в этом то, что рядом с Айкой живут другие гасторбайтеры, у которых тяжелая жизнь, но которые почему-то вполне счастливы. Один дарит ей цветы, а соседки по комнате, в разговорах с детьми по телефону, рассказывают какая Москва красивая. Сними Дворцевой фильм об этих людях, которые работают дворниками и очищают наши с вами дворы, я бы наверняка взглянул на них по-другому и проникся некой симпатией. Здесь же, Айку все-таки немного жалко, но жалко, как человека, который хотел изменить свою жизнь, стать богатым, и у которого ничего не вышло, но не как типичного гастарбайтера, о коих, в общем-то, и делал фильм Сергей Дворцевой. По Айке нельзя судить обо всех мигрантах из Киргизии.

Посыл фильма и его концовка тоже вызывают вопросы. Потому как в реальности, то чем закончилось картина, быть не может. Героиню должны настигнуть серьезные последствия и оставлять такой финал немного наивно. Если же рассматривать это как метафору, как фильм о любви, то зачем добиваться правдоподобности во время съемок?!

У иранского режиссера Джафара Панахи есть прекрасный фильм «Багровое золото», рассказывающий о человеке, который разрывается между положением бедняка и желанием разбогатеть. Он с «Айкой» имеет мало общего, однако в нем куда как сильнее чувствуется одиночество человека и безжалостность мира. В дополнение к этому, если уж мы говорим о документальности в игровом кино, заглавный герой «Багрового золота» Хуссейн Эмадеддин, сыгравший разносчика пиццы в фильме, не был профессиональным актёром и в действительности работал разносчиком пиццы. Да, Золотую пальмовую ветвь он не получил, но сыграл все равно прекрасно.

Про игру главной героини «Айки» говорить достаточно сложно и к тому же не хочется подвергать сомнению выбор жюри Каннского кинофестиваля. Самал Еслямова действительно страдает весь фильм, как морально, так и физически. Однако больше героиня ничего и не делает. У нее нет сильных монологов, а лица девушки (которым тоже можно играть) мы почти никогда не видим, потому что снимают актрису то со спины, то сбоку, то в движении. Тем не менее, нужно признать, что награда есть награда, и выиграть ее случайно нельзя. Самал Еслямова стала первой актрисой в истории советского и российского кинематографа, кто получил высшую актерскую награду Канн — «Пальмовую ветвь» в категории «Лучшая актриса». Поэтому нам, зрителям и любителям кинематографа, остается только порадоваться за Самал, да и за отечественное кино тоже.

6
0
14 февраля 2019
Фото Евгений Барханов
отзывы:
5
оценок:
9
рейтинг:
5
4

Фильм "Айка". Послесловие головокружительное. Ощущение, что несколько дней просидел в тесной каптёрке с нелегальными гастарбайтерами из Казахстана (Киргизия, уточнение), но с одним условием: ни словом, ни делом - им не помогать, не говорить, не спрашивать. Всё, как во сне "с того света" - пытаешься переживать, но понимаешь, что бес толку - помочь им нельзя.
Первый кадр фильма, детей везут на кормление матерям в роддоме. Кадр, признаюсь великолепный и делает весь фильм. На каталке новорожденные "старички", через них предчувствуешь всю их будущую жизнь. И совершенно понятно, что Айка после этого кадра бросит ребёнка и сбежит из роддома. Надо сказать, сцена бегства из роддома сделана шедевральна с отточенной утончённостью мелких неожиданностей. А потом начинается зрительский Ад. Не буду описывать. Полагаю, многие себе представляют живую документальность происходящего "на дне". Но в отличии от великого произведения Горького, в "Айке" нет места жалости к героям. Перед зрителем, буквально: выворачивают матку жизни Айки, с постоянным кровотечением.Повторяюсь: буквально!
Однако, светлым огоньком трепещет надежда о швейном бизнесе, не о возвращении дитятко, и не реакция на то, что природа реагирует на звуки и требует к груди новорожденного - нет. Первая улыбка на её лице, когда она в тесной комнатушке уборщицы в ветеринарной клинике включает телевизор. Мгновение и боль. За стеной орёт кот. Грудь Айки ломит, она сцеживает молоко в миску и выливает в помойное ведро. Всё, с этого места я хотел уйти из кинотеатра и так будет несколько раз. Усилием воли я продолжал погружение, чувствуя, что с каждой секундой я ненавижу документальную пытку всё сильнее. Москва, горы снега. Скребут, кидают снег, а он всё идёт. Я ненавижу снег, мне моя родная Москва ненавистна с её праздностью и дорогими машинами. Айка мечется, хочет быть там, где тепло и деньги. Она у родственников, у земляков, пытается занять денег. Ей отказывают. Она не сдаётся. Ей нужно отдать долг, крупную сумму. Кавказец делает бизнес на гастарбайтерах, сдавая им койки в каком-то подвале. Грязь, смрад, душно, а там, чуть выше уровня земли - белый снег. Его скребут, убирают, возвращаются в подвал промокшие и озябшие.
Наша полиция. Отмечу: очень хорошо сыграл полицейский. Вздохнул с облегчением, предчувствуя скорую развязку, но ненадолго. Пришли казахские (киргизские, уточнение) бандиты и стали "выдавливать" из Айки долг. Но нет у неё денег, нет. "Тогда разберём на запчасти"! Стоп. А вот он и выход из ситуации - продать ребёнка. На вопрос, кто отец? Она отвечает, что её изнасиловали.
Айка забирает ребёнка из роддома. (Странно, что через пять дней отсутствия - ей его отдают). И, перед тем, как продать, неожиданно, она забегает в подъезд и кормит его грудью потому, что "молоко пришло". Плачет. Безвыходная ситуация. Ребёнок её спасение, деньги за него. Моя надежда на "свет в конце тоннеля" - лопнула.
Титры...
Стоит ли идти смотреть фильм Айка в кинотеатр - решать вам. Есть подсказка: можно сэкономить и просто посмотреть в окно или спуститься в подвал к дворникам-таджикам и пообщаться пару часов с ними по душам - светлее будет. Но, если вы хотите увидеть полную безнадёгу - есть выход: с 14 февраля фильм "Айка" в кинотеатрах Москвы и России - матушки.

3
0
21 февраля 2019
Фото maxilla_k
отзывы:
122
оценок:
122
рейтинг:
167
5

Айка в Москве.
(WARNING: без мата не получается).

Надо признать, что в нашем кино есть "священные коровы" (некоторые вполне заслуженно), а если кто-то из них еще получает какую-нибудь награду в Каннах... То тут наши критики абсолютно теряют всякую силу воли и хоть какой-нибудь мало-мальский критический взгляд.
Фильм Сергея Дворцевого снят отлично. Если б это было документальное кино, то тут бы вообще просто пасть на колени и биться в экстазе. Но для "художественного фильма" мне в нем не хватило драматургии. Итак, фильм про киргизскую девушку, приехавшую на заработки в Москву. На этом, в принципе, можно рассказ о фильме и закончить. Дальше и вы отлично понимаете, что будет дальше. Собственно, никакого "дальше" и не будет. Будет пиз#ец. Лютый пиз#ец. Что на первой минуте, что на 22, что на 87, - неважно. Вообще-то, то, что весь фильм будет лютый пиз#ец, я понял сразу, но мне было интересно, к чему нас режиссер в итоге выведет... Мне представлялись возможные, например, параллели с фильмом "Догвилль", что вот сейчас она выйдет и покрошет всех нахрен из какого-нибудь ружья в мелкую крошку... Да только кого крошить-то?! Тут вроде как получается, что и некого. Как автор ни пытается заставить нас ее пожалеть, почувствовать как бы свою вину за таких людей, получается как-то не очень. Она ж сама, в отличие от сестры, выбрала не "рожать пять детей и жить за копейки", обманывают ее в Москве не какие-то бессердечные москвичи, а, в основном, вроде как ее же соотечественники. Тут даже и "Москва слезам не верит" как-то не особо-то и получается... Параллель, что к животным здесь относятся лучше, чем к людям, выглядит, на мой вкус, просто уж настолько лобовой и прямолинейной, что становится даже как-то немного неловко за авторов фильма. Но если ты, глупый зритель, еще чего-то не понял, то вот тебе еще и крупный план с таксой, кормящей щенят перед операцией в ветклинике. Да и с "материнским инстинктом" как-то это все не больно, на мой взгляд, затейливо вышло. Ну, и понятное дело, что все действие происходит только зимой. Мы же знаем, что в России круглый год зима и рекордные снегопады, да? Ну, мы-то уже как-то привыкли.
В принципе, мне понятен и приз в Каннах. Для Европы это все очень актуально сейчас, прогрессивная Европа ищет себе новое чувство вины (плюс тут еще и гомеопатическую дозу модного "феминизма" при желании разглядеть можно). Но перспективы этого фильма у нас в прокате (а он скоро выходит у нас в прокат), мне представляются, мягко говоря, не очень убедительными. Вот вы хотите посмотреть 100 минут лютого пиз#еца, снятого практически на одной эмоции (если не считать очень неожиданную на всем этом фоне шутку про хостел "Солнечный")?! Да вот чего-то и я сомневаюсь. А снято да, отлично, слов нет! Была б документалка (а авторы здесь умело пользуются некоторыми приемами документального кино) - вообще супер!

P.S.
Репортаж с премьеры фильма в Москве (с фото) см. здесь.

2
0
19 февраля 2019
Фото Юлия Тихомирова
отзывы:
253
оценок:
282
рейтинг:
427
9

Отчетливо понимаю, что фильм далеко не для всех по все стороны национальных вопросов, но он более чем достойно скроен вокруг жизни одного конкретного человека, которая, не смотря на обстоятельства все же является жизнью.
Я могла бы долго писать про иностранную рабочую силу, причины и следствия с обоих сторон.
Я могла бы долго писать о массовом сознании в отношении друг друга, о менталитете, культурных ценностях, быте, но я не буду.
Не буду, потому что, помимо глобального существует частное, которое намного глубже, и при близком рассмотрении и знакомстве видится совсем по-другому чем в общем.

0
0
14 марта 2019

Галерея

Информация от прокатчика «Айка»

Информация предоставлена компанией «Вольга»

Молодая девушка, приехавшая в холодную Москву на заработки, вынуждена оставить своего новорожденного ребенка в роддоме. Однако вскоре ей предстоит понять, способна ли она смириться с разлукой…