Фильм

Фильм Магазинные воришки

Manbiki kazoku (2018, Япония), IMDb: 7.9

1/24

Промышляющая мелкими кражами семья берет к себе беспризорную девочку, что приводит к крупным проблемам

Плодовитый режиссер Хирокадзу Корээда («Третье убийство») решил снять картину о мелких кражах, которые приводят к раскрытию более значимых семейных секретов. Его герои — Осаму с сыном — совершают небольшое магазинное воровство (это дело у них в привычке) и случайно находят замерзшую маленькую девочку. Осаму забирает девочку в свою семью, хотя его жена не сразу соглашается. Этот случай становится роковым, и счастливая семейная жизнь начинает трещать по швам. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2018 года.

СтранаЯпония
Продолжительность2 часа
Дата выхода13 мая 2018
Дата выхода в России8 ноября 2018
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Магазинные воришки»

7Фильм японца Корээды, который скандально победил в Каннах

В японском супермаркете папа Осаму и сын Шота обмениваются привычными знаками: оба пытаются обмануть продавцов и охранников и свистнуть из магазина простые вещи. Это сэкономит им деньги, которых много в семье Шибата не бывает, на какую-нибудь ерунду типа котлет в панировке. Дома отца и сына ждет мать, бабушка, которая в основном сидит и ест, но также, как мы узнаем из нежной кухонной брани, кормит всю семью пенсией, на которую и покупаются крокеты. Еще с ними живет то ли сестра, то ли дочь (в этой семейке все не просто), — юная секс-работница из клуба в красном квартале. Их общий дом — это бардак из нагромождения дешевого пластика и ширпотребной одежды, и приход холодного сезона семья, живущая в лачуге, заметит быстрее других.
Возвращаясь домой, отец Осаму увидит на улице маленькую и худенькую девочку Юри — то ли брошенку, то ли сбежавшую, посадит ее на спину и отнесет домой. Жена закатит глаза «зачем нам еще один лишний рот?», сестра поделится лапшой, а бабушка заметит на теле бордовые следы — от ожогов или чего похуже. По ночам девочка писается в кровати и, собравшись вернуть ее родителям, Шибата начинают понимать, почему. Они слышат издалека, как родители Юри обсуждают ее как мешок с гнилой картошкой — оба никогда ее не хотели и с облегчением выкрикивают взаимные оскорбления. Шибата решают, что девочку надо оставить как свою и просто немного подстричь, чтобы не узнали, — пока по телевизору гоняют объявление о пропаже ребенка. Спать маленьким Юри и Шота придется в ящике за стеной, прячась от социальных служб.
Как будто бы у каждого в этом доме есть нормальная работа и источник какого-никакого дохода: отец — на стройке, мама — в прачечной, сестра — в пип-шоу и бабушка на пенсии, но справедливое ощущение, что все они прохиндеи, закрадывается с первого кадра. Так, собственно, и есть: от воровства лапши оказывается шаг до угона машины, государственная пенсия не мешает зависеть от копеечных игровых автоматов, пип-шоу порой хоть и выглядит как благотворительность, является работой полулегальной. Одна из самых трогательных сцен фильма — о плачущем клиенте, которому хочется вздохнуть на коленях у симпатичной девушки: в ее проституции куда больше эмпатии, чем механики, хотя кабинки с зеркалами и выглядят как конвейер для 15-минутных сеансов мастурбации. Подрастающему Шота, который не ходит в школу и не общается с ровесниками, вряд ли уготована лучшая доля, чем быть соучастником магазинных краж, и маленькая Юри кажется его достойной преемницей.
Между простым ужином, тихим шепотом в ванной и прогулкой на летнем пляже станет очевидно, что Шибата живут с многолетней недосказанностью — но мало ли таких семей. Один фатальный инцидент перевернет эту шаткую конструкцию — через две трети фильма про в меру счастливую, но странную банду родственников, чей ритм и логику мы уже успели усвоить, режиссер достает из кармана других героев — преступников и мошенников, скованных одной цепью молчания и нахального лицемерия. Да, они нуждаются друг в друге ради чувства плеча и любят себя этим оправдывать, но делает ли это их лучше?
Драма японского режиссера Хирокадзу Корээды, получившая главный приз на последних Каннах — прямо скажем, неожиданно, — слишком долго кажется всего лишь фильмом о прочном союзе людей без привилегий. Этот союз запросто заменяет каждому участнику школу, государство, социальные гарантии, пенсионный фонд, благотворительность и в целом все общество. Шибата автономны, умеют позаботиться о себе, с терпимостью относятся друг к другу и научились сосуществовать на крошечном пятачке без сантиментов, брюзжания и заламывания рук. Иногда они кажутся тем утопическим горизонтальным объединением, которое доказывает, что законы не нужны, работу и деньги переоценивают, а человеческая потребность в привязанности куда важнее кровных уз — и многолетние договоренности работают лучше официальных документов. Как только сердце наполняется радостью, что семеро смелых сломали систему, «Магазинные воришки» с бешеной скоростью разгоняются до экзистенциального триллера, а расслабляющие сцены у моря сменяются монологами о хладнокровных преступлениях.
Маргиналы ведут себя в полиции как на исповеди, подросший ребенок идет против дурного воспитания (одна из главных папиных истин — «в школе учатся те, кого не могут учить дома»), надпись на маминой футболке «Свобода добровольна» кажется едким сарказмом. Как и недавний «Проект Флорида» Шона Бейкера, история здесь работает через оптику детской непосредственности, где маленький человек сталкивается с самым прекрасным и самым страшным в одном лице — родителем, которому доверился по умолчанию. Остальное — бедность, теснота, предначертанность будущего, жизнь почти на дне и смекалка, необходимая, чтобы не помереть с голоду, — уже кружево вокруг этого безграничного детского доверия и зависимости. Разбрасывая по сторонам банду магазинных воришек, государство формально ставит галочку в нужных ему местах, в главных вопросах мироустройства по-прежнему оставляя пробелы.
Могут ли деньги купить заботу? Всегда ли дети нужны своим родителям? Нужно ли для двойной жизни больше терпения или любви? Корээда, слава богу, на табуретку не встает. Его волнует другое. Что есть летний день, в который каждому хорошо. Холод, от которого всем надо спрятаться. Голод, который необходимо утолить. Детская рана, которую нужно вылечить. Переоцененные вещи, которые хочется взять незаконно и бесплатно. Мировой капитал, который не пострадает, если свистнуть из магазина бутылочку шампуня. И приятный хозяин магазина, который разорится, если совершать набеги слишком часто. Корээда в очках братьев Дарденн ищет в мире магазинных воришек то, до чего можно дотянуться рукой, чтобы закопать в этом ощутимом мире простоты трупы, судимости и несколько историй из криминальной хроники. Через запятую, никого не оправдывая и не обвиняя. Так или иначе, море приливает для всех, и каждый имеет право на последнее слово в свое оправдание.

8 декабря 2018
9

В пригороде некого японского городка в трущобного вида халупе живет не совсем обычная японская семья. Необычная она хотя бы потому, что в ней никто никому никем не приходится. Заместо мужа и жены там - стареющий жулик и добросердечная молодка, связанные отнюдь не узами брака, а каким-то нелицеприятным секретом из прошлого, заместо сына - подобранный ими с улицы мальчишка. Есть еще названная сестра фиктивной супруги и бабушка, которая никому из вышеперечисленных бабушкой не приходится.

«Семья» перебивается чем придется - младший и старший мужчины подворовывают, женщины подрабатывают стиркой (одна) и публичной демонстрацией (другая) нижнего белья, а бабушка так и вообще... впрочем, про это лучше смотрите сами, тут будет много забавного.

И все таки по факту это самая настоящая семья. В ней спят бок о бок, по расписанию моются в тесной ванной, греются друг о дружку, шьют для младших одежду и готовят на всех лапшу. Тут находит пристанище каждый, кого кукушка-жизнь подбросила не в ту семью, или не ту судьбу, или любую другую нелюбовь.

Однажды воришки подбирают на улице маленькую девочку, сбежавшую от родителей-извергов. С этого момента их полунелегальному существованию грозит опасность, так как девочку начинают искать местные власти.

Любой большой японский фильм, а «Воришки» им безусловно является, не может не содержать отсылок к «Токийской истории». Так же, как и там, оператор использует уникальное изобретение японского кинематографа, так называемый «план татами» - съемки с уровня глаз человека, коленями стоящего на ковре. Ну или, как в данном случае, с высоты глаз пятилетней девочки. А еще в «Воришках» по-своему осмысливается всё та же простая тема - что неродной человек может оказаться и ближе, и добрее, и, в конечном счете, роднее чем иной родственник.

Семье «синтетической», эдакой «ячейке» общества, где некоторые порой «отбывают наказание» по элементарному залету или еще того хуже, здесь противопоставлена семья «органическая», на бумаге семьей не являющейся, но от этого не менее настоящая в сердцах ее добровольных членов.

В фильме есть просто потрясающие визуальные находки - темнеющая перед грозой комната или в нужный момент рассыпанные апельсины (сами поймете, о чем речь). Эти и другие глубоко прочувствованные и осмысленные образы без всяких слов создают нужный контекст.

«Магазинные воришки» - большая, умная, щемящая сердце, почти тактильная и довольно хитросплетенная история, при этом рассказанная на удивление простым языком.

Must see

9 ноября 2018
9Доступный шедевр.

С этим фильмом Хирокадзу Корээда в 2018 г. в Каннах
взял "Золотую пальмовую ветвь". Заслуженно. Это шедевр.
Пронзительная драма про семью изгоев японского
общества, живущих в тотальной нищите, сразу заставляет
сопереживать героям. Тонкая игра актеров и досконально
продуманная постановка даёт полное ощущение, что вы
смотрите на жизнь настоящих людей. Трогательная картина
идиллии и тёплых отношений, вопреки всем
обстоятельствам, пропитана чувством меланхолии, ведь с
первого момента понятно, что счастливой развязки не будет:
этих людей связывает преступный промысел и темное
прошлое. Все секреты раскрываются в душераздирающей
концовке. Здесь не только острая социальная критика, но и
глубокое рассуждение на тему того, что есть семья - кровь
или любовь. Редкое фестивальное кино, которое надо
смотреть всем без исключения.

13 ноября 2018
6По-азиатки обаятельная социалка про духовное родство

В прямолинейное повествование о жизни без прикрас семье бедняков вкрадчиво вплетаются новые факты, к концу фильма предлагая другими глазами взглянуть на их поступки и их самих. Из-за трудностей перевода нелегко сходу уследить за новыми вводными, но размеренный темп позволяет сделать выводы в экранное время. История достойная, но точно не победитель Канн. Очередное доказательство, что Канны из фестиваля искусства стали фестивалем манифестов.

12 апреля 2020
9


Про важность человеческого общения, понимание главного не имея много, про открытое сердце и любовь, Просто любовь. Про правильные ценности. Про старание для ближнего, не в понятии кровного родственника, а просто человека. Про взаимопонимание и взаимовыручку, отчасти жертвенность, но какую-то светлую. Несмотря на грустную картинку на протяжении фильма, смотрится не отрываясь. Объяснимы и понятны поступки героев. Ясны и понятны чувства каждого. Хороший фильм. Рекомендую.

8 ноября 2019
Стоит увидеть
7Семейное кино с каннской пальмовой ветвью

Парадоксальным образом собранная из осколков неблагополучных семей "семья" живёт своей тихой и в меру расслабленной жизнью, ежедневно приворовывая в окрестных магазинчиках ТНП. Здесь нет однозначно положительных персонажей - сплошной блюз, кроме, пожалуй, двух детей, котором и выбора-то особенного не остаётся.

25 марта 2019
Все отзывы
Читайте также
«Оскар-2019»: главные номинанты на премию
«Оскар-2019»: главные номинанты на премию
«Оскар-2019»: главные номинанты на премию
Фильмы на выходные: «Девушка, которая застряла в паутине», «Под Силвер-Лэйк» и «Оверлорд»
Фильмы на выходные: «Девушка, которая застряла в паутине», «Под Силвер-Лэйк» и «Оверлорд»
Фильмы на выходные: «Девушка, которая застряла в паутине», «Под Силвер-Лэйк» и «Оверлорд»
28 кинопремьер ноября
28
кинопремьер ноября
28 кинопремьер ноября
20 главных фильмов Каннского кинофестиваля 2018 года
20
главных фильмов Каннского кинофестиваля 2018 года
20 главных фильмов Каннского кинофестиваля 2018 года
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость