Все развлечения Москвы
«Оскар-2019»: главные номинанты на премию
Объявили номинантов на «Оскар» — и оказалось, что по количеству номинаций Neflix и греческий режиссер Йоргос Лантимос положили остальных претендентов на лопатки. Лидируют «Рома» и «Фаворитка», не отстает от них и «марвеловский» кинокомикс «Черная Пантера». С остальными кандидатами (не все из которых еще, к слову, вышли в отечественный прокат) можно ознакомиться в нашем подробном гиде.
Евгений Ткачёв, Алексей Филиппов, Алиса Таежная, Жанна Присяжная, Арсений Омельченко, Наталья Серебрякова, Филипп Вуячич
22 января 2019

драма

10 номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучший фильм на иностранном языке» (такого не было со времен «Любви» Михаэля Ханеке)

«Рома» у Альфонсо Куарона («И твою маму тоже», «Дитя человеческое») это не Рим, а район в Мехико, где живет средний класс. Однако, как и в Древнем Риме, тут тоже есть свои патриции (зажиточные семьи), плебеи (прислуга) и варвары (революционеры). Повествование в фильме ведется от лица прислуги: заглядывающейся на небо служанки Клео (Ялица Апарасио), названной, разумеется, так неспроста. Ее имя отсылает к одной древнегреческой музе, а образ — к близкой сердцу няне Куарона. Клео предстоит неудачно забеременеть, попасть в жернова истории (см. резню в Корпус-Кристи), потерять нежеланного ребенка, а затем благодаря отважному поступку — вознестись. Как это часто бывает у Куарона, одно из ключевых событий произойдет на морском пляже. Режиссеру нравятся метафора очищающей воды, однако в «Роме» он устраивает нам настоящие плавание по волнам своей памяти. После технологически безупречной «Гравитации» Куарон взял камеру из рук лучшего оператора мира Эммануэля Любецки, чтобы заново перепридумать язык кино, как искусства консервировать время. Его «Рома» живет, дышит и пульсирует на экране — и за эту жизнь картине можно простить все то, за что принято ругать сенсорный кинематограф: бессюжетность, притупленный конфликт, длинноты. У триумфатора Венецианского фестиваля (и первого фильма Netflix, которому светит «Оскар» за «Лучший иностранный фильм») свои отношения со временем, в которые совершенно не хочется влезать.

биография, исторический, трагикомедия

Греческий режиссер Йоргос Лантимос неожиданно выбился в фавориты: у его костюмированной драмы 10 номинаций

Самый известный греческий режиссер наших дней Йоргос Лантимос снимает уже третий англоязычный фильм — после восторженно принятой антиутопии «Лобстер» и современной античной трагедии «Убить священного оленя», которую многие не поняли. «Фаворитка» увезла из Венеции приз за лучшую женскую роль (Оливия Колман), что и неудивительно: это безжалостная, как умеет Лантимос, история про дворцовые интриги, разыгранная тремя яркими артистками (Оливия Колман, Эмма Стоун и Рейчел Вайс).

боевик, приключение, фантастика, драма

Афрофутуризм и социальная повестка черного кинокомикса «Марвел» глянулись киноакадемикам: как итог — 7 номинаций

В галерее кинокомиксовых персонажей «Марвел» не хватало только Черной Пантеры — и вот гештальт закрыт. Фильм про вакандийского супергероя поставил режиссер «Станции «Фрутвейл» и «Крид: Наследие Рокки» Райан Куглер, а сыграл его Чедвик Боузман. По сюжету его персонаж, наследный принц Т’Чалла, после смерти отца возвращается на родину, где оказывается в кольце врагов (среди которых Майкл Б.Джордан и Энди Серкис). Помогают Черной Пантере член объединенного антитеррористического центра Эверетт Росс (Мартин Фриман) и королевская гвардия Ваканды, состоящая из женщин. Не столько супергеройский боевик, сколько геополитический триллер в духе бондианы — кинокритики уже поспешили назвать «Черную Пантеру» лучшим фильмом «Марвел».

биография, комедия

Самый симпатичный из оскаровских номинантов тоже поборется за звание «Лучшего фильма», а Вигго Мортенсен и Махершала Али — за актерские статуэтки (причем у Али почему-то роль второго плана)

Начало 1960-х. Гениальный черный пианист доктор Дон Ширли (Махершала Али) решает бросить себе вызов и устраивает турне по расистским южным штатам. В качестве водителя он нанимает Тони Валлелонгу (Вигго Мортенсен) — прямолинейного итальянца, чье прозвище Болтун ему более чем подходит. Однако при всем своем напускном расизме и плебейских замашках Тони гораздо сложнее, чем кажется. Серьезный фильм комедиографа Питера Фаррелли (у которого в портфолио есть еще одно незабываемое роуд-муви — «Тупой и еще тупее») сделан по лекалам лирических фильмов Джона Хьюза — и от того производит такое сногсшибательное впечатление. Это непошлый броманс, в котором есть где развернуться и Мортенсену, и Али. Один играет необразованного, но неглупого мужлана. Персонаж другого соткан из вполне понятных неврозов — он не чувствует себя своим ни среди черных, ни среди белых. Но это кино не про расслоение, а про дружбу — а точнее, про то, что настоящая дружба изживает все, в том числе и расизм.

биография, драма, музыкальный

Самый успешный музыкальный байопик номинируется на «Лучший фильм», но не на «Лучшую песню»!

Байопик про легендарную группу Queen и ее обжигающего фронтмена Фредди Меркьюри (Рами Малек), венцом совместного творчества которых стал концерт «Live Aid» на стадионе «Уэмбли». Даже удивительно, что, несмотря на чехарду с режиссерами (студия отстранила Брайана Сингера от съемок из-за его отсутствия на площадки), из этого «коллективного письма из Простоквашино» получилось хитро устроенное кино. И хотя по жанру это музыкальный байопик, на самом деле — новозаветная семейная драма. У героя Рами Малека три семьи — родители, любимая девушка и группа. Однако везде он чувствует себя чужим. От своих корней он отрекается, когда берет сценический псевдоним Меркьюри. С девушкой расстается, когда осознает собственную гомосексуальность. С группой — когда решает уйти в сольное творчество (а на самом деле завести собственную семью). То есть еще петух не пропел (важное, кстати, для фильма животное, учитывая, что Queen записывают «Богемскую рапсодию» на ферме), как Фредди, словно апостол Петр, трижды отрекся от близких ему людей, потому что его соблазнил усатый искуситель. Далее осознавшему свою ошибку фронтмену Queen остается только одно: раскаяться и покаяться, что он, собственно, и делает. Но есть нюанс: поскольку за грехи так или иначе приходится платить, у этой истории не может быть стопроцентного хеппи-энда. Фредди настигает расплата. Согласно концепции фильма, эта расплата — СПИД. Но теперь Меркьюри готов встретить его с высоко поднятой головой, потому что ему-таки удалось найти приличного усатого мужчину и завести семью. В итоге все эти религиозные референсы делают кино настоящей библией Queen.  

мюзикл, мелодрама

Леди Гагу номинировали не только за «Лучшую песню», но и за лучшую женскую роль — вот уж действительно звезда родилась

Кантри-музыкант Джексон Мейн (Брэдли Купер) теряет былую популярность и ищет спасения на дне бутылки. Однажды в баре он встречает певицу Элли (Леди Гага), которая снова вдохновляет его на творчество. Они влюбляются друг в друга, начинают вместе писать песни и выступать — но музыканту становится все сложнее воспринимать растущую популярность его подруги. Режиссерский дебют Брэдли Купера — ремейк классического мюзикла 1937 года. От ремейков 1954 и 1976 годов (в последнем сыграла Барбра Стрейзанд) его отличает подход: в прошлых версиях речь шла не о певице, а о молодой актрисе и спившемся актере.

биография, комедия, криминальный

Спайк Ли за свое злое антирасистское высказывание вернулся в пул голливудских режиссеров первого эшелона — и, надо заметить, с бюджетом в 133 раза меньше, чем у «Черной Пантеры»

Афроамериканский полицейский Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон) в беспокойные и расистские 70-е идет ва-банк и по телефону записывается в местное отделение ку-клукс-клана, чтобы предотвратить убийства черных активистов. В этом ему помогает напарник-новичок Флип Циммерман (Адам Драйвер), который изображает Сталлворта при личных встречах с клановцами — и даже вступает в их орден, будучи евреем. Как это часто бывает у ветерана «черного кино» Спайка Ли, жесткая антирасистская сатира и едкие шуточки соседствуют с серьезной проблематикой. К этому обязывает и материал — в основу сценария легли мемуары Сталлворта. В итоге получилось мощное и безапелляционное высказывание, которое удостоилось в Каннах шестиминутной овации.

биография, комедия, драма

Кристиан Бейл снова (и, кажется, в последний раз) радикально изменился ради роли, и это не могли не оценить

Режиссер «Игры на понижение» продолжает выступать в жанре «солидный фильм на «Оскар» и снял байопик про Дика Чейни с целой армией известных артистов — от Кристиана Бейла и Эми Адамс до Стива Кэрелла и Сэма Рокуэлла в роли Джорджа Буша-младшего. Вместо припадочного монтажа и пояснительных вставок в этот раз, видимо, будет очень много пластического грима.

мелодрама, криминальный

Победитель «Оскара» с «Лунным светом» Барри Дженкинс снова номинируется на кинопремию, но в этот раз не в главных номинациях

Влюбленные друг в друга парень и девушка разделены тюремной решеткой: его отправляют в камеру за несовершенное изнасилование, ей нужно не только сражаться за правосудие, но еще и не терять надежды в несправедливом процессе. Зачатый ребенок, скорее всего, вырастет без отца — и две семьи из разных миров помогают молодым людям принять судьбу и бороться за себя. Отдельно надо сказать и про операторскую работу — такие нью-йорские 1970-е вы еще не видели: ничего похожего на Новый Голливуд или виды Гарлема в блэксплуатейшен-фильмах.

биография, комедия, криминальный

Возможность для Мелиссы МакКарти доказать, что она не только комедийная актриса

Нью-Йорк, 1991 год. Писательница Ли Израэль (Мелисса МакКарти), автор биографий знаменитостей — Кэтрин Хепберн, Таллулы Бэнкхед и Эсте Лаудер — теряет постоянную работу в нью-йоркской редакции из-за взрывного характера. Она пытается возродить карьеру писательницы, но, понимая, что выпала из обоймы, начинает проводить все больше и больше времени в баре, где и заводит дружбу с эксцентричным и не менее безработным Джеком (Ричард Э.Грант). Чтобы оставаться на плаву, заработать деньги на лечение коту и оплату квартиры, Ли решает продать букинисту оригинал письма Кэтрин Хепберн за $200. Заметив спрос на подобные «реликвии», она все больше погружается в криминал. В итоге писательница украла, подделала и скопировала около 400 писем от Эрнеста Хемингуэя, Дороти Паркер и др. Фильм основан на мемуарах самой Израэль, но примечателен прежде всего игрой МакКарти, которая доказывает, что лучшие драматические актеры получаются из комиков: ее героиня неприятна, но именно этим и располагает к себе.

исторический, мелодрама, драма

Если у кого-то и есть шанс побороться с «Ромой» в категории «Лучший иностранный фильм», то это у польской формалистской мелодрамы

1950-е, интеллигентный дирижер Виктор (Томаш Кот) собирает по польским деревням народные песни и исполнительниц. Среди голосистых дам он примечает простую девушку Зулу (Йоанна Кулиг), с которой у них закручивается запутанный роман, осложняемый политическими и эстетическими обстоятельствами. Выразительная и изящная мелодрама Павла Павликовского, прославившегося блестящей «Идой» («Оскар» за «Лучший иностранный фильм»), с одной стороны, сложена из стереотипов о мужском и женском, с другой — удачно вписывает незамысловатый сюжет в сложные исторические обстоятельства. В сумме получилось достаточно пронзительное кино про любовь во время идеологической чумы, которое заслуженно увезло из Канн приз за лучшую режиссуру.

драма, криминальный

Еще один скрытый фаворит в номинации «Лучший иностранный фильм» — на этот раз родом из Японии

Плодовитый режиссер Хирокадзу Корээда («Третье убийство») решил снять картину о мелких кражах, которые приводят к раскрытию более значимых семейных секретов. Его герои — Осаму с сыном — совершают небольшое магазинное воровство (это дело у них в привычке) и случайно находят замерзшую маленькую девочку. Осаму забирает девочку в свою семью, хотя его жена не сразу соглашается. Этот случай становится роковым, и счастливая семейная жизнь начинает трещать по швам. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2018 года.

биография, исторический, драма

Только лузерские технические номинации типа «Лучшего сведения звука» и «Лучшего монтажа звука». Также академики обошли вниманием потрясающий саундтрек Джастина Хервица!

Лучший фильм Дэмиена Шазелла («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») на сегодняшний день. Кино, снятое не для прославления американской космической программы (когда астронавты высадятся на Луне, режиссер тактично не вывесит американский флаг), а для того, чтобы поведать историю про невосполнимую утрату и большой побег. То есть это не духоподъемный байопик про астронавта и не ода НАСА, а семейная драма.

Райан Гослинг играет астронавта Нила Армстронга — первого человека, ступившего на поверхность Луны, у которого от рака мозга умирает дочь, и это меняет все: жизнь потухает в глазах у астронавта. В итоге, чтобы попасть на небеса, ему приходится метафорически умереть на Земле. Герой забивает на семью (чудесная Клэр Фой и пара сыновей) и все силы отдает полету на Луну. Нил как бы бежит от семьи, — но что ему нужно на Луне? Кажется, он отправляется туда, чтобы найти там свою умершую дочку, — а не найдя, хоронит. Это кино про космическое одиночество, про то, что там, возможно, никого и ничего нет, поэтому надо ценить тех близких людей, что остались на Земле. В этом смысле очень показательна финальная сцена, когда Клэр Фой садится напротив Гослинга — и их разделяет стеклянная перегородка: между ними все еще стена, но теперь они хотя бы видят друг друга. 

После премьеры на Венецианском фестивале кое-кто поспешил обвинить Шазелла в том, что это студийный проект, в котором не чувствуется его авторского почерка. Но как же так: это самый настоящий Шазелл, просто разросшийся до космических масштабов. Такое кино мог снять только он, потому что помимо излюбленного приема режиссера (отправить зрителя в нокаут в третьем акте) кинематографу этого постановщика свойствен момент встречи двух близких людей после долгого расставания — и то, какими глазами они друг на друга посмотрят. Это было и в «Одержимости», и в «Ла-Ла Ленде». В «Человеке на Луне» Шазелл идет дальше и снимает про невстречу близких людей. Оттого его финал выглядит еще горше: в космосе никто не увидит твоих слез, пора возвращаться домой.

триллер, драма

«Лучший оригинальный сценарий» — как бы это смешно ни звучало для фильма, который собран по принципу «Таксист» + «Дневник сельского священника»

Пол Шрейдер («Похабщина», «Люди-кошки») — один из немногих сценаристов и режиссеров Нового Голливуда, который продолжает до сих пор писать и снимать. При этом за сорок с лишним лет его перо нисколько не притупилось — а сам Шрейдер стал только мудрее. Вместе с ним повзрослел и его лирический герой: бунтарь, одиночка, который противостоит системе, обществу, а порой и всему миру. Ведь в этом мире автору и его герою, судя по всему, никогда не суждено стать своими. Преподобный Эрнст Толлер (Итан Хоук) в «Первой реформатской» похож на постаревшего Трэвиса Бикля из «Таксиста», сценарий к которому когда-то написал Шрейдер. За все эти годы его спор с жизнью не прекратился ни на один день. Герой Шрейдера все так же не способен ни к созиданию, ни к примирению. Отчаяние и апатия идут за ним следом, наступая на пятки. Сил на бег уже не осталось, но он все равно продолжает упрямо брести вперед, лишь иногда переводя дыхание, когда ему удается во что-то ненадолго поверить. К слову, вере в новой картине уделено немало места. Режиссер рассуждает о том, что на смену картонной религии прошлого тысячелетия с ее храмами для туристов пришла новая — экоактивизм, — построенная на столь же зыбкой почве. И как бы главный герой ни пытался очиститься, засоры в душе не промыть никакими моющими средствами. И все же «Первая реформатская» не о безысходности, в отличие от, скажем, «Дневника сельского священника» Робера Брессона, из которого Шрейдер позаимствовал фабулу с мятущимся священником. На протяжении почти двух часов режиссер ведет со зрителями взрослый разговор (лишь иногда переводя дыхание, когда Итан Хоук и Аманда Сейфрид слушают дыхание друг друга) и не дает ответов на сложные вопросы, потому что его задача состоит в другом: вывести из зоны комфорта, взбудоражить, взволновать. Все это делает «Первую реформатскую» ни с чем не сравнимым упражнением для ума и души.

приключение, фэнтези, мюзикл, семейный

Вечно молодую и задорную нянечку номинировали за лучшую музыку, песни, дизайн костюмов и художественное оформление

Бэнксы из «Мэри Поппинс» 1964 года выросли — Майкл (Бен Уишоу) стал банковским служащим, обзавелся тремя детьми и потерял жену, а Джейн (Эмили Мортимер) устроилась на работу в профсоюз и взяла на себя заботу о племянниках. На дворе Великая депрессия, и семья рискует оказаться без крыши над головой. Начальник Майкла Уилкинс (Колин Ферт) планирует конфисковать их дом в счет долга. К счастью для Бэнксов, с неба на зонтике десантируется няня Мэри Поппинс (Эмили Блант), которая с помощью песен и танцев решит все проблемы — как финансовые, так и экзистенциальные. Голливудский мастер по мюзиклам Роб Маршалл («Чикаго», «Чем дальше в лес») не стесняется откровенно копировать «Мэри Поппинс», но едва ли его кто-то в этом упрекнет — оригинал иначе как самим совершенством не назовешь.

вестерн, трагикомедия

Некогда лауреаты «Оскара», братья Коэны, на сей раз удостоились только номинаций за адаптированный сценарий, песни и костюмы

Фартовый стрелок Бастер Скрагс (Тим Блейк Нельсон) думал, что удача будет любить его всегда, но нет. Грабитель банков (Джеймс Франко) напоролся не на того клерка. Возрастной старатель (Том Уэйтс) изрыл долину в поисках самородка, однако оказалось, что золото нужно не только ему. Неприятный импресарио (Лиам Нисон) почем зря эксплуатировал калеку-актера (Гарри Меллинг, Дадли из «Гарри Поттера»), пока не нашел курицу, несущую золотые яйца. Кисейная барышня (Зои Казан) оказалась не приспособлена к жизни, когда ее брат отдал концы в обозе переселенцев, следующем в Орегон. Несколько незнакомцев ехали в одном дилижансе в форт Морган — и по ходу путешествия узнали много интересного друг о друге. Новый фильм братьев Коэн состоит из нескольких, не переплетающихся между собой новелл. Какие-то из них уморительные, какие-то — остроумные, а какие-то — по-настоящему лютые. Объединяет их только одно: все они рассказаны с неизменной сардонической усмешкой. Из этого пестрого коллажа можно было бы, наверное, сделать какой-то универсальный вывод о человеческой природе, но братья к этому не стремятся, ограничиваясь сатирой и юмором. Альманаху Коэнов не хватает целостности, как, наверное, и самой жизни, которая привыкла выступать в самых разных жанрах, — и если из этого фильма и можно сделать какой-то вывод, то только в форме мема: каждый раз, когда думаешь, что все налаживается, не спеши радоваться, это просто жизнь перезаряжает ружье.

триллер, ужасы, драма

Не забыли академики и о бесшумном хорроре, номинировав его, разумеется, за «Лучший монтаж звука»

После нападения сверхъестественных существ Земля превратилась в место, в котором лучше не шуметь: монстры реагируют на любой звук. Поэтому семейная пара Эвелин и Ли Эббот (Эмили Блант и Джон Красинки, супруги и в реальной жизни) общаются с детьми на жестовом языке, ходят дома без обуви и всячески стараются не высовываться, однако ситуация осложняется тем, что Эвелин готовится вот-вот родить. Хоррор с оригинальной задумкой и не менее виртуозным исполнением. Не первая, но уже ставшая самой громкой режиссерская работа Джона Красинки (сериал «Офис»).

боевик, приключение, фэнтези

Эпичный марвеловский кинокомикс посоперничает за «Лучшие спецэффекты» с «Ханом Соло», «Первому игроку приготовиться», «Кристофером Робином» и «Человеком на Луне»

Через десять лет и восемнадцать фильмов Мстители сходятся в битве с самым сильным противником — Таносом (Джош Бролин). Однако фокус картины будет заключаться в том, что большая часть событий будет рассказана с точки зрения злодея, который собирает шесть камней бесконечности, для того чтобы по щелчку пальцев уничтожить половину Вселенной. Другим по важности персонажем этой истории станет Тор (Крис Хемсворт), у которого будет миссия со Стражами Галактики. Всего же в «Войне бесконечности» появится тридцать с лишним супергероев, а блокбастер ознаменует собой начало конца первой саги киновселенной «Марвел». Ее ждет мягкий перезапуск: новые истории и новые герои.

биография, документальный

Главный претендент на звание «Лучшего документального фильма»

Уважаемый жанр — документальный байопик про интересного человека. «RBG» фокусируется на карьере судьи Верховного суда США Рут Бадер Гинзбург, насчитывающей несколько десятилетий. Она участвовала в разработке правового наследия и стала иконой поп-культуры.