Киноафиша Москвы

Фильм «Братство»

2019, Россия

6.1
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Братство — трейлер

Смотреть трейлер

Скандальная военная драма Павла Лунгина про Афганистан

Советские войска готовятся к выходу из Афганистана, но неудачное катапультирование сына генерала в плен моджахедам приводит к новой вспышке непредвиденного насилия. Что бы там ни думал Минкульт, заслуженный мастер Павел Лунгин («Такси-блюз», «Дама пик») снял свой самый зрительский фильм, в котором нет ничего предосудительного, кроме любви к кино, интереса к человеческой психологии в чрезвычайных ситуациях и шуршащей пленочной картинки.

Актеры

Режиссер фильма «Братство»

69 лет Фильмов: 12
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Денис Виленкин
Фото Денис Виленкин

Денис Виленкин о фильме «Братство»

отзывы: 28
оценок: 65
рейтинг: 49
6

Афганский измор

1988 год. Советские войска собираются покидать Афганистан. 108-й мотострелковой дивизии предстоит пересечь перевал Саланг, кишащий кишлаками и отчаянными моджахедами. С самым главным из них, Хошемом, пытаются договориться находчивые разведчики (Кирилл Пирогов и Федор Лавров). Однако с каждым часом обстановка накаляется, в тылу врага появляются новые военнопленные, как снег на голову обрушиваются засады (в одну из них попадает эпизодический Александр Кузнецов), а журналист-хроникер, следующий за служащими по пятам, просит кинематографично дергать за ручку двери в бараке, куда, конечно, ведет подлая растяжка. Война почти закончена, но жить от этого не легче.

«Братство» Павла Семеновича Лунгина, как известно, обвиняют в дегероизации образа советского военнослужащего, в частности афганского ветерана. В общем-то оговаривают за все те умыслы, что предваряют любое кино, даже не хорошее или плохое, а просто любое художественное произведение, где есть живые люди с положительными и отрицательными чертами. «Братство» же не располагает вообще никакими поползновениями на политическую или гражданскую инаковость. Это по-хорошему ностальгическая двухчасовая зарисовка (в которой, разумеется, не может быть ностальгии) о вещах малозначительных, как покупка подержанного приемника Panasonic на афганском рынке или трапеза советских разведчиков самым вкусным виноградом в Афганистане. Весь этот детальный ситец, застигнутый неуемной гринграссовской камерой, не дает даже промелькнуть мысли о подрывной режиссерской задаче.

С каждым фильмом после своего первого «Такси-блюза» Лунгин набирал в образно-метафорическом весе. Нельзя сказать, что это комплимент, наоборот, настораживающая констатация факта. Небесная легкость дебюта двадцать лет отдавала последние издыхания, немного в «Острове», немного в «Царе», имперская хватка большого кино была крепка. Затем последовала неуклюже-громоздкая «Дама Пик», в которой режиссер попробовал пересобрать свой авторский стиль и отойти от важных суконных откровений куда‑то в свой привычный мир девяностых с томиком Пушкина в руке. Вышло оглушительно плохо.

Тем интереснее, что «Братство» не выглядит возрастной попыткой поговорить о вечном со своей колокольни постметанедомодерна, не цедит истины через неустойчивые зубы и не фальшивит. Если закрыть глаза на некоторые детали (о них см. ниже), то сделано свежо, незаезженно, со знанием дела. Обаяние фильма проявляется еле заметными пленочными артефактами «Кодака» на экране и прячется где‑то между перевернувшимся грузовиком с мукой, по-копполовски трансцендентно застилающей кадр и по-мендесовски абсурдистски разбросанными по военной дороге манекенами. Фильм постоянно метит в тему иллюзорности войны в духе «Морпехов» Мендеса, но чаще все же промахивается.

Фильм пусть и является неким режиссерским обнулением, но изобразительный груз так никуда и не делся: Лунгину не достает чувства меры в эстетических категориях. Позднемихалковский кораблик, который русский военнопленный подарит афганскому мальчику, в кадре соседствует с надрывным голосом Егора Летова. Иной постановщик обойдет, не оцарапает хрупкое нутро с виду жилистой картины пронзительно мощным летовским вокалом и мантрическим посылом. К примеру, Борис Хлебников, убравший «Долгую счастливую жизнь» с титров и элегантно оставивший только в названии. Лунгин, желая сделать фильм громче и объемнее, почему‑то работает по принципу «танки грязи не боятся» и идет во все тяжкие, показывая вдруг совсем неаккуратные расписные факи всем любовно вытекающим из фильма интеллигентским референсам, от тех же «Морпехов» до «Ноги» Никиты Тягунова и даже фильмов Нури Бильге Джейлана.

С другой стороны, избыточность не откровение для творчества Лунгина. В «Линии жизни» с Венсаном Пересом и Арменом Джигарханяном (уже немного избыточно, да?) песня «La vie en rose» в разных смыслообразующих вариациях звучала по кругу из уст разных героев, а Александр Балуев с большими крыльями за спиной обязательно должен был тянуть пистолет себе в рот. В таком случае интересно, почему «Братство» не состоит целиком из вопиюще жирных акцентов времени и характеров. Заслуга ли это самого Лунгина или его сына Александра Лунгина, который писал с ним вместе сценарий и работал над переосмыслением «Дамы Пик» и сам снимает фильмы? Кто кого бил по рукам? И бил ли вообще? Учитывая, что некоторые сюжетные линии просто обрываются, а персонаж журналиста исчезает в небытии, осмелимся выдвинуть предположение, что какая‑то возня около клавиатуры все-таки велась.

Можно поругаться и на рваность повествования, и на странную, но очень классную, хоть и не слишком зрительскую структуру с осеняющими вкраплениями чистого арта (побег героя Евгения Сангаджиева в рапиде). Можно посетовать на не слишком генеральскую смелость, если ждать от фильма этапного высказывания об Афгане, или рассердиться на редкие батальные сцены, и те предательски лишенные всякого саспенса. Но это неважно.

Когда пожилой человек вещает сентиментальности о жизни на плацу или в штабе, все равно же решительно невозможно оторваться, потому что главное не как и что, а с какой стремительной жаждой диалога звучат фразы. Это чувство направляет и «Братство», и, в его случае, фразы монтажные. Все-таки в современном российском батальном кино вы больше не разыщете картины, где четыре мужика трясутся в ветхом автотранспорте и планируют поход в кинотеатр «Художественный» и ресторан «Прага», которые сегодня, как и война в Афганистане и телевизионные антенны в кишлаках, давно утратили свое первоначальное значение. Как и пленочное художественное кино, чего уж там. А здесь оно у Павла Семеновича еще (или уже) теплится, будто заново научилось дышать.

8
5
...
7 мая 2019

Лучшие отзывы о фильме «Братство»

Фото Ильдар Хайруллин
Фото Ильдар Хайруллин

Ильдар Хайруллин о фильме «Братство»

отзывы: 2
оценок: 2
рейтинг: 16
4
На любителя

Так себе, ни рыба ни мясо. Не почувствовал я дух того времени, кажется, что современные ребята что-то промышляют в Афгане во времена бесславной войны. Никакого сочувствия, никакого катарсиса, порой фильм вообще как набор эпизодов, нет ни характеров, ни захватывающей истории

15
0
...
10 мая 2019
Фото Роман Корнев
Фото Роман Корнев

Роман Корнев о фильме «Братство»

отзывы: 87
оценок: 91
рейтинг: 224
9

Крутейший фильм! Без пафоса и прочей псевдопатриотической шелухи. Одна из лучших военных драм последних лет

17
5
...
10 мая 2019
Фото Владимир Морозов
Фото Владимир Морозов

Владимир Морозов о фильме «Братство»

отзывы: 15
оценок: 102
рейтинг: 47
Отстой
Колхоз
Как развидеть
1
Полный отстой

Мда... давно не смотрел настолько плохих фильмов. Сюжетная линия вообще ни о чем, не затягивает, глупая, такие фильмы тяжело досматривать. Актеры подобраны плохо, их игра оставляет желать лучшего, диалоги полный отстой. Все пьют водку и курят сигареты. Мерзко и жалко потерянного времени.

12
2
...
12 мая 2019
Фото Serge Schwander
Фото Serge Schwander

Serge Schwander о фильме «Братство»

отзывы: 161
оценок: 166
рейтинг: 573
9

Очень реалистичен, со съемкой - с пылью на экране, словно снятый на пленку в 90-е. Фильм заставляющий задуматься. О войне и мире. И о том, что не бывает победителей.

10
4
...
10 мая 2019
Фото Алексей  Соловьянов
Фото Алексей  Соловьянов

Алексей Соловьянов о фильме «Братство»

отзывы: 59
оценок: 63
рейтинг: 122
4
"..довольно среднее, сотканное из клише произведение.."

не могу не согласиться с Никитой Сергеевичем нашим Михалковым, оценившим ленту, как "..довольно среднее, сотканное из клише произведение.."
Очень слабое кино.. сценария просто нет.
Единственное достоинство, это операторская работа и блистательный Федор Лавров.
давно слежу за ним.. здесь он безупречен.
все.

5
0
...
14 мая 2019

Галерея
Добавить фото
Поддерживаются форматы jpeg и jpg.
Минимальное разрешение фото 800х600, максимальный размер файла 20 Мб

Информация от прокатчика «Братство»

Информация предоставлена компанией Walt Disney

В основе фильма лежат реальные события, которые произошли в 1988 году, за несколько недель до вывода советских войск из Афганистана. Командование 108-й мотострелковой дивизии планирует отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов Инженера Хошема. Разведка пытается договориться о перемирии с душманами, но дело осложняется тем, что в плен к Хошему попадает советский военный пилот. Начинается сложная игра, в которой переплетаются противоположные интересы множества самых разных людей: штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновников из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов. А в самом центре этого водоворота оказываются солдаты разведроты, для которых важнее любых политических соображений остается правило «не бросать своих». Новый фильм Павла Лунгина рисует максимально правдивую картину событий тридцатилетней давности и отчетливо показывает, что на войне — особенно если эта война вот-вот закончится — никогда ничего не идет по плану.