КиноафишаМосквы

Фильм «Леди Бёрд»

Lady Bird (2017, США)
6.6
оценить
Смотрите фильм "Леди Бёрд" на сайте okko.tv от 99 рублей
Без рекламы!
В Full HD
0:00 / 0:00
0:00

Леди Бёрд — трейлер

Смотреть трейлер

Новая икона инди-кино: ретродрама про школьницу

Режиссерский дебют актрисы и инди-принцессы Греты Гервиг («Ханна берет высоту», «Девицы в беде», «Милая Фрэнсис»), в котором она остается за кадром: главную роль играет Сирша Ронан. Тем не менее это история целиком о Гервиг: о том, как она скучала в католической школе в Сакраменто, как постоянно ссорилась с матерью-медсестрой, как училась сочувствовать потерявшему работу отцу и как мечтала сбежать в Нью-Йорк. Все действие фильма умещается в один выпускной год. Героиня настолько отстранена от родителей, что отказывается от своего имени Кристина и придумывает прозвище Леди Бёрд. Родители перед ней виноваты лишь в том, что невыносимо бедны. Поэтому все сцены в доме — драма уровня какого-нибудь «Августа», где родные люди вымещают друг на друге злость и отчаяние от жизненных неудач. Зато все эпизоды в школе — легкая, веселая и трогательная комедия в духе «Джуно» и «Проделок в колледже». При этом Леди Бёрд — из тех редких юных героинь, которые предпочитают не рефлексировать, а действовать. Поэтому иронии в фильме гораздо больше, чем надрыва, а причин праздновать — больше, чем поводов ее бояться.

Актеры

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1190
оценок:
821
рейтинг:
18417
7

Лирическая комедия Греты Гервиг о ее юности

В самом начале нулевых в калифорнийском Сакраменто 17-летняя Кристина (Сирша Ронан), предпочитающая называть себя Леди Бёрд, заканчивает католическую школу и готовится поступать в колледж. Ее семья — очень скромного достатка: строгая мама (Лори Меткаф) вкалывает медсестрой в две смены, добродушный инертный папа (Трейси Леттс) вообще теряет работу, приемный брат, несмотря на диплом Беркли, стоит на кассе в супермаркете. Кристина мечтает о знаменитых университетах Восточного побережья — главное, чтоб подальше от дома, — но они стоят денег; пока же она ссорится с мамой, дружит с девочками (Бини Фельдштейн, Одейя Раш) и влюбляется в мальчиков (Лукас Хеджес, Тимоте Шаламе).

За минувшие месяцы — пока шел сезон наград и прочих итогов года («Леди Бёрд» из больших призов получила «Золотой глобус») — про режиссерский дебют Греты Гервиг было сказано огромное количество добрых слов, по большей части справедливых. Может быть, даже чрезмерное, в связи с обстоятельствами, не имеющими прямого отношения к киноискусству. Сейчас, когда «Леди Бёрд» наконец вышла в российский прокат, страсти уже улеглись, что этой картине только на руку: конечно, это никакой не «фильм года», а присутствие Гервиг в оскаровской режиссерской номинации рядом с Полом Томасом Андерсоном и Ноланом было довольно смехотворно. И тем не менее это не просто очаровательная безделушка, как тянет постановить, а умная, хорошо сделанная, зрелая работа.

Собственно, едва ли не главное достижение Гервиг — как раз эта легкость, скромность, ощущение пустячности, незначительности происходящего, готовность уложиться в полтора часа. Когда речь идет об автобиографии, пусть и условной (Гервиг — дочь медсестры из Сакраменто, на рубеже тысячелетий закончившая католическую школу), наверняка велик соблазн поговорить основательнее, а в дебюте (тоже условном: Гервиг прежде работала по ту сторону камеры с Джо Сванбергом и своим нынешним бойфрендом Ноем Баумбахом) хочется выступить погромче. Однако режиссер безжалостно режет по собственному живому, то и дело обрывает саму себя на полуслове, и фильм смонтирован безукоризненно: каждая из немногочисленных пауз драматургически оправдана, каждая идея — их тоже, допустим, не очень много — выражена просто и ясно, каждая эмоция слегка недоиграна.

В большой степени, конечно, все это работает благодаря Сирше Ронан, которая производит впечатление абсолютной естественности, но мы-то много раз видели ее раньше и знаем, что все это замечательная техника; Ронан, кажется, главный кандидат на то, чтобы стать Мерил Стрип своего поколения. С одной стороны, она потешно пародирует взрослую Грету Гервиг, с другой — идеально попадает в трагикомический, достоверный, узнаваемый далеко за пределами Калифорнии образ слегка бунтующего тинейджера с плохой кожей, розовыми волосами и категоричным мнением по всем вопросам.

Фильм, охватывающий значительный временной промежуток, разбит на сценки и подсюжеты. Отношения Кристины с матерью: важнейшая и самая сентиментальная линия, которой прекрасная Меткаф дает необходимый нерв и не дает уйти в штампы. Дублирующие эту любовь-ненависть отношения Кристины с родным Сакраменто, который субъективно изображен совершеннейшей деревней (хотя это все-таки столица штата и довольно большой город). В меру забавные школьные зарисовки с любопытным католическим оттенком; лучший момент — приход футбольного тренера на подмену руководителя драмкружка. Слишком расчетливо милая, пожалуй, дружба с пухлой девочкой. Слегка искусственные, но трогательные и смешные истории про мальчиков, томного мажора-анархиста Шаламе из «Зови меня своим именем» и похожего на щеночка, но с секретом Хеджеса из «Манчестера у моря».

И все это в конечном счете складывается в объемный, нежный портрет юности, переходящей в молодость, — периода, когда любой порядочный человек чувствует себя несчастным, что годы спустя вспоминается с юмором и легкой досадой, которые и демонстрирует Гервиг. В данном случае подготовленный зритель заранее знает ответ на главный вопрос, волнующий героиню, — удастся ли ей преодолеть экономическую в первую очередь предопределенность, станет ли она кем-то, сделает ли что-то: да, еще как.

6

Отзывы пользователей о фильме «Леди Бёрд»

Фото Сквонк
отзывы:
177
оценок:
390
рейтинг:
476
5

Яркий пример предоскаровского оверхайпа, который испортит просмотр не одному зрителю. Всякий раз пытаешься напоминать себе, что это хорошее кино, но вместо этого только и думаешь о том, что «не великое же, не лучшее из лучших, даже не отличное». Это хорошее кино в жанре «подростковой драмы 1980-х», только снятой в декорациях 2000-х. Все штампы налицо, но эти штампы – действительная жизнь девочки-подростка, ученицы католической школы. Не придирешься. За ней интересно наблюдать, разглядывать, рассматривать – но не сказать, что интересно вообще смотреть за редким исключением. Драматическая коллизия «чеховская», только Леди Бёрд хочет не «в Москву, Москву, Москву!», а в «Нью-Йорк, Нью-Йорк, Нью-Йорк!», вырваться из богом забытого городка – хотя это Сакраменто, и не такой уж богом забытый, но спишем на художественное преувеличение, да и, чего уж там, действительно не Нью-Йорк. Диалоги местами остроумны, сценки тоже – но всё это лишь инди-извод какого-нибудь «Клуба «Завтрак», и вообще лент Джона Хьюза. Сентиментальное воспитание девицы рассказано с легкой иронией: бунт против матери, вечно не те бойфренды, ссора с лучшей подругой, зависть к богатым «королевам школы» и преследуемое чувство недовольства скукой и провинциальностью окружающей жизнью. Хотя поглядеть со стороны: провинциальной, известной до трафаретной потери смысла еще из русской литературы выглядит как раз пресловутый подростковый бунт и сама инфантильно-хипстерская манера рассказа, очень болтливая, рассчитанная на подачу ироничного мяча зрителю, от чего сам зритель постоянно устает.

Фильм не живет сам для себя, он живет нарочито, сделано и для зрителя. То легкое дыхание жизни, нью-йорской свежести, взбалмошности и несерьезности, которое было свойственно фильмам Ноа Баумбаха с самой Гретой Гервиг, и лентам, например, Уита Стиллмана или Ричарда Линклейтера («Под кайфом и в смятении» в первую очередь) – у самой Гервиг (которая старается походить сразу на всех, и на Вуди Аллена тоже) начисто отсутствует. И Аллен, и Баумбах, не говоря уже о Стиллмане – специфически тоже условны, но их искусственность в определенном смысле оскара-уайльдовская игра сверкающим камнем, на гранях которого странным образом отражается и искажается гротескно жизнь. Чтобы такое работало, нужна дистанция. А ее в «Леди Бёрд» нет, потому что между персонажем Сирши Ронан и самой Гретой Гервиг нет особенной возрастной и поколенческой разницы. Точно сама Ронан снимает о себе (фактически, это и ее фильм тоже – и она великолепно в нем живет, несмотря на всю его театральную условность). И делает это со свирепо-серьезной миной на лице, старательно выводя в подростковом дневнике полюбившиеся философские цитаты, так прекрасно, как будто, комментирующие ее жизнь. И как бы не хотелось думать, что со стороны это будет казаться наивно, нелепо, смешно – уверяю вас, подростковые дневники временами это еще очень и очень скучно.

Но для первого режиссерского опыта - лента, конечно, хороша.

5
Фото Alex Gracheva
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
2
9

Душевный фильм, понравился. Единственное «но». Обрывается резко, а ты ещё погружен в фильм с головой.

2
Фото Типичный критик
отзывы:
94
оценок:
94
рейтинг:
100
7

Юность кончилась.

В итоге, перед нами обычная, похожая на большое количество подобных картин - небольшой отрезок из “драмы взросления” молодой девушки на пороге 18-летия и выпускного бала, с комплексом “избитых” проблем - первый секс с парнем, конфликт в школе (при том, католической), проблемы с семьёй (и особенно, стычки с приёмным братом) из-за своей “мечты” - поступления в университет на другом конце страны в Нью-Йорке. Сакраменто - небольшой город в Калифорнии, и невыносимое место для Кристины “Леди Бёрд” Макфирсон, где каждый закоулок и магазинчик, говорят о чём-то патриархальном и закостенелом. Учёба в католическом колледже - постоянное нарушение правил, выговоров, и желание “упорхнуть” из этой душной атмосферы религии и учёбы, где выпускной бал - превращается в “пытку”, и даже отношения с парнем - ничем не помогут, несмотря на то, что его бабка живёт в доме её мечты в этом городе. Начальный эпизод - прыжок из едущей машины на скорости - “апофеоз” всего “протеста”. “Где родился - там пригодился” - это точно, не про Леди Бёрд, которая верит, что это прозвище - её настоящее имя, которое дал Бог, а Кристина - её земное, которое дали люди. В школьном эссе про родной город, её “крик отчаяния” - становится глубоким и нежным письмом о городе, чему удивляется настоятельница в колледже. И вообще, картина, заканчивается милыми кадрами Сакраменто, где голос Леди Бёрд, говорит о милом душе месте, и где понимаешь - что сердцу - точно не прикажешь.
Единственное, на чём держится “структура” этой все-же схематичной ленты, но и со своей особой глубиной (автобиографическая “зарисовка” режиссёра Греты Гервиг) - яркая роль ирландки Сиршы Ронан, которая смогла понять и принять “характер” обычной школьницы женского католического колледжа в Сакраменто. И это - одна из лучших её работ, наравне с героиней похожего фильма “Бруклин” Джона Краули - который, в этом плане - более глубокий и простой. Леди Бёрд замазывает стены своей “девчачьей” комнаты от приклеенных “сердечек” перед отъездом. Юность кончилась.

2
Фото Сергей Елистратов
отзывы:
21
оценок:
24
рейтинг:
82
9

зачётный фильм. было интересно смотреть. затрагиваются подростковые проблемы.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией Universal Pictures International (Россия)

Режиссерский дебют Греты Гервиг рассказывает о жизни Кристины «Леди Бёрд» МакФирсон (Сирша Ронан). Ее бунтарский характер и живое воображение выделяют девушку среди сверстников. Это трогательная история о первой любви, настоящей дружбе и попытке вырваться из провинциального городка, чтобы найти свое место в жизни.