Киноафиша Москвы

Фильм «Софичка»

(2016, Россия)

0
0:00 / 0:00
0:00

Софичка

Смотреть трейлер

Экранизация повести Фазиля Искандера от выпускницы мастерской Александра Сокурова

Экспериментальный курс Александра Сокурова в Нальчике продолжает поставлять талантливых самородков: вслед за нашумевшей «Теснотой» Кантемира Балагова выходит (но с куда, правда, меньшим хайпом) «Софичка» Киры Коваленко — экранизация повести Фазиля Искандера. Согласно сюжету главная героиня после сталинской ссылки возвращается домой, в родную абхазскую деревню, где встречается со своим прошлым.

Отзывы пользователей о фильме «Софичка»

Фото A_ Soul
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
0
5

Абхазская классика или новое видение?
СофИчка или СОфичка… парадоксы начинаются уже с самого названия. Однако, если данная своего рода загадка является своего рода интригой для зрителя (которая, впрочем, проясняется с первого кадра фильма, где заботливые авторы указали нам на правильное ударение над «И»), то последующий сюжет, к сожалению, не справился с задачей фокусирования полного внимания зрителя к своей задумке.
Фильм основан на одноименной повести классика современности , воспевателя кавказской культуры и истории, Фазиля Искандера. Немного о повести: история о сложной судьбе абхазской девушки Софички, которой в жизни пришлось столкнуться со множетвом испытаний, среди которых была большая любовь, ее потеря, ревность родного брата, война, потеря близких, проверка на стойкость, ссылка и, наконец, возвращение к истокам и смирение с реальностью.
В задумке команды режиссеров и сценаристов была своеобразная фишка, которая ни раз, с переменным успехом, использовалась и ранее. Фильм начинается с воспоминаний уже умудренной жизненным опытом, пожилой Софички, которая вернулась с ссылки в родное село. Кадры с ее первого дня в новой семье, свадебное платье, черная фата (да, именно черная, ведь в те времена по абхазским традициям черный цвет спасал от сглаза и злых духов), кавказский застольный калорит, песнопения и прочая культурная атрибутика с первых кадров заставляют зрителя забыть о телефоне и попкорне. Впрочем, «насытившись» красивыми картинками, черкессками и саблями, он начинает вникать в суть дела… и здесь начинаются проблемы – фишка дает маху. На мой взгляд, такое количество событий в жизни главной героини должны были быть показаны последовательно, дабы заинтересовать зрителя, заставить его думать: «А что же будет дальше? Как Софичка справится с новой проблемой». Но этого не происходит. Дело в том, что этот прием в современной кинемотографии, рассуждая сугубо субъективно, может быть использован только тогда, когда ты точно знаешь как его использовать, чтобы зритель с первых нескольких кадров не понял, что же в итоге случилось. Зритель XXI века избалован, умудрен и искушен…он знает наперед все задумки режиссера, порой еще до того, как последний успел об этом подумать. Ссылаясь на неопытность творческой команды, мы можем простить данную погрешность…мы, но не зритель и кассовые сборы (говоря о последнем, безусловно, фильм не рассчитан на массовую аудиторию).
Пункт 2. Раскрытие образа героев.
Главной героиней является сама Софичка и создатели картины приложили все силы для раскрытия ее многосторонней личности. Но, потратив все силы на это, не до конца получилось изучить и представить других героев. Ведь эта история такая многогранная, она рассказывает не просто о нелегкой судьбе женщины, она рассказывает о психологическом портрете абхазского села до и послевоенного времени. Где же мудрый дядь Киазым? А тетя Софички? А Зарифа…ведь именно в ее образе показана смена поколений, образа мышления и ценностей. Увы, все эти не менее интересные персонажи были не то что отодвинуты на второй план, а сдвинуты с дальний угол.
Но, нельзя сказать, что картина потерпела полнейший крах. Не доконца разобравшись в сюжете, зритель находит отдушину в начале в невинном проявлении любви между Софичкой и ее мужем, а затем в глазах уже повзрослевшей женщины…глазах, которые после всех выплаканных ими слез еще способны к глубокой любви к близки, к нескончаемое преданности родным, к бескрайней любви к родным местам и верности единственному мужчине ее жизни. Образ зрелой Софички был идеально подобран режиссером: это та женщина, которая олицетворяет образ матери, смотря на которую хочется вернуться домой, хотя бы на мгновение.
Отдельная похвала и молодой Софичке – Лане Басария. Учитывая то, что, насколько мне известно, это была ее первая серьезная кинороль, она с достоинством справилась с передачей всех тех эмоций, которые были на нее возложены, а их было не мало: любовь, нежность, страх, решительность и ненависть - все то, с чем юной Софичке пришлось столкнуться.
Немного о щепитильном… Слышала от многих мнение, что отношения Софички и брата показаны в фильме не с того ракурса, а точнее, не поддаются кавказским реалиям. Ходят слухи, что режиссер не так воспринял близкие отношения героев, обвинив брата во «фрейдовском» отношении к сестре. По правде говоря, я пришла в кинотеатр уже услышав это мнение, возможно, именно поэтому не смогла объективно рассудить. Но, не факт, что неподготовленный зритель сможет учуять данные нотки.
Итак, подведем итоги: не могу поставить 5 кинокартине. К ее просмотру надо подходить уже подготовленным, после прочтения самой повести,либо после просмотра спектакля, который совсем недавно презентовала абхазская труппа Щукинского театрального института (об их постановке нужна писать отдельные оды…ибо плакала я так в последний раз над «Хатико»)
P.S. вопрос к режиссерам: ну, как же можно было пропустить сцену знакомства Софички и ее мужа?

0
Фото alexrubin
отзывы:
52
оценок:
56
рейтинг:
103
7

отлично..!
понятно, что бюджет..но можно было гОры получше снять..)

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Каро»

Эстетская лирическая экранизация одноименного произведения Фазиля Искандера. После двадцати лет сталинской ссылки в родную абхазскую деревню возвращается Софичка. Перед глазами проходит вся ее жизнь: счастливая юность, любовь и гибель мужа. Глобальные исторические события — лишь фон, на котором персонажам предстоит прожить свои судьбы. Нелинейное изложение сюжета постепенно складывается в полную картину жизни героев.