Фильм

Фильм Персональный покупатель

Personal Shopper (2016, Франция, Германия, Бельгия, Чехия, Оман, Великобритания), IMDb: 6.1

6.7
6.1
1/34

Кристен Стюарт видит призраков

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает личным ассистентом покупок у немецкой супермодели в Париже, а еще она медиум: умеет общаться с привидениями и ждет сигнала от своего брата-близнеца с того света. Новый триллер бывшего кинокритика Оливье Ассайяса («Ирма Веп», «Карлос»), освистанный на Каннском фестивале, но получивший приз за режиссуру — очевидно, жюри увидело в нем призрак какого-то стоящего кино.

СтранаФранция, Германия, Бельгия, Чехия, Оман, Великобритания
Продолжительность1 час 41 минута
Дата выхода17 мая 2016
Дата выхода в России2 марта 2017
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Персональный покупатель»

7Кристен Стюарт между призраками и шопингом

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает в Париже помощницей знаменитой в мире моды женщины по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). В ее обязанности входит подбирать и покупать для нее платья, сумочки и украшения в роскошных бутиках и ателье. В свободное время Морин, считающая себя медиумом, пытается вступить в спиритический контакт со своим братом-близнецом, который скончался три месяца назад. У него был порок сердца; точно такой же есть у нее. Доктор рекомендует Морин избегать сильных эмоций.

В предыдущей картине Оливье Ассайяса «Зильс-Мария» Стюарт тоже работала персональным ассистентом у знаменитости, но на этом сходство, пожалуй, заканчивается: там ее отношения с актрисой, которую играла Жюльетт Бинош, были эмоциональным центром фильма, здесь босс (видимо, модель, ставшая дизайнером, или что-то такое — даже это толком непонятно) едва появляется в кадре; дома она бывает проездом из Милана в Марокко. И вообще — «Покупатель» больше похож на ранние экспериментальные фильмы француза — «Ирму Веп», «Демона-любовника», — чем на респектабельное европейское кино, которым он занимался последнее десятилетие. Ассайяс снова играет с жанрами, и в первую очередь — неожиданно — с хоррором.

Конечно, это не вполне фильм ужасов, как «Фотоувеличение», дальний родственник этой картины, не вполне детектив, но режиссер с самого начала дает понять, что готов зайти далеко: в первой же сцене Стюарт остается ночевать в огромном доме, где жил ее покойный брат, и сталкивается там с натуральными призраками, летающими по воздуху и изрыгающими эктоплазму. И уже тут зрителю нужно принять решение: либо заключить, что Ассайяс выжил из ума и/или издевается (как сделали многие критики), либо все-таки попытаться понять, зачем ему это надо.

Если призраки точно есть — мы их видим собственными глазами (или не видим, как в гениальной сценке с дверями на фотоэлементах), — то с Морин все не так просто: она практически лишена социальных связей, а значит, ее как бы и нет. Окружающий мир общается с ней посредством записок: оставленных на столе, подложенных под дверь, посланных по телефону. Она в чужой стране и в чужом городе, без языка. Брат, с которым она была, очевидно, очень близка, мертв. В скайпе имеется бойфренд, который настраивает какие-то протоколы безопасности в Омане, но он ей как раз вполне безразличен. Единственный, с кем Морин натянуто общается, да и то по делам, — подруга брата. Ее работа — выполнение бессмысленных капризов человека, которого она почти не видит. Наконец, у нее в любой момент может отказать сердце.

Иначе говоря, она примерно как Брюс Уиллис в «Шестом чувстве». И фильм — о том, как она пытается все-таки зацепиться за реальность, вернуться в нее. Во-первых, парадоксальным образом, через мир духов. Ассайяс на полях комментирует это — не без иронии — с помощью видео про знаменитых спиритуалистов, которые героиня смотрит на ютьюбе: одно про шведскую художницу Хильму аф Клинт, которую призраки научили абстрактной живописи, другое (фрагмент из несуществующего телефильма) про Виктора Гюго. Во-вторых, через чувственные отношения с нарядами, которые она покупает, но не имеет право примерять: в ключевой, изумительно сделанной сцене Морин проводит ночь в квартире Киры, надевая ее невероятные шмотки (и не только это). Наконец, у нее завязывается переписка с каким-то настырным незнакомцем, который, возможно, присылает СМС с того света. В этой части фильм порой становится даже более нелепым, чем в эпизодах с эктоплазмой, но это очень занятно, и местами Ассайяс достигает формального блеска Де Пальмы (который тоже никогда не боялся выглядеть глупо). СМС-триллер почему-то до сих пор малоосвоенная территория, режиссер явно получает удовольствие, и не разделить его трудно.

Вообще, несмотря на огромный культурный багаж, который всегда просвечивает у Ассайяса, это очень современная, очень сегодняшняя картина — и неслучайно француз так ухватился за идеального миллениала Стюарт, одновременно приземленную и несущую себя с почти сомнамбулической отрешенностью. Сказать, что «Покупатель» — готическая драма про человека с айфоном, значило бы огрубить этот многозначный, игривый, странный и блестящий фильм, но в каком-то смысле это, безусловно, так — технологии все время по-новому оформляют наше одиночество и страх смерти, и Ассайяс предполагает, что если с потусторонним можно перестукиваться, то можно и чатиться.

2 марта 2017
7

Фильм можно частично позиционировать как хоррор, хотя в первую очередь это невероятно сильный драматический перфоманс Кристен Стюарт. Кто бы ранее не критиковал ее после печально известных "Сумерек", но теперь пора всем скептикам замолкнуть и узреть становление действительно классной актрисы.

9 января 2018
7

Персональный покупатель - фильм, который будет понятен любому думающему человеку, живущему в большом городе. Очень современное и привлекательное лицо Кристен Стюарт отражает эмоции по восприятию окружающего безличного социума "благополучного" общества.

Эта девушка очень одинока и тонко чувствует и понимает суть вещей. Несмотря на нормальность и самодастаточность у нее очень странная работа в мире высокой моды.Она не творит, а по сути является курьером. Круг общения - бывшая девушка умершего брата и ее мобильник.

Этот фильм не о призраках загробного мира, а о призраках нашей жизни. И главная героиня ощущает одиночество и эту призрачность окружения очень хорошо.

Она медиум и может общаться с душами умерших, но эта сверхчувствительность делает ее еще более одинокой, поэтому она хочет установить связь с умершим недавно братом. Прозрачная психологическая атмосфера триллера будет понятна поклонникам творчества Джима Джармуша и Дэвида Линча. Это фильм об опустошенности и способах обрести посыл в жизни хотя бы даже разговором с умершими, путь к самой себе и тоска по настоящему человеческому. А финал будет все-равно непредсказуем.

Тонкое, качественное и по-настоящему артхаусное кино

15 марта 2017
7Персональный покупатель / Personal Shopper: одиночество в сети


Картина Оливье Ассайаса на первый взгляд кажется драмой о молодой шопперше в модном Париже с ничуть не менее модной Кристен Стюарт в главной роли. При более близком рассмотрении фильм французского режиссера, получившего в прошлом году награду в Каннах, оказывается неслабым по накалу и саспенсу триллером с примесью детектива и хоррора и, более того, с участием потусторонних сил. Под этим жанровым коктейлем скрывается нео-поэма об одиночестве человека в современном мире.

Молодая девушка Морин (Кристен Стюарт) работает персональным покупателем звезды среднего масштаба по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). Без какого-либо энтузиазма героиня Стюарт разъезжает по Парижским бутикам и выбирает для Киры блестящие платья и ожерелья. По вечерам Морин читает книги об абстрактной живописи и смотрит видео на You-Tube о спиритуализме. Морин пытается выйти на контакт со своим братом-близнецом, недавно скончавшимся от сердечной недостаточности. У девушки такая же болезнь, и в любой момент ее сердце может остановится. Ко всему прочему, Морин начинает получать неоднозначные смски с незнакомого номера. Имя адресата неизвестно как и то, с какого света он пишет.

«Персональный покупатель» во многом вторит предыдущей картине Ассайаса «Зильс-Мария», в которой Кристен Стюарт уже исполняла роль ассистентки богатых и знаменитых. Ассистент, в виденьи Ассайаса, — прекрасная метафора современного человека, его призрачности и нереальности. Отрешенность Морин от реального мира отражается в ее неряшливом наряде а-ля томбой и безразличном взгляде, и здесь Кристен Стюарт подходит на роль как никто другой. Эта отрешенность заполняет все ее существование: героиня в буквальном смысле примеряет на себя жизнь другого человека, но не имеет права эту жизнь проживать. Ее существование заключается в обслуживании жизни другого, в то время как ее жизни как будто и вовсе не существует. Не такова ли жизнь большинства из нас?

Морин практически не имеет живых контактов с внешним миром: с начальницей она обменивается записками, с бойфрендом изредка созванивается по Скайпу, а самые интересные и длительные отношения в фильме протекают в мессенджере на экране телефона, между Морин и ее тайным преследователем. Одиночество в реальности побуждает ее на поиск контакта с потусторонним миром. Возможно, это ее единственная надежда на диалог.

Витиеватые сюжетные линии картины не ведут к развязкам и ответам на заданные вопросы. Зрителя поджидают тупики, знаки вопросов и многоточия. Режиссер превращает многочисленные сюжетные повороты, наполненные своеобразно исполненными жанровыми клише, в контекстуальную материю, фон, а не в историю с началом и концом. Ассайас не дает ответов, потому что они не являются объектом его интереса. Его интересуют вопросы. Язык «Персонального покупателя» метафоричен и призрачен, отчего может показаться не вполне доступным и понятным. Чтобы увидеть картину Ассайаса нужно смотреть не на, а сквозь, словно в поисках призрака.

27 марта 2017
1

Это очень нудный фильм. Идти стоит только если вы состоите в группе "Синий кит".
Одинаковое лицо актрисы, оно вообще не менялось (согласна, ожидаемо), показали сиськи два раза, но и они грустные. Затянутый сюжет, в зале зевали все, "Лучше б на Зверополис пошли" - сказал мужик сзади.
Смотреть стоит любителям артхауса и всего кинематографа, который без рецензий критиков и экстрасенсов не понять. Да и с рецензиями интересней не становится.

7 марта 2017
5

Фильм мог бы стать умеренно остроумной пародией на медиумов и любителей эзотерического знания (чего только стоит блестяще высмеянный спиритический сеанс в доме Гете), но если Ассайяс и шутит, то делает это с очень серьезным лицом - вероятно, в расчете на Канны. В итоге зритель вынужден додумывать за режиссера, параллельно мучаясь вопросом - а был ли, собственно, мальчик (в данном случае - мальчик Льюис)? С одной стороны, условное "потустороннее" постоянно маячит в кадре (иногда чересчур активно - духи, изрыгающие эктоплазму, все же за гранью кинематографического добра и даже зла), с другой, медиум оказался настолько пуст и скучающ, что зацепить его получилось одной смс-кой (занятная и, увы, не раскрученная до конца детективная линия).

В общем, совы не то, чем они кажутся, и автор сдержанной и довольно внятной "Зильс-Марии" тут все же переиграл в хоррор.

5 марта 2017
Все отзывы
Читайте также
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
30 ноября 2020
10 новых французских детективов
10
новых французских детективов
29 июля 2019
Лучшие триллеры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
1 декабря 2017
5 игровых ремейков аниме, которые можно посмотреть на «Нетфликсе»
5
игровых ремейков аниме, которые можно посмотреть на «Нетфликсе»
29 ноября 2021