Фильм

Фильм Персональный покупатель

Personal Shopper, Франция, Германия, Бельгия, Чехия, Оман, Великобритания, 2016

6.7
6.1
1/35

Кристен Стюарт видит призраков

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает личным ассистентом покупок у немецкой супермодели в Париже, а еще она медиум: умеет общаться с привидениями и ждет сигнала от своего брата-близнеца с того света. Новый триллер бывшего кинокритика Оливье Ассайяса («Ирма Веп», «Карлос»), освистанный на Каннском фестивале, но получивший приз за режиссуру — очевидно, жюри увидело в нем призрак какого-то стоящего кино.

СтранаФранция, Германия, Бельгия, Чехия, Оман, Великобритания
Продолжительность1 час 41 минута
Дата выхода17 мая 2016
Дата выхода в России2 марта 2017
Возрастное ограничение16+

Самые ожидаемые события

Рецензия «Афиши» на фильм «Персональный покупатель»

7Кристен Стюарт между призраками и шопингом

Американка Морин (Кристен Стюарт) работает в Париже помощницей знаменитой в мире моды женщины по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). В ее обязанности входит подбирать и покупать для нее платья, сумочки и украшения в роскошных бутиках и ателье. В свободное время Морин, считающая себя медиумом, пытается вступить в спиритический контакт со своим братом-близнецом, который скончался три месяца назад. У него был порок сердца; точно такой же есть у нее. Доктор рекомендует Морин избегать сильных эмоций.

В предыдущей картине Оливье Ассайяса «Зильс-Мария» Стюарт тоже работала персональным ассистентом у знаменитости, но на этом сходство, пожалуй, заканчивается: там ее отношения с актрисой, которую играла Жюльетт Бинош, были эмоциональным центром фильма, здесь босс (видимо, модель, ставшая дизайнером, или что-то такое — даже это толком непонятно) едва появляется в кадре; дома она бывает проездом из Милана в Марокко. И вообще — «Покупатель» больше похож на ранние экспериментальные фильмы француза — «Ирму Веп», «Демона-любовника», — чем на респектабельное европейское кино, которым он занимался последнее десятилетие. Ассайяс снова играет с жанрами, и в первую очередь — неожиданно — с хоррором.

Конечно, это не вполне фильм ужасов, как «Фотоувеличение», дальний родственник этой картины, не вполне детектив, но режиссер с самого начала дает понять, что готов зайти далеко: в первой же сцене Стюарт остается ночевать в огромном доме, где жил ее покойный брат, и сталкивается там с натуральными призраками, летающими по воздуху и изрыгающими эктоплазму. И уже тут зрителю нужно принять решение: либо заключить, что Ассайяс выжил из ума и/или издевается (как сделали многие критики), либо все-таки попытаться понять, зачем ему это надо.

Если призраки точно есть — мы их видим собственными глазами (или не видим, как в гениальной сценке с дверями на фотоэлементах), — то с Морин все не так просто: она практически лишена социальных связей, а значит, ее как бы и нет. Окружающий мир общается с ней посредством записок: оставленных на столе, подложенных под дверь, посланных по телефону. Она в чужой стране и в чужом городе, без языка. Брат, с которым она была, очевидно, очень близка, мертв. В скайпе имеется бойфренд, который настраивает какие-то протоколы безопасности в Омане, но он ей как раз вполне безразличен. Единственный, с кем Морин натянуто общается, да и то по делам, — подруга брата. Ее работа — выполнение бессмысленных капризов человека, которого она почти не видит. Наконец, у нее в любой момент может отказать сердце.

Иначе говоря, она примерно как Брюс Уиллис в «Шестом чувстве». И фильм — о том, как она пытается все-таки зацепиться за реальность, вернуться в нее. Во-первых, парадоксальным образом, через мир духов. Ассайяс на полях комментирует это — не без иронии — с помощью видео про знаменитых спиритуалистов, которые героиня смотрит на ютьюбе: одно про шведскую художницу Хильму аф Клинт, которую призраки научили абстрактной живописи, другое (фрагмент из несуществующего телефильма) про Виктора Гюго. Во-вторых, через чувственные отношения с нарядами, которые она покупает, но не имеет право примерять: в ключевой, изумительно сделанной сцене Морин проводит ночь в квартире Киры, надевая ее невероятные шмотки (и не только это). Наконец, у нее завязывается переписка с каким-то настырным незнакомцем, который, возможно, присылает СМС с того света. В этой части фильм порой становится даже более нелепым, чем в эпизодах с эктоплазмой, но это очень занятно, и местами Ассайяс достигает формального блеска Де Пальмы (который тоже никогда не боялся выглядеть глупо). СМС-триллер почему-то до сих пор малоосвоенная территория, режиссер явно получает удовольствие, и не разделить его трудно.

Вообще, несмотря на огромный культурный багаж, который всегда просвечивает у Ассайяса, это очень современная, очень сегодняшняя картина — и неслучайно француз так ухватился за идеального миллениала Стюарт, одновременно приземленную и несущую себя с почти сомнамбулической отрешенностью. Сказать, что «Покупатель» — готическая драма про человека с айфоном, значило бы огрубить этот многозначный, игривый, странный и блестящий фильм, но в каком-то смысле это, безусловно, так — технологии все время по-новому оформляют наше одиночество и страх смерти, и Ассайяс предполагает, что если с потусторонним можно перестукиваться, то можно и чатиться.

2 марта 2017
7

Фильм можно частично позиционировать как хоррор, хотя в первую очередь это невероятно сильный драматический перфоманс Кристен Стюарт. Кто бы ранее не критиковал ее после печально известных "Сумерек", но теперь пора всем скептикам замолкнуть и узреть становление действительно классной актрисы.

9 января 2018
7

Персональный покупатель - фильм, который будет понятен любому думающему человеку, живущему в большом городе. Очень современное и привлекательное лицо Кристен Стюарт отражает эмоции по восприятию окружающего безличного социума "благополучного" общества.

Эта девушка очень одинока и тонко чувствует и понимает суть вещей. Несмотря на нормальность и самодастаточность у нее очень странная работа в мире высокой моды.Она не творит, а по сути является курьером. Круг общения - бывшая девушка умершего брата и ее мобильник.

Этот фильм не о призраках загробного мира, а о призраках нашей жизни. И главная героиня ощущает одиночество и эту призрачность окружения очень хорошо.

Она медиум и может общаться с душами умерших, но эта сверхчувствительность делает ее еще более одинокой, поэтому она хочет установить связь с умершим недавно братом. Прозрачная психологическая атмосфера триллера будет понятна поклонникам творчества Джима Джармуша и Дэвида Линча. Это фильм об опустошенности и способах обрести посыл в жизни хотя бы даже разговором с умершими, путь к самой себе и тоска по настоящему человеческому. А финал будет все-равно непредсказуем.

Тонкое, качественное и по-настоящему артхаусное кино

15 марта 2017
7Персональный покупатель / Personal Shopper: одиночество в сети


Картина Оливье Ассайаса на первый взгляд кажется драмой о молодой шопперше в модном Париже с ничуть не менее модной Кристен Стюарт в главной роли. При более близком рассмотрении фильм французского режиссера, получившего в прошлом году награду в Каннах, оказывается неслабым по накалу и саспенсу триллером с примесью детектива и хоррора и, более того, с участием потусторонних сил. Под этим жанровым коктейлем скрывается нео-поэма об одиночестве человека в современном мире.

Молодая девушка Морин (Кристен Стюарт) работает персональным покупателем звезды среднего масштаба по имени Кира (Нора фон Вальдштеттен). Без какого-либо энтузиазма героиня Стюарт разъезжает по Парижским бутикам и выбирает для Киры блестящие платья и ожерелья. По вечерам Морин читает книги об абстрактной живописи и смотрит видео на You-Tube о спиритуализме. Морин пытается выйти на контакт со своим братом-близнецом, недавно скончавшимся от сердечной недостаточности. У девушки такая же болезнь, и в любой момент ее сердце может остановится. Ко всему прочему, Морин начинает получать неоднозначные смски с незнакомого номера. Имя адресата неизвестно как и то, с какого света он пишет.

«Персональный покупатель» во многом вторит предыдущей картине Ассайаса «Зильс-Мария», в которой Кристен Стюарт уже исполняла роль ассистентки богатых и знаменитых. Ассистент, в виденьи Ассайаса, — прекрасная метафора современного человека, его призрачности и нереальности. Отрешенность Морин от реального мира отражается в ее неряшливом наряде а-ля томбой и безразличном взгляде, и здесь Кристен Стюарт подходит на роль как никто другой. Эта отрешенность заполняет все ее существование: героиня в буквальном смысле примеряет на себя жизнь другого человека, но не имеет права эту жизнь проживать. Ее существование заключается в обслуживании жизни другого, в то время как ее жизни как будто и вовсе не существует. Не такова ли жизнь большинства из нас?

Морин практически не имеет живых контактов с внешним миром: с начальницей она обменивается записками, с бойфрендом изредка созванивается по Скайпу, а самые интересные и длительные отношения в фильме протекают в мессенджере на экране телефона, между Морин и ее тайным преследователем. Одиночество в реальности побуждает ее на поиск контакта с потусторонним миром. Возможно, это ее единственная надежда на диалог.

Витиеватые сюжетные линии картины не ведут к развязкам и ответам на заданные вопросы. Зрителя поджидают тупики, знаки вопросов и многоточия. Режиссер превращает многочисленные сюжетные повороты, наполненные своеобразно исполненными жанровыми клише, в контекстуальную материю, фон, а не в историю с началом и концом. Ассайас не дает ответов, потому что они не являются объектом его интереса. Его интересуют вопросы. Язык «Персонального покупателя» метафоричен и призрачен, отчего может показаться не вполне доступным и понятным. Чтобы увидеть картину Ассайаса нужно смотреть не на, а сквозь, словно в поисках призрака.

27 марта 2017
1

Это очень нудный фильм. Идти стоит только если вы состоите в группе "Синий кит".
Одинаковое лицо актрисы, оно вообще не менялось (согласна, ожидаемо), показали сиськи два раза, но и они грустные. Затянутый сюжет, в зале зевали все, "Лучше б на Зверополис пошли" - сказал мужик сзади.
Смотреть стоит любителям артхауса и всего кинематографа, который без рецензий критиков и экстрасенсов не понять. Да и с рецензиями интересней не становится.

7 марта 2017
5

Фильм мог бы стать умеренно остроумной пародией на медиумов и любителей эзотерического знания (чего только стоит блестяще высмеянный спиритический сеанс в доме Гете), но если Ассайяс и шутит, то делает это с очень серьезным лицом - вероятно, в расчете на Канны. В итоге зритель вынужден додумывать за режиссера, параллельно мучаясь вопросом - а был ли, собственно, мальчик (в данном случае - мальчик Льюис)? С одной стороны, условное "потустороннее" постоянно маячит в кадре (иногда чересчур активно - духи, изрыгающие эктоплазму, все же за гранью кинематографического добра и даже зла), с другой, медиум оказался настолько пуст и скучающ, что зацепить его получилось одной смс-кой (занятная и, увы, не раскрученная до конца детективная линия).

В общем, совы не то, чем они кажутся, и автор сдержанной и довольно внятной "Зильс-Марии" тут все же переиграл в хоррор.

5 марта 2017
Все отзывы
Читайте также
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
28 новых французских фильмов, на которые не жалко потратить время
28
новых французских фильмов, на которые не жалко потратить время
28 новых французских фильмов, на которые не жалко потратить время
Лучшие триллеры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
Лучшие триллеры 2017 года
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
«Балабанов», «Клипмейкеры» и «Медея»: что смотреть на кинофестивале «Зимний»?
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость