Фильм

Фильм Джой

Joy (2015, США), IMDb: 6.6

Выбор «Афиши»
6.6
6.6
1/27

Дженнифер Лоренс в роли героической изобретательницы «Волшебной швабры»

Дженнифер Лоренс и Брэдли Купер снова играют в фильме Дэвида О.Расселла — а значит, нас ждет еще одна остроумная версия американской истории успеха. Главная героиня — Джой Мангано, мать-одиночка, которая содержит целый дом родственников и однажды изобретает «Волшебную швабру», потому что знает все о том, как правильно мыть полы. Успех приходит не сразу, но при помощи «Магазина на диване» и невероятного упорства Джой неумолимо движется к собственной промышленной империи. 

СтранаСША
Продолжительность2 часа 4 минуты
Дата выхода13 декабря 2015
Дата выхода в России21 января 2016
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Джой»

7Ода к радости


Ее назвали Джой, по-нашему — Радостью; девочка и подавала, и питала надежды, с детства хотела стать изобретательницей. Взрослая жизнь, как водится, оказалась прозаичнее. Папа с мамой разошлись, и мать навеки вперилась в телевизор, а отец перебегал от одной женщины к другой, пока не вернулся в свой бывший дом приживалом. Сама Джой родила двух детей от мужчины, мечтавшего стать певцом — но так и не ставшего. Они развелись, но и после развода тот продолжал жить и петь в подвале ее дома. Сводная сестра заходила, только чтобы покритиковать, единственная подруга худо-бедно утешала. Из родственников в Джой продолжала верить только бабушка. Ее молитвами героиня и нашла неожиданную палочку-выручалочку — самоотжимающуюся швабру, придумав которую Джой обрела славу и деньги. Это, кстати, правдивая история, и говорящее имя героини настоящее, а вовсе не вымысел зацикленных на символах сценаристов.

Еще пару фильмов назад Дэвида О.Расселла надо было специально представлять в рецензиях — такой, мол, подающий надежды «маленький Скорсезе». Сегодня, после успеха драмеди «Мой парень — псих» и плутовской «Аферы по-американски», всем и так ясен потенциал этого режиссера, одного из самых ярких в современном голливудском кино. Очевидно и то, что именно его молитвами Дженнифер Лоренс стала в Штатах молодой актрисой №1, которую никто не вздумает презрительно низводить до статуса звезды «Голодных игр». Вероятно, «Джой» не лучший фильм для обоих, недаром он обошелся единственной оскаровской номинацией (для Лоренс, естественно). Однако вместе с тем это самое гармоничное, цельное и зрелое их сотрудничество.
Здесь нет эксцентрики и бравады предыдущих картин: это спокойная, вполне традиционная житейская мелодрама о реализации американской мечты. Забитая и вечно усталая мать-одиночка, дойдя до ручки, вдруг уверовала в себя и сумела преодолеть обстоятельства; сможешь и ты — на таком немудрящем лозунге зиждется успех подобных фильмов, издавна бывших фундаментом Голливуда. Однако Расселл не ограничивается повторением расхожих штампов. В его интерпретации история Джой не о том, что терпение и труд (плюс непременная вера в себя) все перетрут, а о реванше фантазии, неожиданно берущей верх над реальностью.

Для нас американцы — нация прагматиков и коммерсантов; «Джой» ломает стереотип, раскрывая в них мечтателей и эскапистов. Недаром мать героини (Вирджиния Мэдсен) после расставания с мужем-чудаком (Роберт Де Ниро) навеки приковывает себя к кровати, возлегая на которой смотрит бесконечный, как сама жизнь, сериал — мини-шедевр Расселла, фильм в фильме. Она вся там, по ту сторону экрана, среди роковых красавиц и вероломных злодеев, чей возраст и внешность не меняются с годами. Моментально вспоминается «Приглашение к любви», мыльная опера, за событиями которой следит большинство жителей городка Твин Пикс, не замечая при том, что сами они — персонажи сериала. Такова же судьба членов многолюдной семейки Джой. Да и она — наиболее прагматичная из всех родственников — не расстается с бумажными фигурками, вырезанными ей еще в детстве: другая деталь, достойная «Твин Пикса». Дух Линча витает над «Джой» еще и потому, что здесь заняты сразу три актрисы из его фильмов — упомянутая Мэдсен, исполнительница роли оптимистки-бабушки Дайана Лэдд и сыгравшая роль очередной мачехи Джой Изабелла Росселлини. Странные люди из странного мира, от которого не оторваться, даже если в кадре обсуждаются скучные вопросы домашней уборки.
В какой-то момент на горизонте предсказуемо появляется богатый и влиятельный герой Брэдли Купера — воплощенный принц, — но Расселл обходится с этим обязательным компонентом сюжета остроумно: мужские стати этого красавца, кажется, вовсе не интересуют целеустремленную Джой. Апофеоз успеха Джой не встреча с подходящим кавалером и не коммерческая прибыль от продажи швабр. Ей удается обрести веру в себя и внутреннюю гармонию после того, как, попав в эфир «Магазина на диване», она рассказывает миллионам домохозяек (таким же бесправным, как она) о своем изобретении. Оказавшись в телевизоре — то есть, получив гражданство вожделенного Зазеркалья, — она вдруг стала всемогущей. «Джой» больше сказка про Алису, которая дошла до конца доски и выиграла шахматную партию, чем поднадоевшая история Золушки, снявшей грязную одежду и севшей на трон. К слову, переодеваться в красивое платье для телеэфира Джой демонстративно отказывается, оставаясь в привычной белой рубашке и штанах. В этом простодушном амплуа Лоренс куда убедительнее, чем в макияже хищной красотки из «Аферы по-американски».

Осталось рассказать о еще одной главной героине фильма: швабре. Кажется, Расселл нашел совершенно новую, при этом емкую и эффектную метафору американской мечты. Швабра ассоциируется с грязью и тяжелой неквалифицированной работой, унизительной по определению. Но стоит изобрести скрытый механизм отжима, и она превращается в инструмент очищения от грязи — и уже не требует от того, кто им орудует, гнуть спину и пачкать руки. Так сама Джой стирает, будто ластиком, все ошибки, совершенные ей и близкими, чтобы начать биографию заново. Отныне она чиста, как белоснежные снежинки из финальной сцены, которые неожиданно счастливая героиня ловит ртом. Фильм заканчивается, радость только начинается.

22 января 2016
7

Фильм в целом хорош собой. Да, это биография, местами захватывающая, как фейерверк, местами динамично развивающаяся, но все же с присущей биографическим картинам нудностью. И, да, это фильм-бенефис Дженнифер Лоуренс. Забудьте про Де Ниро, Купера - их герои, по крайней мере в фильме, скорее, примочка к истории бизнес-успеха. Тем, кто собирается посетить кинотеатр для развлечения, идти явно не стоит. Остальным - приятного просмотра!

11 января 2016
9

Я уже посмотрела фильм в оригинале, несмотря на то, что в российский прокат он пока не вышел. Замечательная картина с правдивой историей, которая демонстрирует реальную жизнь со всеми её плюсами и минусами. Лоуренс играет сильную героиню, которая не смотря на все препятствия, в конце концов добивается своего. После просмотра хочется самому дальше идти и изобретать, творить, выдумывать, делать открытия

11 января 2016
7

Дженнифер Лоренс молодец, остальное не дотягивает!
Если честно, то не ожидал от нее такой игры! Думал: "Сейчас будет Сойка-Пересмешница 2." Но я ошибся. Это действительно талантливая драматургия, достойная Оскара!
Зачем нагнали столько знаменитостей в фильм, я не понял. Их роли заурядны. Можно было бы попробовать дать и актерам подешевле. Но, бог им судья!
Поскольку история взята из жизни, то судить сюжет не будем вообще!
Что же остается?
Операторская работа: Постановка сцен, монтаж и движение в кадре очень похожи на "Большие глаза"! Кроме того, меня не покидало чувство, что подобное кино я уже видел. Я не про сюжет, а про режиссуру! А следовательно и про оператора!
Грим и костюмы: Это, конечно, гениально одеть героиню в грязную домашнюю рубашку, но ничего необычного я в этом не увидел.
Сам фильм, без игры Лоренс, не представляет никакого интереса! Все держится вокруг нее! Убери ее и фильм будет скучным и нудным!

1 февраля 2016
9

Понравилось! Мужчинам просто понравилось качество фильма и путь поднятия с колен, а мне понравилось, то, что поймет 99% женщин. И не важно кто ты, просто домохозяйка, или временно осевшая дома, в желании вернуть карьеру, или мечтающая, о чем -то более! Поймут! Ежедневную многозадачность, умение делать то, что ты никогда не умела, отсутствие «не хочу», когда улыбка твоего ребенка важнее, и готовность взяться за все, чтобы он был сыт. И конечно, убийство мечты – поймут. Так вот – главный вопрос фильма, можно ли реанимировать себя и воскресить мечту, заваленную бытом, рутиной, ради того, чтобы вспомнить о том, что на самом деле хотелось? И ответ конечно в фильме более чем успешный, и многим наверное конечно до него не дотянуться, но вспомнить о том, кто ты есть может каждый, хотя бы в плане того, что кому -то нравилось вышивать или кататься на лошадях, или для начала быть просто очень уверенной в себе.
Итог: Рекомендую! Качественный и сильный фильм. Прекрасная постановка сцен. Монтаж.

24 января 2016
9

Посмотрела на одном дыхании. Возможно, фильм больше тронет тех, кто сам каким-либо образом связан с предпринимательством, знает, что такое кормить семью и рисковать во благо близких!)

Хорошее кино, жду победы Лоуренс на вручении наград Академии 28 февраля.

22 января 2016
Все отзывы
Читайте также
20 фильмов с голливудскими актерами в неожиданных амплуа
20
фильмов с голливудскими актерами в неожиданных амплуа
14 марта 2021
«Стажер» и еще 10 фильмов об успешных карьерах
«Стажер» и еще 10 фильмов об успешных карьерах
15 мая 2020
Триллер про гипноз, «Движение вверх» про саблисток и молодежная драма про рэп-баттлы: новое русское кино на ММКФ-2020
Триллер про гипноз, «Движение вверх» про саблисток и молодежная драма про рэп-баттлы: новое русское кино на ММКФ-2020
18 октября 2021
39 мультфильмов, которые понравятся даже тем, кто не любит мультфильмы: выбор кинокритиков
39
мультфильмов, которые понравятся даже тем, кто не любит мультфильмы: выбор кинокритиков
17 октября 2021