Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Пионеры-герои»

(2015, Россия)
5.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Пионеры-герои

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 55 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Драма о поколении тридцатилетних

Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.

Актеры

Режиссер фильма «Пионеры-герои»

Фильмов: 8 Cпектаклей: 6

Актриса Кудряшова, получившая приз венецианских «Горизонтов» за роль в «Человеке, который удивил всех», на «Кинотавре-2014» устроила впечатляющую презентацию талантов. «Пионеры-герои» — неидеальное и местами нескладное кино про последнее поколение, посвященное в пионеры и теперь обреченное жить с надеждой на подвиг, — продемонстрировало и ее режиссерско-сценарные навыки, и актерские. Как и многие авторы в этом списке, дальнейшая карьера Кудряшовой-постановщицы пока ограничивается одной картиной, зато список актерских работ редко, но метко растет.

Отзывы пользователей о фильме «Пионеры-герои»

Фото @filimosh_kino
отзывы:
6
оценок:
5
рейтинг:
28
9

О чем этот фильм «Пионеры – герои»? Он нас, тридцати-с-чем-то-летних. О нашем «потерянном» поколении. О нас, получивших в детстве «прививку настоящим». О нас, кому нужно больше чем дорогие машины, шмотки, вкусно поесть и весело провести время. О нас, чья душа по-прежнему жаждет подвига. О тех, кто обязательно его когда-нибудь совершит!

Первое. Несмотря на название, отсылающее нас прямиком к советскому прошлому, фильм НЕ про идеологию. Он не ставит вопрос: кто прав, кто виноват? И как там, в советском союзе было: хорошо или плохо? Он про детство. Когда все остро. Все по правде. По-настоящему. А еще про совесть. А ведь совесть – это тот ориентир, мерило, по которому мы живем. Т.е. по сути это и есть – бог. Да, «Пионеры» - это про бога.

По большому счету, тут вообще нечего обсуждать: ты либо понимаешь, о чем речь, либо нет. Если вам от 30 до 40, скорее всего, вы поймете, или даже нет, почувствуете, ощутите, вспомните все это и скажете: это кино про меня!

Второе. «Пионеры-герои» - режиссерский дебют актрисы Натальи Кудряшовой. Фильм получил специальный приз от гильдии критиков на российском фестивале Кинотавр. Как известно, если фильм не получает первой премии, значит стоит его посмотреть…

Третье. Режиссер Наталья Кудряшова, помимо того что актриса и красавица, очень умный и тонко чувствующий человек. А еще очень смелый и сильный. Она бесстрашно делится с нами очень личной историей (фильм почти биографичен, в нем Наталья играет по сути саму себя). Мало кто сможет быть столь откровенным, настолько обнажить душу. Не заискивать. Не подстраиваться. Быть честным со зрителем и с самим собой.

В отличие от многих мастодонтов отечественного кино, Наталья не боится прямо ответить на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Что мы можем сделать? Просто каждый день выбирать для себя: где правда, а где ложь? Что белое, а что черное? Грубо говоря, сверяться со своими «пионерами», а по-другому – со своей совестью. Мы же все на самом деле знаем, что хорошо, а что плохо. Просто все чаще не признаемся себе в этом, находим отговорки…

Все мы в детстве мечтали совершить подвиг! И это самое грустное последствие советского детства: осознавать, что ты его не совершил! И, возможно, не совершишь никогда! Но. Кое-что мы можем. Можем отказаться от роли в дурацком сериале, от проплаченной статьи, от глупого кино, от обмана или хамства, от того, чтобы множить пошлость и бездарность, - безусловно, это все не подвиги. Не что-то, чем можно гордиться. Но это шаг в сторону той, настоящей «светлой» жизни, честной, счастливой, какой мы представляли ее себе в детстве.

9
Фото Евгений  Савойский
отзывы:
25
оценок:
32
рейтинг:
114
7

Брошенное поколение
Глядя на дебютную режиссерскую работу Натальи Кудряшовой, понимаешь, что она дебютная. Рваный монтаж, качающаяся камера, обилие крупных планов, неровный темп картины, какая-то незавершенность сюжета. Всё это, конечно, минусы картины, которые могут показаться придирчивому критику решающими. Однако эти помарки начинающего режиссера не отменяют главное достоинство картины – её тему.
Так получилось, что за последний год вышло три картины, которые в той или иной степени пытаются осмыслить судьбу послевоенных советских поколений. "Кино про Алексеева" Михаила Сегала было о поколении 60-70-х гг. Недавняя "Территория" Александра Мельника была о предшествующем поколении 50-60-х гг. И вот теперь лента "Пионеры-герои" Натальи Кудряшовой затрагивает последнее поколение, заставшее СССР – тех, кто провел своё детство в 80-х. Я не могу назвать их "поколением 80-х", так как взросление моё и моих сверстников пришлось всё же на 90-е. Но мы – это, то самое последние поколение, которое помнит Советский Союз. Последние пионеры. Брошенное поколение.
Кудряшова в интервью постоянно открещивается от "культа совка" и "ностальгии по совку". Думаю, что посмотревший её фильм, усомниться в этом. Некоторые мои ровесники, запомнили с советского детства что-то плохое: длинные очереди с номерками, написанными ручкой на ладони; драки в этих же очередях; пустые полки; редкие деликатесы в виде шоколадных конфет и т.п. В "Пионерах-героях" вы этого не увидите. Там нет "ужасов советской действительности". Впрочем, как и нет воспевания "достижений коммунизма". Эта картина – незамутненный взгляд на своё детство, затем отброшенный, как рикошетом, в современность.
Посмотревший фильм Натальи Кудряшовой и задумавшийся над ним, должен, наверное, понять, что ностальгия у режиссера (она же сценарист), как и у многих её ровесников, не по конкретно СССР, советскому строю, экономике или режиму, а по смыслу жизни. В советском детстве были свои идеалы, важные этапы жизни и чувство причастности к чему-то важному. Есть ли то же самое у современных детей? Думают ли они: "А что бы сказал Бэтмен о моем поступке?" Есть ли кроме ЕГЭ у них ещё важные этапы общие для всех? Мечтают ли они изобрести лекарство от смерти? Сомневаюсь. Они живут, как и их родители – бывшие пионеры, одним днем, участвуя в "круговороте дерьма в природе". Они вполне счастливы, я в этом уверен. Они не знают как можно по-другому. Потому, повзрослев, не будут мучиться, как их родители, ощущением, что они что-то потеряли. Что-то важное, дающее смысл не каждому в отдельности, а им всем.
Кудряшова вполне убедительно на примере трех персонажей показала внутреннюю драму и трагедию "поколения 90-х", рожденных в 80-х. Когда хочется стать героем, а жизнь не дает тебе шанса. Когда страшно от бессмысленности существования. Когда обманываются надежды, и уже никому не веришь, хотя верить-то хочется. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то ищет и находит, по крайней мере, так может показаться, новые смыслы жизни. Кто-то подавляет свои страхи. Кто-то просто продолжает жить сегодняшним днем. Но в каждом из них спят пионеры-герои. Нужно только вовремя их разбудить.

4
Фото Alexey Puzinya
отзывы:
18
оценок:
20
рейтинг:
71
7

Разбитые мечты последних пионеров

Стильное кино о буднях классических представителей потерянного поколения. Детские мечты и фантазии, определенные временем, в котором росли герои, не выдерживают жесткой пытки блеклой, урбанистической бытностью современного мира. Оказывается, очень важно вовремя опомниться после того, как ты свернул не туда. Оглянуться и посмотреть в какой стороне осталась мерзнуть твоя мечта, от которой поневоле ты отказался в пользу мнимых благ и стандартов статичного существования – такова мораль этой басни.

Фильм демонстрирует историю трех бывших одноклассников из Великого Новгорода. Ныне же герои находятся в возрасте немного за 30-ть и, как заведено, они несут ярмо среднестатистического столичного существования, ошибочно выдавая его за благословение судьбы. Сюжет фильма имеет две параллельные ветви – октябрятское детство героев и сухой переплет их судеб в наши дни. Зритель одновременно следит за цепочкой событий в обоих мирах. Первый – светлый, он наполнен приключениями, фантазиями, мечтами и идеями о грядущем великом советском будущем. Второй же – декадентный, он испещрен страхами, апатией, разочарованиями и автономном бдением изо дня в, такой же точно, другой день.

Каждый из трех героев фильма совершил главный «подвиг» своей жизни – перебрался в столицу, обзавелся достойной работой, а вместе с тем и стандартным набором душевных расстройств, которые щедро предоставляет мегаполис. Оля – начинающая актриса, носится по кастингам, не выпуская из рук Айфона. Кажется, она по-настоящему одинокий человек, замкнутый среди стен собственных нереализованных планов на эту жизнь. Впрочем, на это намекает ей и ее новоиспеченный психоаналитик. Дело в том, что Оля страдает от панических атак, которые не дают ей продохнуть и дня. Андрей – замкнутый и глубоко несчастный офис-менеджер, который, правда, достиг определенных ступеней на карьерной лестнице. Деньги есть, добрая и любящая девушка тоже рядом. Но кажется ничего из этого не способно и на шаг приблизить Андрея к границам счастья на земле. Он и сам не знает зачем проживает эту жизнь. Где-то внутри него все еще жив тот пионер, который когда-то был обуреваем утопичной мечтой создать вакцину от смерти и сделать весь человеческий род счастливым. Катя живет в мире шоу-бизнеса, ее работа динамична и закалила ее для того, чтобы не пропасть в джунглях столичного города. Но жизнь ее также не имеет обстоятельного ориентира. За маской успешной женщины таится хрупкая личность подверженная депрессиям и страхам. Кате не хватает любви, здоровой семьи – того самого пресловутого женского счастья. Подсознательно герои пытаются вырваться из порочного круга житейской рутины. Они были воспитаны совсем для других идей. Каждый из них в глубине своего сознания грезит подвигами и масштабными свершениями. Герои в итоге находят интересные пути реинкарнации свой личности.

Отдельного упоминания заслуживает операторская работа. Картинка смотрятся, повторюсь, очень стильно. Это правильное слово. Даже титры и те написаны популярным шрифтом Гельветика, ну или очень схожим. Другими словами, кино возбуждает визуальный аппетит. Иногда эта кулинария даже немного перевешивает в фильме, вызывая некоторый дисбаланс сторон. Есть несколько необязательных сцен, которые хотелось бы заполнить кадрами, раскрывающими внутренний распад главных героев, либо же символическими образами из пионерского детства. А в целом история смотрится легко, нет резонирующих моментов, нет затянутости и надуманности сюжета. Ты смотришь жизнь, в каком-то роде свою жизнь, жизнь своих знакомых и друзей. Жизнь, которая демонстрируется через харизматичный калейдоскоп, придуманный режиссером.

4
Фото Катя
отзывы:
63
оценок:
64
рейтинг:
94
9

Грустный, но хороший фильм о неудавшейся жизни, который мог бы стать хитом, если бы люди ходили в кино на грустные хорошие фильмы.

Жизненный - не в смысле, что мне самой доводилось переживать нечто подобное, но в том смысле, что происходящему с героями веришь. Поэтому не хочется раскладывать ленту на составляющие - вот, мол, режиссура хорошая, а вот актеры играют... Все складывается в очень цельный, очень пронзительный фильм.

В общем, надо идти и смотреть, картины такого качества, такого таланта выходят не так уж часто, явно не каждый месяц.

2
Фото Валерия Брасле
отзывы:
62
оценок:
140
рейтинг:
60
7

Из аннотации: «Ощущение, «что всё вроде нормально, но что-то не так» - лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних... Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут».

Живут ли?..
И только ли сегодняшние тридцатилетние – те, о ком и для кого фильм, те, кто узнает в нём себя? Ведь и я, многогрешная кинозрительница, принадлежу к поколению рождённых в СССР, к поколению тех, чьи детство и юность пришлись на эпоху т.н. «застоя» и неумолимо следующую за ней эпоху... ГПУ («гласности-перестройки-ускорения»).

Итак, парадоксы на излёте времени.
Пик мифологизации советской эпохи миновал, «маховик» же инициированной перестроечной шпаной демонизации ещё не успел набрать максимальные обороты. Этим, на мой взгляд, и объясняется многое из того, что происходит с героями фильма в ранний - советский период их жизни.

Наверное, не ошибусь, если скажу, что в те годы имена пионеров-героев, сведения об их жизни были весьма широко известны. В рассказах об их подвигах, служивших своего рода мерилом ценностно-смысловой значимости, невооружённым глазом легко заметить многочисленные параллели с христианской житийной литературой, да и сходство возложенных как на жития святых, так и на биографии пионеров-героев задач очевидно – в духоподъёмно-воспитательно-объединяющем воздействии.
Образы пионеров-героев служили отражением представлений о том, как жить хорошо, а как - дурно, притом не только в советской «системе координат», но и с точки зрения общечеловеческой, универсальной морали или, если угодно, с точки зрения вечного, объективного, независимого от переменчивых людских мнений, противопоставляемой законам, которым подчинено примитивное бытие одомашненных приматов-люмпен-шариковых и/или товарно-денежно-статусно-имиджевых фетишистов.

«Он переменил интонацию, он говорил быстро и много, жаловался на обстоятельства, сказал о том, что молодость прошла совсем не так, как воображалось в младенческие годы, что жизнь оказалась грубой и низкой, словно басовый ключ». (с)

Происходит смена декораций.
Перед нами – иллюстрация метаний и терзаний трёх принадлежащих к касте продавцов и потребителей воздуха современников, «выигравших» свою битву «за Москву» и отчаявшихся спастись когда-либо из затянувшего их круговорота.
Здесь каждый совершает странствие по кругам собственного «Дантова ада» - ада зияющей внутренней пустоты и бессмысленности существования в пространстве, суженном до мизерных пределов собственного «эго»; ада «вполне успешных», не обременённых поисками своего истинного предназначения или начисто отвергающих их возможность и/или необходимость как таковую.
Здесь даже метрополитен пугает ощущением потерянности в удушливой тесноте кажущихся безвыходными ловушек-вагонов, неумолимо мчащихся в никуда.

Но выход должен быть.
Ведь бывших пионеров не бывает, а в жизни всегда есть место подвигу.
Значит надо лишь... посметь. Посметь «совершить хотя бы один осмысленный поступок» (к/ф «Седьмая печать»). Может, даже и не подвиг вовсе (нечто достойное Пантеона героев-небожителей) – просто Человеческий (!) поступок.


П.с. Трудно сказать, что именно вдохновило меня на просмотр «Пионеров-героев» и на последующее совершение маленького личного «подвига» – написание рецензии: то ли трейлер мгновенно приковал внимание сюрреалистичной атмосферой происходящего; то ли замечательная Дарья Мороз с её обворожительной улыбкой и «игрой» ямочками на щеках не оставила иного выбора.
Не менее трудно и представить теперь, что я могла пройти мимо фильма, в котором «этюды» на заданную авторами тему, правдоподобие сюжетных перипетий переплетаются и обнаруживают созвучие с собственными «микросюжетами», настроением сегодняшнего дня и отношением к безвозвратно ушедшему времени.

Словом, российский кинематограф порой преподносит сюрпризы. Да, «Пионеры-герои» - не само совершенство, не выдающееся открытие года; да, создатели фильма не смогли уйти от спекулятивных высказываний и клише, не избежали досадных огрехов, но тем не менее интересная, достойная зрительского внимания и, можно сказать, почти непридуманная киноистория состоялась. А кроме того, считаю, и неплохой старт для режиссёра-дебютантки.

1

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Наше кино»

Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.