Все развлечения Москвы

Все отзывы о фильме «Форс-мажор» (Швеция, Дания, Франция, Норвегия, 2014)

6.4
Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1162
оценок:
793
рейтинг:
18181
7

Сатирическая драма о шведах на отдыхе

Томас (Кунке) и Эбба (Конгсли), красивая шведская пара под сорок, отправились, прихватив своих белокурых детей, в короткий отпуск на роскошный горнолыжный курорт во французских Альпах. Утром на второй день они собрались завтракать на террасе, когда совсем рядом с отелем сошла лавина, окутав ресторан снежным облаком. Томас бросился наутек, на мгновение забыв про жену и детей (но рефлекторно прихватив айфон). Облако рассеялось, осадок остался, и следующие несколько дней герои пытаются понять, как им жить дальше.

Айфон — это красноречивая деталь; слишком, может быть, красноречивая, но <a href="">Эстлунд в своем социологическом, тяжелом, невозмутимо комическом и психологически тонком кино тяготеет к подобному грубоватому символизму. «Форс-мажор» — четвертый фильм 40-летнего шведа (после «Гитары-монголоида», «Добровольно-принудительно» и «Play») и первый, в котором он покинул пределы родины, заговорил о собственных ровесниках и даже отказался по такому случаю от своего любимого формата пересекающихся историй. Здесь он выбрал двух героев и всю дорогу пристально в них всматривается — настолько пристально, что порой хочется отвести от экрана взгляд.

Это, конечно, не минус фильма, а запланированный эффект: режиссер пользуется неловкими, раздражающими ситуациями как инструментом, с помощью которого он делает надрезы, препарируя вроде бы идеальный брак неприятных, раздражающих людей. Гной, который начинает оттуда сочиться, можно называть по-разному — кризисом маскулинности, буржуазным лицемерием или как угодно еще, но идея Эстлунда проста и понятна: современная семья — колосс на глиняных ногах, который способен повалиться от легкого ветерка, в прямом смысле. Или, наоборот, может стоять вечно, только с закрытыми глазами.

«Форс-мажор» — в высшей степени скандинавское кино, со всеми достоинствами и недостатками, подразумеваемыми этим штампом. Хирургической безжалостности шведа соответствует его неизменная манера съемок: 90 процентов фильма снято камерой, закрепленной на штативе (оставшиеся 10 мы плывем, глядя на затылки полюбившихся героев). До миллиметра отмеренные статичные кадры, минимум музыки — в основном короткие фрагменты Вивальди, которыми Эстлунд иронично по-триеровски отстраняется от своего фильма. Персонажам не за чем спрятаться, они наги и беззащитны, как в тюрьме, — даже естественные потребности приходится справлять публично. Режиссер — уже не всевидящее око Бога, а камера наблюдения, наделившая себя моральным авторитетом. Спорная и не слишком обаятельная, но безусловно эффектная позиция.

В полной мере проявлен и мазохизм, свойственный первому миру: Эстлунд ясно дает понять, что нравственная незрелость — плата за комфорт, которым пользуются герои, за их образ жизни, за их подтянутые тела. И, собственно, выход из зоны комфорта, который может пару раз мимолетно случиться даже на очень дорогом курорте, неизменно провоцирует тотальную растерянность. Поначалу создается впечатление, что все шишки в фильме повалятся на беднягу Томаса, но это не так: для танго нужно двое, и Эбба окажется полноценной соучастницей позора. Как — может быть, в меньшей степени — и другие герои: приятель Томаса с выдающейся бородой, который прибывает на курорт с юной подругой, еще одна туристка из Швеции, приехавшая оправдывать репутацию страны. Когда все вокруг морально небезупречны, остается шанс сохранить статус-кво или даже выйти из ситуации победителем.

Более сентиментальный режиссер, вероятно, подписал бы обвинительный приговор неловким детским почерком, но дети Томаса и Эббы уже тоже, судя по их замашкам, стали частью порочного шведского общества. Поэтому удивленным наблюдателем выступает гостиничный уборщик — во-первых, француз, во-вторых, работник физического труда. Эстлунд нахально, но не без остроумия заканчивает «Форс-мажор» цитатой как раз из французского фильма авторства Луиса Бунюэля; в этот раз необаятельной буржуазии удалось поесть, но один завтрак и как минимум два ужина у нас на глазах были безнадежно испорчены.

6

Отзывы пользователей

Фото Дмитрий Шатилов
отзывы:
3
оценок:
33
рейтинг:
3
9

Отпуск в горах. Скандинавская семья - мама, папа и двое детей обедают на террасе и наслаждаются потрясающим видом гор, как вдруг, на ресторан накатывает лавина снега. В минуту опасности глава семейства хватает свой телефон, перчатки и несется со всех ног в укрытие, а мама пытается уберечь детей. Спустя пару минут, когда снег рассеется и опасность минует, семейство продолжит трапезничать как ни в чем не бывало, правда неприятный осадок останется.

Именно на этом "послевкусии" и сделал акцент Рубен Эстлунд в своей картине Форс-мажор. Рассмотрев ситуацию как глазами женщины, так и глазами мужчины, режиссер нарочно не дает ответ на вопрос "Правильно ли поступил муж, который в минуту опасности бросил свою семью?", оставив это право каждому из нас. Переживания жены вполне себе понятны: на подкорке у каждой женщины заложено, что мужчина должен защищать свою семью. Да и разве с этим поспоришь? Едва ли. С другой стороны, никто не отменял другой базовый инстинкт - самосохранения который. Особенно интересно в этой ситуации, что никто не пострадал. Как говорится "no harm done". Но почему-то женщина не может вовремя остановиться и просто отпустить данное проишествие, а мужчина, со свойственным упорством, отрицает свою вину.

Конфликт внутри пары, нарастая как снежный ком, затрагивает не только детей - их переживания режиссер не оставил без внимания, но и друга молодости - фактурного бородоча, решившего провести несколько дней в горах со своей молодой любовницей, а заодно и покататься на лыжах со старым приятелем.

Столкновение двух планет - мужской и женской, тема отнюдь не нова. Да и, честно говоря, не думается мне, что режиссер преследовал своей целью выдать уникальное кино. Попробовав поставить (пускай гипотетически) на одну чашу весов собственную жизнь, а на другую - жизнь самых родных и близких тебе людей, Эстлунд решил понаблюдать за поведением человека в данной ситуации, оставив оценочные суждения на суд зрителя. Эмоции и переживания всех героев картины создают некий эффект присутствия: в какой-то момент ощущаешь, что ты находишься на месте каждого из них.

Лавина, которая могла в буквальном смысле слова уничтожить семью, лишь занесла снегом брак между мужчиной и женщиной. Сможет ли пара найти в себе силы отряхнуться и преодолеть кризис? Последние кадры фильма вселяют некоторый оптимизм.

PS Ничего не стал писать о картинке - тут лучше один раз увидеть! На мой взгляд, операторская работа заслуживает самой высокой оценки

5
Фото Слава Черный
отзывы:
15
оценок:
16
рейтинг:
20
9

“Форс-мажор”(Force majeure), реж. Р.Остлунд (Швеция, 2014).

Молодая шведская буржуазная семья среднего класса (отец, мать и двое детей) отдыхает на современном горнолыжном курорте в Альпах. Все идет как по маслу в этом четко отрегулированном механическом мире туристических услуг, пока члены семьи не становятся свидетелями схода лавины прямо у подножия столиков кафе, в котором они обедали. В момент максимального приближения снежных масс, отец семейства Томас (Johannes Kuhnke) убегает, прихватив свой телефон, даже не попытавшись спасти детей и жену Эббу (Lisa Loven Kongsli). Но уже спустя минуту все успокаивается, лавина оказывается «управляемой» местными службами. Отец возвращается к родным. Страх вроде бы позади. Ледяная пыль рассеялась. Вот только что теперь впереди?

Шведский режиссер Рубен Остлуд мастер выверенных саркастических зарисовок о мире среднего класса: его комплексах, страхах и фрустрациях. Предыдущая его лента «Игра» стала блистательным очерком о парализующем страхе современных воспитанных мальчиков перед лицом прямолинейных малолетних бандитов-мигрантов. Это был тонкий саркастический экзерсис о животной трусости и не такой уж отлаженной системе социального контроля. Нынешняя работа автора «Форс-мажор» - своего рода продолжение предыдущей картины. Главные герои, правда, уже выросли, но все также бояться. Только теперь стихия внутри себя.

Институт брака, который пристально исследуется в этом фильме, до краев наполнен не выговоренными иллюзиями и взаимными претензиями, как и мир любых близких отношений в современном пост-индустриальном обществе. После своего якобы бегства, отец семейства потерял авторитет в глазах его родных, стал слабым и безответственным. На этом фоне поведение матери также «вскрывается». Она становится не в меру истеричной, подозрительной, боязливой. Эбба не в силах простить и принять такой «фортель» Томаса. Поэтому рассказывает об этом всем подряд, желая получить хоть какую-то поддержку. Чего естественно не происходит. Собеседники сами не знают, как поступили бы в такой ситуации. Ведь ситуация форс-мажора – это обстоятельства непреодолимой силы, когда условия договора на время ее действия теряют свою власть. В композиции ленты, таким негласным договором становятся условия брачного союза и иерархия атрибутов «правильной» семьи. При этом режиссёр не ставит во главу угла тему первичности базовых инстинктов перед социальными. Он всего лишь предлагает зрителю посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы навязанной «регуляции». Просто наша совесть всегда сильнее внешних обстоятельств. Сильнее заранее расчерченных маршрутов.

Может показаться, что фильм полон критики буржуазии, но мне представляется это не совсем верным. Ведь Остлунд не чурается ироничного подтрунивания над персонажами. Сцена в импровизированном баре на открытом воздухе с участием Томаса, его друга и случайных девушек, после одинокого катания мужчин на лыжах по непроторенным горным спускам, и вовсе уморительна. В картине очевиднее скупая констатацию обыденного факта. Наши роли не всегда расписаны так, как хочется нам самим или государству. Мы в любой момент готовы застыть как суслики перед лицом опасности (словно мальчики из «Игры»), а после искать себе оправдания. И это является неотъемлемой частью системы, частью отношений, где каждый принимает слабость другого если и не как должное, то как неизбежное. Такое положение дел, вовсе не смертельно и не грозит нам скорым Апокалипсисом, настаивает режиссер. Возможно выход в солидарности и взаимопонимании, как несколько метафорично показано в последней сцене фильма.

Особо привлекает меня в этой картине, и то, как она сделана технически. Планы гор, движений кабинок с туристами, холодные кадры размеренной работы системы обслуживания курорта – прелестны чисто геометрически. Монтаж выверен очень грамотно. Почти бесшовно происходит гармоничное слияние формы и содержания, стык в стык. Иногда между строк, иногда более явно читаются также отсылки к фильмам Ханеке, Бергмана и других авторов. Вообще, схожесть мотивов ленты «Форс-мажор» с картиной Ханеке «Скрытое» отмечают многие критики, да и я сам. Действительно, ощущение вторжения бессознательных сил в мирную жизнь обывателя присутствует в обоих произведениях. Разве что в «семье» Отслунда никто не готовит подрыв изнутри, хотя кто его знает.

Герои «Форс-мажора» после «происшествия», как бы пытаются вырваться за пределы «схематичности» курорта и собственных представлений. Они хотят открыто рыдать в тихом коридоре гостиницы или перед детьми, откровенничать в ненавязчивых беседах с друзьями, испражняться на белоснежный снег, кататься в необорудованных для этого местах. Совершать что-то, что выбивается из общей колеи, что восстановит их репутацию, прежде всего перед самими собой. Жена ради этого даже придумывает горный поход в туман и метель со своим мнимым спасением, дабы муж проявил мужество на глазах у детей. Гордо прошёл опять же заранее спланированный ритуал. Хотя личное понимание этой сцены зависит сугубо от взгляда зрителя на конфликт, заявленный автором. А вдруг это “спасение” было действительно спонтанно и естественно.

Во вселенной картины, как и в реальной жизни, никто не намерен сразу же разрывать отношения, даже если и разуверился в «магии» партнера. Повторяю, авторская лавина – лишь своеобразный повод посмотреть на средний класс по-настоящему. Без казуистических ловушек. Рубен Остлунд всегда делал это скрупулёзно и немного надменно. Среди диктата вымышленной маскулинности и нарциссизма не всегда можно уберечься от презрения. А это то, чего в первую очередь пытается избежать каждый воспитанный человек. Проявить трусость, хоть и являющуюся часть человеческой природы, можно всегда. А вот принять последствия этого, признаться – не факт. Ну а получить прощение еще сложнее. Вы спросите, есть ли между главными героями любовь. Да, возможно она и существует. Но не в окружении холодных гор, четко подогнанного расписания и механической пустоты.

4
Фото Георгий
отзывы:
709
оценок:
857
рейтинг:
2254
3

Шведский сплин во французских снегах

Попадая в, пожалуй, такую достаточно обыденную ситуацию для горнолыжного курорта, когда лавина обрушивается с горы, ей – традиционной и, казалось бы, эталонной шведской семье – предстоит пройти через понимание случившейся в их жизни трещины мироздания и несколько трезвее оценить значение себя друг для друга. Очевидно, что это осмысление должно происходить вдумчиво и размеренно, но не до такой же степени?! Впрочем, у зрителя есть прекрасная возможность наблюдать за теми символами и элементами передачи времени и места, которые режиссер считает важным: здесь героиня выходит в коридор в красивой ночнушке, в этой сцене челка героя игриво ниспадает ему на лоб, правильные бокалы с французским вином стоят на белоснежной скатерти. Но нужно ли идти ради этого в кино?

3
Фото Ваня Андерсон
отзывы:
89
оценок:
87
рейтинг:
189
9

Лучшие фильмы всегда те, где мы не просто зрители, а еще и участники происходящего. Именно такую возможность - поучаствовать в происходящем, поставить себя на место каждого из действующих лиц и в итоге вынести свой собственный вердикт подарит вам Рубен Эстлунд.
Не зря Форс-Мажор получил широкое признание среди критиков на всевозможных международных фестивалях.
Семья из Скандинавии - муж Томас, жена Эбба и их двое детей - приезжает провести недельный отпуск во французских Альпах. Во время обеда происходит запланированный сход лавины, вызванный специальными пушками, однако в какой-то момент у всех создается ощущение, что снежный поток не контролируется и вот-вот погребет под собой все живое. В этот момент муж хватает телефон и перчатки и убегает прочь, расталкивая окружающих, в то время как жена прижимает к себе детей и пытается спасти их.
Через пару мгновений снежный туман рассеивается, и в то время как посетители ресторана понимают, что им ничего не угрожает, и паника неоправданна, Эбба понимает, что так же неоправданна все это время была ее уверенность в собственном муже Томасе - ведь в самый опасный момент он бросил всю семью на произвол судьбы.
Еще спустя пару минут пара продолжает обедать, но в воздухе повисает неопределенность и очень неуютная и напряженная атмосфера, которая сразу передается и нам.
С одной стороны, понятно, что конфликт между супругами неизбежен, но кажется, что никто из них на самом деле не знает как себя правильно вести в подобной ситуации - в то время, как муж упрямо отрицает свою трусость, жена рассказывает об этой неудобной ситуации всем подряд, даже случайным знакомым, которых знает всего пару дней, выставляя собственного мужа в явно невыгодном свете. Кажется, только младший сын понимает всю угрозу сложившейся ситуации - он в слезах признается отцу, что боится развода родителей.
Рубен Эстлунд очень умело играет на сложившемся конфликте, то и дело склоняя весы нашей симпатии то в одну, то в другую сторону. По сути, если представить подобную ситуацию в реальной жизни, это и правда один из тех примеров, когда, казалось бы, незначительный инцидент, может перечеркнуть напрочь всю уверенность в своем партнере и заметно пошатнуть уверенность в собственных приоритетах.
Конфликт и неопределенность нарастают как снежный ком, и спасти заходящую в тупик ситуацию может только неожиданное решение Эббы.

3
Фото russkilde
отзывы:
6
оценок:
9
рейтинг:
4
5

Интересный фильм, но в цельную картину паззл не складывается. Очень затянут и очень много лишнего... Уборщик, квадрокоптер - зачем все это? Могли спокойно полчаса вырезать. Сцена с исчезновением в тумане - абсолютно нереалистична, ни один мужчина ни в одной стране не воспринял бы такое поведение спокойно. Последняя сцена вообще бред, ее можно трактовать двояко - и то что она сама сбежала на волне своей паранойи, и то что она спасла всех от потенциальной угрозы. Короче говоря режиссер оставил слишком много места для размышления, получилась каша.

2
Фото Andrey Krupnov
отзывы:
47
оценок:
48
рейтинг:
244
9

Лучше горькая, но правда, чем приятная, но лесть.

Горнолыжный курорт где-то в Альпах. Днём на этих склонах кипит жизнь, а ночью ряды ратраков в свете фар разравнивают снег для завтрашнего катания. В морозной тьме то тут, то там вспыхивают тусклые огни, и ночную тишину, словно предупреждения о грядущей беде, прорезают хриплые звуки выстрелов лавинных пушек. На самом деле лавинные пушки предназначены как раз для того, чтобы беды не случилось — они не позволяют снегу скапливаться в количествах, достаточных для формирования настоящей лавины. Так что постояльцы отелей вокруг горы могут наслаждаться спокойным сном ночью и изумительными видами сияющих горных вершин днём. Один из самых красивых видов открывается с террасы ресторана, где спокойно обедает шведская семья (в хорошем смысле этого слова). Видя катящуюся с горы лавину, отец семейства даже не беспокоится — он знает, что лавина ненастоящая. Но вдруг случается непредвиденное...

Наполеон, как известно, дважды бросал свою армию во время военных действий: в Египте и под Березиной, причём последний раз - с фатальными для неё последствиями. Это совершенно не помешало ему остаться обожаемым императором французов и великой исторической личностью. Но когда отец семейства оставляет жену и двоих детей в пугающей, но совершенно безобидной ситуации, он воспринимается всеми как трус и подлец. Почему так?

Согласно теории, альфа-самцы, т.е. доминантные особи, яростно сражаются за своё место в иерархии с другими самцами, однако в случае возникновения внешней угрозы своей жизни, не связанной с борьбой за доминирование, предпочитают спасаться бегством или прятаться за спинами более низкоранговых особей. Парадокс этот только кажущийся — ведь самые ценные гены в популяции, которыми, по его собственному убеждению, обладает именно альфа, нужно беречь. В случае гибели «омег», а также самок и детёнышей, альфа знает, как восстановить популяцию. А вот утрата золотого генофонда может стать для неё реальной проблемой. В упрощённом виде эту же теорию изложил Василий Иванович Петьке в своей знаменитой инсталляции с картошкой.

Томас (Йоханнес Кунке) — особь доминантная или, по крайней мере, считающая себя таковой. Он утверждает свой высокоранговый статус, катаясь по «пухляку», в прямом и переносном смысле выше размеченных трасс, предназначенных для обычных лыжников. Он оплачивает счета семьи и пользуется авторитетом у друзей и знакомых, во всяком случае до тех пор, пока его жена Эбба (Лиза Ловен Конгсли) не начинает на публике требовать от него признания того факта, что в опасной ситуации он трусливо убежал, бросив её с детьми на произвол судьбы.

Что делает обычный альфа в ситуации, когда кто-то или что-то ставит под сомнение его превосходство и безупречность? До последнего отрицает очевидное либо, если это уже невозможно, стремится как можно сильнее обесценить компрометирующее событие, лишить угрозу силы. Он может эшелонами отправлять людей на смерть и, отмахнувшись, заявить «Бабы ещё нарожают», после чего войти в историю великим полководцем. Или, улыбнувшись, сказать «Она утонула» и тоже войти в историю. Вот и Томас поначалу отмахивается от претензий, заявляя, что у него сохранились совершенно другие воспоминания, и подразумевая, что жена с перепугу всё напутала. Но вовремя сделанная и показанная видеозапись, к тому же в присутствии свидетелей, загоняет его в угол, откуда у оставшегося в прямом и переносном смысле в одном исподнем альфа-самца остаётся только один выход.

«Форс-мажор» - фильм очень неспешный. Действие разворачивается в длинных статичных сценах, перемежающихся панорамами горных пейзажей со стреляющими лавинными пушками. В какой-то момент самым подходящим эпитетом фильму начинает казаться слово «тягомотина», но от такого вердикта нужно всё-таки воздержаться. Сценарист и режиссёр Рубен Эстлунд выбрал темп, адекватный поставленной проблеме и характерам персонажей, с ней столкнувшимся. В реальной жизни всё именно так и происходит — один бесконечно тянет время, уходя от ответственности, а второй из боязни обидеть никак не может решиться расставить точки над «ё». Может показаться, что каждый новый диалог слишком мало прибавляет к сказанному ранее, паузы затянуты, и оператору остаётся только бесцельно скользить камерой по окружающим красотам. Но это только лавина несётся стремительно и сносит всё на своём пути. Драма человеческих отношений разворачивается в основном внутри, и, чтобы вытащить её на поверхность, нужно время и усилия, которые подчас физически ощущаются в кадре. В конечном итоге в фильме случается и кризис, и катарсис, и прощение, и искусственно, но не слишком искусно разыгранная сцена для восстановления авторитета альфа-самца в глазах тех, для кого это ещё возможно.

Самую искренную реакцию на происходящее показывают, конечно же, дети. Они ещё не изучали походы Наполеона и не читали статьи по этологии, в их мире неважно, кто альфа, а кто омега. Этот мир состоит в основном из них самих и их родителей, и разворачивающийся на их глазах конфликт папы и мамы страшит только возможностью развода, потери одного из тех, кого они любят. А ещё они, в отличие от взрослых, не стесняются демонстрировать свой страх и совершенно не думают, насколько круто они будут выглядеть в посторонних глазах.

Друг Томаса Матс (Кристофер Хивью) дипломатично и уклончиво пытается встать на защиту друга. У него за душой тоже есть грешок — и он оставил свою жену с ребёнком, только не за столиком ресторана, а в «прошлой жизни». Одновременно он пытается не ударить в грязь лицом в глазах своей молоденькой подружки, чтобы не остаться ночью без секса. Ибо распространение своих генов — первейшая задача любого альфы.

За терзаниями главного героя и его выяснениями отношений с женой свысока наблюдает уборщик-иммигрант. Несомненный альфа-самец в своём маленьком мирке, он чужд этих рефлексий и явно презирает слабака, давшего волю эмоциям и сдавшего свои позиции. Для него неважно, что именно случилось — там, откуда он родом, авторитетом альфа-самцов не принято поступаться ни при каких обстоятельствах.

Но здесь, где вереницы автобусов движутся по ухоженным серпантинам к сверкающим отелям, и лавинные пушки работают с точностью метронома, Наполеоны больше не в чести. А нежелание подвергать себя и своих близких ненужному риску воспринимается не как слабость, а как проявление заботы. И альфа-самцам через боль, стыд и унижение приходится пройти превращение в нормальных людей, после чего можно и закурить с облегчением.

1
Фото Oso Togari
отзывы:
16
оценок:
19
рейтинг:
39
9

Вот ещё один прекрасный фильм Рубена. Чрезвычайно антифеминисткий, хотя антифеминизм закопан достаточно глубоко, чтобы не вызывать прямых нападок на автора. Рубен прекрасно умеет показать противоречие между навязываемыми европейцам правилами игры и базовыми человеческими инстинктами. В прошлый раз в фильме "Игра" мы увидели шведских детей, случайно оказавшимися в роли беззащитных игрушек в руках их злобно-пассионарных сверстников из иммигрантской среды. В этот раз - это страх женщины, внезапно осознавшей свою беззащитность в отсутствие "настоящего мужчины", того самого мужчины, которого шведская система старательно пытается извести все последние 40-50 лет. И ей, системе, это, в общем, почти уже удалось: большинство шведов уже искренне верят, что разница между мужчиной и женщиной заключается исключительно в наружных половых органах, да и то, это просто какое-то природное недоразумение. Учить мальчиков, что они должны быть сильными, защищать девочек, принимать решения - это уже в Швеции на грани уголовного преступления, и человек, который дерзает так выступать рискует быть, мягко говоря, непонятым. В принципе любому стороннему зрителю, наблюдающему высоты шведской политкорректности, становится быстро ясно, что этой стране для оздоровления необходима война. 200 лет мирной медленной эволюции потребительского общества сбили ориентиры и прератили всех шведов в девочек, половина из которых просто имеет пенис. А Рубен Эстлунд считает, что наличие мужественных мужчин - это естественная потребность женщин, которую они просто не осознают до поры. Но пора придёт, и они будут требовать их также яростно и истерично, как они борятся сейчас против "сексизма".

1
Фото jeanix
отзывы:
116
оценок:
1107
рейтинг:
60
9

Из жизни марионеток

Как вежлив ты в покое и в тепле.
Но будешь ли таким во время давки
На поврежденном бурей корабле
Или в толпе у керосинной лавки?
Самуил Маршак. Из лирических эпиграмм

Вспомни о пароме «Эстония». 850 человек погибли на борту. И только 137 человек выжило. Эти люди... Они шли по головам. Они сбивали с ног детей и стариков, вырывали у них спасательные жилеты... Они делали ужасные вещи. А потом им пришлось жить с тем, что они сделали.
Из фильма

Дорогой горнолыжный курорт где-то в Альпах. Сюда приезжает семья из Швеции, красивая и счастливая, словно с рекламного плаката: муж, жена, двое детей - девочка и мальчик. В первый день они фотографируются, фото получаются «рекламными» - счастливые улыбающиеся люди на фоне снежных вершин.
А потом случается непредвиденное, форс-мажор. Поначалу, когда форс-мажор ещё вдалеке, его все снимают на мобильники - в современном мире такой обычай, всё происходит по принципу «красиво плывут вон те в полосатых купальниках», правда не с комическими, а с драматическими последствиями. Драматизм заключаются в том, что в секунды/минуты опасности люди превращаются в марионеток, которыми управляют инстинкты, и эти инстинкты у мужчины и женщины оказываются разными. И как дальше этой паре жить с открывшейся правдой о них? И сохранится ли эта семья? И нужна ли марионеткам семья? Он и она поначалу даже не могут найти слова, чтобы обсудить то, что с ними, с их семьёй произошло, между ними возникает ещё и коммуникационный барьер. Тут в этом шведском фильме включается бергмановский регистр. Как? Как жить?
И всё же женщина придумывает ход, подсказанный ей, видимо, инстинктом, честно скажу - я бы такое не смогла придумать. Финал остаётся открытым - как жить человеку, будучи марионеткой своих инстинктов?

1
Фото сергей коновалов
отзывы:
857
оценок:
1000
рейтинг:
638
3

Лавина в европейских головах

У вас когда-нибудь был испорченный семейный отдых с детьми? Не желаете повторить? Пара шведов с двумя детьми на протяжении двух битых часов экранного времени мучаются и рефлексируют из-за дурацкой ситуации, связанной с тем, что во время форс-мажора глава семьи немного растерялся и сбежал с поля боя. И при этом эти шведы умудряются втянуть в такую же занудную рефлексию вторую пару, во главе которой душевный бородач, похожий на гнома из "Хоббита")) Хочется сказать: "Чушь собачья! Ребята, ну давайте, переживите же это, в конце концов!" Налицо упадок Европы, даже в горнолыжной её инкарнации.

0
Фото Amina Batanova
отзывы:
10
оценок:
39
рейтинг:
35
7

Умное и красивое авторское кино от шведского режиссера. В основе сюжета лежит форс-мажорная ситуация, случившаяся с идеальной шведско-норвежской семьей, которая, как оказалось, вовсе не идеальна.

Муж дал слабину в очень нетипичной ситуации - во время схода лавины в горах, проявил трусость, с кем не бывает?! Бедолага, если бы он знал, что последует за этим...

Жена охотно препарирует ситуацию на людях, демонстрирует осуждение его поступка перед детьми, игнорирует, доводит в конце концов мужа до сильной истерики, свидетелями которой опять же становятся дети.

Почему она себя так ведет? Почему он так реагирует? Частично ответ, по-моему, кроется в пресловутой гендерной путанице в скандинавских странах, когда мужчины и женщины так охотно меряются ролями.

В общем, к семейному просмотру и размышлениям после - рекомендую✌️

0
Фото D. Monroe
отзывы:
343
оценок:
343
рейтинг:
505
7

Семейный отдых, как предчувствие.

Казалось-бы, в картине, рассказывающей о простом семейном отдыхе на горнолыжном курорте, в которой практически нет сюжета, и не за что зацепиться – с каждой минутой, нарастает напряжение «натянутой тетивы». Странное и загадочное «наваждение» покрывает всех героев картины, как тонкой, снежной пылью, от которой практически невозможно избавиться до самого финала. Парадоксальный и нелепый случай – при отдыхе на открытой крыше, сходит снежная лавина и чудом не накрывает собой всех присутствующих, отец семейства, неожиданно сбегает, и оставляет всю семью, казалось-бы на «произвол судьбы». Этот случай, который как «паутиной» заволакивает ум подозревающих "все и вся" жены и детей, и кажется, рушит до конца все семейные порядки данной семьи. Благо, знакомые семьи на отдыхе, имеют свои «скелеты в шкафах», и дружной, сплоченной семье есть за что опасаться. Тихая и таинственная картина, словно тихие французские Альпы, ножом вскрывает все устои традиционной семьи, и роется там, как опытный мясник. Тихий, семейный отдых, превращается в поездку с билетом в один конец, после которой, их жизнь уже никогда не будет прежней.

0
Фото Надежда Карпова
отзывы:
170
оценок:
170
рейтинг:
173
7

«Форс-мажор», который в отдельных описаниях анонсировался чуть ли не как комедия, на деле оказался драмой, причем довольно тяжелой драмой, неожиданно сталкивающей нас лицом к лицу со своей биологической стороной, сталкивающей биологическое и человеческое, противопоставляющее эти две части человека.

Человек – довольно парадоксальное существо, в котором уживаются животные инстинкты и разумные черты, которыми, собственно, человек и отличается от всех прочих видов. Эта картина похожа на исследование этой человеческой природы, исследовании того, сколько разумного и сколько животного в каждом человеке, равны ли эти части или для каждого человека они разные?.. В качестве материала для исследования был взят самый сильный человеческий инстинкт – инстинкт самосохранения. Герои были помещены в форс-мажорную ситуацию, когда далеко не в каждом человеке верх возьмет разум. Если рассматривать данную семью, то ни один из ее членов не слушал голос разума, но у мужчины и у женщины сильнейшие биологические инстинкты оказываются разными: для мужчины это все тот же инстинкт самосохранения, для женщины – материнский инстинкт. Мне могут возразить: мужчина должен защищать, это у него в крови! Да, соглашусь, но потребность защищать отчасти биологическая, отчасти разумная. Кроме того, возможно, мужчина (часть мужчин) встает на защиту слабого, когда ему не грозит неминуемая опасность, когда он способен как защитить, так и не погибнуть сам. В данной же картине опасность казалась неминуемой, не останавливаемой, стихия, словом, такой, с которой справиться невозможно. Поэтому и сработал сильнейший инстинкт – самосохранения.

В картине также делается акцент на телефон как чуть ли не более важную часть жизни, чем семья. В данной ситуации схватить телефон – жест опять-таки инстинктивный, не обдуманный, еще и обусловленный тем, что в современном мире телефон быстро становится частью человека, ведь там отчасти его память, его способности, его контакты… То, что делает жизнь полноценной. Человек передает устройствам свои функции, и потеря устройства выглядит как потеря части жизни, ведь человеку трудно восстановить то, что он не осуществлял, отдал на своеобразный аутсорсинг телефону, например.

Дальнейшая история развивается точно также – смесь разумного с биологическим. Попытка поговорить и разобраться в ситуации – разумная, но обвинения друг друга при людях – биологическое поведение, женское поведение. Когда проходит шок и сосредоточенность, Эбба пытается не просто обдумать произошедшее, она ищет опору, но не может найти ее там, где привыкла – у своего мужа. Именно отсюда ее попытки выплеснуть свои переживания другим людям: инстинктивно она ищет их поддержки. Вместе с тем, она переживает произошедшее сама, обдумывает сама, отсюда определенное стремление к одиночеству как попытка уйти от постоянной вероятности конфликта. Как человек, ее поступки выглядят неправильными: она затаскивает во внутренний конфликт посторонних людей, но все же… Героиня пытается его преодолеть, и не последнюю роль играют слова и поведение ее детей, которые не понимают причину, но инстинктивно чувствуют опасность уже для своего мира. Сами того не понимая, они становятся своеобразным клеем, который не дает распасться этой семья, заставляет ее членов искать ответы и общий язык.

Ситуация, в которую попадают главные герои, настолько показательная, что она влияет даже на персонажей, непосредственно в ней не участвовавших. Но если в главных героях происходит борьба инстинктов и разума, то в случайно втянутых персонажах все же происходит обдумывание ситуации, примерка ее на себя. С одной стороны, это опасно для отношений, когда один из пары говорит другому откровенно, что он думает. С другой, это – вызов, который неожиданно играет на мужском желании доминировать, доказать женщине свое превосходство. Для мужчины вдруг остается лишь два варианта: либо обидеться и поступить по-женски, либо все-таки доказать свою мужскую сущность, благо в этой картине такой шанс проявит себя дается каждому. Общение двух мужчин: одного, который пережил этот опыт, и второго, который лишь обдумывал его – это полезно для обоих, так как в поисках ответа они могут помочь друг другу, основываясь на своей предыдущей жизни и делая выводы о жизни будущей.

В этой картине происходит переосмысление брака для обоих героев. Оно отражается в их встречах и знакомствах, и далеко не только в этом тянущемся мучительном конфликте. Героиня в другой ситуации просто бы удивилась рассуждениям и поведению новой знакомой в браке, но сейчас она примеряет такой вариант на себя, понимая, что он все же не для нее. Очевидно, что все маленькие черты нужны лишь для создания общего понимания героями своего места в этой ситуации, а еще понимания, что так, как прежде, уже не будет, и это осознание болезненно. Каждый, пожалуй, думает, как и что можно изменить, и каждый понимает, что по-настоящему менять что-то он не хочет. Пути изменения могут быть разными, и в любой ситуации надо не ошибиться и выбрать верный.

Для этой ситуации важно еще и то, что всем потерявшимся героям дается второй шанс. Порой надуманный, но порой случайный. В любом случае, шанс необходимый для того, чтобы простить себя, понять другого, спасти собственную душу. Финал картины – опять смесь биологического и разумного. Разумное здесь – поступок супруга по отношению к Эббе, въевшаяся за время отдыха мысль, что необходимо защищать, а биологическое – ее чисто женская паника, без обдумывания последствий. В любом случае первое ведет к сохранению и укреплению семьи, а второе – всего лишь приключение, которое происходит уже с легким сердцем, милый эпизод, который потом можно будет вспоминать.

Чистая драма, где главное – игра актеров, иногда разбавляется чисто комедийными моментами, построенными все же не на нелепости, но на неожиданности. Погруженный в переживания героев зритель вдруг получат возможность взглянуть со стороны, это кажется забавным с одной стороны, и довольно грустным с другой. Однако даже несмотря на такие моменты разрядки, зачастую смотреть устаешь, пусть даже снято красиво и на сложную тему. Однозначно, это фильм не для всех, скорее для тех, кто склонен порассуждать, а не расслабиться в кино.

0