Фильм

Фильм Добровольно-принудительно

De ofrivilliga (2008, Швеция), IMDb: 7

6.9
7
Добровольно-принудительно – афиша
Предоставлено пользователем: Юлия Колмакова
1/11

Набор многозначительных разрозненных сценок из шведской жизни

СтранаШвеция
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 38 минут
Дата выхода28 ноября 2008
Дата выхода в России18 марта 2010
Возрастное ограничение18+
Начал карьеру в 90-е с фильмов о лыжниках, благодаря которым смог поступить в киношколу в шведском Гетеборге. Один из немногих режиссеров, открытых Московским международным кинофестивалем. В 2005 году его картина «Гитара-монголоид» участвовала в основном конкурсе ММКФ и получила приз ФИПРЕССИ. Дальше — больше: в 2011 году короткометражка Эстлунда «Происшествие в банке» выиграла «Золотого медведя» Берлинале, а в 2014 году сатирическая драма «Форс-мажор» о скандинавах на отдыхе номинировалась на «Оскар» от Швеции, но не попала в шорт-лист. Зато картина получила приз жюри программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Однако настоящий триумф ждал Эстлунда в 2017 году, когда в Каннах его сатира на мир современного искусства под названием «Квадрат» завоевала «Золотую пальмовую ветвь».

Рецензия «Афиши» на фильм «Добровольно-принудительно»

Размалеванные соплячки доводят в вагоне метро очкарика с книжкой: фоткаются с ним, просят угостить выпивкой, ну, сами знаете. Компания парней отдыхает на даче, и один, как всегда, убрался в дым и стал чудить: разделся догола, что-то загибал про отсос у мужика, ну, сами знаете. В школьной столовой разошлась одна училка: мол, видела, как физрук опускает второклашку, но я ничего не сказала, мне что, больше всех надо — сами знаете. Сборник ситуаций, с которыми каждый хоть раз сталкивался и про которые все всё прекрасно знают, но не утруждают себя подумать об их причинах и смысле, снятых так, чтобы высветить всю их неловкость до предела.

26 февраля 2010
9

Пять историй о человеческом упрямстве, нежелании идти на компромисс, неумении вовремя остановиться, услышать, понять, задуматься. Пять историй – не представляющие собой поодиночке ничего интересного, некоторые из которых даже драматургически непродуманны – в синтезе своем рождают потрясающий коктейль, пестрящий юмором, мудростью и светом.

Для затравки надо сказать, что студию «Plattform Produktion» люди, интересующиеся киноиндустрией, должны в обязательном порядке запомнить. Как году в девяностом необходимо было взять на заметку словосочетание «Zentropa Entertainments», так и нынешний проект Рубена Остлунда (не ручаюсь, что это именно его проект, во всяком случае – людей, которые с ним работают) грозит обернуться значимой фигурой. Кроме того, само новаторство Рубена патологически напоминает триеровское. Сходство я вижу в манере съемки – вернее, не сходство, а единство противоположностей. Оператор (а подчас и сам Триер) в фильмах «Центропы» мечется по съемочной площадке со скоростью звука, а Остлунд напротив, ставит камеру на заранее предопределенное место и нажимает кнопку «rec». В фильме «Добровольно-принудительно», к слову, каждый план длится минуты две-три, несмотря даже на то, что персонажи давно уже вышли за рамки кадра и беседуют уже где-то далеко вне поля зрения камеры. Пришло на ум следующее – в обычном фильме монтажных склеек можно насчитать около 600 штук, в фильме «Реквием по мечте» их более 2000, а вот в «Добровольно-принудительно» едва ли наберется 50. Экономия на операторе и монтажере вполне себе ощутима…

Однако, оставив ерничество в стороне, должен признаться, что фильм произвел на меня необычайное впечатление. 2010 киногод вообще чрезвычайно меня радует. Посмотрев «Мне бы в небо», я славословил сверх меры. «Повелитель бури», увиденный на той же неделе, выбил из головы вообще все мысли о гениальности предыдущего. «Серьезный человек» поразил и потряс. А «Д-П» окончательно перетянуло одеяло на себя. Что же будет дальше…

Но – ближе к делу. Фильм смешной, местами до сгибания пополам от хохота. Но и мораль (в основном я не переношу морализаторство с экрана – если, конечно, это не так элегантно, как здесь) прочитывается. Примечательно, что фильм не целиком несет собой всю гамму переживаний, а каждая новелла выполняет какую-то одну конкретную функцию. Кроме того, как бы ни печальна была какая-нибудь из историй, она обязательно заканчивается юмористическим эпизодом (исключение – отец семейства). Фраза «Теперь тебе легче» из новеллы о валаамовом водителе автобуса, честное слово, стоит того, чтобы стать крылатой. Монолог учительницы о необходимости смотреть на обоих собеседников во время разговора втроем также весьма цепляет.

Из минусов картины, пожалуй, можно назвать уже упоминавшуюся нарочито статичную камеру, к которой привыкаешь по ходу действия, но которую, тем не менее, постоянно хочется слегка пододвинуть, чтобы увидеть лица актеров. Кроме того, в середине действие слегка провисает, диалоги становятся многозначительнее и длиннее, но концовка, как ни крути, стоит того, чтобы поднабраться терпения. В начале, может быть, будет трудно разобрать, кто как здесь с кем связан, но достаточно уяснить себе, что здесь никто ни с кем никак не связан, и наслаждаться зрелищем до предела. Да, и еще я забыл предупредить, что слоган фильма «флаг вам в жопу» следует понимать буквально…

И еще мне понравилось, как было обыграно название фильма. В каждой истории кто-нибудь из героев оказывается вынужден принимать решение – он может поступить, как требуют окружающие или как хочется ему самому. И если выводить из этого какую-нибудь глобальную мысль, то ею, разумеется, будет следующая – масса людей, вне зависимости от того, на чьей стороне правда, всегда могущественней одного индивида, но не всегда хитрее (эпизод с актрисой).

И в качестве послесловия сойдет абзац про короткометражку того же Остлунда «Происшествие у банка». Забавная работа из серии «случилась какая-то хрень, а у меня под рукой оказался фотик». В одиннадцатом зале кинотеатра «Октябрь» перед собственно фильмом показали и этот анекдот, который, впрочем, весьма доставляет. Так что на сеанс желательно не опаздывать.

19 марта 2010
9

Это удивительный фильм, очень рекомендую тем, кто приходит в кино не за "сюжетом", а для того, чтобы узнать больше о жизни, что-то пересмотреть и изменить в своих взглядах и своём восприятии...

На мой взгляд, фильм специально выполнен в очень незатейливой манере и повествует об обывателях... Куда приводят эти, казалось бы, неопасные и знакомые свойства человеческой натуры?

Задайте себе вопрос сразу после просмотра: "Так о чём фильм, о чём хотели сказать его авторы?". И с этого самого момента Вам начнёт окрываться "второе дно" этой кинокартины.

6 апреля 2010
7

Кино из серии "про что не рассказывает гид" и "как там у них все на самом деле", для взрослых, не подходит для свидания, отнюдь не смешное, но своевременное и о важном. Когда общество так открыто и с такой смелостью говорит о своих пороках, это, безусловно, делает честь этому обществу. Стадное чувство, боязнь стать изгоем, потерять ощущение принадлежности к «себеподобным» режиссер видит заложенными в природе человека. Именно это чувство дает ему опору и оправдывает, когда он не прав. И именно это чувство делает его заложником общей модели поведения, даже если она противна его естеству. Наиболее провокационная сцена со шведским флагом, на мой взгляд, призвана привлечь внимание зрителя к тому, что общество своим «мы» способно унизить индивидуальное «я» до самого основания. Насколько это типично для шведского общества или это общая беда, пусть каждый решает сам. Мое мнение – второе.

3 апреля 2010
Все отзывы
Читайте также
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Онлайн-премьеры недели: «Черная птица», «Мунхэвен», «Морской монстр»
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
Звездные дуэты, которые мы хотим видеть на экране чаще
23 кинопремьеры июля
23
кинопремьеры июля
23 кинопремьеры июля
12 лучших фильмов с Томом Крузом
12
лучших фильмов с Томом Крузом
12 лучших фильмов с Томом Крузом
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость