Киноафиша Москвы

Фильм «Play»

(2011, Швеция, Дания, Финляндия)

0
0:00 / 0:00
0:00

Play

Смотреть трейлер

Шведские подростки грабят своих ровесников

Есть игры, в которые ты неминуемо проиграешь. Тем более если ты — чистенький, наивный белый мальчик из среднего класса. Но играть тебе придется независимо от твоего желания, и игра эта — жестокая, наглая и вероломная…В центре этой основанной на реальных событиях картины серия циничных преступлений, совершенных бандой подростков-иммигрантов в Гетеборге. С 2006 по 2008 год шайка совершила сорок ограблений. Но самое поразительное то, что до настоящего физического насилия дело не доходило: потерпевших искусно запугивали и «разводили». Режиссер картины Рубен Эстлунд безжалостно и бесстрастно ставит диагноз современной политкорректной Европе, оставляя зрителю возможность самому выносить моральный вердикт этой неоднозначной и шокирующей киноигре.

Режиссер фильма «Play»

Фильмов: 7

Начал карьеру в 90-е с фильмов о лыжниках, благодаря которым смог поступить в киношколу в шведском Гетеборге. Один из немногих режиссеров, открытых Московским международным кинофестивалем. В 2005 году его картина «Гитара-монголоид» участвовала в основном конкурсе ММКФ и получила приз ФИПРЕССИ. Дальше — больше: в 2011 году короткометражка Эстлунда «Происшествие в банке» выиграла «Золотого медведя» Берлинале, а в 2014 году сатирическая драма «Форс-мажор» о скандинавах на отдыхе номинировалась на «Оскар» от Швеции, но не попала в шорт-лист. Зато картина получила приз жюри программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Однако настоящий триумф ждал Эстлунда в 2017 году, когда в Каннах его сатира на мир современного искусства под названием «Квадрат» завоевала «Золотую пальмовую ветвь».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1162
оценок:
793
рейтинг:
18175
3

Ханекеобразная шведская драма про мелкую преступность

Трое благополучных шведских детей лет двенадцати, двое белых и один азиат, гуляют по торговому центру. За ними увязываются пятеро черных подростков — чуть постарше и, видимо, не столь благополучных. Когда наконец доходит до разговора, те рассказывают какую-то очевидную басню про украденный те­лефон младшего братика («точно такой же, как у тебя») и предлагают пройти с ними, чтобы решить вопрос. Все вместе долго куда-то тащатся. Все участники прекрасно понимают, к чему идет дело, но одним лень форсировать события, а другие боятся.

Без малого двухчасовой художественный фильм про то, как одни подростки разводят других на мобильники, — испытание как для режиссера, так и для зрителя. Эстлунд («Добровольно-принудительно») использует длинные статичные планы, которые вызывают ощущение постоянного дискомфорта и одновременно, как ни странно, способствуют концентрации внимания: персонажи в любой момент могут попросту выйти из кадра. Выходят они, впрочем, только когда надо автору, — с технической точки зрения «Play» сделан довольно виртуозно. Неподвижная камера к тому же призвана создать иллюзию объективности, режиссерской отстраненности: он вроде бы не высказывается, а просто фиксирует происходящее (как сообщается, по мотивам реальных событий; как видно, в Швеции такие преступления попадают в газеты).

Но отстраненность, конечно, это кокетство — у режиссера есть миллион других способов высказаться, в первую очередь — монтаж. И Эстлунд ими пользуется: в частности, основная линия прерывается мини-историями про забытую кем-то в поезде колыбель и про индейцев, играющих на улице свою музыку. Но что он этим хочет сказать, не совсем ясно (что общество озабочено ритуаль­ной безопасностью, пока у детей отжимают телефончики? что иммигранты ­бывают разными?) — и есть подозрение, что какую-то трескучую банальность. Подозрение, которое усиливается в финале, когда к делу наконец подключают­ся взрослые и в донельзя упрощенной форме произносят вслух все то, о чем мы уже сто раз подумали. С игривым замахом на очередную бесплодную дискуссию — к которой самому режиссеру при этом откровенно лень подключаться.

6

Отзывы пользователей о фильме «Play»

Фото Oso Togari
отзывы:
16
оценок:
19
рейтинг:
39
7

Увы, а может, и к счастью, этот фильм тяжело понять российскому зрителю, не знакомому с ситуцией в Скандинавии. Коротко говоря, среднестатистический скандинавский обыватель находится в состоянии острого когнитивного диссонанса: в последние 10-15 лет в этот некогда тихий уголок Европы хлынул обильный поток абсолютно чуждой ему культуры, не оставив аборигенам времени для какого-бы то ни было осмысления и подготовки к этой интервенции. По крайней мере 100 последних лет ушли у шведов на то, чтобы в состоянии мира и относительной изолированности построить свой пресловутый "Народный дом", где все уважают законы и правила, доверяют друг другу до степени незакрывания входных дверей и полиции, выполняющей, в основном, декоративные функции. И вруг, всё внезапно изменилось: количество изнасилований и гоп-стопов вдруг взлетело на недосягаемы высоты, в крупных городах на юге страны вдруг образовались самовозникшие гетто со своими внутренними законами и каждодневыми перестрелками мафиозных групп, то там, то сям стала появляться реклама стальных дверей, водители автобусов, вдруг, стали бояться возить с собой наличные деньги (истинная причина шведского прогресса в области оплаты общественного транспорта безналичными средствами) и т.п. Всё это, однако, сопровождается непрерывной осанной, которую местные средства массовой информации поют мультикультурности и интернационализму. Любые публичные сомнения в существующей миграционной политики подвеграются жёсткой критике и клеймлению расизмом.
Учитывая выешизложенное, фильм Рубен Эстлунда можно вполне назвать смелым явлением в шведском кинематографе. И имеет он не развлекательную, а исключительно культурологическую ценность, довольно удачно показывая мир, где все дети и взрослые больные "стокгольмским синдромом" предпринимают отчаянные усилия, чтобы с помощью эпилептоидно-тщательного исполнения своих уютных буржуазных ритуалов (возня персонала поезда с забытой детской коляской, боязнь работников кафе побеспокоить полицию) достичь необходимого расслабления. Ведь изнасилование Скандинавии только начинается.

5
Фото Viciouslove
отзывы:
23
оценок:
42
рейтинг:
62
5

Немного нудный фильм про нескольких шведских подростков разнообразного цвета кожи. Полезен для изучения запредельной толерантности и того, что из нее получается. Пока (к счастью) неприменимо для изучения отечественной реальности - как в силу иного отношения взрослых к подозрительным кучкам подростков, так и из-за более трезвой оценки степени опасности самими подростками. По стилистике фильм немного напоминает Иоселиани, но без вина, застольных песен и искрометного юмора.

1
Фото Федор Обзоркин
отзывы:
609
оценок:
602
рейтинг:
2051
9

Толерантность как преступление против общества: "Игра"

Шведы - нация более чем миролюбивая. Давно прошли те времена, когда шведские короли и их армия держали в страхе племена северной Европы, и теперь Швеция является одним из главных апологетов принципов толерантности. Между тем сама по себе толерантность себя уже дискредитировала, и если в странах Южной Европы пока только снимают фильмы о том, что, видимо, государство делает что-то не так, о том, что эмигранты не хотят интегрироваться в европейскую культуру, о том, что смешение культур приводит к социальным нарывами, в Норвегии гражданин Брейвик организовал собственное реалти-шоу, которое заставило относиться к проблеме не просто как к возмущению каких-то слоев населения. Фильм "Игра" наглядно демонстрирует, как феномен толерантности приводит не к равенству всех членов общества, а передает преимущества одних другим, делая преступников неприкасаемыми, а законопослушных граждан - беззащитными.

http://obzorkino.livejournal.com/416132.html

Группа негров-подростков ежедневно проводит свободное время в местном супермаркете, где занимается завуалированным грабежом. Самый простой способ безболезненного, а главное - сравнительно законного отъема имущества у шведских детей, это попросить подержать в руках телефон. Дальше все по накатанной схеме - телефон оказывается похожим на тот, что недавно украли у родственника негра, и детям предлагается проследовать к этому родственнику, дабы он подтвердил, что это - не его телефон. Сам фильм показывает один такой день - негры отжимают мобильные телефоны у детей, а потом и все остальное, что у этих детей было. При этом чисто юридически шведские подростки сами все отдали, вроде как без принуждения.

Фильм основан на реальных событиях. Действительно, негры-подростки совершили более 40 ограблений в одном из супермаркетов в шведском городке Гетерборг. Действительно, им не приходилось применять силу - достаточно было психологического давления. Действительно, законопослушные шведы не сообщали полиции о правонарушениях. Почему? Ответ на этот вопрос дается в фильме неоднократно. Вот подростки ищут помощи в пекарне. Взрослые и толерантные шведки им говорят, что полицию просто так беспокоить нельзя - надо быть уверенным на сто процентов, что совершается преступление, а пока его нет, то и полицию тревожить не стоит. Зато полицейские возникают тогда, когда все негры уже спят, и штрафуют ограбленных подростков за бесплатный проезд. Ну и наконец в заключительной сцене происходит спор между взрослыми - насколько далеко можно зайти в защите чьих-то прав и почему это у негров прав больше только из-за того, что они - "меньшинства".

В кадре постоянно находятся взрослые. Но они - не вмешиваются. В трамвае негры-подростки ведут себя вызывающе, задирают окружающих, издеваются над сверстниками, но мужчина лишь после того, как негритенки выходят из трамвая, подходит к парню и дает ему визитку со словами: "Я все видел, если понадобится свидетель в суде - позвони". Естественно, дети просто боятся - им страшно обратиться в полицию, им страшно обратиться к взрослым, им страшно дать силовой отпор. При этом в течение фильма показывается, что один из них - сильный, второй - очень хорошо бегает, у третьего банально есть телефон. Но все они проявляют абсолютную инфантильность перед намеками на угрозу.

Излишне толерантные граждане ткнут меня мордой в то, что я негров называю неграми, а не афроамериканцами. Рекомендую такого рода упырям смотреть "Игру" ежедневно перед сном, в качестве профилактики излишней заплесневелости мозга. Я не готов говорить за всех, но для меня главным злодеем в фильме были не эти подростки с черным цветом кожи, а мерзкая тетка из последней сцены, которая заступалась за них, а не тех, кого они ограбили. Если лень смотреть весь фильм, а он идет больше двух часов, то достаточно посмотреть лишь эти последние десять минут.

Вердикт: жесткий социальный фильм о том, что толерантность ведет к деградации общества.

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.

(с) Обзоркино

0
Фото alex b
отзывы:
72
оценок:
73
рейтинг:
159
9

Не хочется ерничать по таким грустным поводам, но глубоко впечатлился: неужели до благополучно-сыто-благодушно настроенных европейцев таки начинает доходить, куда завела и еще заведет эта ИГРА в либерализм, толерантность, права человека и мультикультурализм??? Неплохо бы и у нас прокрутить этот фильм в каждой школе, по каждому каналу - отличная прививка от "европейских ценностей". сам фильм так себе, но тема заката европы раскрыта на все 100%.

0
Фото Сергей Ефимов
отзывы:
16
оценок:
221
рейтинг:
6
3

Потрясающе нудный и социально вторичный фильм, в котором рассказываются всем известные вещи.

Рубен Эстлунд решил показать, что современная Европа ещё целое поколение будет слабой. Мальчишка, который не может вступить в драку и защитить себя и друзей, а пытающийся сгладить конфликт и пойти на уступки. Его отец, который всё-таки восстанавливает справедливость, но тут же захлёбывается в волне толерантности и политкорректности. Толпа чёрных пацанов, возомнивших себя хозяевами всего и не встречающие особого сопротивления. Они уже чувствуют себя лидерами нового времени, ведь особых препятствий для этого им никто не способен создать.

То, что эмигрантская проблема для современной Европы является одной из главных, в общем-то не секрет. То, что эмигранты в среднем представляют собой более криминализированную часть "общества благосостояния" уже давно доказали социологи. Так что же хотел сказать этой картиной Рубен Эстлунд, снимая всё очень статично [кадры продолжает быть фиксированным, даже когда действующие лица из него выходят]? На мой взгляд, статика ничего не даёт фильму, она скорее отвлекает и скрывает его истинные мотивы, если, конечно, они есть.

Мне кажется, глупо приписывать этому фильму глубокий символизм, как нужно было писать в школьных сочинениях о любом произведении. Эту картину стоит посмотреть, чтобы понять, как живут ОНИ и хотим ли так жить МЫ. И как найти нужный баланс между толерантностью и национальной гордостью и независимостью. С этой точки зрения, в фильме смысл появляется, потому что он адресован не тебе, европейский зритель, который видит этот фильм каждый день.

0

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Кино без границ»

Есть игры, в которые ты неминуемо проиграешь. Тем более если ты — чистенький, наивный белый мальчик из среднего класса. Но играть тебе придется независимо от твоего желания, и игра эта — жестокая, наглая и вероломная… В центре этой основанной на реальных событиях картины серия циничных преступлений, совершенных бандой подростков-иммигрантов в Гетеборге. С 2006 по 2008 год шайка совершила сорок ограблений. Но самое поразительное то, что до настоящего физического насилия дело не доходило: потерпевших искусно запугивали и «разводили». Режиссер картины Рубен Эстлунд безжалостно и бесстрастно ставит диагноз современной политкорректной Европе, оставляя зрителю возможность самому выносить моральный вердикт этой неоднозначной и шокирующей киноигре.