Киноафиша Москвы

Фильм «Кино про Алексеева»

(2014, Россия)

6.7
0:00 / 0:00
0:00

Кино про Алексеева

Смотреть трейлер
  • 12+ 1 час 35 минут
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Режиссер фильма «Рассказы» передает привет бардам 60-х

Добродушный пенсионер с гитарой приезжает из Тулы в эфир столичной радиостанции, где неожиданно узнает, что написанные им в юности песни давно стали шлягерами, которые воспевали Бродский, Окуджава и Макаревич. Однако путешествие по волнам памяти доказывает обратное: в юности Алексеев был бардом средней руки, бабником, стукачом и посредственностью, слямзившей фразу у Тарковского. Ближе к финалу, впрочем, выясняется, что это кино с большим сердцем, «Амели» на фоне КСП и бардовский побратим коэновского «Льюина Дэвиса». Кроме того, «Алексеев» — возвращение актера Александра Збруева в большое кино после десятилетнего перерыва.

Режиссер фильма «Кино про Алексеева»

44 года Фильмов: 4

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Мария Кувшинова
отзывы:
32
оценок:
32
рейтинг:
1074
5

Драма про поиск утраченного времени

Нищего пенсионера Алексеева, в прошлом малоизвестного барда (Збруев), внезапно приглашают в эфир столичной радиостанции, где выясняется, что он кумир Бродского, Окуджавы и Макаревича, а его песня «Мама, я дезертир» считается мощным протестом против войны в Афганистане. Благообразный старик вспоминает свою жизнь, но мы видим его путь со стороны, и панегирики в исполнении ведущей эфира вступают в конфликт с фактами: очевидно, что это посредственный поэт, стукач и пошляк; мнимый парадокс объясняется в финале, когда в студии гаснет свет, а счастливый Алексеев уезжает в небытие с чувством не напрасно прожитой жизни.

Михаил Сегал, успешный рекламный режиссер, снявший «Рассказы», — безусловно интересный и редкий для русского кино автор, имеющий амбицию создавать на экране собственный мир. Другое дело, что его способностей демиурга пока что хватает на анекдот. При сотворении своей вселенной Сегал вообще любит смешивать: реальность и абсурд, неизвестных актеров со звездами. Для зрителя это, однако, означает, что пропорции мира нарушены и непонятны правила игры. Збруев и Уголь­ников в любом случае кажутся крупнее, чем остальные актеры (хороши они или плохи). Мир «Алексеева» — сон постсоветского человека об СССР; реально существовавшие Тарковский и Олег Ефремов, появляясь тут, оказываются вплетены не просто в вымышленную биографию — они вплетены в вымышленное время, как если бы в живописное произведение иной эпохи была бы вклеена фотография папарацци. Намерения автора понятны — горько-сладкий лонгдринк, но сотворенному им миру, чтобы переварить и присвоить документальное, не хватает проработанности, объема и глубины. Так почти всегда бывает в русском кино — эскизы, эскизы. Но даже при нарушении пропорций в стакане очевидно присут­ствует талант, и «Алексеев», каким бы разбавленным он ни казался при просмотре, оставляет долгое и тихое воспоминание о себе, как медленно затихающий звук случайно задетой струны.

11

Отзывы пользователей о фильме «Кино про Алексеева»

Фото Andrey Krupnov
отзывы:
47
оценок:
48
рейтинг:
243
9

Любовь - это не "когда", это "что".

«Кино про Алексеева» - удивительно тонкий и проникновенный фильм. Сначала кажется, что на экране ничего особенного не происходит. Да, Збруев играет прекрасно, тонко, интеллигентно. Не буду судить, лучшая это его роль в карьере или нет, но она очень хороша. Молодые актёры тоже на уровне. При этом само действие крайне неторопливо, просто до заурядности с точки зрения мизансцен и диалогов, в нём нет никакой особенной интриги и почти никаких страстей. Но сюжет выстроен так, что каждая сцена открывает только маленький кусочек общей картины, причём зритель ещё и смотрит на эту картину с изнанки. А в финале она вдруг переворачивается, и тут же понимаешь, что каждый кадр, каждое слово, сказанное до этого, имело глубокий смысл, что все внешне разрозненные действия были подчинены единой чёткой логике, что фильм на самом деле прекрасен. Оказывается, в этой поверхностности диалогов и заурядности действия была заложена главная идея фильма о том, как важно быть кем-то в этой жизни, состояться как личность, оставить свой след. Ну и о вечной теме, конечно, тоже.
Некоторые критики сравнивают «Кино про Алексеева» с «Внутри Льюина Дэвиса». На мой взгляд, общим в этих фильмах является только жанр, в котором выступают герои. Во всём остальном «Алексеев» выигрывает вчистую.
И хочется сказать «Браво!» создателю фильма, но это трудно сделать, потому что в горле вдруг откуда-то возникает комок, и ты просто сидишь и молча смотришь титры.

10
Фото maxilla_k
отзывы:
120
оценок:
120
рейтинг:
162
7

Жизнь барда.

Для режиссера Михала Сегала, похоже, становится фирменным знаком называть свои фильмы неброско. Первым его полнометражным фильмом была картина "Рассказы". Ну кого сейчас заманишь в кино "Рассказами"?! И кому на фиг дался какой-то Алексеев?!

Я смотрел фильм "Кино про Алексеева" и меня никак не покидало впечатление, что на этот раз режиссер лоханулся. Причем, по-полной. Сюжет пресноват, ходы читаемы. Че за хрень?! Уж могли бы этому "барду" хоть тексты-то чуть-чуть поталантливее написать и поинтересней?! К тому же он еще и стукач, карьерист, не пропускает ни одной юбки... Все, на что его хватает, это бесконечно цитировать одну и ту же случайно услышанную им фразу Тарковского о том, что любовь это способность дать любимому человеку прямо сейчас именно то, что ЕМУ нужно. "А то может ему кровь твоя нужна, а ты ему песни петь будешь". Именно песнями (в прямом и переносном смысле) главный герой всех и кормит. Неужели режиссеру настолько вкус отказал, что он не видит лажи?! Ну, не получается из этого Алексеева герой. Как ни крути!

Тем не менее, финал переворачивает все с головы на ноги, и ты понимаешь, что режиссер тебя попросту обманул: ловкость рук и монтаж аттракционов. И ты рад такому обману. Очень рад. А еще ты рад, что все-таки нашелся человек, который воспринял эту фразу Тарковского не метафорически, а буквально, тот, кто способен дать любимому человеку то, что ему нужно. Именно здесь и сейчас.

А еще в каждом фильме Сегала обязательно в том или ином виде присутствует группа Каста и очень красивые сиськи.

P.S. Репортаж с презентации фильма "Кино про Алексеева" на 36 ММКФ см. здесь.

5
Фото Евгений  Савойский
отзывы:
25
оценок:
32
рейтинг:
114
9

Наш Льюин Дэвис

- А вы знаете, что раньше на территории России существовала могущественная высокоразвитая цивилизация?
- Да, знаю. Она называлась СССР.
(Из одного демотиватора)

После просмотра "Кино про Алексеева" я окончательно понял, что Михаил Сегал – это мой режиссер. Я догадался об этом ещё после его "Рассказов", но теперь убедился в этом полностью. Что мне нравится в творчестве Сегала, так это то, что на серьезные темы он может говорить легко и просто, с юмором, без дидактики и нравоучений, но при этом глубоко и вдумчиво. За такими режиссерами будущее, а не за михалковыми или бондарчуками.

Итак, теперь мы с вами имеем своего Льюина Дэвиса. Зовут его Николай Алексеев. Он тоже поет песенки. Тоже неудачник. Тоже совершал ошибки. Тоже оказался в прямом смысле слова на обочине жизни. И нельзя сказать, что это по его вине. Он стремился всем понравиться, сочинял хорошие песни, старался на службе. Нет, он не без грехов. Трусоват. Между "быть или любить" выбрал именно первое. При обольщении женщин использовал одни и те же приемы, не удосуживаясь выдумать новые. Повторял чужие умные мысли, выдавая их за свои, но, по всей видимости, не понимая их. Что же не так с Алексеевым? Мне кажется, ответ в том, что он не плох, но и не хорош. Он обычный.

Братьев Коэнов интересует личный фатум человека. Михаил Сегал же, как мне думается, в образе Алексеева представляет нам судьбу целого поколения. Советского поколения. Да, советский человек не был идеален. Он любил выпить и полапать баб. Иногда постукивал на ближнего своего в компетентные органы. Между идеалами и колбасой выбирал, как правило, последнюю. Он повторял заученные истины, часто не понимая их или не живя в соответствии с ними. Но эти люди писали хорошие книги, сочиняли хорошие песни, снимали хорошие фильмы. Они делали хорошие вещи. Они оставили после себя уникальную культуру, которой никогда не было и которую уже не повторить. Они стремились к прекрасному и страдали от несовершенства мира и себя. Да, они могли не понимать произносимых истин и не жить по ним, но это всё равно были истины. И даже если одна из них упала в благодатную почву, то уже всё было не зря. Что же стало с этим поколением советских людей? Оно выкинуто, забыто, оплевано, оболгано, влачит жалкое существование, лишено дома и смысла существования. Его обвиняют во всех смертных грехах и справа, и слева.
В чем же причина такого положения? Можно спорить, что причина в самом поколении или в советской системе. Но хочу обратить внимание на последнюю песню, спетую заглавным героем – "Дезертир". Это приговор не только персонажу, но и движению КСП, а то и всему поколению. Когда страна медленно умирала, когда нужно было отдать ей свою жизнь, они стояли рядом и пели хорошие добродушные песенки. И всё, время было упущено. Но даже такому обычному человеку, как Алексеев, как и всем людям, важно знать, что они не зря жили, трудились, страдали. Что всё это было не просто так. Так это или нет, пусть каждый думает сам.

Фильм Михаила Сегала только кажется легким и простым. Если призадуматься, то он очень сложный и глубокий. Он идеально выстроен, и каждый эпизод находится во взаимосвязи с другими. Он затягивает в себя своей непринужденной атмосферой (я почти даже полюбил авторскую песню). После него мысли витают вокруг головы, словно осы над арбузом. И это не злые или грустные мысли, хотя и веселыми их не назовешь. Это такие осенние мысли. "Хорошо, что лес хвойный – осени не чувствуется".

4
Фото Punis Hvalov
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
3
9

Фильм вообще не о бардах.
Фильм, с моей точки зрения, вообще не об авторской песне. Главный герой мог бы в жизни заниматься чем угодно. Он типичный слабый маленький человек , неудачник, не способный бороться с внешними обстоятельствами, утонувший в зависти и собственной гордыни. Эдакий Акакий Акакиевич из гоголевской Шинели по степени жалости, которую он вызывает к себе. И вот именно это Збруев сыграл блестяще!
Согласен, что ждешь всю картину что Алексеев что-то уже совершит, хоть какой-нибудь поступок, который свяжет его реальную жизнь с тем, что про него нам рассказывают из студии радио. Признаюсь, было желание покинуть зал и пойти в бар. Кажется что смотришь какой-то невнятный, порою даже нелепый фильм про молодежь 60-х. Правда следует отметить, что атмосфера времени передана идеально, мелочи быта превосходны, но действительно смотреть скучно, главный герой настолько неинтересен как личность. И тут вдруг этот неожиданный финал, который переворачивает все представление о фильме, внезапно понимаешь всю гениальность замысла авторов.
Финал конечно грандиозен. Эмоциональный взрыв внутри зрителя. Пожалуй без длинного 80-ти минутного скучноватого рассказа не было бы таких эмоций у зрителя в финале. И понимаешь что автор блестяще справился с задачей подвести зрителя к развязке в нужном недоумении.
Не могу не отметить прекрасные операторские штрихи, особенно впечатлили два момента. Картинка во вне из окна сруба где происходит разговор с Тарковским и военная комиссия, сидящая за столом вот время подведения результатов испытания автомата. Возможно эти моменты специально придуманы, чтобы удержать зрителя в зале, разбавить повествование о нелепой скучной жизни Алексеева.
И конечно название фильма не смотря на всю кажущуюся простоту бьёт в точку. Это действительно "Кино про Алексеева", фильм не об Алексееве и его жизни, главный герой слишком прост для этого, фильм про кино про Алексеева.
Один из лучших фильмов о любви.

3
Фото Марина Козеева
отзывы:
7
оценок:
367
рейтинг:
6
9

Очень больно смотреть замечательное кино одной в зале. Великолепная работа обожаемого Александра Збруева после огромного количества лет перерыва. Как же я уважаю его за то,что не разменивается на все подряд. не боится что забудут. Очень красиво, "вкусно" снят этот фильм.Оператор Э.Мошкович. И я в очередной раз с радостью сообщаю, что наше российское кино было,есть и будет!! Фильм "Кино про Алексеева".Режиссер М.Сегал.

3

Галерея