Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Спасение»

(2015, Россия)
6.6
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Спасение

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 34 минуты
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода в России:

Иван Вырыпаев о Тибете, Боге и пылесосах

Разреженная, как горный воздух, драма на английском языке про польскую монахиню с духовной миссией в Тибете. Фирменных вырыпаевских диалогов здесь от силы два с половиной, зато красивых видов — хоть отбавляй, и в них можно подолгу всматриваться в ожидании, чтобы в фильме случилось хоть что-то. Дебютировавшая в «Спасении» актриса Полина Гришина получила приз за лучшую женскую роль на «Кинотавре».

Режиссер фильма «Спасение»

44 года Фильмов: 5 Cпектаклей: 17

Актер, режиссер, драматург. Лауреат Гран-при фестиваля «Новая драма» 2007 года за пьесу «Июль», поставленную в театре «Практика» и представляющую собой богатый ненормативной лексикой монолог от лица садиста-убийцы, который заколол соседа, открутил голову бомжу, разрезал на мелкие кусочки давшего ему приют священника, а потом от любви съел медсестру в больнице. Потом был знаменитый клубный проект «Кислород», получивший «Золотую маску» в номинации «Новация», — практически манифест поколения, родившегося в 1970-х. С 2013-го по 2016-й руководил театром «Практика», где поставил целую серию стерильных благодатных спектаклей («Иллюзии», «Благодать и стойкость», «Невыносимо долгие объятия»). Попутно снял несколько фильмов по собственным пьесам — «Эйфория», «Танец Дели», «Спасение» etc. Сочинения Вырыпаева ставят на самых главных сценах России (МХТ им. Чехова, БДТ им. Товстоногова, «Мастерская Петра Фоменко»), они переведены на десятки языков и пользуются большой интернациональной популярностью. Сам автор с 2016 года живет и работает преимущественно в Польше.

Отзывы пользователей о фильме «Спасение»

Фото Евгений Пустошкин
отзывы:
13
оценок:
39
рейтинг:
25
9

Посмотрел «Спасение», фильм Ивана Вырыпаева, на предпремьерном показе 9 дней назад. Меня пробрало и пропитало до глубины души. Тронуло именно те струны, которые невербализуемы. Вышел в тишине и молчании, откланялся ребятам и пошёл в ночь. Весь процесс зрительства я чувствовал себя в сходной экзистенциальной позиции, что и героиня-монахиня. Вместе с ней мучился, вместе с ней переживал, вместе с ней страдал. Запомнился момент в самом начале, когда она молится, а её в это время, дыша и покачиваясь, созерцает Божье присутствие. Запомнилась мне чистота личности и её интенсивной муки, переданная в фильме. Сколько часов я сам провёл в таких страданиях, свернувшись в своей беспощадной брошенности, выташнивая свой экзистенциальный angst, свёртываясь в страхе и трепете от того, что я на ладони неведомого. Что же до чистоты характера… мне и вправду довелось знать таких же откровенных перед собою и небом, ищущих людей, каковой (по фильму) предстаёт монашка, — и тоже из Европы. Этот фильм напомнил мне о них, о том, какими учителями они мне стали, пусть даже я тогда и не сумел распознать этого урока. А воздух в тот вечер, когда возвращался из кинотеатра «Англетер», был божественный.

9
Фото Александр Незнахин
отзывы:
13
оценок:
13
рейтинг:
23
9

Фильм о том, что спасение не в том, чтобы следовать выстраданным веками постулатом какой-то определенной конфессии, а в том, чтобы уметь понять и найти в себе отражение другого человека. Впитать его в себя, впитать в себя весь мир, переварить, добавить в него себя, и вернуть обратно, со всей нежностью своего отношения, с пониманием его хрупкости, и с любовью - к нему, к себе и к себе в нем.

Я так вижу!

Даже непонятый мною сначала последний диалог как-будто обрел свой смысл как благодарность богу за то, что мир есть, за то, что он таков, за каждый день, за на самих, за жизнь!

Т.е мы научились делать классное европейское кино?! Нет слов! Шикарно!!!

5
Фото Светлана Гофман
отзывы:
57
оценок:
237
рейтинг:
141
5

«На экраны выходит драма Ивана Вырыпаева «Спасение», - читаю я в новостях. Никакая это не драма, не пугайтесь. Тут даже текста раз в 50 меньше, чем в «типичном Вырыпаеве». Это легкий, милый, местами смешной, ни к чему не обязывающий фильм. Много тибетских пейзажей, дозировано – национальный тибетский колорит. Сюжет подчеркнуто вненационален: польская монашка едет в Тибет служить в тамошней христианской церкви и по пути встречает случайных собеседников. Горные панорамы, рассекаемые фигуркой в черном платье, чередуются с целомудренным подглядыванием за героиней в ее гостиничном номере. Нам настойчиво дают понять: сестра Анна – живой человек, а не фреска. Под монашеским одеянием – обычная миловидная девушка, с волосами, ногами, грудью и попой. Она пользуется туалетом – совсем как мы, земляне. Она тоже мерзнет, ее, бывает, тошнит. И спит она в футболке из Юникло. Только вот группу U2 не знала, но это дело поправимое: теперь – знает. За то без подсказки сходу правильно надела модную хипстерскую шапку. Казалось бы - откуда? Сердце подсказало.

Исполнительница главной роли – настоящее открытие. Выпускница ГИТИСа, курса Каменьковича-Крымова, Полина Гришина умеет существовать в кадре так, чтобы язык не поворачивался сказать «играет» - она в фильме просто живет, реагирует, испытывает эмоции. К слову, актриса уже успела получить за эту роль главный приз на фестивале «Кинотавр».

Мысли Ивана Вырыпаева хоть и не новы, но высказываются простодушно, почти без пафоса и с беззлобным юмором, что не может не подкупать. Судя по всему, увиденные в тибетском христианском храме изображения лысого Христа-азиата и Богоматери, восседающей в цветке лотоса, так впечатлили Ивана, что он непременно захотел поделиться со страной своими переживаниями, причем непременно через фильм. И то хорошо, и то славно. А Минкульт – помог с деньгами, очень кстати.

4
Фото Sergey Gureev
отзывы:
95
оценок:
612
рейтинг:
350
5

После "Спасения" приходится окончательно признать – я не понимаю, как Вырыпаев мог сделать "Эйфорию". Воздушную, художественную, тонкую, красивую. На контрасте с остальной его работой и в кино, и в театре (про который он прямым текстом подтвердил именно то, за что я его ругал,– "театр это вид литературы"), словно другой человек делал.

После текстоцентричных "Танца Дели" и "Кислорода" трейлер "Спасения" дарил надежду на возвращение к художественности "Эйфории". Но нет, опять лобовой удар и проповедь, а кино – всего лишь "средство расширения аудитории".

Увидев перед просмотром слова Вырыпаева, что главная героиня олицетворяет Россию, после фильма я шутил: "Сейчас все объясню. Монашеская юность – советские времена. Отъезд из монастыря – падение железного занавеса, страна знакомится с миром. Диалог с Грушкой про пылесос – перестройка, избавление от идеологического мусора. Дальнейшее раскрепощение. Диалог с американским музыкантом, разговор про U2 – знакомство с западной культурой. Стыд за прошлое. Изменение стиля, языка (превращение монашки в хипстера в желтой шапке). Открытость свободе, покорение вершин. Полеты мысли (вплоть до летающих тарелок). А потом опять откат назад, да еще и более дикий (католический приход в Тибете с азиатским Христом). А надо общаться, открываться миру, учиться!"

Ну, пошутил и пошутил. Но прочитав ряд интервью самого Вырыпаева, ужаснулся, как близок оказался. Иван Александрыч и здесь опять прямолинеен, антихудожественен, догматичен, как заведенный твердит "коммуникация, контакт" и продолжает воспроизводить чужие идеи (см. Уилбер, интегральная духовность).

Не режиссер, а проповедник-сухарь. А публике достаточно увидеть картинки Тибета, услышать смазливую песню под гитару и пустой псевдоэзотерический диалог про "ты не пылесос". Остальное не замечается, а отношение с искусством кино – вообще по боку.

Вот, например:
"- Это фильм не про Тибет, а про Россию, хотя русской темы там нет – я таким его задумывал. Нет потому, что я хотел добиться метафоричности. Сейчас, после долгого периода, когда страна была закрыта, мы сталкиваемся с другими культурами. Сегодня, в силу технологий, мир перемещается к нам. Посмотрите, как мы испугались: чего стоит одна война – мы не готовы соприкасаться с чужими культурами, мы держим оборону, для нас это трудно. Поэтому нужно научиться налаживать коммуникацию, это тема номер один, номер два и номер три.
- Для меня это фильм о моей стране. Прежде всего о моей стране. Образ моей страны я представил в виде главной героини. Я попытался показать, как выглядит наша главная российская проблема – коммуникации с "другим" миром. И как важно наладить эту коммуникацию, но не потерять себя."

Ну хоть помолчи, дай людям вложить в твою проповедь свои смыслы – увидеть что-то большее, не ограничивай своими линейными смыслами. Но нет. Талдычит, как заведенный. Долбит, как на партсобрании.
"- Уже хватит искусства. Заниматься искусством и в театре, и в кино мне уже не интересно. Когда искусство ради искусства, когда просто делают искусство. Искусство – это средство, с помощью которого надо делать более важные вещи.
- Главным, ключевым для меня является тема. А через что она выражена, для меня всегда имело очень посредственное значение. Сюжет, форма – это лишь способ, средство.
- Я не снимаю фильмы, на которые идут, чтобы насладиться чистым искусством кино.
- Где слово, там я дома, а где камера — нет
- Я не вправе считать себя полноценным кинорежиссером. Это не мое основное занятие. Я все-таки в первую очередь драматург. Кино же для меня – прежде всего, возможность обратиться к большей аудитории."
Ну, хоть честно.

А теперь самое интересное. Только что в рамках Амфеста показывали "Кумико – охотница за сокровищами". Так вот этот фильм, очевидно, совершенно не преследуя целей Вырыпаева, ничуть не хуже доносит и его "тему"! Японская социопатичная девушка с проблемами в семье и на работе, погрузившись в нездоровые фантазии, отправляется в Штаты, чтобы найти чемодан с деньгами, который Стив Бушеми зарыл в конце "Фарго". На пути ей встречаются персонажи, которые пытаются кто как помочь, но в силу проблем с той самой коммуникацией и собственных иллюзий, девушка не в состоянии найти общий язык, причиняет им разные неприятности, и в итоге... смотрите сами.

И вот, ей-богу, в "Кумико" легко можно увидеть все, что Вырыпаев пытается сказать "Спасением" (а многое – даже лучше): хочешь – историю взаимоотношений России с окружающим миром, хочешь – темы проблем коммуникации, хочешь – собственно то, о чем сам фильм без притянутостей (одиночество, сокровища всегда с нами, внутри, надо замечать людей, протягивающих нам руки, не гнаться за бесплодными фантазиями и т.д. и т.п.)

В этом и есть основное отличие искусства, многопланового, художественного, скромного, открытого множественным интерпретациям, от публицистики (а именно этим, по сути занимается Вырыпаев в "Спасении"), хотя "Кумико" – фильм совсем не идеальный.

Отдельно подчеркну, что со взглядами Вырыпаева согласен, разделяю его ценности и интенции, но такое отношение к искусству принять не могу. Уж лучше тогда просто статью написать, эссе – действенней и честнее.

4
Фото Miriam Ufit
отзывы:
7
оценок:
49
рейтинг:
22
3

Попытка донести "свежую", как сам мир идею, что некая высшая сила все-таки существует. Происходит это внутри кино-истории подозрительно напоминающей Иду. Ну просто даже до такой степени, что один кадр из Иды дословно процитирован. Не говоря уже о некоторых сюжетных поворотах и героях.
Полтора часа длились вечно. Спасли от окончательного разочарования только невероятные пейзажи, на фоне которых разворачивается действие. Да, еще чудесная актриса, исполняющая главную роль. Кажется, иной и не представишь на ее месте. Даже кисти рук - и те выразительны и абсолютно точны образу. Вот за пейзажи и руки - 2 звезды. А так - твердый ноль.

4

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена Киностудией Горького

Молодую католическую монахиню сестру Анну из Польши отправляют служить в миссию католического прихода высоко в гималайских горах. Сестре Анне 25 лет, и половину жизни она провела в монастыре. И вот первый раз в жизни она выезжает в другую страну, и не просто в какую-то страну, а в аутентичный край Ладакх, который является частью тибетской Индии. Приехав туда, сестра Анна оказывается в совершенно незнакомом ей мире. Она сталкивается с совсем иной культурой, с другими энергиями и абсолютно другой религией. Загадочный мир Тибета и случайные встречи в пути приносят сложные мысли и вопросы.