Киноафиша Москвы

Фильм «Самсара»

Samsara (2011, США)
8.5
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Самсара

Смотреть трейлер

Полуторачасовое путешествие по примечательным местам планеты, снятое на 70 мм

Фильм «Самсара» создавался более 5 лет в 25 странах мира.«Самсара» — слово, пришедшее к нам из санскрита, означает «вечно вращающееся колесо жизни». Это понятие стало для кинематографистов отправной точкой. «Самсара» переносит нас на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес. В фильме нет ни единого постановочного кадра, отсутствует закадровый текст и субтитры. Это уникальный пример сочетания визуального и музыкального искусства в жанре видового кино.В процессе съемок использовалась 70-миллиметровая камера, которая способна записывать изображение в формате 8К. Именно за счет высокой технологии съемки, удивительных и редких кадров, кропотливой работы операторов фильм представляет шедевр кинематографического искусства.«Самсара» — это фильм необычайного изобразительного масштаба.

Режиссер фильма «Самсара»

Фильмов: 3

Отзывы пользователей о фильме «Самсара»

Фото Вика Троицкая
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
29
9

Уникальный фильм режиссера Рона Фрике, вышедший еще в 2011 году в Америке, наконец-то добрался и до России и стал доступен простому зрителю. Фильм действительно очень выделяется из череды остального кинематографа: здесь нет слов, нет сюжета — есть только сменяющие друг друга картины, сочетающие в себе превосходный звук и видеоряд.

На первый взгляд может показаться, что фильм направлен только на доставление эстетического удовольствия, но с первых же минут просмотра он не просто завораживает, а вводит тебя в большой разговор с самим собой. Автор общается с нами языком мимики, жестов, фактур, света и тени, языком движения и статики — общается с нами не напрямую, а обращается к нашему сердцу и нашей душе.

Вместе с режиссером ты путешествуешь по миру, знакомишься с культурой разных стран, ловишь пронизывающий взгляд людей и замираешь на секунду, не дыша, склоняясь вместе с монахом над огромной картиной из цветного песка, растворяешься в суете мегаполиса и становишься частью бушующей стихии… Конечно, на большом экране все это смотрится еще более эффектно и выразительно. Поэтому, если вы раздумываете, идти ли на его просмотр в кино — однозначно да.

29
Фото a a
отзывы:
73
оценок:
79
рейтинг:
114
9

Видеоарт о всём сущем.
Красивейшая природа сменяется конвейером по забивке свиней, африканские дикари с калашниковыми - американскими дикарями с реммингтонами.
В филлипинской тюрьме проходит танцевальный флеш-моб, а в Мекке - натуральное брожение масс.
Сто минут подобных красивостей сменяют друг друга под пронзительно-гениальную музыку, рассказывая зрителю о современном мире,непрерывно вращающемся в колесе сансары.

Титанический труд. Снятый на 70-мм плёнку и оттого непередаваемо красивый. Настоящий шедевр в своём жанре.

Есть только одна проблема - когда в кадре нет людей и ритмичной музыки, тянет заснуть. Но тут стоит собраться с силами и открыть глаза - картинка на экране того стоит

8
Фото Sergey Gureev
отзывы:
95
оценок:
612
рейтинг:
348
9

Великолепная, хотя и насквозь вторичная документалка про красоты и ужасы мира, круговорот жизни и очевидные истины. Тем не менее, обязательная к просмотру и распространению.

Итак, по порядку. Форма - конечно, прекрасна. 70мм в видео, Лиза Джерард и Дживан Гаспарян в аудио, картинка как глянцевая реклама, музыка как на небесах.

Содержание - важное, правильное, хотя и прописное (хоть неомарксистами, хоть гуманистами, хоть Ленноном, хоть Буддой – кто вам ближе). Красота мира и критика общества потребления, массового производства, отчужденного труда, каменных джунглей, экологических проблем, неравенства, насилия, фундаментализма, слепой веры, похоти – почти весь набор (ну, разве что не затронутая напрямую политика негодует).

Главная же проблема картины - тотальная художественная вторичность. Что мы имели до "Самсары" Рона Фрике? Бегло навскидку:
- Трилогия "Кояанискатси" - "Поваккатси" - "Накойкаци" Годфри Реджио, с которым Фрике, собственно, и начинал свою деятельность, так что удивляться воспроизведению подхода "глобального планетарного кино" не приходится
- "Дом"
- "Барака" самого Фрике
- Прекрасная "Жизнь за один день" (примечательная тем, что все эти макро темы показывала через самый что ни на есть микро уровень обычных людей, выкладывавших видео на ютуб, в итоге собирая завораживающую мозаику подлинной сансары).

В "Самсаре" в очередной раз то же самое – и по смыслам, и по художественному подходу, и даже натура зачастую повторяется.

Кроме того, можно пожурить Фрике и за слабость авторской, режиссерской составляющей, за топорность решений, которыми он пользуется для донесения идей. Покажем массовое ручное китайское производство техники - покажем нищих африканцев, разбирающих по проводкам эту технику на свалках. Покажем скотобойню, ужаснем трепетных зрителей - следом покажем толстяков, жующих гамбургеры в фаст-фуде. Покажем шикарный отель – покажем трущобы. Покажем производство оружия - покажем изуродованного военного. Покажем эмбрион – покажем труп. Более примитивного способа выражать идеи найти сложно.

Фрике говорит не на языке киноискусства, а на языке школьного учебника. Что там, буддисты называют сансарой чувственный мир страдания, кармический круговорот жизни? Так, значит, для начала покажем Лхасу, тибетских монахов, покажем мир, покажем страдания, цепочки причин и следствий, круговорот проиллюстрируем закончив все теми же монахами, которые будут разрушать создаваемую мандалу (что в реальности символизирует ту самую изменчивость и преходящесть) - это даже не метафоры, не символы, а прямой жирный текст.

Но! Едва ли не полностью оправдывает картину тот простой факт, что человечество в сфере интеллекта, духа, ответственного отношения к планете и прочих жизненно важных вещей не особо прогрессирует, не учится на ошибках, скача по старым граблям что в Средневековье, что в 21 веке, человеки, в целом, не умнеют и не добреют. Ну и что, что 40 лет прошли с "Кояанискатски", если воз и ныне там? В таких условиях вполне понятным видится желание пробиться к душам и мозгам ломом. Да, топорно, зато в лоб. Кто-то (судя по тем же реакциям в зале и отзывам) открывает какие-то из этих очевидных истин первый раз, как школьники или слепые котята. Кто-то не может понять смысла простейших художественных приемов (как тот же круговорот) или смысла демонстрируемой реальности (то же создание-разрушение мандалы – "на хрена они это делают?!"). Поэтому ок – пусть будет как можно проще. Авось сработает, хоть до кого-то достучавшись.

Отдельной темой стоит вопрос "кто виноват и что делать?", вопрос о причинах и альтернативах, выводах и выходах. Не упирается ли дядя Рон с таким своим взглядом первым делом в банальное перенаселение? Что имеет предложить неокрепшим умам? Контроль рождаемости? Переселение "избыточных" народов в богатые ресурсами более свободные территории-страны? Зеленость и духовность? Мудрые коммуны сыроедов, выращивающие зерновые и ласкающие коз, занимающиеся творчеством и медитирующие? Помним-помним – в 'культовой' "Прекрасной зеленой", например, выглядело довольно… "забавно".

Кроме того, порой кажется, что и сама призма у Фрике искажена. 90% красоты жизни заканчивается у него на неживой природе – на дюнах, горах, звездном небе. А 90% ужасов он демонстрирует человеческой жизнью. Словно единственный логичный выход – смыть цунами к чертовой матери всех этих муравьев или дождаться, пока они сами бабахнут ядерным оружием, и вот тогда-то наступит нирвана в виде завораживающей дух глянцевой природы. Но, может быть, стоит уходить дальше от негативного хинаянского буддизма в махаянское понимание того, что нирвана в сансаре, что красоту можно и нужно видеть не только в пустынях, но и в глупых человеческих копашениях? Это, конечно, в "Самсаре" тоже присутствует – в танцах, в детях – но по балансу красот явный перекос в сторону природы.

Как бы то ни было, фильм thought provoking, важный и ценный, а тем более красивый, приятный глазу и уху. Смотреть стоит. Распространять и показывать с младых ногтей (будь то возраст физический, интеллектуальный или эмоциональный) – тем более. Но, честнее, наверно, все-таки ознакомиться для начала с предшественниками.

6
Фото RedSnake
отзывы:
57
оценок:
213
рейтинг:
133
9

Самсара, или если правильно по русски Сансара, один из немногих фильмов после просмотра которых чувствуешь, что стал немножко лучше, немножко добрее. В принципе это уже всё было в трилогии "Кацци" Годфри Реджио, но истина не тускнеет от повторения: жизнь и смерть, созидание и разрушение, размножение и разложение - в общем вся жизнь в её бесконечном разнообразии.

5
Фото Александрос
отзывы:
175
оценок:
310
рейтинг:
296
9

Безусловно заслуживающий внимания фильм. Суть ленты незатейливая - простое созерцание, и это ее и плюс, и минус. Любителям динамизма он наверняка покажется скучным и невнятным, а любителям посозерцать - наоборот завораживающим. В зависимости от личных наклонностей и стоит решать, идти на него или нет.

5

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Премьер-зал»

Фильм «Самсара» создавался более 5 лет в 25 странах мира. «Самсара» — слово, пришедшее к нам из санскрита, означает «вечно вращающееся колесо жизни». Это понятие стало для кинематографистов отправной точкой. «Самсара» переносит нас на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес. В фильме нет ни единого постановочного кадра, отсутствует закадровый текст и субтитры. Это уникальный пример сочетания визуального и музыкального искусства в жанре видового кино. В процессе съемок использовалась 70-миллиметровая камера, которая способна записывать изображение в формате 8К. Именно за счет высокой технологии съемки, удивительных и редких кадров, кропотливой работы операторов фильм представляет шедевр кинематографического искусства. «Самсара» — это фильм необычайного изобразительного масштаба.