Киноафиша Москвы

Фильм «Последняя сказка Риты»

(2012, Россия)

7.3
0:00 / 0:00
0:00

Последняя сказка Риты

Последняя сказка Риты (первый трейлер)

Смотреть трейлер

Элегия Ренаты Литвиновой о любви и смерти

Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья. Бескомпромиссное авторское высказывание, завораживающее и прекрасное, как сама Рената Литвинова.

Актеры

Режиссер фильма «Последняя сказка Риты»

51 год Фильмов: 35 Cпектаклей: 6

Закончила сценарный факультет ВГИКа. По просьбе Киры Муратовой, снявшей молодую сценаристку в фильме «Увлеченья», написала несколько историй, одна из которых вошла в фильм Муратовой «Три истории». Участвовала в телепроекте Леонида Парфенова «Намедни». Валерий Тодоровский снял по ее повести фильм «Страна глухих». В 2002 году сняла свой первый фильм «Нет смерти для меня». Широкую известность приобрела после сериала Александра Митты «Граница. Таежный роман». В 2004 году сняла фильм «Богиня: Как я полюбила», где исполнила главную роль.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Анна Сотникова
отзывы:
109
оценок:
108
рейтинг:
2160
9

Элегия о смерти

Женщина в черном (Литвинова) едет через белоснежный лес, выходит у за­брошенного здания и стучится в волшебную дверь. Привратницы с косами ­отправляют ее на задание: забрать чистую и красивую душу Маргариты Готье. Маргарита лежит в разваливающейся больнице, где работает ее спивающаяся ­подруга Надя (Друбич) и куда таинственная незнакомка снисходит под видом медсестры Тани Неубивко. Само собой, в морговое отделение. Маргарита влюблена. Надежда — несчастна. Таня все понимает, но ее не очень волнуют мирские проблемы.

Второй игровой фильм Ренаты Литвиновой, сделанный на ее собственные деньги и под ее полным контролем, выглядит еще стройнее и изящнее, чем «Богиня». Если попытаться кому-то объяснить, как можно снять такое невесомое, почти эфемерное высказывание о природе смерти, кто угодно в лучшем ­случае пожмет плечами в ответ. Да и незачем объяснять. «Последняя сказка Риты» — это, строго говоря, вообще не фильм, это кинопоэзия, где главная героиня — сама смерть, которая умеет оживлять чучело хорька, прикуривать через стекло и принимать сигналы с того света при помощи позаимствованного у Жана Кокто радиоприемника. Сюжет этой притчи разбивается на осколки — так распадается умирающее сознание, лихорадочно выхватывая из памяти обрывки воспоминаний о счастливой любви и хрупкие надежды на то, что все когда-нибудь наладится. Но здесь ничего не наладится: реальность — это убожество, безразличие и грязные больничные стены, заселенные садистами и опасными психопатами, а от несчастья можно скрыться только на предсмертной вечеринке в кафе «Запределье». Встреча Риты с неизбежностью оборачивается макабрическим фарсом, театром абсурда, окутанным сигаретным дымом, — тут курят все, и так много, что Рите по ночам является мать, заботливо укладывающая ее в гроб со словами: «Может быть, хоть тут ты бросишь». С того света она явится в элегантной шляпе из дымящихся сигарет — не потому, что не бросила, а потому, что патологоанатомы уронили окурок в ее вскрытое тело. Но Маргарите уже все равно: теперь она гораздо живее, чем те, кто остался в уродливых руинах объективной реальности, с которой отказывается мириться Рената Литвинова: ее Таня ворчит на то, какими некрасивыми стали здания, а потом уходит сквозь стену в иной мир. Умирать не страшно, жить гораздо страшнее. Ведь смерть приходит в желтом платье и с бокалом шампанского. А дальше — дальше, как известно, титры.

Отзывы пользователей о фильме «Последняя сказка Риты»

Фото Рабиндранат Тагор
отзывы:
88
оценок:
89
рейтинг:
321
9

Литвинова создает удивительный ни на что непохожий мир. по степени художественного переосмысления реальности этот мир, на мой взгляд, дает фору даже перехваленной реальности Пандоры из кэмероновского "Аватара". в творчестве Ренаты есть что-то от художественных методов Муратовой, что-то от Хамдамова, но эти заимствования в совокупности формируют нечто такое, чего раньше никто никогда не делал. Рената отличается от своих учителей своим уникальным чувством Смерти. Смерть - основной персонаж "Последней сказки Риты" и это не метафора. нет в России больше такого художника, который так остро и неоднозначно мог бы рассуждать на тему смерти. такого художника нет нигде в мире, в этом смысле Рената - явление уникальное. "Последняя сказка Риты" хороша уже одним этим - но немало у нее и других достоинств. восхитительный по красоте визуальный ряд, замечательный саундтрек, остроумные диалоги - все это отличительные черты последнего фильма Литвиновой.

- В этой больнице совсем нет красивых женщин.
- Есть.
- Да, но меня скоро выпишут.

как бы хотелось, чтобы Ренату Литвинову как можно дольше не выписывали из нашей с вами общей больнички...

Фото Alexej Sokolov
отзывы:
6
оценок:
6
рейтинг:
32
9

Бесспорно Рената Литвинова показала этим фильмом, что ее мир резко отличается от обыденной реальности. Когда Вы готовитесь посмотреть картину, то заранее знаете, что она едва ли будет веселой и легкомысленной. Но мои худшие опасения не оправдались: в фильме очень много юмора, великолепные диалоги. В то же время некоторая предопределенность ничуть не портит впечатления от картины. Зритель знает, что героиня Литвиновой, как и сама Рената, не от мира сего. Она как бы оправдывается перед существом загробного мира, что старалась сделать так, чтобы ее, воплощение смерти, не рассекретили. Но только она смогла общаться с загробным миром с помощью неисправной телефонной будки, слушать радиоприемник, сообщающий будто некрологи сведения о снесенных зданиях-порталах, только она смогла проявлять человечность и сострадание среди абсолютного эмоционального выгорания врачебного персонала. Как бы невзначай Литвинова жалуется, что все старые здания в городе разрушили, а на их месте построили какие-то убогие. "Что же это? Власти или мэр?" Литвинова сетует, что в этом городе среди женщин ценятся встречи с мужчинами, принято выпивать, а ее "оболочка была повреждена". Саморазрушением в фильме заняты решительно все: "Не курите, вы же врачи", но сигарета за сигаретой сгорают и тлеют, украшая, появившийся в финале призрак Риты. В фильме высмеиваются пошлость и убогость этой жизни: где нормой считается зашить окурок во вскрытом теле, где как бы лучшая подруга пропускает звонки смертельно больной подруги... Героиню Друбич, которая всю картину сожалеет, что за все почему-то должна платить она, прорывает лишь в конце фильма. Тогда-то и становится понятно, почему заболела Маргарита, откуда эта тоска. Во время кульминации я, не без помощи музыки Земфиры, не смог сдержать слезу. Как и после первого фильма Литвиновой, я не могу назвать этот фильм черным и грустным, наоборот: успейте любить здесь и сейчас, а на том свете, разве что курить бросить сможете. Смысл жизни есть - любовь!

Фото Константин Романов
отзывы:
12
оценок:
12
рейтинг:
46
1

Ну что сказать... Я знал Ринату Литвинову по фильму "Страна глухих" как актрису, с удивлением узнал, что она же сняла "Богиня, как я полюбила" - восхитительный фильм. Но то, что я видел сегодня под названием "Последняя сказка Риты" ужаснуло меня! Это бездарный фильм БЕЗДАРНОГО режиссера! Попытка, может быть, сделать красивую зарисовку про любовь и смерть, а в результате... нуднятина ни о чем на два часа, кричащие о своей дороговизне, слишком яркие не к месту костюмы, ломающая уже совсем невпопад Литвинова (ну нельзя же так переигрывать свои "странности"!), и много много курева. Герои фильма, главные и не очень, так остервенело и постоянно курят, что создается ощущение, что известная табачная компания немного переплатила за "скрытую" рекламу, и режиссер уже просто не знал куда еще впихнуть проплаченные сигареты, дабы выполнить взятые на себя обязательства "по пять окурков в кадре". Одним этим фильм создает крайне неприятное впечатления, наверное, даже для курящего человека.
Дальше больше. Актеры-женщины пытались подражать главной. Получалось плохо, еще хуже чем у нее. Мужчины каких либо значимых ролей в фильме не играют, кроме любовника Риты (Николай Хомерики), но его роль настолько незатейлива, что он либо не смог, либо не захотел проявить свое актерское мастерство.
Незамысловатый сюжет, примитивные диалоги, повторение одной и той же фразы несколько раз подряд - типа художественный прием режиссера.. Бред! Смотрится смешно, наивно, глупо, как угодно, но только не как серьезный смысловой символ.
Наоборот, зрителю, как третьекласнику в учебнике, разжевывают каждый шаг главных героев.
Учитывая все это, а так же полное отсутствие какого-либо смысла и художественной ценности, напрашиваются неутешительные выводы: 1. фильм снят Литвиновой, с участием Литвиновой и для Литвиновой одной. 2. Литвинова, повторюсь, бездарный режиссер, сценарист, художник по костюмам и пр.
Жаль, что в этом оказалась замешана моя любимая певица Земфира. Честно говоря, пошел на фильм по рекомендации и из-за саундтрека Земфиры. Был разочарован даже этим. Прозвучавшие песни Земфиры были так же ни о чем и никакие, как и весь фильм (уж простят меня ярые поклонники Рамазановой). Единственная приличная композиция прозвучала в конце, в титрах - "Красота", но ей сто лет в обед, и уже не удивишь.

В итоге: если вы не поклонник Ринаты Литвиновой - не ходите на этот фильм, будете крайне разочарованы. Если поклонник - тоже не ходите, иначе есть вероятность, что вы вдруг узнаете, что принцессы тоже пукают (если не обделываются вовсе).

P.S. Есть момент. Я смотрел "Богиня, как я полюбила". Фильм показался мне чуть ли не гениальным и я еще минут 10 вштыривал в титры и слушал финальную песню Земфиры. Я не понимаю, как это и то мог снять один режиссер.

Фото jouir
отзывы:
18
оценок:
18
рейтинг:
40
5

Кубическая Рената (режиссер, сценарист и актриса) сняла, по собственным словам, на фотоаппарат, за гроши, новый фильм по старому сценарию.
Волнующая история Маргариты Готье уже известна по «Увлечениям» Киры Муратовой, где Литвинова рассказывает ее заплетающимся языком в костюме медсестры. С тех пор ничего не изменилось: Рита ложится в больницу с неизлечимой болезнью и умирает скоропостижно.

За процессом наблюдает элегантная Смерть в горностаях и кокошнике, временно перевоплощенная в медработника Таню Неубивко из «моргового» отделения. Все много курят, употребляют и говорят несусветное. За кадром поет и звучит Земфира. Всё.

Разочарованию моему не было конца: все-таки «Богиня» подавала надежды. Пусть нестройная, в чем-то подражательная, путанная, она завораживала какой-то особой плотностью красоты, хотелось верить, что следующий фильм будет лучше, намного лучше, и тогдашнюю дебютантку Литвинову я полюбил авансом.
Прошли годы, кривляния перед камерой поблекли, потеряли остроту и невинность, а важное так и не прозвучало. Артхаусная замысловатость, затяжная игра в диву не принесли плоды – ей просто нечего сказать. Литвинова становится грустной самопародией и, честное слово, Галкин бы сделал это лучше.

В фильме поднимаются темы любви, смерти, предопределенности, но так неуклюже, бестолково – ни одна сцена не имеет логической завершенности и связи в целом. Все что мы видим – это набор застарелых литвиновских гэгов и обрывочные размышления о вечном. Сны Риты, нарядные старухи, уговаривающие лечь в гроб, даже целые фразы скопированы из «Богини» - любители дежавю получат сомнительное удовольствие. Там нет открытий – откровений, а только цирк и самоцелование. Хомерики играет косматого влюбленного с промокшими ботинками, Кузина – Риту, наиболее примечательное в которой – фамилия Готье, Друбич – подругу Риты, о которой можно сказать… ну... красивая шляпка.

Хоровод фриков, очевидно, заимствованный у Феллини, - не более чем декорация. Картинка получилась сочной, но отдает ярмарочным балаганом или домашним театром. Нет полутонов, нет глубины кадра. Актрисы хором повторяют изломанные интонации и не всегда понятно, которая из них лепечет странное (например, в трейлере сцена прощания красного халата с грустным Хомерики без стелек).

На мой взгляд, единственный, кто умел раскрывать и дозировать Литвинову, это Кира Муратова, но она уже исчерпала ее несколько фильмов тому назад. И все что осталось – блестки, помада, красивый профиль и медицинские переодевания – уже не в силах создать что-то новое.

В интервью Познеру Рената говорит об аншлагах, люди хотят ее видеть, но, боюсь, это скорее заслуга популярности и неоновый нимб, поддерживаемый фанатами. Коллективно обожать Литвинову стало просто модно – это как брендовые туфли или сумочка. Содержание не имеет важности, главное – шагать в ногу со снобами, провозгласившими ее своим идолом, а все несогласные – просто глупцы. Ведь Литвинова снимает кино «не для всех» и оказаться в заветной лодке - значит подтвердить статус, блеснуть клеймом хорошего вкуса.

Мне же она показалась растерянной, усталой, запнувшейся на сложном вопросе школьницей, которая провалила контрольную, и теперь пытается выбраться за счет прошлых заслуг. Очень надеюсь, что это просто кризис. Жду новых работ.

Фото Rest
отзывы:
105
оценок:
121
рейтинг:
332
1

Антитабачная кампания от Ренаты Литвиновой
Уныло размазанное на сто минут действо, напоминающее обрывки пронумерованных кошмарных снов школьника, пишущего реферат на тему романа Чернышевского "Что делать" .
Безусловно удачная реклама меховой промышленности. Удачная презентация собственно госпожи Литвиновой - красавицы, личности и человека. Злободневная критика в адрес бывшего московского мэра. И просто блестящая кампания против табакокурения.
Только для кино с претензией -
ЭТОГО МАЛО.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена компанией «Вольга»

Три женщины, три состояния души, три вечные темы: любовь, смерть и поиски счастья. И один ангел смерти, сопровождающий в иной мир души тех, кто способен любить. История, разворачивающаяся на грани реальности и запределья. Бескомпромиссное авторское высказывание, завораживающее и прекрасное, как сама Рената Литвинова.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить