Москва

Все отзывы о фильме «Мастер»

The Master, США, 2012

Рецензия Афиши

9
Станислав Зельвенский
1341 отзыв, 979 оценок, рейтинг 20418
5 февраля 2013
Эпос об ученике и учителе

Моряк Фредди Куэлл (Феникс) служит в Тихоокеанском флоте во время Второй мировой. Война кончается, и Фредди, получив напутствия от военных психиатров, отправляется скитаться на гражданку. Сперва устраивается фотографом в торговый центр (где устраивает драку с клиентом), потом работает в поле (где его чуть не убивают гастарбайтеры), а однажды, напившись, просыпается на роскошной яхте, плывущей в Нью-Йорк. Распоряжается на ней веселый, но властный мужчина по имени Ланкастер Додд (Хоффман) — как вскоре выясняется, создатель религиозного культа «Миссия», самозваный пророк, который околофрейдистскими методами погружает своих адептов в транс, якобы позволяющий им заглянуть в свои прошлые жизни.

Додд (чье имя впервые звучит только в середине фильма) и Куэлл — самые непохожие люди на свете: гладкий, лощеный краснобай, привыкший к роскоши и обожанию, и нищий, никому не нужный сутулый невротик, чья жизнь сложилась из неудач, каждая из которых отпечаталась на его лице. И в то же время они — близнецы-братья, идеальная пара в почти что эротическом смысле, их влечет друг к другу с непреодолимой силой, потому что один невозможен без другого: врач без пациента, болтун без слушателя, хозяин без слуги. Куэлл поит Додда чудовищными коктейлями, которые он мастерит из любых подручных жидкостей вроде растворителя для краски, — Додд в ответ заливает ему в горло свои басни и пытает терапевтическими техниками. Скепсис скепсисом, но и то и другое в каком-то смысле работает, не лишено тупой эффективности. Вопрос даже не в том, кто кому из этих двоих окажется нужнее, а кто первым найдет в себе ­силы увидеть трагическую обреченность этого альянса, границы его работоспособности. С такими актерами это был бы феноменальный фильм и в формате театральной пьески, но Андерсон не был бы собой, если бы не распахнул его на всю необъятную ширь экрана, не спроецировал на американский послевоенный пейзаж, причудливый уже на уровне геометрии, похожий на другую планету, где потерянные вчерашние солдаты переживали «лучшие годы нашей жизни», а в глубинке как грибы после дождя росли Элмеры Гентри (и так ли важно, списан Додд с конкретного Л.Рона Хаббарда или нет). «Мастер» распирает — и изнутри, и снаружи — такими амбициями, что им проще восхищаться, чем искренне его полюбить, в нем столько свободного пространства, что там порой мерещится выхолощенность. Можно считать, что кино — это эмоциональный диалог со зрителем, а Андерсон все дальше уходит в монолог, превращается в Ланкастера Дод­да в кубе. Может, и так — но это самый значительный кинорежиссер, что у нас сейчас есть, и, чтобы к нему не прислушаться, нужно быть не Фредди Куэллом, а как минимум Дэниелом Плейнвью.

39
0
9
Dmitry Bortnikov
469 отзывов, 494 оценки, рейтинг 2130
8 февраля 2013

Самый храбрый мальчик на свете

Человек не животное, мы не часть животного мира, мы больше этого (с)

Есть болезни неподвластные лечению врачей. Они могут быть побеждены только самим человеком. Возможно, недуги – это самообман, придуманный теми, кто хочет обогатиться за счет остальных? Об этом и не только рассуждает в своем новом фильме Пол Томас Андерсон.

Бывший моряк Фредди пытается свыкнуться с мирной жизнью. Судьба его заносит на корабль, на котором, герой знакомится с Ланкастером Доддом и его приближенными. Додд – писатель и философ, является главой некоего культа. Ланкастер делает Фредди своим приближенным и пытается излечить его от приступов ярости. Культ разрастается, а Фредди задумывается о том, во что нужно верить и как с этим жить, но стоят ли эти изменения того?

Пол Томас Андерс снимает редко, но метко. Каждая его картина – шедевр или, по край-ней мере, фильм, о котором будут говорить. «Мастер» не стал исключением. Стиль, атмосфера и остающиеся после просмотра картины вопросы – то, чем делится автор со своими зрителями.

При видимой простоте сюжетов Андерсона, его картины завораживают. История «Мастера» не несет в себе никаких открытый, но при этом персонажи прописаны превосходно, а сцены разделяются запоминающимися диалогами.

Хоакин Феникс изобразил своего героя так правдиво, что Фредди начинаешь сопережи-вать с первых кадров.

Эстафету принимает Филлип Сеймур Хоффман, которому автор, отвлекшись от Феникса, дает возможность высказаться и продемонстрировать все грани своего таланта.

Последней голос получает Эми Адамс небольшими, но внушительными монологами она знакомит зрителей со своей героиней.

Постоянный оператор Френсиса Форда Копполы – Михай Малаймер мл. четко понимает, как показать видение «больших» режиссеров. Его картинка полностью погружает зрите-лей в историю дружбы Фредди и Ланкастера.

Саундтрек, написанный Джонни Гринвудом придает публике необходимое настроение. Заряжает и придает уверенность в том, что все будет, так как этого захотят сами люди.

«Мастер» - величественное полотно о мыслях, которые пугают и устрашают. Андерсон не дает на них ответы, каждый зритель должен ответить на них себе сам.

3
0
3
Федор Обзоркин
595 отзывов, 782 оценки, рейтинг 2050
5 февраля 2013
Профессор кислых щей: «Мастер»

Иногда возникает такая ситуация: я по-честному смотрю фильм два с половиной часа, прилагаю все мозговые усилия для того, чтобы вникнуть в происходящее на экране, но ничего не получается. Причем чаще всего я заранее знаю, что фильм будет именно таким. Два года назад у меня уже был такой же опыт: тот же хронометраж, номинация на «Оскар», претензия на высокое кино не для всех. Это был фильм «Бьютифул». И когда я признался, что вообще в этом невообразимом винегрете мыслей и образов Алехандро Гонсалеса Иньярриту не нашел ни грамма смысла, то был растерзан редкими представителями поклонников фильма и таланта этого режиссера. И вот, я имел честь посмотреть фильм «Мастер» за авторством Пола Томас Андерсона. Впечатление одно – «что это вообще было?».

http://obzorkino.livejournal.com/427431.html

Заканчивается Вторая мировая война. Пока она шла, Фредди научился гнать спирт из всего на свете и лепить из песка голых женщин. На гражданке Фредди ведет себя совсем как стереотипный отставник с пост-военным синдромом – агрессивен, постоянно пьет всякую дрянь, скитается, не может найти (да и не ищет) свое место в новой жизни. Однажды он попадает на яхту, которая направляется в Нью-Йорк. Руководит рейдом Ланкастер Додд, создатель секты, а в Нью-Йорк он со своими его последователями направляется для проведения очередных сеансов по возврату в прошлое и нахождению в нем понимания настоящего. Фредди становится Додду правой рукой, старательно стараясь познать тайны мироздания и собственные проблемы. Но чем дальше, тем больше Фредди понимает, что подобная философия – не для него.

Фильм начинается ничем, рассказывает ни о чем, и заканчивается так же внезапно, как капает птичка вам на плечо. Вроде бы жирная точка, но что теперь делать? Единственный вопрос, который у меня возник в момент, когда по экрану поплыли титры: «За что?». Действительно, за что мне такие мучения? Ведь есть фильмы, в которых смысл ускользает, но присутствует хотя бы на фоне. Есть «Пределы контроля», который вводит в легкий транс и вообще не претендует на то, чтобы его поняли. А «Мастер» остается даже не загадкой, а недоразумением длинной в 144 минуты.

Это кино, на просмотр которого надо приходить подготовленным. Необходимо прочитать пресс-релиз – в нем очень подробно, в понятных формулировках рассказывают, о чем этот фильм по замыслу автора. Оказывается, Пол Томас Андерсон очень хотел снять историю о зарождении в США всевозможных сект. Для привлечения внимания к фильму в промо-материалах делался упор на то, что секта Ланкастера Додда – это сайентология, но при всем моем уважении к тем, кто писал этот релиз, на сайентологию там намеки есть, но не более чем структурного характера. Додд – на Хаббард, хоть сходства внешние имеются. Ну и сам Фредди, главный герой фильма, не дает зрителю не единого шанса разобраться в мотивации его поступков.

На фоне безумия сценариста и режиссера в одном лице, обычно, хорошо выделяются актеры, играющие главные роли. Хоакин Феникс в роли Фредди так же хорош, как Кира Найтли в «Опасном методе». Сходство неслучайно – оба свирепо играют подбородком и стараются передать эмоции через глаза. Но если у Киры Найтли была понятная роль, то Хоакин Феникс со своей хорошей актерской игрой мог смотреться и в отрыве от самого фильма. Да, фактурный персонаж, да, хорошие эмоции, пугающая неадекватность. Но к чему этот герой? Не понятно. Филип Сеймур Хоффман в роли Додда, конечно, интересен, но тот факт, что это фильм не о создателе секты, а о каком-то невменько, делает персонаж Додда второстепенным.

Это не просто фильм «не для всех», это кино для той немногочисленной группы зрителей, что предпочитает искать смысл там, где его нет. Представьте, что вы смотрите центральное спортивное событие года, ну, какой-нибудь олимпийский финал. И вместо того, чтобы показывать вам игроков, режиссер трансляции постоянно снимает какого-то придурка на трибунах, изредка переводя камеру на поле, но сразу возвращаясь обратно, к придурку. Сначала зритель думает – наверно, это очень важный придурок. К середине зритель понимает – это такой же придурок, как и режиссер трансляции. До конца зритель смотрит с одной лишь целью – узнать окончательный результат финала. Но режиссер коварно выключает трансляцию за минуту до финального свистка. И вы никогда не узнаете – чем же все закончилось. И за что он так с вами.

Вердикт: отвратительно унылое кино ни о чем. Отличные актерские работы нивелируются никчемным сценарием и отсутствием какого-либо смысла в происходящем на экране. Не тратьте время.

(c) Обзоркино

Понравилась рецензия? Подпишись на новые.

7
0
5
Дмитрий Жигалов
333 отзыва, 1079 оценок, рейтинг 1413
20 февраля 2013
Дракон на поводке

Фредди Куэлл, ветеран войны, раненный физически и душевно, пытается найти себя в мирной жизни. Как и на фронте, он жаждет острых впечатлений, и эта жажда ведет его по наклонной: каждая следующая работа хуже предыдущей. Наконец он оказывается на корабле, идущем из Сан-Франциско в Нью-Йорк через канал – и встречает там полного мужчину с лисьими глазами, которого все называют «мастер». Мастер хвалит коктейль, сбитый Куэллом; Куэлл заворожен манерой мастера задавать вопросы и погружать в непрошеные воспоминания. Это начало странной дружбы двух таких непохожих и таких нужных друг другу людей.

«Мастер» Пола Томаса Андерсона, что в первую очередь отмечают все рецензенты, - довольно красивое кино. Кадр синего моря, взрезанного винтом уходящего корабля; женская грудь из песка; шаманская музыка Джонни Гринвуда – всё это погружает в странное оцепенение, словно с тобой беседует такой же мастер.
Потом оказывается, что, кроме красоты, отметить в фильме особо больше и нечего. И, поняв это, забавно читать отзывы, в которых пишут что-то вроде «фильм настолько сжат, что кажется выхолощенным». Рецензенты чувствуют, что в «Мастере» есть что-то, но не могут это сформулировать – и на всякий случай признают фильм «умным», спрятавшись за такими вот формулировками.
Айн Рэнд однажды сказала: «Можешь ли ты представить, что я отдам главную роль в своей истории кому-нибудь, кто не герой?». В истории Андерсона – ровно такое положение. Из двух ключевых персонажей один – невротик с ищущим взглядом, другой – отталкивающий толстяк с сальной улыбкой, напирающий на свои «сокровенные знания».
Хоакин Феникс, перевоплотившийся в покалеченного душой ветерана с перекошенным лицом, - несомненная удача этого фильма. Он скован, внутренне зажат и надломлен, но в расслабленном состоянии на его лице проступает настоящая внутренняя сила. Филип Сеймур Хоффман – удача менее очевидная: он отлично играет, но ему недостает харизмы для роли духовного лидера - основателя нового учения. С трудом верится, что все эти женщины и мужчины слепо поверили такому «мастеру» и пошли за ним. Но тут факты ставят подножку эмоциональной реакции: Андерсон в фильме очевидно намекает на Рона Л. Хаббарда, который был, в общем, похож на Сеймура Хоффмана лицом и сложением.
Вообще, в «Мастере» много основанных на фактах деталей. Странные коктейли, которые Фредди сбивает из подручных средств, включая растворители и прочий тосол, взялись из рассказов актёра и бывшего моряка Джейсона Робардса на съемках «Магнолии». Демобилизация, фото-мастерская, работа в поле – всё это основано на реальной послевоенной фактуре. В интервью Андерсон признавался, что хотел погрузить зрителей фильма в послевоенное время, которое было благодатной почвой для зарождения всяких духовных учений. Вернувшись в сонную мирную жизнь от ужасов войны, многие ветераны тщетно задавались вопросом: неужели все эти страдания, раны и смерти вообще ничего не значили? Жизнь идёт своим чередом без раненых и без мёртвых, и жизнь хороша – так неужели это всё?!
Но духовное учение Ланкастера Додда (имя «мастера» мы узнаем лишь в середине фильма) не является предметом картины. Довольно быстро оно отходит на второй план вместе со всей группой последователей, и фильм становится историей взаимного притяжения и противопоставления Додда и Куэлла. Отношение моряка к мастеру сменяется от молчаливого восхищения и готовности вгрызаться в глотки его противникам до сомнений и преодоления. Фредди Куэлл – независимый и сильный духом, единственный значимый ученик Ланкастера, что очень отчетливо ощущает и сам «мастер», заставляя его проходить изнуряющие испытания.
Как известно, лучший финал любого учения – возможность ученика сравняться со своим учителем и превзойти его. Но «Мастер» не только не даёт этого и тому подобных ответов – он отрицает саму возможность универсального учения. Есть метод, рычаг, плечо – но каждый из нас автономен и только сам. Как сказано у пророка Исайи в книге из сборника об известнейшем мировом учении, «каждый из них пошёл в свою сторону – и никто не спасёт тебя».

2
0
7
Alexey
506 отзывов, 736 оценок, рейтинг 540
3 марта 2013

"Мастер", в "Пионере", с субтитрами, зал был полон, билет пришлось покупать по невыкупленной брони, ажиотаж был налицо. Матрос Тихоокеанского флота, озабоченный отсутствием женщин в пределах прямой видимости (была одна, но выложенная моряками из песка, на пляже) после войны и попыток психиатрической помощи интегрируется в мирную жизнь Америки. У парня есть один чудо-навык - умение изготавливать дурманящий разум напиток из подручных материалов, вроде таинственной жидкости, слитой из какой-то торпеды - она уже не нужна, матросы празднуют капитуляцию Японии. Тем не менее интеграция сообщество идет не очень - то, будучи фотографом, подрался с клиентом и был уволен, то опоил своим зельем какого-то гастарбайтера и вынужден был скрываться в полях от возмущенных друзей последнего, хотя бы покойник и сам был виноват, пил слишком много. И вдруг успех - случайно попав на яхту, герой знакомится с ее главным пассажиром - вождем/предводителем какой-то секты, а также с его адептами и семейством. Знакомство перерастает в сотрудничество - предводителю нравится пойло, которое готовит герой, тому, в свою очередь нравятся проповеди и вообще атмосфера среди последователей учения. Учение, заметим, не очень скучное, предполагает совместные трапезы, свадьбы и танцы в чем мать родила ( почему-то только женщины). Дальше - больше, выясняется, что предводитель вольно обращается с чужой собственностью, движимой и недвижимой, его дети довольно скептически смотрят на учение своего папы, становится ясно, что счастья здесь не будет. Но пока это не стало ясно, бывший моряк готов за своего духовного отца хоть в тюрьму или набить морду докучливому журналисту. Ну а потом они расстанутся, хотя дела у предводителя пойдут в гору. Такой вот кусочек жизни, без начала и финала. "О чем этот фильм? А ни о чем!", как-то так, но смотреть интересно, картина очень красочная, Америка конца сороковых - начала пятидесятых процветает, все отлично, приятно познакомиться. Мне понравилось, зрителям тоже, опять попал на аплодисменты. Но все же фильм выглядит немного абстрактным и все время кажется, что чего-то не понял.

0
0
9
D. Monroe
343 отзыва, 391 оценка, рейтинг 536
15 февраля 2013

ВЫШЕЛ 6-й ПОЛНОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ ПОЛА ТОМАСА АНДЕРСОНА. Как и предыдущий фильм "Нефть", который принес второй "Оскар" за карьеру Дей-Льюису, и поднял самого Андерсона до небывалых доселе "высот" в мировом кино, это фильм о сильных отдельных личностях. В "Нефти" главный герой - жестокий промышленник Дениэл Плейнвью, готов пойти на самые крайние меры, чтобы добиться своего. В этом фильме один из главных героев , бывший военный моряк Фредди Коул - "вольный как птица". Ему по сути в жизни, ничего особенного не надо, он наверняка сожалеет о том, что закончилась война, ведь там он был на первых ролях - умел делать выпивку из разных химических жидкостей. После войны, он вступает в обычную повседневную жизнь, и не может найти себя в ней. Он работает фотографом, он работает на сборке овощей, и везде у него случаются конфликты, из-за своего сложного характера. В один прекрасный день, полностью отчаявшись он идет делать то, что у него лучше всего получается делать - а именно быть матросом, он устраивается на один небольшой пароход, и тут его жизнь полностью меняется. Он встречает Ланкастера Додда - наставника своей религиозной секты, которую называют "источник". Сам фильм, это по сути борьба двух персонажей - ученика и учителя, это борьба за человеческие принципы: свободен или нет человек, могут-ли ему навязывать свои идеи другие люди, и т.д. Человек, который пришел с войны, и которого легко можно сбить с пути. Одна из лучших ролей Хоакина Феникса за карьеру, и не менее масштабная роль Филиппа Сеймура Хоффмана - делают этот фильм одним из шедевров этого года.

2
0
9
Сергей Орлов
21 отзыв, 69 оценок, рейтинг 391
13 февраля 2013

Пожалуй "Мастер" не хуже "Сердца Ангела" и почти достает до "Гнезда кукушки".
Здесь много историй, но главная это борьба Неприкаянной Души и Искусителя.

Хоффман, Искуситель говорит Фениксу в начале - твоя душа ушла с Божьего Пути. После чего начинает охоту на эту самую Душу посредтвом саентологии или какого то похожего дьявольского учения.
Созерцание этой борьбы захватывает полностью, а режиссерская работа и игра артистов вовлекают зрителя настолько, делают его по сути частью этой мятущейся Души.
Очевидно что Андерсон не на стороне прототипа Рона Хаббарта или Дьявола или кто он там. Если сначала может показаться что герой Хоффмана хочет помочь, то в сцене за сценой понимаешь что то что происходит есть путь зла.
Здесь великолепнейшая игра Эми Адамс изображающей наперсницу Сатаны, нагоняет нагоняет жути не хуже иного хоррора. Не иначе как все действие она вынашивает Антихриста.
Но мучая напряженное ожидание, Душа не сдается. Дьяволу никак не удасться захватить ее, а в конце он потерпит полное поражение - желанная добыча просто умчится от него на Харлее по высохшему дну соляного озера - образ исхода души из ада. Душа оказалась чистой и сильной.
Как победить Зло?
Почему ему обломится? Может быть потому что Душа ищет любви. На протяжении всего фильма ищет, сама того не понимая. И даже не найденная Любовь спасает Душу никому не нужного морячка.
Для зла видимо не бывает не нужных душ..
И для Любви значит тоже..

3
0
7
Татьяна Таянова
188 отзывов, 236 оценок, рейтинг 370
16 апреля 2013

Для начала покажу небольшой фрагмент из Поля Верлена, потому что его «Nevermore» стал своеобразным толчком к написанию этого текста: «Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты. / И были волоса у милой развиты, - / И звонким голосом небесной чистоты / Она спросила вдруг: «Когда был счастлив ты?»». В фильме о странной, как стоящие рядом смех и грех, любви-дружбе двух мужчин мне показалось интересным расшифровать стоящих (лежащих, сидящих, отсутствующих) рядом с ними женщин.
Каждый из них – и мастер, и подмастерье – находится в ситуации «Мы с нею шли вдвоем. Пленили нас мечты». С каждым из них - неотступно – подруга. Подруга мастера – его жена Пегги, она же соратница, почти Крупская. Она, по сути дела, не мечта даже, а человеческий слепок-статуя с той истины, той Алетейи (это название корабля, если помните), в пожизненном браке с которой он также состоит: сухая, как песок (несмотря на подступающие со всех сторон воды океана жизни), вычищенная от сомнений и неточностей, прямая, негибкая, упертая, ведущая жизнь функции, аксиомы, с банальным выражением правильного ответа и скучной непогрешимости на лице.

Подруга подмастерья – Дорис. Она, в общем-то, тоже из песка. Но этот песок – песок не амбициозно открытой, самолично вылепленной истины, а мечты, мечты закрывшейся, ставшей воспоминанием, соленой от привкуса сожалений, иссушающей душу, как всё несбывшееся (может, поэтому герою постоянно хочется пить?). Он сам ее слепил давно-давно из песка грез. Кто-то же должен быть рядом и греть. Пусть даже этот кто-то - твоя иллюзия, твой вымысел, твой самообман, твое невозможное.

Ты лжешь? – Нет. Ты лжец? - Да.
Лжецы оба. Но как можно быть лжецом и не лгать?
Можно. Если ты мечтатель. И особенно если мечта твоя – Истина.
Бедный, бедный Додд. Так кто на самом деле раб? Твоя ловушка не только песочная женщина Алетейя. Твоя ловушка – многокомнатный замок из песка, с тысячами встроенных в него и тоже песочных последователей, фанатов и подчиненных, с тысячами решеток для всех хулителей и врагов. В образе Додда, как застрявшие и мешающие песчинки, постоянно ловишь фальшивые ноты. Он все время противоречит, казалось бы, только что сложившемуся о нем мнению. Все потому, что Додд – существо фантастическое и аллегорические, как и любой, кто испытал на себе эту метаморфозу – превращение в свою Идею. Трансформация его личности в финале впечатляет. С Фредди говорит уже не друг, не заинтересованное лицо, не учитель даже, а та самая песочная Алетейя, что способна забирать душу, когда-то пышно зеленевшую, и делать ее сухим песком. В конце концов, это просто нескромно - кричать на все лады: «Воскресни дух, а плоть усни!» (об этом даже шептать нескромно). Нельзя ж все время в земном видеть неземное прямо при электрическом свете. Рано или поздно наступит расплата. Жизнь возьмет свое. И дикое, и высокое. И уйдет…

Бедный, бедный Фредди. Впрочем, тебя-то за что жалеть? Ты не стал изваянием, статуей из песка подобно своей мечте, ты простил и отпустил ее с миром. И разница между тобой и Доддом такая же, как между босяцкой, нищей и открытой душой и душой хорошенькой, но лукавой, как между изваянием и живым… Антоний Сурожский писал: «Статуя может быть прекрасна, прекраснее всякого человека, но она остается деревом или камнем. Человек может быть и невзрачен, но в нем что-то сияет Божественным светом». В невзрачном, в три погибели скрюченном Фредди есть жизнь! И это особенно очевидно в финале, когда стараниями неприкрытого философа (то бишь режиссера) возникает прямое противопоставление живой дамы песочной мечте из прошлого.
Единственным шансом избавиться от всего песочного, наполнить безжизненный песок иллюзий и обманов океаном, т.е. чем-то живым, была для Додда непонятная любовь-дружба с Фредди. Но его вымышленный дракон и невымышленный друг предпочел уйти. Ведь Додд постоянно раздваивается между желанием любить и менять, между жаждой спасти и покорить, как писал Горький, «завертеть… и пустить волчком вокруг себя» и вокруг той «небесной идеи», что его окончательно одолела.

Фредди удается (какое упорство, какая сила!) остаться собой, не отверженным, а отвергшим, уцелеть, несмотря на пробоины в душе и постоянные сквозняки. А тот, кто самолично замуровал себя в красивый, но непроницаемый футляр идеи, потерял человека в себе без остатка… И друга потерял.
Прекрасная болтовня об истине останется болтовней, слова – словами, жизнь – жизнью, песок – песком… И далеко не всегда - человек – человеком.

P.S. Александр Блок когда-то написал, зная по своему опыту, о чем говорит: «Художник, чтобы быть художником, убивает в себе человека, человек, чтобы жить, отказывается от искусства». Как ни крути, фильм «Мастер» о чем-то похожем снят: художник – мастер, человек – ученик, искусство – сложносочиненная Истина.

2
0
5
Vladimire
172 отзыва, 869 оценок, рейтинг 341
17 февраля 2013

Фильм разочаровал. Ожидания были весьма обнадёживающие, особенно если учесть что один из моих самых любимых актёров Хоакин Феникс последнее время в плохих фильмах как правило не снимается. Я очень ждал "Мастера", предвкушал его выход, но в итоге получил почти одно лишь разочарование от просмотра, за исключением моего очередного восхищения актёром Хоакином Фениксом - за что только и ставлю этому фильму 3 звезды.
Сюжет несложный, но при этом фильм несколько непонятный. Оставляет неприятное послевкусие что посмотрел какую-то пустышку с хорошими актёрскими работами. Как это? Вот говорят, что кино это про сайентологию, про секты в США вообще. Да нет, тема не раскрыта. У фильма такой большой хронометраж, он явно затянут, а режиссёр всё равно как будто не уложился. Сама сайентология преподнесена очень неубедительно, поверхностно и даже убого. Все эти посиделки больше похожи на детсадовские утренники во взрослом исполнении, чем на часть серьёзного международного движения.

Вполне можно не смотреть этот фильм, не ведитесь на ажиотаж вокруг него, разве что только если вы не являетесь ярым поклонником таланта Хоакина Феникса (коим являюсь я), его работа в "Мастере" достойна уважения и внимания, он вообще вытянул этот фильм из вообще провального повествования. Так что разве что актёрская работа Хоакина Феникса может стать для вас причиной посмотреть этот фильм. В остальном - абсолютно не советую.

2
0
3
Exxento
138 отзывов, 549 оценок, рейтинг 309
9 февраля 2017

Стилистически хорошо, но реалистично-монотонное и томящее повествование и отсутствие какой бы ни было определённой морали или смысла, или достойной развязки, которая бы оправдала эту нудятину, делают своё дело. А 18+ - это некрасивая и скорее реалистично-отталкивающая обнажёнка, сцены онанизма, сквернословие и т.п. - ну просто гиперреализм и современное "искусство" :)

ПЛОХО

1
0
1
Александрос
175 отзывов, 420 оценок, рейтинг 308
14 февраля 2013

Достойный продолжатель традиций "Меланхолии" по накручиванию мозга зрителя на палочку. Унылый, скучный, маразматический фильм, изобилующий всяческими извращениями, ради мусляканья психологических причин оных на этот фильм наверняка устремятся самопровозглашенные ценители "фильмов с глубоким смыслом". Вместе с тем, как и в случае пресловутой "Меланхолии", смысловые посылы тут можно найти разве что под микроскопом, что явно не стоит похода в кино на эти два часа людского бреда.

4
0
7
АНДРЕЙ БОНДАРЕВ
253 отзыва, 1756 оценок, рейтинг 300
20 февраля 2013
Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.


Прелесть настоящего художественного произведения (как гиперболического параболоида) - в том, что в различных сечениях оно являет собою разные картины. Таков и "Мастер".
Взаимодействие, симбиоз двух главных героев - Фредди Куэлла (Хоакин Феникс) и Ланкастера Додда (Филипп Сеймур Хоффман) - дают множество поводов для размышления.
Их различия выходят из одной точки - уверенности каждого в себе, своих действиях, - что дает твердость и полноту их образам. Казалось бы, безоговорочным Мастером в фильме является Додд. Однако же, его Мастер - Фредди. Именно общение с ним привнесло в учение главы "Миссии" новые, более глубокие мысли - о смехе, воображении. Разве сказал бы он теперь, что "мы не животные"? Какими порывами, если не животными, движим Фредди? И разве можно забывать о них, приписывая человеку лишь социальную и рациональную сущности? Оставшиеся в демобилизованном моряке животные амбиции дают ему ключ к свободе, которую вряд ли сполна отведает Додд: им хитро и умело управляет его жена, он человек, разумный, расчетливый, рациональный. (Можно проследить связь "Мастера" с недавним "Облачным атласом", в котором свобода есть трансцендентный шаг и где речь тоже идет о множествах жизней).
Значимым отношениям не обязательно быть продолжением иных отношений в другой, прежней жизни. Они просто вызывают чувство родства, которому воображение дарует разнообразные обличия: от друзей, содержащих голубиную почту, до зрителя и кинорежиссера.

0
0
7
Andrey Krupnov
47 отзывов, 67 оценок, рейтинг 260
4 марта 2013
Фильм о том, что запудрить мозги можно только тем, у кого они работают.

Фредди Куэлл — настоящее животное. Сын психопатки и алкоголика, он живёт по принципу «Хорошо быть кисою, хорошо собакою...», не сдерживает своих безыскусных желаний и удовлетворяет их немедленно по возникновении, наиболее быстрым и доступным способом.

Флотская дисциплина, помноженная на военное время, более-менее держит его в рамках, но демобилизация выявляет его полную непригодность к жизни и общению в человеческом обществе. Возможно, попади он в руки хорошему психологу, из него можно было бы сделать нормального человека, но он попадает к Ланкастеру Додду, Мастеру, предводителю эзотерической секты «Миссия».

Мастеру нужны два типа людей: богатые простаки, из которых можно тянуть деньги, и бедные простаки, из которых можно вербовать преданных последователей, от числа и силы преданности которых напрямую зависит успех у богатых простаков.

Незаслуженно обойдённый на Оскаровской церемонии «Мастер» представляет собой тонкую и превосходно сыгранную игру двух характеров, внутри каждого из которых — пустота, и каждый стремится заполнить её за счёт другого.

Главные герои фильма нуждаются друг в друге, но говорят на совершенно разных языках. Мастер манипулирует своим учеником, но тот не поддаётся воздействию, потому что в его мозгу просто не установлены те кнопки, на которые пытается нажимать манипулятор. Фредди, в свою очередь, предан своему хозяину на животном уровне, он готов убить за него. Ни слова не понимая из учения Мастера, Фредди воспринимает Ланкастера Додда как младший член стаи — вожака, он готов сотни раз подвергаться любым экспериментам и вести себя так, как ждёт от него хозяин, лишь бы быть поближе к нему.

Фильм хорош именно своим психологизмом, в нём задача раскрытия характеров возведена в абсолют, поскольку само действие выглядит как набор плохо связанных между собой сцен. Смысл им придаёт только то, с какой стороны они проливают свет на личности двух главных героев. И в этом плане он превосходен. При этом управляющая идея фильма считывается только в конце, в нескольких точных кадрах, которые устанавливают на места последние кусочки мозаики, и оставляют зрителя наедине со его мыслями. Если они есть, конечно.

6
0
7
LadyKiskis
61 отзыв, 408 оценок, рейтинг 250
27 февраля 2013

Полу Томасу Андерсу удалось снять хороший фильм про лидера секты как он есть, про то, как это работает, и в конечном итоге- никому не помогает.

Антагонизм морячка и Мастера только кажущейся, на самом деле это альтер эго Мастера, которому хотелось бы быть таким свободным, как Фредди Куэлл, но положение обязывает нести образ. И в общем излечение было лишь в том, чтобы принять себя и свою природу, а не бороться с ней и промывать мозги.

Приятно, что Андерс не расставляет никому оценки, не ставит маркер "плохой", "хороший", а так тонко намекает, что все мы люди, и гуру понимают об этой жизни не больше малообразованного мужика.

3
0
7
Артур Ваксян
51 отзыв, 116 оценок, рейтинг 231
25 февраля 2013

В итоге "Мастер" ни одного Оскара не получил. А ведь это фильм с задатками великого кино. Но не случилось ( я о фильме, не об Оскаре).
Как обычно у Андерсона, математически точно считанные им архетипы современности не совпадают со своими реальными харизмами, указанный им автором масштаб всегда на уровень ниже, чем в жизни. Так было и в "Магнолии", и в "Нефти".
При этом, сам нарратив, уровень актерского мастерства, качество изображения превосходны, если не более.
Школа сайентологии (дианетики), - один из самых изощренных, влиятельных деструктивных культов современности, предстает в фильме, как очередная межеумочная пирамида тренингов личного роста, коими переполнены мегаполисы "свободного мира"..
Основатель секты, человек огромной личной харизмы, с незаурядными мистическими способностями, показан в фильме как какой-то торговый агент со среднего запада, бравурный и умеренно амбициозный, рыжеватый толстяк (не дурак выпить и похамить).
Ну да ладно. Главное действующее лицо картины не он. В этом основной секрет фильма.
Бродяга, фактически бомж, ветеран войны с разрушенной психикой и печенью, сливающий торпедное топливо для чудовищных экспериментов с выпивкой, - именно он и являет собой (вопреки воле автора) главный мужской архетип эпохи.
Это затравленное, изломанное жизнью, журналом Лайф и средним классом, мечущееся в клетке своей души животное, и есть, на самом деле, основная единица бытия.
Это та самая соль земли, попирание которой, ее брезгливая эксплуатация (не обязательно экономическая), в итоге и составляет подлинное содержание постхристианской капиталистической эпохи.
В гениальном (к чему использовать эвфемизмы) исполнении Хоакина Феникса, он один являет собой мужское начало в нашем мире.
Он инфантилен, бессознателен, живет только двумя последними незапрещенными наркотиками - похотью и выпивкой. И неважно, какие определения для него найдутся - "белое отребье" (в капусах американских университетов), или "быдло", "гопники" (у публики из Жан-жака или Кремля).
Но он человек!
И именно потому что он все еще настоящий человек, в его личное пространство неизбежно приходит Мастер, - существо почти тотально фальсифицированное, под овечьей шкурой которого таятся неуемная похоть и дикая, ничем (даже инстинктом самосохранения) несдерживаемая жажда влияния, власти над другим живым существом. Такова подлинная природа тоталитарных культов.
В обществе потребления, где человеку вроде-бы некуда податься, негде избыть себя, его последний ресурс и оно-же крайнее обременение - его личная свобода. Именно на обладание этой свободой Мастер и нацелен.
В итоге выясняется, что темное, подавляемое, брутальное - не обязательно зло, а светлое, проявленное, сознательное, - не обязательно добро, а может быть даже наоборот.
Но и это не самое главное в фильме.
Любые моральные, идеологические, религиозные установки не так уж и важны. Это, в конечном счете, условности.
Имеют значение только люди, их встреча друг с другом.
Двое престарелых малоприятных мужчин смотрят в глаза друг другу. И в этом взгляде нет ничего, кроме грусти, странной, необъяснимой нежности, взаимной приязни навсегда.
Это последние кадры фильма.
Всех поздравляю с внезапно пришедшей в город весной!


3
0
5
Джон Сильвер
198 отзывов, 199 оценок, рейтинг 227
16 марта 2013

И на «Золотой глобус», и на «Оскар» этот фильм выдвигался по актерским номинациям. В обоих случаях, его «прокатили». И никогда еще мнение обоих жюри не вызывало такого глубокого удовлетворения.

На самом деле, «Мастера» если и есть за что смотреть, то только за героическую актерскую игру. И Феникс, и Хоффман демонстрируют по-настоящему высокий класс. Но сама история с ее пережатыми эмоциями и бредовыми диалогами настолько неинтересна, что одного актерского гения слишком мало. Критически мало. В середине фильма возникает подозрение, что все самое интересное уже рассказано и показано в первые 15 минут. Когда на финише убеждаешься в этом окончательно, хочется одного - потребовать деньги назад. Но поскольку фильм посмотрен пиратским образом, остается обвинять только себя. Никто не заставлял. Сам захотел, сам посмотрел. Ведь так легко купиться на магию имен и на раздутые репутации!

Этот фильм – о том, как на ровном месте возникают религии для идиотов, неспособных справиться со своими проблемами самостоятельно. И о тех, кто исправиться не в состоянии по природе своей – а стало быть, ни в какой религии не нуждается. Бывший военный моряк Фредди Куэлл, дембильнувшись после победы над япошками, не может контролировать свою агрессию, вылетает с одной работы, с другой … И в конце концов, попадает на корабль, где заправляет улыбчивый Ланкастер Додд, создатель философии на скорую руку. Два человека, столь непохожие во всем, кроме тяги к нетрадиционному бухлу, нашли друг друга…

Игра Феникса выворачивает наизнанку и его самого, и зрителя заодно. Это было бы неотразимо, не будь столь бессмысленно. Фильм не делает выводов. Он не дает ответов. Он, в общем-то, и вопросов не ставит.

1
0
7
Сулес Евгений
53 отзыва, 161 оценка, рейтинг 179
1 марта 2013

Пол Томас Андерсон возвращает кино былое величие, обходясь без прямых провокаций, так любимых режиссёрами-манипуляторами вроде Михаэля Ханеке и хитрого Ларса. Андерсон серьёзен и монументален, как поздний Висконти. Фильм безупречен по киноязыку. С выдающейся актёрской игрой. При всей любви и уважении к Дэниэлу Дэй-Льюису «Оскара» надо было давать Хоакину Фениксу.

Фильм, наверняка, будет раздражать любителей всё разложить по полочкам, «разъять, как труп», каждую секунду понимать что к чему и почему… И не стоит смотреть «Мастера», как историю «про то, как Хоакин Феникс усомнился в авторитете идеологического лидера, основателя важного религиозного движения, проще говоря, сайентологии». При всей многомерности и неоднозначности картины она не про это. И уж точно к этому не сводится. Можно сказать, что Андерсону удалось уловить что-то очень важное, архетипичное, как для самой Америки, так и для современной жизни вообще. Что это вечная история долгого возвращения домой с войны, история современного Улисса. Что это… Но не укладывается фильм в несколько точных фраз и определений. Как не укладывается в них, я надеюсь, наша жизнь.

0
0
7
Vadim K
105 отзывов, 186 оценок, рейтинг 174
15 февраля 2013

об чем фильм? секты и мистики ничего толком не делают! америку не открыл режиссер... намного затянуто, но актерская игра заставила посмотреть фильм до конца. Фениксу - оскар(надо вручить)! Хоффман весьма убедителен, хаббард должен быть доволен:)

0
0
7
Denis Kozminykh
93 отзыва, 274 оценки, рейтинг 167
21 февраля 2013

Хоакин Феникс несомненно ждет в этом году оскар. Сюжет фильма исцарапан сильной игрой актеров. Филип Сеймур Хоффман и Эми Адамс воплотились в образы и держали до конца фильма!

1
0
3
Ренат Газизов
63 отзыва, 71 оценка, рейтинг 164
18 февраля 2013
История болезни.

Пол Томас Андерсон снял очень мутное и вялое кино с претензией. Отправляясь в кинотеатр на просмотр "Мастера", вы должны отдавать себе отчет в том, что не вынесете для себя из этого фильма ничего. Ни плохого, ни хорошего. Хотя, пожалуй, с большой натяжкой фильм можно назвать профилактической прививкой против мозговедов всех мастей, корпоративных и иных религиозных сект, а также шарлатанов и провидцев разного порядка.

У фильма "Мастер" нет начала и нет конца, повествование вклинивается в момент очередного затмения ума главного героя - Фредди Куэлла - и ровно на этом же моменте рассеивается по истечению хронометража. Многие актеры ради специфических ролей доводят свой облик до полной неузнаваемости, и в этом плане Хоакин Феникс, конечно, преуспел. В его тощем, болезненном и сутулом Фредди вы никогда не опознаете императора Рима или рок-звезду ушедшей эпохи. Хотя, зная об образе жизни самого актера, вполне возможно, что в "Мастере" Хоакин играет самого себя, как в недавнем "Паркере" Джей Ло играла сорокалетнюю разведенку с тухлыми перспективами. Лучше всего характер бывшего морячка Фредди описывает старина Джокер: "Я как пес, бегущий за школьным автобусом. Я бы не знал, что делать, если бы догнал его..."

Второй полюс этого фильма - тот самый мастер в исполнении Филиппа Сеймура Хоффмана - является источником сообразительности, самодовольности и отеческого тепла. Он приручает Фредди и пытается добраться до причин его поведения, попутно не отказывая себе в удовольствии продемонстрировать полную власть над этим человеком перед толпой почитателей своего таланта. Глядя на восторженных членов своей общины, мастер еще раз убеждается в своей замечательности, отчего иногда теряет бдительность. Таких моментов мало, но их достаточно, чтобы понять несостоятельность основанного им учения, его фальшивости и псевдо-интеллектуальности. Со временем шарлатанская природа мастера становится очевидной не только для зрителей, но и для его поклонников.

За исключением этих двух персонажей, перетягивающих на себя одеяло весь фильм, в "Мастере" не остается ничего, что могло бы понравиться. Ни красивых видов, ни смелых операторских решений, ни запоминающихся мелодий. К слову, саундтрек "Мастера", донельзя рассеянный и бессвязный, безуспешно пытается пролезть туда, где все уже сказал Терри Гиллиам в своих "12 обезьянах". Поэтому рекомендую потратить ваше время с пользой за просмотром чего-либо более интересного и позитивного или посмотреть "Мастера" дома, чтобы составить собственное впечатление от данного фильма.

4
0
7
­
50 отзывов, 51 оценка, рейтинг 138
22 февраля 2013

Хоакин Феникс уж очень похож на Валерия Гаркалина, который играл главную роль в «Ширли‑Мырли».

Однако пожилой возраст Феникса губит всю внутреннюю правду фильма. Лучше бы вместо него снимался другой артист раза в два моложе.

Блин, они бы ещё позвали на эту роль Де Ниро или Кристофера Ли.

1
0
7
kolobossi
39 отзывов, 143 оценки, рейтинг 137
31 января 2013

Хороший, плохой, злой

Хороший:
Блестящая актерская игра. Филип Сеймур Хофман - виртуозный, точный, пластичный. Хоакин Феникс для этой роли абсолютно перевоплотился. Вместо холеного, упитанного и успешного стал сутулым, косноязычным и угловатым. Великолепно сыграны диалоги и монологи. Одно удовольствие наблюдать.

Плохой:
144 минуты. Под конец голова безвольно заваливается на плечо соседа. Действие ну оооочень неторопливо развивается для такой хорошей истории.

Злой:
История разрушения одной личности. История подчинения поврежденного второй мировой войной сознания. История появления тоталитарной секты сайентологов. История о том, что человеческое сознание - это пластилин. Достаточно одного манипулятора и одного податливого сознания, чтобы ты вместо стены и окна нащупал сосений дом или женские гениталии.

Конечно, сходить стоит. Получите удовольствие в любом случае.

1
0
7
Moisey Aronov
56 отзывов, 96 оценок, рейтинг 126
17 февраля 2013

4 только за игру главного героя. Нудный но познавательный фильм о том, как мистики дурят людям голову.

0
0
7
Annihilatorsky
66 отзывов, 99 оценок, рейтинг 122
4 марта 2013

"Мастер" сделан очень профессионально, возможно даже слишком. Каким-то непостижимым образом сочетая видеоряд и звуковые эффекты, первыми же сценами Андерсон будто бы накачивает зрительские лёгкие влажным морским воздухом и закидывает его в тяжеловесные будни обречённого морального калеки с послевоенным синдромом. Эффект присутствия безо всякого 3D. Это высший пилотаж.

Другое дело, что фильм получился сухой как улыбка почтмейстера. История сама по себе никаких откровений не несёт: потерянный и сломленный человек осознанно становится сектантом по единственной причине - лишь в секте ему протянули руку помощи. Собственно, это приобщение мы и наблюдаем два с лишним часа. Некоторый снотворный эффект действительно имеется, и только восхищение техникой съёмки и божественной игрой Хоакина Феникса не дает ему подействовать.

Это кино для тех, кому кинематограф интересен с профессиональных и искусствоведческих позиций. Все остальные будут спать.

1
0
3
a a
73 отзыва, 93 оценки, рейтинг 120
11 марта 2013

В этом фильме раздражает даже не то, что режиссёр нудно и бездушно с*ёт на зрителя, а то, что он и сотни восторженных критиков называют это дерьмо гениальной конфетой

1
0