Япония, XIII век. Умирающая мама мальчика Дугена попросила его найти путь, избавляющий людей от страданий. Спустя годы Дуген, вместо того, чтобы пойти учиться на анестезиолога, отправился в Китай – искать подлинное, незамутненное учение Будды. Китайское духовенство показалось ему слишком погрязшим в мирских делах, но встреченный на дороге монастырский повар открыл Дугену истину. Вернувшись в Киото, Дуген начинает проповедовать дзэн-буддизм. Новое учение сразу же сталкивается с сопротивлением более традиционно настроенных монахов, но зато Дуген и его ученики обретают последовательницу в лице девушки из веселого квартала.
Все жизнеописания религиозных лидеров похожи друг на друга. Если в главном герое авторы фильма видят икону, а не человека, обязательно получится сборник цитат и исторических анекдотов: Учитель и дети, Учитель и Блудница, Учитель и Власть, далее по списку. В кадре – горы в тумане, за кадром – протяжная музыка. В недавнем китайском байопике Конфуция было все то же самое, но повеселее – потому что у Конфуция была более интересная жизнь, и потому что на главную роль китайцы догадались взять Чоу Юньфата.
У японцев Конфуция не было, им достался Дуген – реально существовавший монах, живший в XIII веке и учивший, что медитация является более эффективным средством достижения нирваны, чем изучение священных текстов. Дуген в битвах не участвовал, царей не консультировал, на облаке не летал (Конфуций, в прочем, тоже, это в фильме на него напраслину возвели ;) И как прикажете про такого тюфяка кино снимать?
Видимо, авторы фильма не смогли найти оптимальный ответ на этот вопрос и пошли по самому легкому пути. Картина составлена из таких эпизодов: 1) монахи сидят в темной комнате и глядят в стену, за стеной в саду идет дождь; 2) монахи сидят в темной комнате и глядят в стену, за стеной в саду цветут цветы; 3) монахи (так-их-разэтак) сидят в темной комнате и глядят в стену, за стеной в саду (не надоело еще?) расходятся круги по глади пруда… Человеку, не знакомому с дзэн-буддизмом, будет очень трудно понять, почему глядеть на стену в темной комнате так уж лучше других видов религиозной практики.
Дуген показан блаженным чудиком, примерно одинаково выглядящим и в двадцать, и в пятьдесят лет, и это скорее хорошо – удалось наглядно показать, что герой не старел душой и сохранял способность удивляться. К сожалению, из его учеников никто не запоминается, все они сливаются в одну покорную кивающую массу. Еще менее убедительно выглядит японская Мария Магдалена, превращающаяся из циничной проститутки в убитую горем мать, а затем в святую. Красное платье, в котором она появляется в начале фильма, является единственным ярким пятном за 2 часа – на экране преобладают оттенки серого и темно-зеленого, большая часть действия происходит в сумерках или ночью. Картинка получилась приятная глазу, но не более.
Фильм про буддистских монахов XIII века, кажется, только для них и предназначен :)
Биографический фильм в худшем смысле этого слова. Почти сталинского типа (или маоистского), без всякого духа дзен. И это еще с СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ! Зря потерянные два часа времени, лучше прочтите книгу.
"Весной — Цветы, Летом — Бабочки, Осенью — Луна, Зимой — Снег"
Довольно неплохое кино "Дзен" режиссера Банмея Такахаси смотрится на одном дыхании. Фильм говорит о человеке который реально существовал, Догене Кигене, который еще послушником отправился в Китай искать Истину, настоящее, неискаженное учение Будды. Когда Доген туда приехал, встретил монаха, который и стал его сэнсэем. Монах обучал его медитации Дзен, и вскоре Доген стал просвещенным.
Вернувшись обратно в Японию, Доген, несмотря на все препятствия, начал продвигать Дзен, и достиг успеха - в настоящее время миллионы последователей Дзен во всем мире!
Великолепно-красивый фильм, с отличными актерами и звуковым сопровождением, который передает краткую, но зато легко понятную суть дзен-буддизма - еще в начале фильма, умирая, мать маленького Догена сказала: я хочу, чтобы ты научился жить без страданий.
Кино смотрится не отводя глаз - всем советую!
Наивная, затянутая, но с визуальной точки зрения - весьма эффектная экранизация прихода из Китая в Японию "истинного буддизма", учения без примесей лжетолкователей и переводчиков. По сути, речь идёт о раскольниках и еретиках, которые борятся за паству со сложившимся и легитимным большинством. Необычным является то, что ожидаешь подобной теологической войнушки от каких-нибудь крестоносцев, католической инквизиции, православных воевод или исламских фундаменталистов, но никак не от людей, побривших головы и пропадающих годами в дзен-медитациях. Утверждается, что Будда сидит в каждом из нас. Вопрос в том, сумеем ли мы защитить его ладошками от дождя - как ребёнок в финале фильма?