Фильм

Фильм Путь Мика

Meek's Cutoff (2011, США), IMDb: 6.6

6.7
6.6
© Афиша
1/4

Вестерн Келли Рейхардт про переселенцев в орегонской пустыне

СтранаСША
ЖанрыВестерн
Продолжительность1 час 44 минуты
Дата выхода5 сентября 2010
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Путь Мика»

Инди-антивестерн, не уступающий «Железной хватки» Коэнов

«Они опять спорят, надо ли вешать Стивена Мика», — говорит одна женщина в чепце другой. Вокруг пустыня, женщины — жены американских поселенцев, перебирающихся из восточной части Орегона в западную, спасаясь от гипотетических индейцев. Стивен Мик — человек в шляпе, знатный охотник на бобра и любитель присказок со словом «ад», которого поселенцы наняли проводником и который, как выяснилось, не знает дороги. Мысль повесить его на оглобле, что называется, носится в воздухе, но, во-первых, неясно, как это поможет, во-вторых, мужчин в отряде всего трое, и они не орлы, а у Мика есть ружье.

Замечательная американка Келли Рейхардт в каждом фильме выступает потерянной младшей сестрой кого-то из великих. Ее дебютная «Болотистая река» 1994 года — почти ремейк «Пустошей» Малика (с той поправкой, что у бунтующих влюбленных там не получается ни кого-нибудь застрелить, ни толком пуститься в бега), недавний «Венди и Люси» — девичья кавер-версия «Умберто Д.» Де Сики. Прошлогодний «Обход Мика», самый амбициозный на сегодня фильм Рейхардт и самый масштабный — три повозки, целых девять актеров плюс лошади и скотина — аукается с херцоговским «Агирре», как сестрица Аленушка с братцем Иванушкой.

Оборванные, явно голодные артисты (четверо — вполне себе звезды, но пойди разгляди под лохмотьями и загаром) бредут из точки А в точку Б, существующую, похоже, лишь в их воображении; закадровая музыка, как предобморочный звон в ушах, накатывает откуда-то из-за горизонта; бескрайнее пространство по-скупердяйски втиснуто в почти квадратную рамку кадра, отчего все время хочется покрутить головой: не скачет ли кто сбоку. Херцог — чемпион среди живых классиков по количеству подражателей, а конкретно «Агирре» не пробовал переснять разве что Михалков (впрочем, еще не вечер), но Рейхардт, беря на вооружение его методы (маленькая съемочная группа «Обхода» честно бродила по пустыне два месяца), а что-то местами повторяя почти дословно, выглядит не эпигоном и не, упаси господь, продолжательницей традиции, а таким же, как он, командиром партизанского отряда; у их фильмов одинаковая ДНК, то, что один сделан почти на сорок лет раньше, кажется случайностью, на которую еще через сорок лет никто не обратит внимания.

Как и Лопе де Агирре, первопроходец Мик, как ни странно, существовал на самом деле. В 1845-м он решил срезать через пустыню, заблудился, уморил 25 человек из шедших за ним тысячи с лишним, его, правда, собирались повесить, но вместо этого назвали злополучный маршрут его именем. В своих мемуарах Мик посвятил этой истории одно предложение: «Экспедиция прошла в целом успешно». И понятно, почему многим нравится считать фильм про него политической аллегорией: если Мик это Буш, то малахольный индеец, которого герои пытаются использовать как альтернативного проводника, — видимо, Обама, а раз так, прогнозы на ближайшее будущее США — самые неутешительные. При этом «Обход» с его огромным небом и крохотными людьми, как и другой популярный исторический сюжет про то, как людей долго водили по пустыне, в последнюю очередь получается читать в злободневном сиюминутном ключе. Возможно, найдись у Рейхардт бюджет на 200 повозок и тысячу статистов, вопрос, куда всем этим людям идти — на север или на северо-запад, — не казался бы настолько далеким от географии, политики и прочих осязаемых сфер. Как и фигуры проводников, один из которых складно излагает, но ведет черт знает куда, другой вроде знает, но его фиг поймешь, и если повесить одного или даже обоих, не очень ясно, как это поможет. Как говорил великий гегельянец Морфеус: «Добро пожаловать в пустыню реальности».

28 февраля 2019
7Ведь всё, что нёс, я не донёс.

Экзистенциальная роуд-муви на Диком Западе от женщины-режиссёра Келли Рейхардт. Основанная на реальных событиях костюмированная драма без главных героев и с открытым финалом. Малобюджетный эпический актуальный метафорический фильм о политическом кризисе в США в наши дни. Арт-хаус, по атмосфере напоминающий фильмы Тарковского и «Мертвеца» (англ. Dead Man) Джима Джармуша (1995).
После фильма остаётся удивительное послевкусие надежды (живое дерево) на лучшее будущее. Отсутствие реальных врагов на бескрайних просторах, и уже нестрашная неизвестность. Фильм о преодолении и свободе.
Отличная игра-жизнь немногословных актёров. Точечный саундтрек. Красивые пейзажи.

21 марта 2012
7

Фильм неплохой. Хорошее состояние в фильме. Неспешное повествование. А вот концовка подкачала. Режиссер не смог справиться с финалом

16 февраля 2012
7

«Обход Мика» Келли Рейхардт — это драматургически обманчивое кино о сомнениях вопиющих в пустыне. Стилизованное под вестерн, но представляющее собой экзистенциальную, почти детективную драму, оно повествует о судьбе американских переселенцев, поверивших бывалому проводнику, что быстрее до райских кущ можно добраться обходным путем через индейские земли. С фургонами, запряженными волами, с мулами, провизией и кончающимся запасом воды люди бредут по живописным прериям, постепенно теряя надежду выбраться из пустынного лабиринта, и уже готовясь вздернуть незадачливого Мика на ближайшем высохшем дереве. Свет надежды появляется, когда мужчины вылавливают индейского лазутчика, которому нельзя доверять, но приходиться поверить.

Стремящаяся к полной самобытности Келли Рейхардт, словно краснокожая нехристь, водит зрителей кругами, ловко меняя ракурсы конфликта, и миражами проводит их через оптику всех персонажей попеременно, при том, что сам по себе фильм немногословен, и для столкновения позиций в обширных, заполненных синевой неба кадрах как будто не находится места. Но все не так очевидно.

Начинающийся как роуд-муви о переходе из пункта A в пункт B, «Обход Мика» под пеленой ночи, регулярно накрывающей экран, теряет конечную точку, и герои при дефиците воды спускаются вниз по шкале потребностей. Так подменяется изначально заявленная проблема фильма, и возникает его насущное измерение — на первый план выходит поиск питьевого источника. Причем эта естественная необходимость столь сильна, что никакие сокровища не могут задержать людей в пути. Маслоу бы одобрительно кивнул головой.

Куда важнее то, что индеец, заменивший Мика, вызывает подозрения у переселенцев. Рейхардт задает, казалось бы, простой, но многослойный вопрос о вере в людей в независимости от их происхождения. Вся информация, имеющаяся на руках — это байки Мика о жестокости и подлости аборигенных племен, причем дилемма о подлинности или стереотипизации эти рассказов остается неразрешенной. Шансы на спасение зыбки, что дает почву, как для паранойи, так и для проявления веры и характера. Индеец может оказаться хрестоматийным Иваном Сусаниным или же библейским Моисеем.

Вопрос этот принципиален для режиссера, и многие критики считали с «Обхода Мика» аллегорию на сегодняшнее политическое распутье Соединенных Штатов, заплутавших в дебрях собственного геополитического превосходства. Подобная трактовка кажется не такой далекой от правды, но Рейхардт наверняка же наравне с утилитарными сиюминутно-историческими интересами преследовала цель охватить метания душ в более универсальном контексте.

Работая с изображением как заправская шаманка, она заставляет всматриваться в запачканные лица путников, вслушиваться в их аргументы, буквально впрягать себя в повозку и задаваться теми же самыми вопросами, что и они. И жажда истины оказывается даже крепче, чем дорожная тоска, коей «Обход Мика», поверьте, грешит.

18 января 2012
7

Библейское блуждание по пустыне - не просто предание, а каждодневная реальность для любого из нас: жизнь каждый день начинается сызнова, каждый день висит на волоске, каждый день дарит надежду и преподносит неожиданности, зачастую пренеприятнейшие. Основаннйы на реальной истории и втиснутый в жанровые рамки вестерна, "Обход Мика" таит в себе соблазн спроецировать библейские и в чем-то апокалиптические образы на реалии сегодняшней жизни, но я бы не стал этого делать. Тема вечная - не стоит унижать ее коньюнктурными соображениями.
Вестерны не утрачивают популярность, по-моему, по одной причине - ностальгии по тому времени, когда в жизни была простая, жестокая Правда (сбился с пути - погиб, не сбился - выжил, попал - убил врага, не попал - он убил тебя), а поработившие нас вещи и деньги знали свое место: "золото не вода - пить не будешь", и если надо спасти потерявшего силы человека - с фургона летят пожитки.
Наверное, стоило заблудиться в пустыне и оказаться на грани смерти, чтобы снова понять (и напомнить всем нам) об этих простых очевидностях.

5 января 2012
3

Представляем новое средство от бессонницы! Без побочных эффектов! Действует через 30-40 минут.
Борясь со сном, я досмотрела-таки до конца, памятуя о положительных отзывах неглупых людей. Ждала, когда начну что-то чувствовать и за кого-то переживать, потом ждала неожиданного конца. Потом сидела в недоумении: "Что это было, зачем снимали, почему многим нравится?"
Единственное спасибо - оператору и художнику - за краски, виды, кадры. Как будто побывала в любимом восточном Крыму.

23 августа 2011
Все отзывы
Читайте также
77 вестернов, которые сделают вас счастливыми
77
вестернов, которые сделают вас счастливыми
14 мая 2019
20 современных вестернов, которые стоит посмотреть
20
современных вестернов, которые стоит посмотреть
27 ноября 2018
10 фильмов и сериалов, которые настолько хороши, что не замечаешь, как их авторы экспериментируют с изображением
10
фильмов и сериалов, которые настолько хороши, что не замечаешь, как их авторы экспериментируют с изображением
2 декабря 2021
5 анимационных сериалов по играм на Netflix — от худшего к лучшему
5
анимационных сериалов по играм на Netflix — от худшего к лучшему
1 декабря 2021