Фильм

Фильм Хоббит: Нежданное путешествие

The Hobbit: An Unexpected Journey (2012, США, Новая Зеландия), IMDb: 7.8

Выбор «Афиши»
7.7
7.8
1/55

Продолжение десятилетнего романа Питера Джексона с книгами Толкина: Бильбо Бэггинс путешествует с гномами в пещеру дракона

СтранаСША, Новая Зеландия
Продолжительность2 часа 49 минут
Дата выхода26 ноября 2012
Дата выхода в России19 декабря 2012
Возрастное ограничение6+
Новозеландский режиссер. Начинал с отборного трэша («Живая мертвечина») и мокьюментари («Забытое серебро»). Снял чувственную драму «Небесные создания» и (под продюсерским присмотром Роберта Земекиса) паранормальный триллер «Страшилы». Но, как вскоре выяснилось, его истинной страстью являлся «Властелин Колец» Джона Р.Р.Толкиена, сценарий к которому (как и к большинству своих работ) Джексон написал в соавторстве с женой Фрэнсис Уолш. «ВК» стал большим событием в жанре кинофэнтези, по сути, превратив его в большое искусство. Еще раз режиссер вернулся в Средиземье в трилогии «Хоббит», а в перерыве поставил не менее впечатляющий ремейк оригинального «Кинг-Конга» и жутко недооцененный (сделанный по лекалам «Небесных созданий» и «Страшил») паранормальный триллер «Милые кости». Из уважения к подвигу прадеда и других британских солдат раскрасил хронику Первой мировой войны в монтажном фильме «Они никогда не станут старше».

Рецензия «Афиши» на фильм «Хоббит: Нежданное путешествие»

7Туда и обратно

К одинокому и задавленному бытом, но в целом довольному жизнью хоббиту по имени Бильбо Бэггинс (Фриман) едва знакомый волшебник Гэндальф (МакКеллен) однажды приводит тринадцать гномов во главе с гномьим королем в изгнании Торином (Армитидж). Уничтожив все припасы, устроив в хоббичьей норке настоящее свинство и вдобавок обозвав добропорядочного Бэггинса вором, гости предлагают ему отправиться с ними за тридевять земель (с высокой вероятностью погибнуть в пути), непонятным пока образом пробраться в заколдованную гору и украсть для них фамильное золото из-под носа у страшного дракона. Вопреки всякой логике хоббит соглашается.

Самые первые панические отзывы — Питер Джексон уже не тот! — оказались ложной тревогой; он ровно тот, каким его оставили в Средиземье десятилетие назад. Режиссер-максималист, подмявший (или поднявший) целую страну для производства своего фильма, в процессе работы разогнавший хронометраж и решивший взвинтить вдвое даже частоту смены кадров (Россию, как известно, это не коснется). Он по-прежнему умудряется маниакально прорисовывать тысячи малюсеньких фигурок на заднем плане не в ущерб главным героям и эпическому ритму истории, он по-прежнему владеет магией большого стиля в батальных сценах и мастерством уютной волшебной сказки, когда герой оказывается в темном лесу наедине с неведомыми силами. Когда Бильбо впервые видит кольцо и в саундтрек аккуратно вплетается главная тема из трилогии, когда душераздирающий Горлум начинает играть с ним в загадки, когда камера парит, открывая какой-то очередной невероятный пейзаж, почти всякий раз, когда из темноты появляется знакомый силуэт Гэндальфа (имеющего тут обыкновение отлучаться), — этих десяти лет как не бывало.

Проблемы «Хоббита» тоже легко предсказуемы: как ни вертись, невозможно одинаково экранизировать безразмерный эпос, в который автор вложил все свои соображения о судьбах цивилизации по итогам двух мировых войн, и скромных размеров детскую сказочку. Опасения, что всю первую часть хоббит будет собирать вещи в дорогу, не оправдались, но фильму присуща некоторая раздражающая неторопливость, особенно поначалу: сперва идет обстоятельное вступление с экскурсом в историю, потом второе вступление из завязки «Властелина колец», и только потом флешбэком потихоньку стартует собственно действие. Кроме того, герои не упускают ни одного шанса почесать языками — и мы вынуждены слушать, к примеру, нудный спор трех безмозглых троллей о кулинарии.

Неспешность, впрочем, была и в трилогии, а вот тон Джексона под воздействием материала все же неуловимо изменился: стало больше детского (точнее, слегка пэтэушного, по крайней мере в переводе) юморка и странных лирических отступлений вроде реанимации ежика. А словно вырубленных из камня героев сменила невнятная толпа гномов — один похож на Депардье, у другого модная ушанка, у третьего дреды, четвертый старый и так далее, кто их разберет. Стоит тут ненадолго появиться персонажам «Властелина» — Элронду, Саруману и особенно Галадриэль, — как те, и без того некрупные, съеживаются на глазах самым буквальным образом. Бэггинс безупречен и, пожалуй, выигрывает у вечно таращившего глаза Фродо, но это происходит за счет общего снижения драматического накала, снижения ставок. Достаточно сказать, что главное персонифицированное зло в фильме не темный властелин, мечтающий поработить мир, а какой-то гнусный орк-инвалид, испытывающий личную неприязнь к одному из гномов.

И конечно, если Питер Джексон тот же, то мы изменились. Мы в истекшем десятилетии ломились на «Аватар», мы видели столько битв «в духе «Властелина колец», что на экшен-сценах в «Хоббите» внимание мгновенно рассеивается, мы посмотрели столько эпигонских сказок и столько раз пересматривали самого «Властелина», что старики с посохами и гномы с топорами стали таким же будничным элементом кинорассказа, как астероиды и цунами после блокбастеров 1990-х. Нас гораздо сложнее, уже почти невозможно удивить. Что ж, по крайней мере «Хоббит» — идеальный повод вспомнить времена, когда еще удавалось удивляться. Кажется, для этого и перечитывают детские книжки.

19 декабря 2012
9

Я никогда не читал Войну и Мир. Также не осилил Идиота. Никакого значения с точки зрения мировой ценности это не имеет, даже если допустить, что не особо люблю творчество Пушкина (ну, Толстого и Достоевского, ОК). Война и Мир, Идиот, - величайшие творения человечества, сокровища нашей, человеческой культуры.

Моя жена не читала Толкина Мы оба улыбаемся над тинами, бегающими с деревяшками и называющими себя эльфами. Я всего два раза прочёл Властелина Колец, - но ни тинейджеры, страдающие от гормонов (как я им завидую), ни домохозяйки с мыльными операми или бизнес-леди с Маркесом и Сэлинджером, - не смогут убрать, сдвинуть творчество Дж. Р. Р. Толкина с пьедестала, аналогичного другим величайшим писателям.

Более того, мне повезло получить неопровержимые доказательства величия именно произведения Хоббит - я его читал раз стопятьсот и столько же пересказывал. Сразу в восьми комнатах на одном этаже. А один мальчик в нашем пионерлагере, девяти лет, даже потом взял Хоббита как свою первую книгу, которую он ЗАХОТЕЛ прочесть.

Теперь вот фильм. Конечно, любой фильм по книге может потерять изюминку и идею.
Однако у Джексона, режиссёра, уже есть некоторый опыт экранизации произведений Толкина. Оскары, коммерческий успех, переименования столицы целой страны, - это всё второстепенно, но, - измеримо.

Что есть и будет в новом фильме? Почему книга, в разы меньшая чем Властелин Колец, при этом тоже тянется на три фильма?

Потому что нам всем повезло.

Властелин Колец должен был бы сниматься на 12 фильмов-частей. 17 мгновений весны - ну кто бы влюбился в них, будь они всего 5-6 часов? Сейчас же можно будет больше глав показать зрителю, больше тончайших моментов книги раскрыть, - больше изюма принести на тарелке конечному потребителю, находящемуся не в теме. Те кто в теме, уже ёрзают в предвкушении, это понятно :)

Ключевые роли исполняют те же актёры, что и во Властелине. Это важно для правильной передачи атмосферы.
Блистательный Шерлокхолмсовский дуэт Камбербётча и Фримена здесь пока лишь просматривается. Бен играет Смога, дракона, но Джексон неудержим! Нам обещают в будущей третьей серии повествования из черновиков Толкина (и из Сильмариллиона, хрестоматии по миру, где живут герои фильмов) появления главного злодея Властелина Колец в исполнении Камбербётча. Это появление зависит как раз от прибыли и оскаров более, чем от сюжетных перипетий.
Фримен же, его выбор в качестве главного героя – просто идеален. Что Артур Дент, что Ватсон, что Бильбо, - это среднестатистический англичанин. Именно таким и планировал его писатель, т.к. сама книга базируется на староанглийских и саксонских мифах и легендах.


Хоббит – отличный подарок на Новый Год. Если не шибко заморачиваться на возрастное ограничение, - это фильм для всей семьи, но каждого в отдельности, толпой смотреть лучше в своём поколении. Это - хорошая книга, на экране. Добро, опасности, магия, сказка, - настоящая сказка, которую всегда… Интересно Любопытно посмотреть.
А что же будет там дальше, за поворотом :)

5 декабря 2012
9Хоббит: РЕЦИДИВ.


Лично готова извиниться перед ПиДжеем за то, что бурчала не хуже вашего - мол, нафига 3 части, да чего там показывать, и с Дель Торо было бы веселее. Я вообще голосовала за мультик. Пиксаровский бы, а что?
Неправа, исправлюсь.
В голове складывается гениальная мозаика - фильм-приквел (вот, вот по этим лесам пойдут потом Кольценосцы, а вот на этой площадке, помните, помните, Боромир бубнил, то есть БУДЕТ бубнить о том, что Гондору король нафиг не сдался), опираясь на ВОСПОМИНАНИЯ (которые у нас в голове от ВК появились) стал реальностью. И ПиДжей подарит нам еще 9 часов этой самой реальности. Или даже 12? Ведь будет же, будет режиссерка?
Музыка, как обычно, вводит в транс, музыка - портал в Средиземье (и дешевле, чем билет в НовоЗеландию).
Да, можно писать про фильм, про Голлума, про прорывы в кинематографе, про троллей-кулинаров, прямо как будто из ЖЖ, про секси-мачо-гномов, или даже про ноздрю Кимбербетча. Или про гениальную игру Бледного Орка - такого шикарного гопника-быдляка еще сыграть надо! Одними движениями мышц.
Или про социальную работу у гоблинов, которая поставлена лучше, чем в нашем государстве - там какой-то хилый увечный гоблин работает курьером-телеграфистом.
Но мне важно иное - пустите меня там пожить еще,еще,еще...

6 января 2013
5

Первое впечатление, которое создается сразу после просмотра фильма — то же, что и от взгляда на длинный его постер. «Хоббит» — очень длинное, затянутое и однообразное действо.

Очень размыленное начало фильма, когда нетерпеливо ждешь действия, и последующее месилово без пауз, когда, оглушенный экшеном, буквально умоляешь режиссера сбавить ход. При этом в общем-то не такая уж большая книга растянута на два фильма, и, что обидно — многие вещи упомянуты, но не раскрыты. Но об этом чуть позже.

Чем нам так близка книга? Она прекрасна как любое первое знакомство с чем-то огромным и неизведанным. В «Хоббите» Толкиена мы только знакомимся с миром Средиземья, неизвестность и древние тайны ждут нас за каждым углом, и писатель очень аккуратен со спойлерами — он дает ровно столько намеков, сколько нужно, чтобы разжечь любопытство и сделать чтение увлекательным.

А вот «Хоббит» Питера Джексона — довольно грубо сшитое повествование.

Потому что, по большому счету, это всего лишь «Властелин колец: Начало» — еще больше месилова, еще круче спецэффекты, еще меньше самоиронии, фильм еще длиннее и при этом еще меньше времени дается зрителю на то, чтобы остановиться и поразмыслить, почувствовать атмосферу мира, полного не просто сказочных вещей, но неизведанного.

Бремя третьей части «Властелина колец» тянет «Хоббита» в сторону блокбастера, хотя ему положено быть сказкой, при этом совершенно независимой от «Властелина» по характеру и манере повествования, хотя и связанной с трилогией общими героями и местами.

И в литературе, и в кино очень важно не раскрывать всех карт, давать работу зрительской и читательской фантазии. «Хоббит» Джексона этим не страдает — никто не таится за углом, ничто не ждёт под горой, все спойлеры развернуты, с самого начала фильма мы уже знаем, как выглядит дракон, сокровища, которые он стережет, сам город гномов и Гора — никакой даже малейшей интриги. А ведь еще предстоит вторая часть, вот там наверное уже можно будет заснуть с чистой совестью. Или все-таки нет?

Мне, честно, показалось, что по атмосферности фильм настолько же уступает книге, насколько третий фильм «Властелина» уступает первому — мы уже знакомы с миром, а режиссер даже не пытается нас удивить. Персонажи ведут себя знакомо и предсказуемо, а прекрасные пейзажи уже вовсе не кажутся сказочными — вполне может быть потому что утеряно чувство меры, нарушена пропорция натурализма и условности, и опять нет места для фантазии, для воображения. Хочется даже сказать жестче, что у фильма как бы «нет ничего за душой». Но это наверное будет слишком. И все же этот фильм не становится частью тебя, не заставляет скучать по увиденному, как это было по крайней мере с первыми двумя частями «Властелина колец».

А ведь к «Хоббиту» Джексон подошел наверное на порядок серьезнее, чем к трилогии — чисто технически фильм берет очень высокую планку (а у меня была возможность в этом убедиться на огромном экране в формате IMAX). Но, как ни странно, картина страдает отсутствием запоминающихся деталей. И вроде бы персонажи хорошо проработаны, начиная с грима и заканчивая одеждой и оружием, но реально гномы практически не запоминаются.

Ведь по большому счету, это фильм про орков — в деталях жующих, сморкающихся, кушающих. На выбор орки спящие и дерущиеся, с отрубленными руками и головами, вспоротыми животами, где уж там развернуться фантазии зрителя и проникнуться атмосферой волшебной страны, если по поводу и без повода в экран летят десятки желтокожих скользких орочьих тушек. Кресла дрожат от неплохо срежиссированного звука, классический саундтрек с узнаваемыми мотивами радует ухо, но в сочетании с полным отсутствием интриги ближе к концу фильма все это производит скорее усыпляющий эффект.

Но даже это можно понять и простить, ведь сделано всё потрясающе, 3D оправданное и везде в меру (за исключением разве что самого начала фильма, когда чрезмерная объемность далеких планов создает ощутимый эффект кукольности всего происходящего, но это, возможно, лишь на огромном экране IMAX и лишь в начале, когда глаза только привыкают к очкам).

А вот например первое знакомство с Голлумом понять и простить Джексону я не могу.

В книге этот эпизод довольно длинный и очень психологичный — подземное озеро, кромешная тьма, неизвестная скользкая тварь с настоящей человеческой драмой в прошлом, лишенная рассудка и желающая полакомиться нежным мяском хоббита. И сам полурослик — дрожащий, напуганный неизвестностью, в темноте ищущий наощупь выход из этих жутких мест.

Всего этого в фильме как бы и нет. Светлая уютная пещерка, быстрая процедура обмена загадками, никаких темных коридоров, никакой тухлой рыбы. Неинтересно, неглубоко.

И еще много всяких несуразностей и явных эпизодов-повторов из трилогии, от которых постоянно возникает ощущение дежавю и абсолютной вторичности этой экранизации.

В общем, на «Хоббита» лучше идти хорошо выспавшись, с большим запасом попкорна и… терпения. И ни в коем случае не пытаться искать в фильме те самые ощущения, испытанные в первом прочтении книги — их там нет, увы.

7 из 10

25 декабря 2012
5

Скучно, товарищи, СКУЧНО! Чуть не уснула.
Тот, кто захочет переделать Толкиена зароет сам себя, но сценаристы Хоббита все же рискнули. А зря. Лучше бы они засунули свои амбиции в одно место, и удовольствовались легкими переделками книги в киносценарий.
Напомним, о чем же первоисточник. Книга "Хоббит или Туда и обратно" первая книга истории с кольцом (приквел, говоря современным языком), где Толкиен знакомит хоббита Бильбо, а заодно и читателей вместе с ним, с жителями Средиземноморья. Где гномы - меркантильные и БО-РО-ДА-ТЫЕ, эльфы - красивые и высокомерные, люди - мужественные и трудолюбивые, орки - глупые, злые и голодные, а кольцо для того, чтобы становиться невидимым и только. Все наполнено легкостью, шутками и приключениями.
Что мы имеем в фильме? Опять занудный вселенский смысл. Тьма наступает, силы света должны объединиться.
- О, Лорд Волдеморт (упс, простите, Саурон) опять восстал.
- Нет, мы вам не верим.
- Да нет же, вот вам доказательство.
- Все равно мы вам не верим!
Все серьезные, напыщенные, лица целеустремленные. Боль в глазах. Мы решаем вселенские задачи.
И это занудство идет 3 часа. А потом еще и оказывается, что Хоббит-то только ТУДА, и что ОБРАТНО видимо будет еще длиннее, но уже в другой жизни.
Картинка красивая, что есть, то есть. Кино - не понравилось.

20 декабря 2012
1

Даже не знаю, как корректно написать, что я думаю об этом фильме.

Разочарована. "Детская" сказка, невообразимо скучная и долгая. В кавычках, потому что не могу себе представить ребенка, который высидит 164 минуты этой тягомотины.
Полностью повторяет Властелина колец декорациями, режиссерскими приемами, языком и картинкой, только масштаб действия существенно меньше - думаю, если показать незнакомому с этими двумя трилогиями человеку отрывки из "Властелина" и "Хоббита" - он скажет, что это один и тот же фильм.
Но "Властелин колец" был в 1000 раз лучше по качеству сценария, там был масштабный красивый фильм с историей, а этот - буря в стакане.

Была разочарована еще и тем, что нас ждет еще 2 части - точно не пойду на продолжение. Как можно было из такой милой детской книжки сделать такое раздутое действо?

Не цепляет, очень скучно, пара острых моментов, 2 шутки. Картинка красивая, но одними спецэффектами и пейзажами не получилось вытянуть фильм.

Не рекомендую ходить, потому что "высидеть" действительно трудно. Разве что для очень серьезных поклонников творчества Толкиена.
Ребенка бы тоже не повела - пожалела бы. :)

19 декабря 2012
Все отзывы
Читайте также
55 лучших фильмов про волшебство
55
лучших фильмов про волшебство
24 августа 2021
Фильмы для всей семьи
Фильмы для всей семьи
21 января 2021
30 лучших фильмов для детей на Новый год
30
лучших фильмов для детей на Новый год
31 декабря 2020
110 самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
110
самых важных фильмов 2010-х годов: выбор «Афиши»
30 ноября 2020