Фильм

Фильм Поместье Говардс-Энд

Howards End (1992, Великобритания, Япония, США), IMDb: 7.4

6.8
7.4
1/6

Экранизация одноименного романа Эдварда Моргана Форстера

Англия. Начало XX века. Поместье Говардс-Энд достается в наследство энергичной и предприимчивой Маргарет Шлегель.

СтранаВеликобритания, Япония, США
Продолжительность2 часа 20 минут
Дата выхода27 февраля 1992
Возрастное ограничение12+
7

Третий фильм сотрудничества режиссера Джеймса Айвори, продюсера Измаила Мерчанта и писателя Эдварда Форстера, окончательно формирующих понятие «фильма Айвори-Мерчанта» и закрепляющих за собой первенство в экранизации эдвардианского периода в истории Великобритании, во время которого происходит еще одна, а точнее – несколько, любовных историй. Впрочем, они тут не главные. Весь сюжет построен вокруг трех семей, представляющих три разных сословия. Генри (Энтони Хопкинс) и Рут (Ванесса Ретгрейв) Уилкоксы, пусть и не аристократы по происхождению, но обладатели достаточных для того, чтобы занять теплое место, средств. Хелен (Хелена Бонем Картер) и Маргарет (Эмма Томпсон) Шлегель – городские воспитанные в духе европейского гуманизма дамы, не богатые, но вполне себе держащиеся на плаву. Леонард Баст (Сэмюэль Уэст) – клерк, имеющий на содержании жену и не имеющий особых ни финансовых, ни карьерных перспектив. Между этими тремя социальными слоями проскакивают, будто молнии, любовные связи, и всех, будто магнит, притягивает территория усадьбы Говардс Энд, переходящей из рук в руки.

«Говардс Энд» оказался лучшим фильмом во всей этой трилогии Айвори-Мерчант-Форстера. «Комната с видом» металась по сюжету со слишком юношеским задором, хотя и когда надо точно била, в «Морисе» история частенько тяготела к каким-то сентиментальным берегам, а в «Говардс Энде» все стороны, которыми сильны книги Эдварда Форстера, а за ним и их экранизации, сбалансированы до идеального состояния. В фильме очень много социальной классовой критики и она удивительно разнообразна. Уилкоксы не показаны какими-то зарвавшимися нуворишами, хотя их снобизм, высокомерие и моральная жестокость вряд ли вызовут что-то доброе в душе. Сестры Шлегель заходят слишком далеко в попытке помочь другим людям, влезть в их жизнь, Хелену и вовсе никак нельзя назвать иначе, как сумасбродной. Да и Басты, принадлежащие к тому классу, которых обычно принято защищать в социально важных современных фильмах про эдвардианскую эпоху, показаны достаточно хамоватыми представителями своего сословия.

Любовные истории поданы тоже весьма интересно. Как и весь фильм, построенный на ошибках прошлого и попытках эти ошибки исправить, романтический слой истории состоит сплошь и рядом из падений, тумаков и шишек. Маргарет испытывает с Леонарду Басту столь глубокое чувство вины, что беременеет от него, при этом не уведомляя его об этом, а ситуацию пытается разрешить недалекий Чарльз Уилкокс, в то время, как брак Маргарет и Генри Уилкокса чуть не распадается из-за кучи причин, в которые втянуты практически все герои фильма, в том числе не в последнюю очередь сестра Маргарет и жена Леонарда. Что можно занести в актив фильма, при всей заявленной сложности отношений и хитросплетениях чувств, ни о каком выставочном мелодраматизме и бульварной карикатурной романтике речи нет.

Никуда не пропали и художественные достоинства фильмов, сделанных этой группой людей. Исторические подробности, красоты ландшафтов, декораций и одежд, вероятно, исполнены даже лучше, чем то было в начале 20-го века на самом деле. Причем дом Говардс Энд, который показан в фильме, действительно тот самый дом, который был источником вдохновения для Эдварда Форстера, на газонах которого роман и был написан, а адаптирован для экранизации оскароносцем (именно за это) Рутой Правера Джабвалой. Естественно, фильм просто изобилует захватывающими дух пейзажами, снятыми широкоугольными объективами Тони Пирса-Робертса, а также с какой-то пугающей точностью и одержимостью выстраивает городские улицы 20-х годов, что вызывает еще большее восхищение и уважение, чем природные панорамы.

«Говардс Энд» стал последней экранизацией романом Эдварда Форстера, но не последней работой от «Айвори-Мерчант Продакшен». Впереди еще несколько тонких, но сильных, трогательных, но смелых, спокойных, но внутренне клокочущих шедевров о Британии разных слоев исторического наследия. А сам «Говардс Энд» принес его создателям и актерам ряд важных наград, в том числе три Оскара, две БАФТА и важную премию за совокупность всего творчества Джеймсу Айвори. Что ж, вполне все по праву.

8 апреля 2012
Все отзывы
Читайте также
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
Почему вашему ребенку новые «Звездные войны» понравятся не меньше старых
55 лучших фильмов про волшебство
55
лучших фильмов про волшебство
55 лучших фильмов про волшебство
52 аниме, которые надо уже наконец посмотреть
52
аниме, которые надо уже наконец посмотреть
52 аниме, которые надо уже наконец посмотреть
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость