Киноафиша Москвы

Фильм «Брестская крепость»

2010, Россия, Белоруссия

7.7
оценить
0:00 / 0:00
0:00

Брестская крепость

Смотреть трейлер

Российско-белорусский фильм про первую битву Великой Отечественной

Старательный российско-белорусский фильм про первую битву Великой Отечественной.

Режиссер фильма «Брестская крепость»

Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Петр Фаворов
отзывы:
257
оценок:
279
рейтинг:
2265
3

Старательная реконструкция первой битвы Великой Отечественной войны

21 июня 1941 года в похожей на большое викторианское поместье Брестской крепости танцуют под «Сопки Маньчжурии», покупают в военторге минералочку и смотрят кино с Орловой. Не думают, короче, что крепость на следующее утро превратится в смертельный котел для гарнизона и офицерских семей и что спустя всего несколько часов войны безнадежная оборона оказавшихся в глубоком не­мецком тылу укреплений окажется делом трех разрозненных и быстро тающих групп: одной руководит еврей-комиссар в очочках (Деревянко), другой — про­шедший Гражданскую суровый майор (Коршунов), а третьей — многодетный лейтенант-пограничник (Мерзликин). Между ними нет никакой связи, кроме 12-летнего воспитанника музыкального батальона (Копашов), тогда по-детски неуязвимого для пуль, а теперь рассказывающего нам эту историю взрослым закадровым голосом.

Исторический фильм Александра Котта («Люб.off») — редкий реальный результат российско-белорусского союза — в первые двадцать минут легко полюбить хотя бы как образовательный проект, даже если настойчивые ре­комендации из уст российского премьер-министра являются для вас скорее антирекламой. Все тут до поры располагает к себе: быстро и изобретально вводимые персонажи вроде танцующего вприсядку лейтенанта НКВД Вайн­штейна, малооригинальная, но оттого не менее трогательная атмосфера ви­сящего на волоске мира, обилие деталей — от не сбитого с главных ворот польского орла до впрямую проговаримаемых роковых ошибок командования, которому было запрещено готовиться к непредусмотренной партией агрессии.

К сожалению, с начальными залпами войны первой рушится способность авторов претворять свои явно благие намерения в сколько-нибудь связный кинематографический текст. Им, разумеется, достались трудные исходные дан­ные: военный хаос, историческая обреченность и изолированные друг от друга стычки с противником — довольно неочевидный материал для патриотического блокбастера. Так или иначе, после двух с лишним часов мы так и не понимаем, как устроена крепость, откуда и зачем наступает враг, как соотносятся очаги со­противления и какой смысл рассказывать о каждом из них по очереди, если во всех происходит примерно одно и то же и даже командиры от копоти и крови понемногу становятся почти неотличимыми друг от друга. Авторы вроде как приняли решение держаться исторической правды, как бы это ни затрудняло возникновения в голове у зрителя целостной картины событий, а потом, уже принеся в жертву этой правде композицию, не выдержали и вставили в фильм какие-то очень подозрительные приключения немецких диверсантов и сметаю­щие целые фашистские подразделения атаки советских войск с табуретками наперевес. Получившаяся смесь не трогает в итоге ни истинностью, ни зрелищностью, а богато поставленные и по замыслу полные кровавого реализма бои смотрятся, увы, не более чем репортажами с хорошо профинансированной съемочной площадки. Отдельная странность состоит в том, что в фильме описана только первая неделя войны, но перед финальными титрами, когда все уже ­вроде умерли, вдруг сообщается важный исторический факт: один из главных героев, майор Гаврилов, был взят в плен в подвалах казематов только 23 июля. То есть мощнейший сюжет сам просился в руки, но ему предпочли довольно стандартный и в любом случае не сработавший ход со взглядом ребенка. «Брестская крепость» явно мечтает походить на большой советский фильм про войну, и это, возможно, удается ей лучше, чем какому-либо из претендентов последних 20 лет, — но самым запоминающимся образом героизма тут все равно остается появляющийся на последней минуте громадный монумент защитникам крепости, поставленный в 1971 году.

1
1
...
25 октября 2010

Лучшие отзывы о фильме «Брестская крепость»

Фото Сергей Наан
отзывы:
114
оценок:
103
рейтинг:
639
9

Не хотел писать рецензию, слишком уж сильное кино, а как говорил Сталкер "люди не любят говорить о сокровенном". Пытался просто поставить пять звёзд, но каким-то образом зафикcировалось три, поэтому исправляюсь. КОНЕЧНО -ПЯТЬ. Всё уже замечательно и искренне люди написали до меня, я же счастлив, что в коем-то веке отечественный кинематораф смог объединить людей на столь высоком уровне. Это созидательный резонанс, это торжество разума и души, всего самого высокого в человеке, а сам выход такого фильма на широкий экран - сродни контрнаступлению советских войск под Москвой.
На фоне михалковского треша появился настоящий Великий Фильм о Великой Войне.
Тяжелых и жестоких сцен много, кровь, смерть, ужас войны передан на все сто, но при этом снято очень гуманно и достойно, так чтобы могли смотреть и подростки. Мне видится, что этот фильм и есть возрождение отечественного кинематографа во всем его былом величии и человечности, которые так остервенело пытались уничтожить за последние десятилетия творцы циничного кино-шлака..
К примеру, зрителю не показывают и не смакуют насилие над девушкой киномеханика, типа сами додумывайте, а вот если бы это кино снимал Балабанов, то всем пивным бутылкам из военторга нашлось бы применение. Жестокое, но не менее человечное кино, вот на что надо школьников водить, дабы на фоне глянца, гламура, фальши, поругания истории и подмены истинных человеческих ценностей, они бы почувствовали свет в свой душе, отличили истинну от лжи и почтили память своих героических предков.

39
0
...
7 ноября 2010
Фото Андрей Тиньков
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
44
9

Я пишу прежде всего для того, чтобы дать достойный отпор всяким саплкиным и им подобным. Обращаюсь ко всем, кто остался недоволен фильмом и хочет об этом написать. Я понимаю и уважаю право каждого на собственное мнение и восприятие. Я не могу никому затыкать рот и требовать совковообразного единомыслия. Но всё-таки я прошу: если фильм вас не зацепил, не оправдал ваших ожиданий; если вы его не поняли, не оценили - пожалуйста, помолчите, не позорьтесь! Хотя бы чтобы не получать ругань и плевки в ответ. Ибо каждая отрицательная рецензия здесь - это плевок в душу тем, кто выходил из кинозала со слезами на глазах. Плевок в память героев и жертв войны.
Я за свою жизнь пересмотрел почти все фильмы о войне, и советские, и постсоветские. И конечно же, я видел и "Бессмертный гарнизон", и "Битву за Москву", и "Я - русский солдат", так что мне есть с чем сравнивать. Ия считаю, что этот фильм на голову выше их всех. Конечно, у каждого фильма своя идея и задачи. Каова же идея и задача здесь?
Выход фильма планировался к 22 июня - Дню памяти и скорби. Именно память и скорбь - вот его основная идея в моём понимании. Это не развлекательный батальный экшн. Это фильм-хроника, фильм-памятник. (Так позиционировал Озеров "Битву за Москву", но там отличная идея потонула в пафосе и разжевывании пропагандистских мифов устами высокопоставленных персонажей). Здесь нет никакого пафоса, никаких комиссарских нравоучений. Здесь нет ни самой власти, ни советского восхваления её, ни постсоветских плевков в неё. Нет Партии, есть только Родина. Здесь нквдешник показан нормальным человеком, а не сатрапом. Здесь военные профессионалы - Гаврилов, Фомин, Кижеватов и остальные честно и профессионально исполняют свой долг. Каждую минуту делая тяжкий выбор между жизнью и честью.("Каждому своё"!). Их характеры, их "собственные расклады" не являются предметом фильма, но при желании можно увидеть, как они проявляются в поступках. Но главное - это запредельный ужас страданий мирного населения. Толпа на лини пулемётного огня. Струя огнемёта в подвал. Дети, погибшие в своих постелях. Ребёнок под гусеницами танка. Душераздирающая сцена, когда командир отправляет свою дочку в плен. Я уже говорил, что на свете нет ничего страшнее страданий и смерти детей. И здесь это показано, чтобы помнили и чтили. Единственный миф, проникший сюда - это миф о массовом прибытии диверсантов. Но это сделано, чтобы не затрагивать тему так называемых "западников", поэтому и Фомин сам себя немцам выдаёт.
Актёрская игра - выше всяких похвал - честно, убедительно, талантливо. За Деревянко я изначально был спокоен, потому что он для меня прежде всего "Махно" а не какой-то там убогий "капут".
Можно, конечно, считать, что я слишком превозношу этот фильм. Можно придирчиво выискивать недостатки. Их можно найти всегда, ибо нет пределов совершенству, и человек не может создать ничего идеального. Главное - понимать, что фильм снят, чтобы ещё раз поклониться подвигу наших дедов и памяти простых невинных жертв.И эта задача выполнена на все сто. Так что если этого не понимаете и хотите писать ругательные рецензии - чтож, пишите, ваше право. Только не обижайтесь потом на оскорбительные комментарии. Которые гарантированы так же на все сто. Не от меня, так от любого другого. Желающих найдётся предостаточно.
И последнее. Тут часто возникал вопрос: а люди нынешнего поколения смогли бы так? А я отвечаю: уже смогли! Два года назад в Цхинвале. База наших миротворцев стала современной "брестской крепостью". Можно конечно говорить, что и масштабы не те, и враг был трусливый и жалкий (но от того не менее подлый), и помощь пришла быстро. Но героизма, крови и страданий было едва ли меньше. И пока мы можем следовать героическим примерам предков, у страны ещё не всё потеряно.

31
0
...
18 ноября 2010
Фото Вячеслав
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
32
9

Ценность этого фильма в первую очередь в отражении реальных исторических событий, которые трудно передать словами. В отличие от хороших советских фильмов про войну, этот фильм не содержит политической цензуры, и по-моему очень близок к ужасной, драмматической и героической действительности нашей страны.
Читаю резензии и радуюсь, что есть еще люди, которые многое знают про те события и пытаются осознать их значение.
Как современный человек может понять то, что там было? Сейчас пробки на дорогах и коррупция считаются невыносимым злом, а из супермаркетов люди выкатывают тележки, содержимое которых кажется просто невозможно съесть! Мы всем недовольны. Мои ровестники спокойно рассуждают на тему национализма, выделяя нации приезжих, как неполноценных людей. И это даже не те, кто бреется налысо, а просто каждый второй! Дети вообще не видят особой разницы между БК и Рембо.
Современного зрителя больше интересует банальная романтическая комедия, чем узать как, за что и почему всего 70 лет назад миллионами погибали погибали наши деды. Наши интересы можно пересчитать по пальцам, мы сами вслух позволяем себе негативно отзываться о своей родине.
А это значит, что все может повториться. Мы слишком глупы и не учимся даже на таких тяжелых ошибках. Я этого не хочу и надеюсь, что этот фильм, увидят многие, мы будем смотреть его ни один раз и ни один год. Нам есть чему учиться, кем восхищаться и от кого получать уверенность в завтрашнем дне. Это не Европа и Америка. Автомобили, технологии, деньги - пустяк по сравнению с тем, что смогли сделать только наши деды.

25
0
...
6 ноября 2010
Фото Ravik
отзывы:
2
оценок:
2
рейтинг:
21
9

Пять баллов, за необычное раскрытие темы.
Необычное - в свете того, что снималось о Великой Отечественной последние 10-15 лет.
Картина не скатывается в показной патриотизм, но и не марает собственную историю. Хорошо показаны немцы. Причем, практически без преувеличений. Все было - и огнеметы, и уничтожение мирных жителей, и расстрелы сдавшихся женщин и детей. Германия воевала с СССР совсем не так, как с Францией или даже с Польшей. И это видно.
Радуют детали. В небе кружит настоящий И-16, мессеры атакуют со стороны солнца, "Штуки" честно пикируют вертикально вниз, немецкая пехота вооружена в основном винтовками, автоматы только у офицеров, танки Pz III очень похожи на себя. Это показывает серьезное, старательное отношение к теме.
В фильме показано, как ради защиты своей Родины сражаются плечом к плечу украинцы, белоруссы, русские, грузины, чечены, узбеки и прочие. Вне зависимости от разреза глаз и вероисповедования, люди делают одно дело. Вот так и думаешь - умели ведь жить вместе. И умирать, тоже вместе.
Ну, и отсутствие новомодных штампов, от которых тошнит уже многих. Здесь не будет штрафбатов, заградотрядов, упырей-НКВДшников и идиотов-командиров. Будет Война. в которую, сам того не замечая, начинаешь верить. Ближе к середине картины возникает натуральный "эффект присутсвтия". И можно сколь угодно долго говорить о рваном сюжете, обилии крови и плохом монтаже. На самом же деле, после фильма кажется, что был там, в Крепости, где немцы сломались в первый же день войны. Про провалы и позорные моменты ВОВ снято за последние годы слишком много. Хочется верить, что "Брестская крепость" - первая ласточка новой волны хороших фильмов про подвиги наших дедов и прадедов. Про них надо снимать хорошие фильмы. Разве можно поступать инчаче? Вы видели хоть один американский непатриотический фильм о Второй Мировой? Я вот ни один не могу вспомнить.
В нашей истории нет, и даст Бог, не будет больше такой страшной страницы, как Великая Отечественная Война. И тем важнее понимать, до кома в горле, до слез понимать, ощущать то, что сделали совестские люди в те страшные годы. После просмотра фильма, я хотя бы на секунду прикоснулся к этому ощущению. Чего и Вам желаю. Нельзя забывать. Нельзя!
Нам показали несколько первых дней войны. А этих дней было тысяча-четыреста восемнадцать...

20
0
...
14 ноября 2010
Фото Влад  Писарев
отзывы:
18
оценок:
85
рейтинг:
44
9

Очень хороший фильм о войне, соглашусь с другими, что давно такой ленты не было, последний раз мне так только "Звезда" понравилась. Правильно, что с проката сняли УС-3 и заменили на "Брестскую крепость", пусть Михалков посмотрит как нужно снимать фильмы о Великой войне! Фильм тяжелый очень, плакали многие...

19
0
...
4 ноября 2010

Галерея
Добавить фото

Информация от прокатчика «Брестская крепость»

Информация предоставлена Телерадиовещательной организацией Союзного государства

Фильм рассказывает о героической обороне Брестской крепости, которая приняла на себя первый удар немецких фашистских захватчиков 22 июня 1941 года. С документальной точностью описываются события, происходившие в первые дни обороны. Фильм рассказывает о главных трех очагах сопротивления, возглавляемых командиром полка Петром Михайловичем Гавриловым (Александр Коршунов), политруком Ефимом Моисеевичем Фоминым (Павел Деревянко) и начальником 9-й погранзаставы Андреем Митрофановичем Кижеватовым (Андрей Мерзликин). Линией, связывающей всех героев, является история Сашки Акимова (Алеша Копашев). Именно его глазами мы видим события фильма. Прототипом Сашки был пятнадцатилетний Петя Клыпа, один из немногих выживших защитников Брестской крепости. Главная идея картины лучше всего сформулирована в надписи, обнаруженной на стене одного из казематов «УМИРАЮ, НО НЕ СДАЮСЬ».