Фильм

Фильм Луна 2112

Moon (2009, Великобритания), IMDb: 7.8

7.8
7.8
1/9

Режиссерский дебют сына Дэвида Боуи о космонавте, коротающем время на Луне в компании бортового компьютера

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл), единственный живой сотрудник автоматической шахты по добыче сверхважного для земной энергетики гелия-3, дорабатывает последние две недели своего трехлетнего контракта на темной стороне Луны. Каждое утро — будильник, зарядка, пробежка на тренажере, чашка кофе, проверка систем, которые нормально работают и без проверок, практически семейные уже перебранки с патологически заботливым говорящим компьютером, иногда для разнообразия — коротенькая галлюцинация. Прямой связи с Землей нет — сломался спутник, но жена (с которой Сэм перед отлетом, судя по всему, чуть не развелся) и трехлетняя дочка (кажется, родившаяся уже после того, как он заступил на вахту) регулярно шлют трогательные видеописьма. Начальство довольно и обещает по возвращении бонусы. В общем, все идет слишком гладко, чтоб в последний момент не обнаружился какой-нибудь страшный подвох.

СтранаВеликобритания
РежиссерДункан Джонс
Продолжительность1 час 37 минут
Дата выхода23 января 2009
Дата выхода в России17 сентября 2009
Возрастное ограничение14+
Сын Дэвида Боуи, который в конце нулевых вдохнул жизнь в загибающийся жанр сайфая фильмом «Луна 2112», но затем его быстро подмяла под себя голливудская машина. В фантастическом триллере «Исходный код», выглядящем как спин-офф сериала «Квантовый скачок», еще чувствовался авторский почерк, а вот в студийном фэнтези «Варкрафт» его, похоже, съели орки. Как и большинство режиссеров с идеями и фантазиями, следующую свою картину, проект мечты «Немой» из вселенной «Луны», Джонс снял на Netflix — и посвятил двум ушедшим от него близким людям: отцу и няне.

Рецензия «Афиши» на фильм «Луна 2112»

9Один дома

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл), единственный живой сотрудник ­автоматической шахты по добыче сверхважного для земной энергетики гелия-3, дорабатывает последние две недели своего трехлетнего контракта на темной стороне Луны. Каждое утро — будильник, зарядка, пробежка на тренажере, чашка кофе, проверка систем, которые нормально работают и без проверок, практически семейные уже перебранки с патологически заботливым говорящим компьютером, иногда для разнообразия — коротенькая галлюцинация. Прямой связи с Землей нет — ­сломался спутник, но жена (с которой Сэм перед отлетом, судя по всему, чуть не развелся) и трехлетняя дочка (кажется, родившаяся уже после того, как он заступил на вахту) регулярно шлют трогательные видеописьма. Начальство довольно и обещает по возвращении бонусы. В общем, все идет слишком гладко, чтоб в последний момент не обнаружился какой-­нибудь страшный подвох.

Фильм про человека на Луне с единственным полноценным персонажем в титрах (играющий вторую по важности роль Кевин Спейси представлен заплеванным экраном с четырьмя сменными смайликами), снятый к тому же сыном автора «Space Oddity», — это немножко слишком хорошо, чтоб оказаться правдой. Но вот, тем не менее, они — сто почти безупречных минут одиночества, страхов и лунной пыли в белоснежном, слегка поцарапанном кубриковском корпусе. 38-летний дебютант Данкан Джонс (объяснимо постеснявшийся ­подписаться под дебютом как Зоуи Боуи) свободно и легко комбинирует образы фантастической классики разных лет: лунный инвентарь, понятно, взят из «Космической одиссеи», быт — из фильмов про звездных дальнобойщиков, какие ­лю­били снимать в 80-е, главный сюжетный козырь (режиссер порасчетливей мусолил бы его в рукаве до финала) небрежно выкладывается на стол в самом начале второго акта, как когда-то в «Солярисе». Но в отличие от Содерберга, в свое время обломавшего зубы на парафразах Тарковского, или Дэнни Бойла, притворявшегося Кубриком в недавнем «Пекле», Боуи-младший не ведется на главную космическую обманку и не пытается быть большим философом на фоне небесных тел. Его космонавт, запертый в жестяной скорлупе и принимающий сигналы извне через барахлящий спутник, — портрет одино­чества, каким его знает более-менее каждый. «Луна» не переворачивает жанр и не открывает новых горизонтов (к тому же их в космосе, кажется, нет), но берет странным перепадом температур между формой и тем, что внутри: как тот робот (судя по лампочке, двоюродный брат кубриковского ХЭЛа), который протягивает механическую клешню, чтоб утешить сходящего с ума астронавта — сентиментальный жест, сделанный с ­по­мощью неживой механики. Одиночество не в космосе, а в ­го­лове, связи с реальностью не так надежны, как хотелось бы, ­голос на том конце в любую минуту может оказаться автоответчиком, а проявления чувств — частью программы. На словах все это, наверное, выглядит страшной банальностью. Как и то, что космос большой, человек маленький, планета Земля голубая, и с этим, как пел папа режиссера в известной песне про майора Тома, ничего не поделаешь.

2 сентября 2009
9250,000 miles from home, the hardest thing to face...is yourself.

Если честно, то я ждала этот фильм с момента первой публикации о нем. Еще бы, лунный sci-fi с Сэмом Рокуэллом в главной роли и Клинтом Мэнселлом в качестве композитора, снятый сыном «великого и ужасного» Дэвида Боуи. Интригует, не правда ли?

Мне повезло попасть на показ в рамках ММКФ. Фильм оправдал мои ожидания на все 100%. Даже, наверное, превзошел. Напряженная, но в то же время почему-то трогательная и наполненная добротой атмосфера обволакивает с первых минут и не отпускает до конца фильма. Это чувствуется во всем, от смайликов на стене до замечательного робота Герти — возможно, самого доброго робота за историю кино, который показывает настроение все теми же смайликами и даже в трудный момент может похлопать героя по плечу. На экране в течение полутора часов господствует своеобразный баланс на лезвии ножа между какой-то почти критической нервозностью, легким юмором и даже неожиданностью. В одной рецензии увидела, что якобы трейлер открывает всю сюжетную линию. Так вот: не бойтесь, это совершенно не так! И даже концовка, названная кем-то на пресс-конференции после показа «хэппи-эндом» не оставляет причин для недовольства.

Сэм Рокуэлл в очередной раз доказал, что он обладает недюжинным талантом — это же, по сути, его бенефис, фильм одного актера. И, конечно, голос Кевина Спейси очень повлиял на восприятие Герти. (Именно поэтому надеюсь, что в прокат фильм пустят с субтитрами.)

Пару раз во время просмотра в голове всплывали параллели с «Космической одиссеей», но через несколько секунд я ловила себя на ощущении, что, несмотря на определенные схожие детали, такое сравнение просто недопустимо. «Луна» своеобразна и стоит в стороне от большинства фильмов своего жанра.

Нельзя не обратить внимание на саундтрек. Я давно считаю саундтреки Клинта Мэнселла музыкой на грани современной классики (вспомнить хотя бы его работу в фильме «Фонтан`) . Но то, что он написал к «Луне», просто великолепно. Наверное, весь фильм представал бы в совершенно ином свете, если бы композитором был другой.

Отличный фильм. Я не побоюсь назвать его лучшим в своем жанре за достаточно большое количество времени. Что ж, можно поздравить Данкена Джонса с успешным дебютом!

28 июня 2009
7

А "Луна", оказывается, не так уж и далеко! Оказаться на месте астронавта совсем просто - вот астронавт забежал в магазин за пивком, вот астронавт-коллега обсуждает со своим клоном матч "Словения-Россия", вот полный автобус астронавтов штурмует пробку на МКАД. Чем больше мир - тем легче стать одиночкой. Все наше общение уже происходит через клавиши компьютера и телефона, а тут на Лену отправиться предлагают - легко. Мы сами ставим барьеры и сами потом от них лезем в петлю. Поставил 4 - за финал "боевика" и тупку героя в 3 моментах: момент осознания наличия клона, момент телефонного разговора и момент осознания личного срока годности - 3 года. А ведь и Бегбедера есть "Любовь живет 3 года"...

19 ноября 2009
9

Гастарбайтер на станции по имени «Любовь»

Давным-давно, когда мы все жили в далекой-далёкой галактике другом времени и другой стране, я познакомился с чудесным миром фантастики, читая замечательные короткие рассказы на последних страницах журнала «Вокруг света». Хотя смысл таких слов, как синхрофазотрон и коммингс, ускользает от меня до сих пор, эти рассказы всегда имели весёлое начало и парадоксально-смешную (а иногда и страшную) концовку, выраженную всего несколькими словами, но понятную даже ребёнку.
Фильм «Луна» напомнил мне прекрасные ощущения той счастливой поры. Бодрое начало, намеренно архаизированная картинка, немногословные , но очень НФ диалоги, и хэппи энд, при внимательном рассмотрении оказывающимся совсем не хэппи эндом. Закончится ведь всё весьма печально. Подумаешь, акции Газпрома Лунар Индастриз упадут на треть в результате скандала, высокооплачиваемые юристы найдут способ всё замять. А бедный лунный гастарбайтер, скорее всего, доживёт свой короткий срок в дурке с диагнозом вялотекущая шизофрения. Хотя нет, это уже не актуально. Его просто объявят незаконным иммигрантом с последующей депортацией. Так что вместо хэппи энда у фильма концовка в стиле «…а получилось как всегда». А ведь как хорошо всё начинается- космическое одиночество на станции с символическим названием «Саранг» (Любовь по-корейски) скрашено скорым ожидаемым дембелем, короткими сессиями связи с любящей красавицей женой и общением с роботом Герти, обладателем минималистского, но очень дружелюбного интерфейса.
Естественно, ничего нового ни в сюжете, ни в трактовке вопроса, ни в раскрытии образов, ни в самих деталях (кроме странных ляпов типа отсуствия задержки сигнала на 2.5 секунды и слабое раскрытие темы лунного притяжения) любителю фантастики этот фильм не даст. Тем более что обсуждение морально-этических проблем, поставленных в фильме, давно перешла на страницы прессы. Однако сделан он с такой любовью к жанру, что отличается от многочисленных киноштамповок, как Роллс-Ройс от любой автоштамповки. Игра Сэма Рокуэлла и Кевина Спэйси достойна всяческих похвал, а видеоряд и музыка погружают зрителя в замкнутый мир лунного вахтовика. Поэтому «Луна» займёт достойное место в ряду моих любимых фильмов, рядом с новыми поступлениями вроде «Района №9».

29 октября 2009
9

Очень круто! Слов не подобрать для обоснования, но круто!
Музыка какая нужно - она хороша в фильме и хороша сама по себе. Живой язык оригинала... Идеальный в своей роли Сэм Рокуэлл.
Луна пробуждает в тебе хорошее. Приподнимает на миг над суетой.
Ее просто приятно смотреть влажным осенним вечером.
Наш переполненный зал сидел притихший, интеллигентно жевал попкорн и шепотом разговаривал по мобильнику. Вот что делает с людьми искусство..

21 сентября 2009
7

Известный публицист позапрошлого века слукавил (или переоценил начитанность и осмысленность вопрошающих), сократив список из главных вопросов до двух последних: «кто виноват» и «что делать».
Как показывает практика первые два правильных вопроса, на которые стоит ответить это «кто я» и «где я». Главный герой с периодичностью в 20 минут только этим и занимается, получая при этом вполне исчерпывающие ответы голосом Спейси (иногда это встречный вопрос «кушать хочешь?», а иногда - убедительное «упал, потерял сознание, очнулся, гипс»).
Если отвечать в формате рецензии, то «Кто» - актер Рокуэлл , наконец замеченный после не самого плохого фильма Клуни «Признания опасного человека». «Где» – в отлично срежиссированном фильме с удовлетворительным сценарием . Итого среднее арифметическое дает твердую добротную четверку.
Дальше после самоидентификации и определения точки координат приходит следующий этап озарения с вопросами «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Да хоть бы эти вопросы и лежат в срезе все той же модной генной инженерии. Собственно в этом и состоит основной замес фильма. Немного халтурный, но самобытный и талантливый.
Халтура в том, что задавшись целью сконцентрировать внимание на локальном психологизме ситуации и глобальном нытье о гуманизме (а эта цель ясна и похвальна), нужно было исключить недопонимание зрителя по поводу принятия именно такого решения «вербовки» контрактников. Неизбежные материально-производственные вопросы отвлекают мозг от погружения в пучину грусть-тоски вопреки задуманному. Ну наверное, совсем-совсем-роботы не справятся, и новых (по старинке сделанных) живых самоубийц вломак каждый раз готовить и объяснять что там да как на этой луне, или просто не осталось на земле как таковых любителей посветиться в темноте от радиации, а значит и готовить-объяснять некого-некому. Ага.
Но загвоздка в том, что ведь на станции все и так автоматизированно по самые небалуйся (гл. герой страдал там в прямом и переносном смысле херней), поэтому остается просто (т.е без содержания там живого наместника) периодически тратить деньги на нечастые командировки бригады техников-ремонтников в случае, если лунный бульдозер накосячил (а так как машин там множественное число, то работа бы не стояла в любом случае). То есть с точки зрения экономической эффективности так должно быть гораздо менее западло, чем применять сложнейшие (читай "недешевые") биотехнологии, контролировать неизбежную утечку информации на протяжении 15-ти (!) лет как минимум, и т.д. Все равно ведь спалились, что было очевидно уже на этапе разработки такого бизнес-плана...странно что так нескоро .
В принципе на концовке могли выехать очень красиво, если бы показали что Сэм поехал на землю сурово разоблачать весь топменеджмент корпорации перед остальным миром , а там...весь мир как бы вообщем-то в курсе, и давно, и не видит в этом ничего такого-с, и практикуется это везде и повсеместно без тайн и истерик, и "в чем собственно дело, гражданин? вы почему скандальничаете?". Вопросов к сюжету было бы на порядок меньше.
(и вот тогда абалденно масштабно развилась бы тема о том, что единственный (последний "кто не в курсе") человек может именно так и называться не почему-то, а потому что близок нам по идентичной системе ценностей и моральной составляющей (пока еще), и "живет" он вообще на Луне. один такой последний). Но не случилось. Непонятно.
А вот этого самого «непонятно» не должно быть, как не должно быть мухи в супе, или как не было этого например в, только ленивым не упомянутом, Солярисе (и нашем и ихнем).
Ясно, что в силу уровня образования все белые пятна можно устранить самостоятельно, но в таком фильме подобное отвлечение недопустимо. Такая небрежность к проговариванию матричных деталей возможна только в аллегоричных произведениях созданных исключительно из эпитетов (район №9). Здесь же формат явной повествовательной прозы. И если в итоге хочешь чистой дискуссии на тему сознания, то тема бытия должна быть разобрана, обсуждена и принята единогласно в первом чтении.
Но даже несмотря на такое критичное настроение, Луне можно простить все и даже то, что категорически нельзя простить абсолютно недееспособным "суррогатам".
И ведь режиссура великолепна настолько, что просто радость какая-то от всех этих мимики-жестов, намеков, недосказанностей и недоделанностей (оскар отправляется к извазюканному в чем-то коричневом роботу Герти).
Эта четверка поставлена не троешнику, чтобы польстить, а отличнику, чтобы в следующий раз без помарок.
P.S. а еще это страшно (в прямом смысле) поучительный фильм о том, что прежде чем отправляться на планету с нулевой атмосферой стоит почитать учебник по ОБЖ, ибо лучевую болезнь никто не отменял.

19 октября 2009
Все отзывы
Читайте также
12 фильмов, которые держатся на одном актере
12
фильмов, которые держатся на одном актере
4 мая 2021
Лучшие фильмы про космос
Лучшие фильмы про космос
9 апреля 2021
48 фильмов с неожиданным концом
48
фильмов с неожиданным концом
18 апреля 2019
100 главных фильмов за полвека
100
главных фильмов за полвека
2 апреля 2019