Киноафиша Москвы

Фильм Луна 2112

Moon (2009, Великобритания)

7.8
оценить
14+
1 час 37 минут
Дата выхода в России
17 сентября 2009

Режиссерский дебют сына Дэвида Боуи о космонавте, коротающем время на Луне в компании бортового компьютера

Режиссерский дебют сына Дэвида Боуи о космонавте, коротающем время на Луне в компании бортового компьютера.

В ролях
Режиссер фильма «Луна 2112»
Дункан Джонс
48 лет
фильмов: 4
Сын Дэвида Боуи, который в конце нулевых вдохнул жизнь в загибающийся жанр сайфая фильмом «Луна 2112», но затем его быстро подмяла под себя голливудская машина. В фантастическом триллере «Исходный код», выглядящем как спин-офф сериала «Квантовый скачок», еще чувствовался авторский почерк, а вот в студийном фэнтези «Варкрафт» его, похоже, съели орки. Как и большинство режиссеров с идеями и фантазиями, следующую свою картину, проект мечты «Немой» из вселенной «Луны», Джонс снял на Netflix — и посвятил двум ушедшим от него близким людям: отцу и няне.
Как вам фильм?
Фото пользователя
  • 10
  • 9
  • 8
  • 7
  • 6
  • 5
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
Фото Роман Волобуев

Роман Волобуев о фильме «Луна 2112»

отзывы: 543
оценки: 506
рейтинг: 5219
9
Один дома

Сэм Белл (Сэм Рокуэлл), единственный живой сотрудник ­автоматической шахты по добыче сверхважного для земной энергетики гелия-3, дорабатывает последние две недели своего трехлетнего контракта на темной стороне Луны. Каждое утро — будильник, зарядка, пробежка на тренажере, чашка кофе, проверка систем, которые нормально работают и без проверок, практически семейные уже перебранки с патологически заботливым говорящим компьютером, иногда для разнообразия — коротенькая галлюцинация. Прямой связи с Землей нет — ­сломался спутник, но жена (с которой Сэм перед отлетом, судя по всему, чуть не развелся) и трехлетняя дочка (кажется, родившаяся уже после того, как он заступил на вахту) регулярно шлют трогательные видеописьма. Начальство довольно и обещает по возвращении бонусы. В общем, все идет слишком гладко, чтоб в последний момент не обнаружился какой-­нибудь страшный подвох.

Фильм про человека на Луне с единственным полноценным персонажем в титрах (играющий вторую по важности роль Кевин Спейси представлен заплеванным экраном с четырьмя сменными смайликами), снятый к тому же сыном автора «Space Oddity», — это немножко слишком хорошо, чтоб оказаться правдой. Но вот, тем не менее, они — сто почти безупречных минут одиночества, страхов и лунной пыли в белоснежном, слегка поцарапанном кубриковском корпусе. 38-летний дебютант Данкан Джонс (объяснимо постеснявшийся ­подписаться под дебютом как Зоуи Боуи) свободно и легко комбинирует образы фантастической классики разных лет: лунный инвентарь, понятно, взят из «Космической одиссеи», быт — из фильмов про звездных дальнобойщиков, какие ­лю­били снимать в 80-е, главный сюжетный козырь (режиссер порасчетливей мусолил бы его в рукаве до финала) небрежно выкладывается на стол в самом начале второго акта, как когда-то в «Солярисе». Но в отличие от Содерберга, в свое время обломавшего зубы на парафразах Тарковского, или Дэнни Бойла, притворявшегося Кубриком в недавнем «Пекле», Боуи-младший не ведется на главную космическую обманку и не пытается быть большим философом на фоне небесных тел. Его космонавт, запертый в жестяной скорлупе и принимающий сигналы извне через барахлящий спутник, — портрет одино­чества, каким его знает более-менее каждый. «Луна» не переворачивает жанр и не открывает новых горизонтов (к тому же их в космосе, кажется, нет), но берет странным перепадом температур между формой и тем, что внутри: как тот робот (судя по лампочке, двоюродный брат кубриковского ХЭЛа), который протягивает механическую клешню, чтоб утешить сходящего с ума астронавта — сентиментальный жест, сделанный с ­по­мощью неживой механики. Одиночество не в космосе, а в ­го­лове, связи с реальностью не так надежны, как хотелось бы, ­голос на том конце в любую минуту может оказаться автоответчиком, а проявления чувств — частью программы. На словах все это, наверное, выглядит страшной банальностью. Как и то, что космос большой, человек маленький, планета Земля голубая, и с этим, как пел папа режиссера в известной песне про майора Тома, ничего не поделаешь.

1
1
...
2 сентября 2009

Лучшие отзывы о фильме «Луна 2112»

Фото dr-hitch.livejournal.com
Фото dr-hitch.livejournal.com

dr-hitch.livejournal.com о фильме «»

отзывы: 39
оценки: 430
рейтинг: 376
7

А "Луна", оказывается, не так уж и далеко! Оказаться на месте астронавта совсем просто - вот астронавт забежал в магазин за пивком, вот астронавт-коллега обсуждает со своим клоном матч "Словения-Россия", вот полный автобус астронавтов штурмует пробку на МКАД. Чем больше мир - тем легче стать одиночкой. Все наше общение уже происходит через клавиши компьютера и телефона, а тут на Лену отправиться предлагают - легко. Мы сами ставим барьеры и сами потом от них лезем в петлю. Поставил 4 - за финал "боевика" и тупку героя в 3 моментах: момент осознания наличия клона, момент телефонного разговора и момент осознания личного срока годности - 3 года. А ведь и Бегбедера есть "Любовь живет 3 года"...

14
0
...
19 ноября 2009
Фото KathleenKelly
Фото KathleenKelly

KathleenKelly о фильме «»

отзывы: 72
оценки: 406
рейтинг: 386
9

Очень круто! Слов не подобрать для обоснования, но круто!
Музыка какая нужно - она хороша в фильме и хороша сама по себе. Живой язык оригинала... Идеальный в своей роли Сэм Рокуэлл.
Луна пробуждает в тебе хорошее. Приподнимает на миг над суетой.
Ее просто приятно смотреть влажным осенним вечером.
Наш переполненный зал сидел притихший, интеллигентно жевал попкорн и шепотом разговаривал по мобильнику. Вот что делает с людьми искусство..

12
0
...
21 сентября 2009
Фото jane bo
Фото jane bo

jane bo о фильме «»

отзывы: 15
оценки: 18
рейтинг: 97
7

Известный публицист позапрошлого века слукавил (или переоценил начитанность и осмысленность вопрошающих), сократив список из главных вопросов до двух последних: «кто виноват» и «что делать».
Как показывает практика первые два правильных вопроса, на которые стоит ответить это «кто я» и «где я». Главный герой с периодичностью в 20 минут только этим и занимается, получая при этом вполне исчерпывающие ответы голосом Спейси (иногда это встречный вопрос «кушать хочешь?», а иногда - убедительное «упал, потерял сознание, очнулся, гипс»).
Если отвечать в формате рецензии, то «Кто» - актер Рокуэлл , наконец замеченный после не самого плохого фильма Клуни «Признания опасного человека». «Где» – в отлично срежиссированном фильме с удовлетворительным сценарием . Итого среднее арифметическое дает твердую добротную четверку.
Дальше после самоидентификации и определения точки координат приходит следующий этап озарения с вопросами «что такое хорошо?» и «что такое плохо?». Да хоть бы эти вопросы и лежат в срезе все той же модной генной инженерии. Собственно в этом и состоит основной замес фильма. Немного халтурный, но самобытный и талантливый.
Халтура в том, что задавшись целью сконцентрировать внимание на локальном психологизме ситуации и глобальном нытье о гуманизме (а эта цель ясна и похвальна), нужно было исключить недопонимание зрителя по поводу принятия именно такого решения «вербовки» контрактников. Неизбежные материально-производственные вопросы отвлекают мозг от погружения в пучину грусть-тоски вопреки задуманному. Ну наверное, совсем-совсем-роботы не справятся, и новых (по старинке сделанных) живых самоубийц вломак каждый раз готовить и объяснять что там да как на этой луне, или просто не осталось на земле как таковых любителей посветиться в темноте от радиации, а значит и готовить-объяснять некого-некому. Ага.
Но загвоздка в том, что ведь на станции все и так автоматизированно по самые небалуйся (гл. герой страдал там в прямом и переносном смысле херней), поэтому остается просто (т.е без содержания там живого наместника) периодически тратить деньги на нечастые командировки бригады техников-ремонтников в случае, если лунный бульдозер накосячил (а так как машин там множественное число, то работа бы не стояла в любом случае). То есть с точки зрения экономической эффективности так должно быть гораздо менее западло, чем применять сложнейшие (читай "недешевые") биотехнологии, контролировать неизбежную утечку информации на протяжении 15-ти (!) лет как минимум, и т.д. Все равно ведь спалились, что было очевидно уже на этапе разработки такого бизнес-плана...странно что так нескоро .
В принципе на концовке могли выехать очень красиво, если бы показали что Сэм поехал на землю сурово разоблачать весь топменеджмент корпорации перед остальным миром , а там...весь мир как бы вообщем-то в курсе, и давно, и не видит в этом ничего такого-с, и практикуется это везде и повсеместно без тайн и истерик, и "в чем собственно дело, гражданин? вы почему скандальничаете?". Вопросов к сюжету было бы на порядок меньше.
(и вот тогда абалденно масштабно развилась бы тема о том, что единственный (последний "кто не в курсе") человек может именно так и называться не почему-то, а потому что близок нам по идентичной системе ценностей и моральной составляющей (пока еще), и "живет" он вообще на Луне. один такой последний). Но не случилось. Непонятно.
А вот этого самого «непонятно» не должно быть, как не должно быть мухи в супе, или как не было этого например в, только ленивым не упомянутом, Солярисе (и нашем и ихнем).
Ясно, что в силу уровня образования все белые пятна можно устранить самостоятельно, но в таком фильме подобное отвлечение недопустимо. Такая небрежность к проговариванию матричных деталей возможна только в аллегоричных произведениях созданных исключительно из эпитетов (район №9). Здесь же формат явной повествовательной прозы. И если в итоге хочешь чистой дискуссии на тему сознания, то тема бытия должна быть разобрана, обсуждена и принята единогласно в первом чтении.
Но даже несмотря на такое критичное настроение, Луне можно простить все и даже то, что категорически нельзя простить абсолютно недееспособным "суррогатам".
И ведь режиссура великолепна настолько, что просто радость какая-то от всех этих мимики-жестов, намеков, недосказанностей и недоделанностей (оскар отправляется к извазюканному в чем-то коричневом роботу Герти).
Эта четверка поставлена не троешнику, чтобы польстить, а отличнику, чтобы в следующий раз без помарок.
P.S. а еще это страшно (в прямом смысле) поучительный фильм о том, что прежде чем отправляться на планету с нулевой атмосферой стоит почитать учебник по ОБЖ, ибо лучевую болезнь никто не отменял.

10
0
...
19 октября 2009
Фото naxxodka
Фото naxxodka

naxxodka о фильме «»

отзывы: 166
оценки: 524
рейтинг: 583
9
9/10

Не гениальный, но неожиданно прекрасный фильм от режиссера-дебютанта, да еще и снятый за сущие копейки!
Очень правильный и спокойный фильм. Он не пытается шокировать или спровоцировать зрителя при помощи незаменимой в последнее время «кровищи» и прочих прелестей небанального авторского кинематографа. Сын великого Дэвида Боуи, самоотверженно спрятавшийся за скромным псевдонимом Данкан Джонс, пережил и выдал квинтэссенцию всех накопленных Золотым веком американской книжной фантастики идей и приемов. Внимание к деталям и мелочам, архаичные «макетные» эффекты придают фильму неповторимый шарм и обаяние классических «космических опер». В то же время подлинный человеческий драматизм и достоверный психологизм ставят эту ленту на голову выше привычных в фантастическом жанре пустоголовых попкорновых блокбастеров.

По-хорошему старомодный и предсказуемый фильм акцентирует внимание зрителей не на неожиданных поворотах сюжета или фантастическом антураже. Антураж тут, очевидно, только для галочки и возможности дать автору высказаться. Заявленная сюжетная фабула фильма и трейлер, который крутили почти полгода до выхода фильма в прокат обещали классическую историю противопоставления одиночества маленького человека и бесконечного космоса. Единственный сотрудник космической станции, слишком уж доброжелательный робот, странные происшествия и потеря прямой связи с Землей только подтверждали сюжетную заявку, дополняя ткань фильма ощущением надвигающейся беды и элементами триллера. Приятно, что дальнейшее развитие событий дало ясно понять - одиночество не главное. Автора волнует куда более глубокая проблема. А именно, что делает человека человеком.

Искусственный интеллект – это личность или обычная железяка?
А если людей делать на конвейере с небольшим ресурсом – можно ли их считать людьми?
Как и любое настоящее произведение искусства «Луна» не дает ответов на вопросы, но и позиции автора за равнодушием не скрывает. Автор открыто демонстрирует свои симпатии и любит своих героев, но готов при этом выслушать любого и каждый может сделать свои собственные выводы.

Фильм целиком построен на игре одного актера. И Сэм Рокуэлл выкладывается в нем на 100%. Половина обаяния фильма, его достоверность и реалистичность заслуга Сэма, которому только слегка помогает говорящий голосом Кевина Спейси робот с парой смайликов вместо эмоций. Герой Сэма Рокуэлла, тоже Сэм, живет в каждом кадре и эпизоде этой картины. Переоценить значение его роли для фильма просто невозможно. Точный и лаконичный, невероятно достоверный в деталях, его персонаж - простой рабочий парень, далеко не семи пядей во лбу – обходясь безо всяких истерик, «дает» очень правильную трагедию маленького человека.

Фильм шел в ограниченном прокате, переведенный субтитрами. Субтитры отвлекают от просмотра буквально первые 5-10 минут, потом ты полностью перестаешь их замечать и только наслаждаешься гениальной игрой актера, не испорченного бездарным дубляжем. Более того, это единственная возможность услышать игру великолепного Кевина Спейси.

Назвать фильм гениальным мешает лишь дурацкий смазанный финал. Реально, последние несколько минут фильма абсолютные лишние и глупые. Надо было закончить ленту на моменте старта грузового челнока на Землю.

Приговор: достойная и неглупая научно-фантастическая лента, которая в своей правильности и старомодности просто обречена стать киноклассикой! Рекомендуется всем любителям хорошего кино, которые не испытывают аллергию на космический антураж.

Приятного просмотра.

10
0
...
16 октября 2009
Фото rimehora.livejournal.com
Фото rimehora.livejournal.com

rimehora.livejournal.com о фильме «»

отзывы: 4
оценки: 5
рейтинг: 10
9

Меня совершенно поразило, как сумел Данкан Джонс распорядился теми немногими средствами, что у него были. На входе имеем одного актёра, средних размеров коттедж, загрмированный под космический корабль, и немного спецэффектов на уровне 80-х годов, а на выходе получаем пронзительную историю об одиночестве и одну из сильнейших работ последнего ремени в жанре фантастики. Поразительный фильм!

7
0
...
29 сентября 2009
Информация от прокатчика
«Луна 2112»
Информация предоставлена 40-м ММКФ
Контракт Сэма подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого. К тому же общение с Землей возможно лишь через заранее записанные сообщения. За две недели до возвращения на Землю Сэм встречает своего сменщика…
В духе «Луна 2112»