Фильм

Фильм Изумительный

Il divo (2008, Италия, Франция), IMDb: 7.3

Выбор «Афиши»
7
7.3
1/5

Искрометная биография итальянского мастодонта Джулио Андреотти — политический фильм, каких еще не было

С рок-н-ролльной энергией и размашистым, избыточным, скорсезевским почерком Соррентино («Последствия любви») представляет итальянскую политику как что-то среднее между католической мессой и вечеринкой с карликами и шлюхами.

СтранаИталия, Франция
Продолжительность1 час 45 минут
Дата выхода23 мая 2008
Дата выхода в России8 июля 2010
Официальный сайтИзумительный
Возрастное ограничение16+
Автор фильмов «Изумительный» (приз жюри Каннского кинофестиваля), «Великая красота» («Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA в номинации «Лучший фильм на иностранном языке») и сериала «Молодой папа». Гений чистой красоты: мало кто в мире сравнится с Соррентино в умении нарисовать эпизод.

Рецензия «Афиши» на фильм «Изумительный»

9Политический фильм, каких еще не было

Начало 90-х, христианского демократа Джулио Андреотти в очередной — ­седьмой уже — раз выбирают премьер-министром Италии. У успешного главы правительства есть несколько прозвищ: Божественный Юлий, Первая Буква Алфавита, Горбун, Лиса, Молох, Саламандра, Черный Папа, Бесконечность, ­Человек Тьмы, Вельзевул. И у него все время болит голова.

Фильм начинается и заканчивается издевательски подробными сносками в итальянскую политическую историю. Издевательски, потому что на ходу усвоить всю эту информацию невозможно — десятки мелодичных имен, должностей, дат, назначений и отставок, скандалов и процессов, — но, как мы вскоре понимаем, совершенно не нужно. Да, вероятно, итальянец или специалист по местной политике увидит немного другой фильм, но и бог с ним: достаточно усвоить, что речь о человеке, впервые избранном в парламент в 1946-м, двадцать лет фактически управлявшем Италией, а нынче, в возрасте 91 года, пребывающем в статусе пожизненного сенатора. Все это время его обвиняют — скорее всего, небеспочвенно — в тесных связях с мафией, но за решеткой он так и не оказался. Андреотти уже был однажды выведен на экране (под другим, правда, именем) — в одном из «Крестных отцов». «Изумительный» же — не криминальный эпос и даже не политическая сатира, а, в общем-то, комедия. С рок-н-ролльной энергией и размашистым, избыточным, скорсезевским почерком Соррентино («Последствия любви») представляет итальянскую политику как что-то среднее между католической мессой и вечеринкой с карликами и шлюхами. На заднем плане все время кого-то убивают, а на переднем — горбун с непроницаемым лицом и невероятными ушами, которого не берет ни время, ни правосудие. Андреотти даже на исповеди изъясняется обтекаемыми афоризмами, и что у него в голове — кроме сожаления по поводу истории с Альдо Моро, — не вполне ясно ни жене, ни однопартийцам, ни Соррентино, ни нам; он какое-то сказочное существо, тролль, Царевна-лягушка, что-то равно привлекательное и отталкивающее, не­вероятно могущественное и бесконечно уязвимое. Название можно было даже не переводить: диво — оно и есть диво.

5 июля 2010
7

Кажется, будто он ровесник Рима. И его, как и сам вечный город, ничем нельзя удивить.В политике он видел всё, да что там - он сам политика. Его зовут Джулио Андриотти.

Надо сказать, точнейшее попадание, прямо в яблочко, получилось с выбором актера Тони Сервилло на главную роль. Сильнейшее портретное сходство, прямо до идентичности: высокий, крупный, очень сутулый, почти с горбом, с оттопыренными из-за душек огромных очков ушами.

Безукоризненный имперский пафос картины не настолько пластичен, как возможно хотелось бы, тяжеловат, грузен и из-за него "Изумительный" может быть непрост для восприятия. Это, надо понимать, очень трудная задача, - раскрыть характер такой глыбы, такой монументальной личности в отведенные для этого два часа. Вот я вижу непотопляемость духа Андриотти. Я восхищаюсь чистой, без примесей, функциональностью его натуры, властной ориентированностью на достижение цели. Меня исренне поражает его уникальная самодисциплина вкупе с непреклонной волевой установкой, когда любое произвольное намерение практически тождественно его реализации. Но при всем этом мне, как я ни стараюсь, не удается понять, каким образом он стал таким, неуязвимым, неподвластным ни одной из человеческих слабостей. Подумать только, он ведь являет собой воплощение настоящего Рима, того, что Caput Mondi,- он стоит в одном ряду с Ромулом, Октавианом Августом, Чезаре Борджиа. Но где он продолжает черпать для себя мотивацию, когда в семьдесят лет он принимает свой очередной министерский портфель? Весь фильм он с гримассой усталости стоически пьет таблетки от мигрени, но так и не обнажает себя, застегнутого на все пуговицы, настолько, чтобы им можно было не только восхищаться, но чтобы его можно было ещё и понять.

"Я человек среднего роста, но не вижу вокруг себя гигантов".

27 июня 2009
9

Сочно, по-итальянски. В процессе просмотра у вас есть два пути - наслаждаться выдержанными и продуманными до мелочей сценами или пытаться прочитать и запомнить фамилии и даты. Если удастся сделать и то и другое, вы счастливчик. Я ограничилась первым. Фильм однозначно заслуживает внимания, посмотреть стоит, но тем, кто впервые слышит об Андриотти, имеет смысл накануне почитать его биографию, сориентироваться в основных событиях.

19 августа 2010
9

Изумительная рок-опера буфф с элементами балета и пластикой Носферату - Андреотти. Не очень злая сатира на итальянскую политику, старую как Рим. Рекомендую.

17 июля 2010
9Я сказал, Горбатый!

"Иль Диво" Соррентино — диво, диво, диво!

Два часа итальянской подковерной грызни с титрами "кто все эти люди?", снятой так, как раньше только Скорсезе снимал, но главное же — Джулио Андреотти! Действительно изумительный человек: психотронный мафиози (?), меланхоличный упырь-горбун, до невозможности несокрушимый тролль и просто ня с хорошим чувством юмора (великолепный момент: Джулио с женой смотрят телик, а там в жарких дебатах фраза: "когда Андреотти умрет, мы достанем из его гроба черный ящик и наконец выясним правду!", а круглосуточно каменный сабж легонько так ухмыляется). Всю жизнь его пытались схватить за его роскошные уши, пачками гасили сопартийцев, обвиняли, приговаривали и обжаловывали — а он остался таким же как и был. И так никто не раскусил, что у него в голове на самом деле. Мы следуем традициям с тысяча девятьсот сорок шестого года. И нас, и вас, и всех. Неуловимый Джу.

25 января 2012
7

Эту ленту прославленного итальянского режиссера Паоло Соррентино можно назвать эксклюзивной и отчаянно смелой. Вообразите, что внезапно на экранах страны появляется опус о всех перипетиях политического закулисья страны, о сделках с мафией и олигархией, о технологии избирательного процесса и всей той несусветной грязи, с которой у нас обычно ассоциируется с большой политикой и большими деньгами. Представьте, что даже при явной комедийной составляющей, эта картина претендует на авторскую, но довольно объективную оценку деятельности государственного мужа, управляющего страной в течение пятидесяти лет и в конце карьеры оказавшегося замешанным в скандальном судебном разбирательстве, ставящем под сомнение всю легитимность его власти. Это то, что сделал Паоло Соррентино, экранизировав последние годы жизни самого долгоживущего политика Европы Джулио Андреотти, в разные годы занимавшего министерские посты, семь из которых, пост премьер-министра. Причем сам Андреотти жив и здравствует, и горько возмущается, что режиссер даже не дождался его кончины.

Итальянская политическая жизнь по степени накаленности и зрелищности во многом даже превосходит популярную украинскую. На Аппенинском полуострове кто только не влияет на государственное устройство: мафия, коммунисты, демократы, Ватикан, масонские ложи… Все это оказывается в шейкере, который Соррентино раскручивает с немыслимой быстротой, сыпля на зрителя десятки дат и имен, убийств и судебных разбирательств, будто «Изумительный» не художественный фильм, а учебник новейшей истории Италии. И фактические данные будут в той или иной степени сопровождать весь фильм и более того, на семьдесят процентов его формировать. В какой-то момент кажется, что Паоло Соррентино перепутал жанр и слепил красивый, но абсолютно невозможный для просмотра исторический документ, если бы не маленький несуразный человек с забавными ушами, вокруг которого вертится не только камера оператора, но и все происходящие события.

Помните, некогда появилось устойчивое словосочетание «Who is Mr. Putin»? То же самое, даже в увеличенной степени просится на язык, когда наблюдаешь за Джулио Андреотти — неказистым, замкнутым и видимо очень не глупым человеком, который с 1946 года достойно прошел все поветрия и к своему седьмому сроку на посту премьера, готовящегося стать президентом. Кем его только не называют — и Вельзевулом, и Гаем Юлием Цезарем, и Горбуном, и Черным Папой и Бесконечностью. Абсолютно абсурдный в реалиях борьбы за власть, непознанный и подозреваемый во все смертных грехах, но вызывающий священный трепет. Того, что мы можем назвать видимой харизмой нет и в помине, известное чувство юмора — не более чем отточенная ирония, а главное никакого намека на страсть. Защищенный со всех тылов, в непроницаемой маске, за которую не могут заглянуть даже близкие люди, Джулио Андреотти в версии Соррентино представляется мне идеальной иллюстрацией небезызвестной книжки Николо Макиавелли «Государь». Он хитер как лиса и способен на все, чего требует его амбиции и благоустройство страны. Да, в классификации Макиавелли и Паррето, он хрестоматийный «лис», идущий на сделки с мафией, манипулирующий правительственными кругами и заранее просчитывающий свой каждый ход. Человек без слабостей и эмоций, вроде бы не способный вызвать сочувствие.

Тони Сервилло, сыгравший Андреотти, изначально поставил в тупик тем фактом, что он получил за эту роль приз за лучшую мужскую роль Европейской киноакадемии. «Он же ничего не делает!» — восклицаю я, и в тот же момент ловлю себя на том, что с любопытством выхватываю каждый жест его героя, уже не разделяя на Андреотти настоящего и экранного. И сопереживаю этому загадочному правителю в опале, который один против всех защищает все, что он создал, репутацию, которую немыслимо потерять на закате жизни. Сервилло запредельно мастерски перевоплощается в Андреотти, внешне и внутренне, становясь пугающе правдоподобным.

Если у вас сложилось впечатление, что это очередная нудная политическая драма, то я хочу поспешить вас разубедить. На самом деле, здесь не так важно, кто из соперников Андреотти и при каких обстоятельствах погиб. Это информация конечно нужная, но она не есть цель этого грандиозного фильма. Главное — это личность самого Андреотти, та аура, которую он создал вокруг себя. Более того, «Изумительный» впечатляет не только серьезнейшей сюжетной проработкой, но и технически. Кадры оператора достойные дворцовых помещений, в которых снимался фильм. Агрессивный монтаж и рок-техно саунд, десятки умопомрачительных заказных убийств — настоящая красота в динамике. Паоло Соррентино грандиозен, серьезен и ироничен в своем «Il divo», так же как и его герой. Я думаю, Джулио Андреотти не должен обижаться на данную экранизацию своей жизни. С какой бы стороны Соррентино ее не показывал, она изумительна.

29 января 2011
Все отзывы
Читайте также
25 итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
25
итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
25 итальянских фильмов, которые пора уже посмотреть
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Пес с тобой: «Лулу и Бриггс» и «Руби, собака-спасатель» — два милых фильма про дружбу
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Ой, ежик: Соник и другие классные анимационные ежи
Мультфильмы для взрослых: очень темное фэнтези «Хребет ночи» и «Безумный Бог»
Мультфильмы для взрослых: очень темное фэнтези «Хребет ночи» и «Безумный Бог»
Мультфильмы для взрослых: очень темное фэнтези «Хребет ночи» и «Безумный Бог»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость