Третий фильм одного из немногих режиссеров, кто сегодня всерьез занят раскрытием возможностей именно киноязыка, — и в этом плане сравнения Гранрье с Сокуровым и Белой Тарром уместны. Волосы, губы, шепот, шорох объятий, хруст снега, туман. В тумане — луна. Дальше от слов, предметов, имен — ближе, насколько позволит кино, к природе, отчуждение интеллектом от которой Фромм и трактовал как тот самый укорененный в мифах потерянный человеком рай.
Драма |
14+ |
Филипп Гранрье |
18 марта 2009 |
27 августа 2009 |
1 час 30 минут |
Год назад, собираясь в свадебное путешествие на авто по Норвегии, я штудировала интернет на предмет информации о маленьких городках, лежавших на нашем пути. При запросе в гугле первые несколько выпадавших сайтов были сайтами знакомств, на которых бравые норвежские парни искали себе жен в далеких странах. тогда меня это несколько удивило: ведь Норвегия страна богатая, стабильная... Во время путешествия мы стали догадываться о причинах: в Норвегии население небольшое, разбросано по всех карте отдельными домиками, отделенными друг от друга многими миллями пастбищ, садов, горными хребтами, сотнями водопадов и квадратными киллометрами ледников. Выйдешь на улицу, а вокруг никого.... Крикнешь, а в ответ только эхо....
Так вот для вас, милые девушки, ищущие себе супруга заморского, фильм обязателен к просмотру: пейзаж типично норвежско-финско-шведский, образ жизни как есть. (конечно, насчет инцестов и зоофилии я говорить не стану - не знаю статистику).
Что касается самого фильма: смотрится тяжело. Зрители уходят группами, засыпают, болят глаза из-за нечеткости картинки и ходящей ходуном камеры (кстати, считаю, что этот прием из стильного уже давно перешел в модный). Внешнее действие отсутствует, предполагается, что главное действие внутри. Однако этого внутреннего действия мало: иногда можно прочитать в лицах героев крики души, иногда они пронзительно вырываются наружу. Нам "действия внутри" не хватило, пищи для последующего обдумывания и понимания режиссер не дал. Так и ушли голодными....
Очень странное кино. Трясущаяся камера, расплывчатая картинка, такое впечатление, что оператор близорукий или, наоборот, у него минус пять. И так весь фильм, за редким исключением. У моей подруги, которой фильм скорее понравился, жутко болели глаза. Зал был полупустой. Некоторым удалось поспать, но не долго. Фильм строился по принципу произведений великого шутника Гайдна. Как только зал засыпал - на экране начинала относительная (фильм оочень медленный) движуха и герои громко кричали. Звук в "35 мм" на Курской - супер.
За время просмотра ушло девять человек (я считала, смотреть все время на экран было тяжело). Мы досидели до конца, в ожидании страшной тайны, которая была заявлена в анонсе. Однако так и не поняли, в чем же она заключалась. От оценок воздерживаюсь, возможно, это кино, которое надо смотреть суперподготовленному зрителю, с режиссерским образованием (моего журналистского не хватило, в Триеровском "Антихристе" все было куда как однозначнее).
ЗЫ. Очень хороший кастинг.
Самый артхаусный артхаус из всех артхаусных артхаусов, которые сняли самые артхаусные режиссеры для артхаусного проката. Фух!
А может, просто у чувака денег на нормальный фильм не хватило. Кстати, изначально в рецензии была заявлена тайна. А потом как-то эта тайна из рецензии рассосалась...Вот такие чудеса случаются иногда на "Афише".
ну такой хрени я еще, простите, не видела! оценка мега-ужасно! просто за гранью добра и зла!
хочу оставить свой сердобольный отзыв, чтобы нормальные люди не ходили на этот фильм и не тратили попусту деньги и время!
люди уходили пачками с этого фильма. столько с "Обитаемого острова"-то не сбегало :)
90 минут тишины с сопением, крупных планов носов, из которых, не побоюсь этого слова, текут сопли, матовые коричневые тени под глазами, на веках, и вообще по кругу как у панды, омерзительные лица актеров, и главное сюжета у фильма нет... вообще ничего нет... просто скучное наблюдание в темноте, как они едят, ходят туда-сюда, трахаются и все это на фоне отвратительных пейзажей, которые сравнимы по настроению только с той грязью, когда в Москве выпадет снег, а потом тает...
в общем, тьфу!
фильм - жуткая фигня, просто большинство стесняется в этом признаться, и говорит, что это непризнанная гениальность, чтобы не засмеяли, а сами потом плюются в сторонке...
"Озеро" Филиппа Грандрие - это если не новое кино, то точно какой-то новый шаг в развитии киноискусства. Да-да, это несмотря на простейшую фабулу, на казалось бы изрядно затасканные в последнее время приемы - крупные и сверхкрупные планы, дрожащая, нет скачущая, местами до полной потери ориентации в пространстве, камера. Простая и, в общем, частная история здесь достигает общечеловеческих высот, сторонясь при этом пафоса и условности притчи; растиражированные артхаусом и не только приемы обретают новую жизнь благодаря нетривиальному их использованию - доведение крупности планов и подвижности камеры до абсолюта и перебивка статичными и туманными ("сквозь тусклое стекло, как бы гадательно" - снежность поля, ветвистость леса, гладкость озера, скалистость гор).
"Озеро" - это кинопоэзия. Здесь нет стихов, это не кино, порожденное стихами. Это поэзия, с любовью и со знанием дела, сотканная нитями киноязыка. Картинка и звук, звук и картинка. Рваный казалось бы ритм, камера то бешено скачет, показывая нам даже не части, а обрывки, ошметки целого (мочка ли это героя, бьющегося в эпилептическом припадке, или кончик носа...), то замирает, споткнувшись, и тогда мы видим снег, лес, озеро. Лес почти готический, торжественный и пугающий. Озеро гладкое, бездвижное, туманное. И очень мало слов. "Все-таки ты мне сестра" - "Да" - "А я твой брат" - "Да". Любовь брата к сестре, сестры к брату, слияние их душ и страх перед пока несмелой тягой к телесному слиянию. Руки, много рук: руки-работники, руки-любовники, руки-обереги.
Камера будто субъективная, но только кто тот субъект, так близко подошедший к героям, почти обволакивающий, обнимающий их? Боюсь догадаться, но может быть это есть природа - лес, озеро, ветер, естественная среда, в которой они живут, с которой они срослись? Выходит, что героев мы видим глазами озера или ветра? Ветру бы было вернее, мятущийся ветер сродни ищущим душам героев.
"Ни один человек не может остановить ветер" - это ключевая фраза в этом немногословном кино. Это заповедь их - ушедших от людей, отдавшихся лесу и озеру в обруче гор. Она примиряет брата с уходом сестры, ветер, природа, их среда, примиряет его с этой, огромной для него, потерей.