Киноафиша Москвы

Фильм «Сомнение»

Doubt (2008, США)

6.3
0:00 / 0:00
0:00

Сомнение

Смотреть трейлер

Аккуратный фильм-головоломка про священников-педофилов

Аккуратный фильм-пьеса о директрисе католической школы (Стрип), которая подозревает местного пастора (Хоффман) в педофилии.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
787
рейтинг:
18173
5

Этическая головоломка про священников-педофилов

1964 год, Америка, всерьез озадаченная убийством Кеннеди; грядут перемены. Нравы смягчились настолько, что в католической средней школе в Бронксе разучивают босса-нову и завели пухлого чернокожего мальчика (Фостер) — но не настолько, чтобы это не бросалось в глаза. Прогрессивный местный пастор, ­обла­датель подозрительно длинных ногтей (Хоффман), опекает затравленного ребенка. Консервативная директриса (Стрип) видит в этом нечто большее, чем просто христианское человеколюбие. Молодая сестра Джеймс (Адамс), преподающая историю, с ужасом наблюдает, как далеко может завести любовь к детям.

Драматург Шенли, выросший в Бронк­се и достигший к описанному в пьесе моменту аккурат четырнадцати лет, получил за «Сомнение» Пулицера и второй раз в жизни стал за камеру (первый забавным образом пришелся на «Джо против вулкана», ромком с молодыми Томом Хэнксом и Мег Райан). И, как это вообще свойственно театральным людям, отдал текст на откуп актерам: привычно великая Стрип выжигает вокруг все живое, Хоффман по-женски эксплуатирует свою внешность, девушка Адамс симпатично сверкает из-за камина мышиными глазками. Режиссура аккуратна, как хоффмановские ногти, и столь же назойливо многозначительна. Черные одеяния рельефно очерчены на фоне снега, в драматически важные моменты камера интеллигентно наклоняется градусов на 30, указывая на манер пунктирных ремарок на душевное волнение. Вовремя гремит гром и лопаются лампочки. Приличная литература на отвлеченные темы, «Сомнение» в паре сцен нагревается, но лопнуть не лопнет: собравшиеся слишком хорошо знают свое дело. Обсудили, покивали, разошлись в разные стороны. К вящему удобству слово, в котором складывается этическая шарада, можно выбрать самостоятельно: то ли страшное «педофил» (в тексте ни разу не употребляемое), то ли нейтральное «паникерша». Не все ли равно; Глеб Жеглов в таких случаях говорил: «Нехай доблестная пожарная охрана ­разбира­ется».

18

Отзывы пользователей о фильме «Сомнение»

Фото kirill  morunov
отзывы:
44
оценок:
27
рейтинг:
31
5

Это удивительный фильм. И вот по каким позициям.
1. Он УДИВИТЕЛЬНО скучен. Я, пока смотрел, трижды заснул, это если учесть, что смотреть его я сел в довольно приподнятом состоянии организма. Однако вся приподнятость улетучилась минут через 30. Сразу видно, что на экран перенесена театральная пьеса - действие камерное и неторопливое. Собственно, на сцене это всё выглядело может быть вполне и ничего, но на экране...
2. Удивительно, отчего на Оскар выдвинут практический весь основной актёрский состав картины. Негритянка, выдвинутая за второстепенную роль, лишь картинно надувает в кадре сопли и вообще её присутствие на экране минутами десятью ограничивается. За второстепенную же роль выдвинутая молодая белая актриса, играющая монахиню-преподавателя, всю дорогу то выпучивает глаза, то стыдливо прячет их, перемежая всё это со стыдливым рдением. Хоффмана, по-моему, после его триумфа три года назад с великолепной ролью Трумана Капоте все эти годы выдвигают на Оскар лишь по инерции - в "Сомнении" он эдак лениво поигрывает, лишь пару раз прикрикнув на Стрип - единственную актрису, которая здесь Оскара вполне заслуживает. Но не получит, потому что его получит Уинслет за "Чтеца".
3. Вновь поразила удивительная работа уникального оператора Роджера Дикинса - до сих пор перед глазами стоит его прошлогодний шедевр "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса", вершина операторского искусства в художественном смысле. "Сомнение" в этом смысле - не исключение. Вновь идеально выстроенные мизансцены и кадры, основанные на симметрии предметов и тел. Вновь поразительная работа со светом, идеально выставленным и производящим неизгладимое впечатление. Вновь волнующее единение камеры с природой. Странно, что на Оскар выдвинута не эта работа Дикинса, а его совместный с другим оператором проект, уже упоминавшийся "Чтец", сделанный, кстати говоря, в визуальном плане намного скромнее.
4. Удивительно, что я всё это написал...

8
Фото Дмитрий Жигалов
отзывы:
338
оценок:
471
рейтинг:
1425
7

Бациллы энтропии

"Что вы делаете, когда сомневаетесь?" – с этого вопроса, заданного пастором на проповеди, начинается фильм «Сомнение».

В приходскую среднюю школу Святого Николая впервые приняли чернокожего ученика. Пастор Флинн - обладатель подозрительно длинных ухоженных ногтей и женоподобной внешности – открыто симпатизирует мальчику и опекает его от нападок белых сверстников. Строгая директриса школы – сестра Элозиус – начинает подозревать, что за этой опекой кроется нечто большее, чем просто любовь к ближнему. В этот момент учительница истории сестра Джеймс подкрепляет опасения директрисы рассказом о странном поведении Флинна.
А время – 1964-й год, положение чернокожих в Штатах не такое, как сейчас. Пастор Флинн понимает, что если бы он сделал что-то мальчику, об это вряд ли стало бы известно. И сестра Элозиус тоже это понимает. Между ними постепенно нагнетается неразрешимый конфликт, перерастающий в мировоззренческие вопросы веры и сомнения, и отношения к Богу.

Фильм Джона Патрика Шэнли поставлен по пьесе, получившей в 2005 году Пулитцеровскую премию. Экранизация не менее примечательна – 5 номинаций на «Оскар», 5 номинаций на «Золотой глобус» и еще ворох менее известных наград.
Шэнли изображает приходскую школу в картине как оплот традиции и покоя в беспокойном мире. За окнами бушует ветер, разгоняя желтую осеннюю листву, льют дожди и вообще происходит полная энтропия – а в тишине классов ученикам запрещают писать шариковыми ручками и слушать радио в попытке спасти их души.

Уже сам постер картины выражает её «треугольный» конфликт: носитель свободных нравов отец Флинн, консервативная директриса сестра Элозиус и учительница истории сестра Джеймс, метущаяся в сомнении между ними.
Филип Сеймур Хоффман в роли пастора создает поразительно двоякий образ своего персонажа. Кажется, будто переключатель работает от сцены к сцене: вот пастор Флинн обаятелен и искренен – и ему веришь, вот он чем-то неуловимым заставляет усомниться в чистоте своих поступков и мыслей.
Мэрил Стрип, кажется, способна быть гениальной в любой роли. В «Сомнении» она блестяще выдает «железную» директрису, охраняющую однажды установленный порядок и систему воспитания, но которой не чужды сомнения и человеческие эмоции. Это сложный характер и неоднозначная личность, которая получит полное раскрытие только в самом финале фильма – как звенящий завершающий аккорд.
Эмми Адамс в роли трогательной сестры Джеймс – молодой учительницы с мягким характером – здесь сливается с восприятием зрителя, склоняясь то на сторону пастора Флинна, то на сторону сестры Элозиус в их конфликте. В картине она как маятник часов, заставляющий сопереживать обеим сторонам, катализатор сомнения, то и дело бередящего зрительские души.
Каждый из актеров идеально выбран для своей роли, подтверждением чему служат номинации на «Оскар» для всех троих.

«Сомнение» - камерный фильм, состоящий почти целиком из разговоров. Это интеллектуальное, штучное кино редкого качества, которого совсем не ждешь ни от Голливуда, ни от сценариста и театрального режиссера, для которого это – второй фильм за жизнь.
Картина полностью удалась, как в прошлом году – фильм другого театрального режиссера про бельгийский город. «Сомнение» ни разу не провисает со всеми своими разговорами – наоборот, накал конфликта постепенно возрастает, да так, что лопаются лампочки. Ближе к финалу в моменты потрясений для героев камера незаметно наклоняется градусов на двадцать – так наши убеждения, мировоззрение иногда крениться, будто подставили домкрат.
Помимо философии, в фильме сильная детективная составляющая: как сестра Элозиус постепенно выясняет новые обстоятельства случая с темнокожим мальчиком и отцом Флинном, приближаясь к разгадке. Но впечатляющий финал фильма всё равно оставит каждому своё сомнение.

Конфликт отца Флинна и суровой директрисы приходской школы порождает целый ворох метафор.
Для него вера выражается любовью к ближним – причем неважно в какой форме, лишь бы делать людям хорошо и не замышлять злое.
Для неё вера выражается в соблюдении строгих правил, традиции. Это – настоящий крестный путь: «Когда борешься со злом, делаешь шаг от Бога». Но даже причиняя страдание, Элозиус делает это ради сохранения нравов и, в конечном счете, ради спасения души.
Все эти атрибуты питают веру каждого из них, но сомнение – коррозия, инфекция, которая расшатывает и разрушает веру. Кто более прав? Чей путь к Богу правильней и чище, на чьем пути больше любви? Отчетливо понятно, что уж если веришь во что-то – верь до конца, тут отступать нельзя. Начнешь колебаться – и демоны сомнения одолеют тебя. Вера может быть тонким льдом, по которому движется священник или праведник, а сомнение - оплавляющее дыхание энтропии.
В какой-то момент фильма становится кристально ясно, что у двух главных героев картины не может быть единого бога, и что бог у каждого свой. И это взрывает душу последним и самым разрушительным сомнением.

6
Фото Kabal
отзывы:
106
оценок:
109
рейтинг:
716
7

Сильная актерская пьеса про то, что пролегает между правдой и предубеждениями

В приходской школе Святого Николая, где царит за стенами смирение, гуляет ветер, бьётся ставень, жизнь обычных людей введена в строгие рамки, подчинена бесшумному ходу времени. Местный священник отец Флинн (Хоффман, номинация на Оскар) во время воскресной мессы гипнотизирует прихожан прочувственными проповедями; монашки учат детей счету и письму; а железный директор школы Алоизи (Стрип, номинация на Оскар), уставшая женщина за пятьдесят, похожая чем-то на кота Базилио, держит учеников в страхе, сживая со света самых негодных из них. Так бы, наверное, все и продолжалось, но в тот день 1964 года вернувшийся от падре расстроенный парниша запустил в голове сестры Джэймс (Адамс, номинация на Оскар) обратный механизм: а что, если священник его совратил?

5 номинаций на Оскар, 5 номинаций на ЗГ, 8 цеховых наград при еще 20 номинациях. При других раскладах, наверное, этот сугубо разговорный фильм пропустили бы многие, ну а теперь, уверен, посмотрит каждый. Все-таки удивительное произведение получилось у театрала Тейли; по форме не столько кино, сколько пьеса, слегка кондовая, где-то по-театральному грубоватая, но в целом изумительно выстроенная и тонко сыгранная. За элементарной несколько хореографической режиссурой (два притопа, три прихлопа буквально-таки) и обманчиво простым сценарием тут скрыт боольшущий социально-этический подтекст, на проблемы расизма, толерантности костями поставлены вопросы религии, нравственности и веры. Извечное противостояние консерватизма и либерализма явлено с обывательской простотой: сёстры-монахини трапезничают почти в гробовой тишине, в то время как отцы-архиепископы непринужденно обсуждают женщин за обедом. Не лишним будет сказать, что жертвой возможных надругательств логичным образом тут становится мальчик, разумеется, чернокожий, естественно, из неблагополучной семьи. Держа все это в голове — понятно, в общем-то, почему эта пьеса в 2005 году получила Пулитцеровскую премию.

С другой стороны, Doubt — интеллектуальная шарада, где детективная интрига — самая настоящая, с клубком противоречий, с расставленными ловушками и ложными путями. На стороне «косвенных улик» подсмотренные из окна сцены, одернутая рука ребенка, подложенная в школьный шкафчик мокрая майка, в качестве допросов — разговоры в кабинете директора. Сигареты, вино, засушенные цветочки в библии и наконец неподстриженные ногти священника — как неуловимые намеки на личность преступника. Филипп Сеймур Хоффман, справедливости ради, одинаково хорош как для роли подлого мерзавца, так и для доброго дяди; у него идеальное лицо — человек с жирными липкими пальцами. Мерил Стрип чуть ли не полфильма дает такого Эркюля Пуаро в юбке. Прекрасная Эмми Адамс в монашеской рясе трогательна настолько, насколько очаровательна была лишь однажды, в спилберговской Catch if You Can Me с брекетами на зубах. Режиссер же Тейли стоит на том, что прямых доказательств виновности или невиновности нет и быть не может. Как сообщает imdb, единственный человек, кто кроме автора посвящен во все детали — актер Хоффман. Всем остальным, включая зрителя, предстоит выстроить свою версию происходящего, встать на чью-либо сторону, подвергнуть сомнению то, что кажется на первый взгляд правдоподобным, истинным.

4
Фото Лесечка
отзывы:
36
оценок:
37
рейтинг:
77
3

«Сомнение», если вдуматься, совсем не драма. И совсем неинтересное кино. Тут первая половина фильма строится на возведении культа страха перед Сестрой, а вторая половина — попытка изобразить, как два взрослых человека бродят из угла в угол и искусственно создают проблему. И дело даже не в том, что события мало развиваются, или что фильм очень хочет казаться умнее и глубже, чем он есть. Все дело в том, что он обманывает от начала до конца, а в конце еще и делает якобы большой заворот мозга, но самом деле лишь полностью обнажает свою беспомощность. «Сомнение» в идеале — спор двух мировоззрений. «Сомнение» в итоге — псевдо глубокие похахатушки.

Как бы это странно не звучало, фильм все-таки больше комедия, чем драма. Тут, конечно, как и в любом серьезном фильме, есть и подтекст и поучение, но в целом это просто всякие глупости типа «у вас есть доказательства?», а она в ответ «я просто уверена», и так все время — ну дико смешно. Хоффман, уже заимевший номинацию на Оскар, играет очень сильного мужчину, как может показаться, хотя при этом лишь кривляется. Да, да — этот мастер второстепенных ролей банально не справляется: в момент, когда он ссорится с сестрой и доказывает свою невиновность, ему просто не веришь, поэтому никакого морального диссонанса между главными героями не получается. А прекрасная Стрип, при появлении которой в кадре просто замираешь от восторга, без малейшего усилия перетягивает одеяло на себя, лишая фильм любой интриги.

Фильм-противостояние (каким он должен был стать в перспективе), таким образом, превращается в театр одного актера, где Стрип исполняет, а Хоффман пожимает плечами и всеми силами давит из себя искусственные слезы. Конечно, режиссер (еще автор пьесы, и автор сценария) мог делать со своим материалом все, что хотел. Но обманывать зрителя в самом главном — это просто безобразие. Кому-то «Сомнение» может показаться сложным клубком человеческих отношений, в котором важное место занимает и любовь, и сомнение. Но «Doubt» как раз не дает сомневаться, а значит, не дает решить зрителю самому во что верить, а во что нет. И в этом самое большое разочарование.

4
Фото Ольга  Соколова
отзывы:
27
оценок:
31
рейтинг:
58
9

Верить нельзя сомневаться.
"И чтобы начать сомневаться, нужно принять решение" Станислав Ежи Лец

"Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя"
Оскар Уайльд

"Уверенность - это эмоция, а не факт" отец Флинн, фильм "Сомнение"

Если вдруг надо будет рассказать какому-то человеку о вере за 100
минут, то лучше всего дать ему этот диск. Очень глубокий фильм, прям
великий.

p.s. Очень бы хотелось почитать спойлер. Я прям не вижу возможности для его
написания.

3

Оператор фильма «Сомнение»

Фотография Роджер Дикинс

69 лет

Фильмов: 43

Роджер Дикинс
Британский оператор. Начинал с документальных фильмов, на которых получил бесценный опыт: во время девятимесячного кругосветного путешествия на яхте научился экономить пленку и заранее решать, как будет вестись съемка, а попав под минометный огонь на партизанской войне в Эфиопии, научился работать в военно-полевых условиях. С 1990-х годов работает в Америке, часто с одними и теми же режиссерами — например, после «Бартона Финка» началось его многолетнее и плодотворное сотрудничество с братьями Коэн (они сошлись на любви к теням, контрастному освещению, широкоугольной оптике, оригинальным «восьмеркам» и цифровой цветокоррекции). Впервые на «Оскар» номинировался благодаря «Побегу из Шоушенка», после чего претендовал на золотую статуэтку Киноакадемии бессчетное количество раз, но всегда умудрялся проиграть — даже когда соревновался сам собой (в 2008 году был дважды номинирован за «Старикам тут не место» и «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса»). Командор ордена Британской империи и первый оператор, удостоившийся этой награды.

Галерея