Киноафиша Москвы

Фильм «Рыбка Поньо на утесе»

Gake no ue no Ponyo (2008, Япония)

7
0:00 / 0:00
0:00

Рыбка Поньо на утесе

Рыбка Поньо на утесе (фрагмент)

Смотреть трейлер

Мультфильм Хаяо Миядзаки про любовь и ее катастрофические последствия

Импульсивная рыбка влюбляется в пятилетнего мальчика и чуть не устраивает конец света.

Режиссер фильма «Рыбка Поньо на утесе»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11237
9

Мультфильм про любовь и ее катастрофические последствия

Довольно вредный, плотоядный, но обаятельный морской организм-девочка, плод мимолетной любви алхимика-мизантропа и водяной богини, выражающий большинство эмоций прицельным плевком в лицо собеседника, случайно попадает на берег, где пробует ветчину и влюбляется в пятилетнего мальчика из неполной семьи (мама служит в доме престарелых, папа тоже есть, но все время в море). Отрастив усилием воли руки и ноги (сперва несколько куриные, потом человеческие), экс-рыбка решает поселиться на суше — что нарушает естественный порядок вещей и грозит планетарной катастрофой.

Миядзаки, при своей репутации главного современного сказочника, всегда был ближе к неореалистам, чем к братьям Гримм, и «Поньо» — это как если бы диснеевскую «Русалочку» решил переснять, например, Де Сика. Тут нет обязательного для сказки злодея (единственный потенциальный антагонист в конечном счете оказывается человеком вполне приличным, пусть и со странностями), волшебные обстоятельства даны как что-то само собой разумеющееся, не требующее дополнительных объяснений и не вызывающее удивления (мама, узнав, что новая подружка сына «раньше была рыбкой», лишь понимающе кивает и ставит на стол дополнительную тарелку), граница между сказочным миром и реальным, с его шоссе, богадельнями и бытовым мусором, так же несущественна, как разница между воздухом и водой, под которой, не рискуя захлебнуться, спокойно разгуливают более-менее все, кому это действительно надо. Так же несущественна, очевидно, для японца и грань между детским и взрослым в его фильмах, раз он в своем самом простом, наивном и детском (по крайней мере по форме) фильме считает нужным сообщить пятилеткам мысль, которая пригодится им самое раннее лет через двадцать: что любовь — ерунда и самообман, а серьезно, это только если тебя вдруг полюбит кто-то, кто в курсе, что ты на самом деле — странный морской организм.

45

Отзывы пользователей о фильме «Рыбка Поньо на утесе»

Фото BigBigZ
отзывы:
67
оценок:
68
рейтинг:
475
9

Высокие чувства в исполнении детей

Смешная рыбка Брунхильда, больше похожая на грудного младенца в красной распашонке, благодаря своему необъятному желанию и неукротимому нраву, приютившись на прозрачной шляпке медузы, попадает на берег, где её чудом спасает добрый мальчуган пяти лет. Брунхильда в ответ лижет малышу ранку, тот дает ей новое имя Поньо, и во время чудовищного шторма, благодаря своим волшебным способностям, рыбка превращается в рыжеволосую девочку. Однако, повелитель моря, внешне смахивающий на кавайный вариант Криса Кельми, пытается вернуть Поньо-Брунхильду домой, мотивируя это тем, что если новоиспеченная девочка останется на суше, миру грозит катастрофа.

Порой кажется, что не Господь Бог, а именно Миядзаки и гении из Pixar тупо поделили Землю на два полушария. И тоже по географическому признаку. Миядзаки с помощниками из студии Ghibli создает свои картины с культурным колоритом восточного полушария, а Pixar ориентируются в первую очередь на западного зрителя. И тех, и других ругают за то, что свои истории они рассказывают, в общем, для несуществующей аудитории. Для детей их картины смотреть еще слишком рано, а для их родителей уже поздно. Впрочем, и Миядзаки, и Pixar, выстраивают свои сказочные миры по совсем уж детским правилам, любое чудачество и волшебство на экране даже не удоставивается какого-либо объяснения: в "Вверх" дед с мальчишкой тянут на своих плечах при помощи резинового шланга целый дом, в "Рыбке Поньо" маленькая озорница сначала не пойми с чего превращается из рыбки в девочку, а затем силой мысли начинает чинить и увеличивать предметы. В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что Миядзаки если и не разговаривает на одном, неведомом для взрослых, языке с детьми, то по крайней мере что-то нежно нашептывает им на ушко устами главных героев. И даже если маленькие девочки и мальчики не слишком понимают его речи, уважительное отношение к ним со стороны взрослого японского дядьки, как минимум, делает их жизнь намного светлее.

15
Фото Kater
отзывы:
168
оценок:
542
рейтинг:
797
9

Даже те люди, которые не могут запомнить ни одной японской фамилии, при упоминании Миядзаки без труда называют два-три своих любимых мультфильма. Весь мир его обожает. Удивительно, как человек может сочетать такой интеллект и трудолюбие с совершенно детской душой.

"Поньо" замечательная! С помощью простой истории и красочных образов Миядзаки рассказывает маленьким детям о мужестве, любви и ответственности, то есть учит их быть старше. А взрослых, наоборот, погружает с головой в детство - им предлагается немедленно, не рассуждая, поверить в самые нелепые вещи: в живое море, куриные ножки девочки, давно вымерших морских животных, в отсутствие пропорций и логики.
Поскольку героям фильма чуть больше 5-ти лет, именно с этого возраста можно вести детей в кинотеатр. Но даже если у вас нет своих детей, очень советую посмотреть фильм в обществе маленьких зрителей. Посмотрите на лица детей и взрослых во время фильма. Они на время совсем перестанут различаться.

6
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
608
9

Отличнейший мультфильм - очень светлый, добрый, трогательный.
Мультик про дружбу и взаимопомошь.

Очень советую всем - и родителям и детям.

5
Фото Денис Тучин
отзывы:
6
оценок:
7
рейтинг:
10
9

Для людей с аналитическим складом ума
Фактически, это новая интерпретация классической истории Русалочки. Но она настолько другая, настолько измененная, что я понял, что это переделанная «Русалочка», только просмотрев 2/3 фильма. История совсем другая.

В Японии другая мифология, другие сказочные существа, другое отношение к мирозданию по сравнению с европейцами. Потому сказка кардинально отличается от изложенной Андерсеном. Нет злой колдуньи, но отец «русалочки» колдун, хотя его злым назвать никак нельзя. В прочем, в аниме 100%-но злых персонажей вообще никогда не встречал, видимо, таков японский менталитет (инь-ян и всё такое). А рыбка Поньо много младше своего прототипа – русалочки. Она превращается в девочку 5 лет, ради дружбы с мальчиком того же возраста. Сюжет классической «русалочки» настолько изменен, что это совершенно самостоятельная очень интересная и история, которую, несомненно, стоит посмотреть. Атмосфера в сказке царит абсолютно позитивная, и конец счастливый, так что и в этом нету аналогий с андерсеновской трагедией.

Для поклонников Миядзаки
Это очередная сказка мастера анимированных волшебных историй, даже рассказывать ничего не буду, бегите и смотрите скорее :) По духу больше всего схоже с «Тоторо» – абсолютно позитивная волшебная сказка, вызывающая только положительные эмоции. Смотреть можно всем, начиная с 3-х лет… Хотя… можно и с 2-х ;)

Для людей, стремящихся к духовному росту
Этот фильм поднимает столько (!) много важных вопросов, а главное дает на них ответы... Но он создан как волшебная детская сказка, и поэтому эти моменты проскакивают мимолетом. От этого сила этих знаний не теряется. Эта анимация о конце света, но это совсем не фильм катастрофа, а наполненная светом и любовью история. Здесь говорится о том, что человек уничтожает всё вокруг себя, но в фильме нет ни намека на нравоучительность. Миядзаки нам однозначно дает понять, что природа способна защитить себя вплоть до уничтожения цивилизации. Но главное, конечно, о чем сообщает фильм, что спасти мир может только любовь.

Отличительная черта именно этой анимации в том, что все герои фильма настолько любящие и отдающие, что ловишь себя на мысли, что в реальной жизни встречал таких всего двух-трех, в лучшем случае.

4
Фото Shakal
отзывы:
24
оценок:
24
рейтинг:
29
9

Волшебник Фудзимота, по внешности и повадкам гибрид сильно пьющего Хаула и капитана Немо, живёт на дне морском, мечтает вернуть Землю во времена кембрия, когда моря было много, а людей не было вообще, и воспитывает косяк рыб-русалок, среди которых главная - его дочь от морской богини. Не по годам самостоятельная дочурка выберется из-под строгой опеки, доберётся до берега, познакомится с пятилетним мальчуганом, попробует ветчины и решит стать человеком. Поскольку превращение рыб в людей противоречит мировому порядку, мир начинает плавно погружаться в апокалипсис, из которого его приходится доставать тому же морскому волшебнику с морской богиней, спасителем окажется мальчик-с-утёса, а помогать ему будет стайка бабушек, которые раньше катались в колясках по дому престарелых, а теперь радостно бегают по дну морскому.
Миядзаки частенько ставит мир на край гибели, но так масштабно он это делает, наверно, впервые: всемирный потоп, время поворачивает вспять, на землю падает Луна. И у кого ещё конец света может стать таким прекрасным поводом хорошо провести время: спасательная операция похожа на соревнования по гребле, упомянутые бабушки скачут под водой и разглядывают морских тварей, было бы здорово, если поруководить реальным концом света дадут этому японцу. С другой стороны: а как ещё выяснить, хочешь ли ты променять волшебство и возможность возмущать море на ветчину и живую привязанность. И не испугаешься ли историй про водяных и русалок.
Собственно, и водяные тут не водяные, и конец света - не конец света, с ветчиной бы разобраться и новых рыб запомнить, мальчик с девочкой разговаривают, в основном называя предметы вокруг себя. Когда у мира поехала крыша, нужно не бояться, а скорее открывать его заново. Так же и с привязанностью: казённое слово, но всяко лучше, чем какая-нибудь "любовь" или "дружба", да и привязанность - слишком уже определённо. То и хорошо у милых деток в "Рыбке Поньо", что у них это пока ещё никак не называется, и дай Бог, не назовётся. А боги, несомненно, будут милостивы, им конец света тоже ни к чему.
Кстати, о богах: можно сказать, что Миядзаки впервые даёт осечку, у него, в чьих фильмах силы природы в лучшем случае персонифицировались в нечто под названием Тоторо или в полупризрачного оленя, вдруг появляется, хотя и добрая, но эпических масштабов богиня моря с неизбежным пафосом в каждом движении. Но это ничего - где-то в середине пятилетняя девочка-рыба, ещё носящая имя Брунгильда (!), будет скакать по живым волнам под "Полёт валькирий" с фирменной миядзаковской улыбкой на всю физиономию. С такой сценой в рукаве можно пригласить в мультфильм хоть весь скандинавский пантеон.

4

Галерея