Киноафиша Москвы

Фильм «Свободное плавание»

(2006, Россия)

6.7
0:00 / 0:00
0:00

Свободное плавание

Смотреть трейлер

Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы

Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы в провинциальном городке.

Актеры

Режиссер фильма «Свободное плавание»

45 лет Фильмов: 11

Поступил на факультет биологии, но походы в Музей кино, который организовал Наум Клейман, так заворожили его, что кинематограф сначала стал второй страстью Хлебникова, а затем и главной. Перевелся во ВГИК, но на режиссуру идти испугался — и выбрал «позорное» киноведение. Вместе с Алексеем Попогребским снял «Коктебель», который получил спецприз 25-го ММКФ. Но на этом творческие пути режиссеров разошлись.

Хлебников поставил трагикомедию с символичным названием «Свободное плавание», награжденную за режиссуру на «Кинотавре-2006», а затем — совместно с Валерией Гай Германикой — короткометражку «Уехал» о непростой судьбе гастарбайтеров, которая стала предтечей «Сумасшедшей помощи» — едкого социального комментария на злобу дня и, быть может, самого беспощадного фильма Хлебникова. После были разговорная комедия «Пока ночь не разлучит», снятая по мотивам репортажа журнала «Большой город», и вольный ремейк «Ровно в полдень» — «Долгая счастливая жизнь». В 2015 году режиссер удачно дебютировал на телеканале ТНТ, где поставил остроумный ситком «Озабоченные, или Любовь зла». Однако настоящим триумфом Хлебникова стала «Аритмия», за которую его наградили Гран-при и призом зрительских симпатий 28-го «Кинотавра».

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Станислав Зельвенский
отзывы:
1164
оценок:
795
рейтинг:
18192

Завод закрыли, и Леня (Александр Яценко), кудрявый юноша без особых примет и с техническими навыками, отправляется на биржу труда — так в приволжском городке называется окно, скрывающее сердобольную даму с детективом в руках. Пробует себя в торговле обувью на рынке, требующей несвойственной ему инициативности. Затем — в малярном деле, которое, впрочем, остается теорией, поскольку по пути на работу Леня совершает побег, испугавшись чисто женского коллектива. Наконец, молодой человек надолго зависает на дорожных работах: в сомнительной компании человека-пестика и человека-ведра укладывает дорогу без начала и конца. Параллельно он выслушивает уроки жизни от бригадира, склонного к безоглядной романтизации своей профессии, и заводит нечто вроде романа с девушкой по имени Свинья, она же Хрюша.

«Свободное плавание» — кино принципиально без крупных планов (даже если они там есть): камера слишком бережет иллюзию отстраненности, чтобы вглядываться в лица, а герои слишком берегут эмоции, чтобы выражать их с помощью лицевых мускулов. И почти без слов: эти люди и говорить толком не умеют, предпочитая невербальную коммуникацию, а главное — сказать им друг другу, в общем-то, нечего. Ну а правда — что тут скажешь? Закономерно, что красноречивый бригадир — единственный персонаж, который вроде бы умеет обращаться со словами, — выглядит наибольшим идиотом. И в лучшие моменты фильм вообще превращается в комическую пантомиму: когда герой, например, танцует с разными партнершами в сельском клубе или помогает чем может голодной козе.

Справедливости ради, главный хлебниковский козырь — самурайская сдержанность — в конце концов его слегка и подводит: в кульминационной сцене режиссер так боится сфальшивить, что спускает кульминацию на тормозах; ее, строго говоря, и нет — что, конечно, неправильно. Но стертый финал, кажется, единственное, что в фильме по-настоящему смущает.

Хлебников вновь, как и в сделанном им в соавторстве с Алексеем Попогребским «Коктебеле», демонстрирует исключительное чувство кадра и ритма, чуткость к микродвижениям — качество, без которого оба фильма издавали бы лишь монотонное журчание. Когда в поле зрения оказывается больше одного человека, режиссер начинает заметно нервничать, а любое целенаправленное движение синонимично суете и вызывает у него, как и у героя, паническую атаку. «Свободное плавание» — почти что диафильм; если играть в китайскую рулетку, примерно так: животное — кошка, фрукт — яблоко, картина — пейзаж, песня — на трех аккордах и без припева.

В том, как виртуозно Хлебников прикидывается святой простотой, чудится какая-то расчетливость, но чудится скорее по инерции: слишком давно российское кино не знало искреннего примитивизма. Трудно отказать себе в удовольствии поставить «Свободное плавание» антитезой вырыпаевской «Эйфории»: и там и там — безъязыкая провинция с едва одушевленными героями. Но одни и те же «че? ну а че?» у Вырыпаева выглядят кокетством и враньем, а у Хлебникова они органичны. Потому что Вырыпаев, будь он трижды с Дона, смотрит на жизнь с позиции столичной штучки, а москвич Хлебников — продукт окраины в самом необидном смысле слова. Окраины, которой являются, например, и Финляндия, и Грузия, и Огайо: заклинание «джармуш-каурисмяки-иоселиани» (во всех трех случаях, причем с поправкой «ранний») в отношении режиссера уже произнесено с разных трибун столько раз, что и повторять стыдно, но некий гипотетический ранний Джаркауриани действительно, наверное, подписался бы под «Свободным плаванием» с радостью. Что уж там скрывать — понятно, что Хлебников никакой не Пиросмани, а киновед со вгиковским дипломом. Культурная память у него работает превосходно, и если что-то волнует режиссера меньше всего, то это, наверное, социальные проблемы российской провинции: герой Яценко, в сущности, Антуан Дуанель, по стечению обстоятельств родившийся не в Париже, а в Мухосранске. Что «простота хуже воровства» — придумали трусы, а Попогребский вон вообще выпускает картину под названием «Простые вещи». Простые вещи: самое человечное кино получается почему-то у мизантропов; жлобоватых пролетариев лучше всего понимают интеллигентнейшие пьющие люди; приличный человек плавает как утюг.

8

Отзывы пользователей о фильме «Свободное плавание»

Фото Андрей Лагунов
отзывы:
40
оценок:
40
рейтинг:
529
5

Oscuro....
Фильм настолько авторский, что стоит только диву даваться, откуда в наше время берутся деньги на подобное творчество...
В процессе просмотра сего сатирического, но какого-то безысходного, сюжета возникает непреодолимое желание напиться непосредственно после окончания фильма. Но бодрящие титры в сопровождении весёленькой песенки Тото Кутуньо порождают какой-то беспричинный оптимизм в светлое будущее грузового плавсредства на реке Волга. И, видимо, сиречь всей нашей Родины...
Количество благодарностей в титрах фильма превышает все разумные пределы. Что тоже говорит об оптимизме съёмочной команды, а также о наличие его у селян и горожан в местах съёмки картины.

Очень понравилась "картинка" фильма. Оператор - просто гений нашего времени..
Ещё понравились диалоги. Очень лаконичны и выразительны.
Всё остальное показалось хоть и комично, но беспросветно депрессивно.

Яценко снова снялся в неформате. С качественным постоянством чего, его можно только поздравить... Только хотелось бы сказать ему, что очки ему идут больше, чем наличие контактных линз.
Фильм особенно рекомендую посмотреть депрессивным пигмеям в ЮАР или пьющим эскимосам на Аляске. Чтобы понять, что даже их экзотическая депрессия и запой - это просто фигня, по сравнению с нашей туманнной поволжской тоской, ранним утром у Центра занятости населения, где-то в глубинах Ярославской области))

5
Фото Виталий v
отзывы:
117
оценок:
120
рейтинг:
98
3

Лёгкий игровой фильм. Арт-хаусная затянутость несколько утомляет, но это единственное, что есть в фильме от арт-хауса. Road movie в российской глубинке. Полное отсутствие интеллекта. Дикая растительность средней полосы. Матерные диалоги. Стёб. Мутная безцельная жизнь тормозного парня. Культурологический срез российской реальности девяностых-нулевых. Окно в Россию для западного зрителя.
Всё то же самое безумное кино двоечника нового российского кинематографа Бориса Хлебникова, учившегося снимать у Валерии Гай Германики. Всё те же байки из провинции и всё те же герои - маленькие человечики, которые всегда будут писаться с маленькой буквы.
Хорошая работа звукорежиссёра. Звук как в фильмах Тарковского. Необычайно реалистично и захватывающе. Не понравилась игра Евгения Сытого - схалтурил. Пётр Зайченко чем-то напомнил Бананана.
На какие-либо глубокие размышления фильм не наталкивает. Посмотрел и забыл.

2
Фото egortut
отзывы:
200
оценок:
267
рейтинг:
331
7

запоминающийся фильм и актеры. Очень я соскучился по таким любовным монологам, очень их не хватает в кино. "Дятлы дороги", человек-ведро и человек-пестик - это сильно. Раньше это удивляло, теперь осознаю, что моя страна такая как здесь.

2
Фото Валерий Посиделов
отзывы:
16
оценок:
16
рейтинг:
13
9

СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ РОССИЙСКОГО КИНО

Молодой, но уже культовый режиссёр Борис Хлебников, снявший в соавторстве с Попогребским замечательный фильм «Коктебель», решил стартовать самостоятельно, на этот раз в комедийном жанре. Хотя назвать этот фильм комедией, как – то ломает. Один знакомый, перед просмотром фильма напился на фуршете и уснул. Проснулся; спрашивает взрослого сына: О чём комедия, сынок? - О нашей скотской жизни – отвечает двадцатилетний парень. «Ну, тогда и не жалко, чего над ней смеяться, правильно сделал, что уснул, хоть выспался». Многих такое кино действительно убаюкивает, поскольку – это скорее не то кино в общепринятом смысле, кассовости и массовости. Это некий галлюциноген, от которого засыпают те люди, в сущности, о которых фильм снят. Им нужны «бондианы» и «форсажи». «Свободное плавание» - это скорее производственная мелодрама из жизни дорожных рабочих. Точнее, об их безработице, пьянстве, медитативном исступлении в глубоких русских провинциях. Только вот ни дороги, ни дураки уже не две наши основные проблемы. Дороги хорошеют, а те, кто их строит не дураки вовсе. Просто они обречены на бедность и малообразованность. Слишком они далеки от столичного гламура, который им показывают в межрекламном пространстве по телевизору. И дураки они в том лишь, что до сих пор не дозрели до рабоче-крестьянских погромов.

Живёт парень Лёня в славном городе Мышкине Ярославской области. Город, кажется, занесён в книгу Гиннеса, как самый мелкий на планете. По счастливой иронии судьбы я недавно плавал по Волге, и Мышкин успел пару раз обойти за несколько часов. Волжские города как нельзя к стати подходят к подобного рода кино натуре. Здесь бухают по чёрному, бросают бутылки в проходящие теплоходы с завистью к неведомой, красоте жизни. Здесь люто дерутся на центральных улицах. А в храме изображённом на нашей тысячирублёвке, просто мусорка. Вот и Лёха работал на заводе, ездил на дискотеки в сельский клуб, дрался. Девок зажимал, подпалил бороду пьянице, пытаясь дать ему прикурить. Завод продали, закрыли, всех выгнали. Лёха искал работу на бирже труда. Словом разброд и метания юной души. В этой кино жизни люди почти разучились говорить на русском языке. Они телепатят, то есть общаются почти телепатически, обходясь фразами: «Ты чё, да не чё!» Такие фразы как « она – сам секс» - это уже поэзия. Хлебников бывший биолог, затем кинокритик. Этим двум профессия присуще одно общее. И те, и другие под микроскопом исследуют макро и микро миры. С неторопливостью натуралиста, рассматривает Хлебников микробов и букашек под камерой - микроскопом. Он просто наблюдает, не делая никаких выводов. Жить он зрителя не учит, как это делалось в плохом советском кино. Одна известная рок - группа однажды снимала свой концерт. Они на резинке бросили в толпу камеру. И каждый из фанатов пытался запечатлеть свою искажённую рожу, а потом камеру оттягивалась резинкой. А у Хлебникова съёмка гениальна. Камера будто бы подвешена на бельевую верёвку, среди штопаных трусов и застиранных простыней. Она неторопливо снимает мутность провинциальной жизни. Хлебников – эстет и кино гурман. От того в его картинках проскальзывают, словно цитаты из гениев мирового кино: Джармуша, Трюффо, Иоселиани, Каурисмяки и даже Романа Полянского. Это такое, почти документальное кино, которое неискушённому зрителю может показаться лабудой. Но это модно на Европах. И это получает всевозможные призы на фестивалях. Только русскому провинциалу ни в Мышкине, ни в Чапаевске от этого не легче. И будет он с удовольствием смотреть заморскую красоту, капая слюной на стоптанные ботинки, проливая на пол пиво или водку. И заедать всё это попкорном. Хороший фильм снял талантливый кинокритик Хлебников, но снял он его для критиков, эстетов, журналистов, премий, хвальбы и лёгкого ворчания на форумах. А народ, погрязший в абсурде жизни в бескрайних Пырловках и Мышкиных, опять послужил статистами и декорацией для большого искусства. И сдаётся мне, что самым мощным отзывом на эту замечательную картину был сон того выпившего дядьки после фуршета.

2
Фото Виктор Малышко
отзывы:
116
оценок:
1545
рейтинг:
188
7

У каждого свои ассоциации. Кто-то вспоминает Джармуша, Каурисмяки. А я что-то Кустурицу вспомнил, "Андеграунд". Его потусторонний мир для утопленников мне гораздо привлекательнее, чем хлебниковский: работа на тракторо-барже, рассекающей по Стиксу, пусть даже, везущей лес в Кострому. Хотя, при некоторой доли оптимизма, и это можно счесть за хэппиэнд.

2

Галерея