Фильм

Фильм Свободное плавание

2006, Россия, IMDb: 7

6.9
7
Свободное плавание – афиша
1/21

Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы

Меланхоличная комедия о юноше, занятом поиском работы в провинциальном городке.

СтранаРоссия
Продолжительность1 час 41 минута
Дата выхода8 сентября 2006
Дата выхода в России8 сентября 2006
Возрастное ограничение12+
Поступил на факультет биологии, но походы в Музей кино, который организовал Наум Клейман, так заворожили его, что кинематограф сначала стал второй страстью Хлебникова, а затем и главной. Перевелся во ВГИК, но на режиссуру идти испугался — и выбрал «позорное» киноведение. Вместе с Алексеем Попогребским снял «Коктебель», который получил спецприз 25-го ММКФ. Но на этом творческие пути режиссеров разошлись. Хлебников поставил трагикомедию с символичным названием «Свободное плавание», награжденную за режиссуру на «Кинотавре-2006», а затем — совместно с Валерией Гай Германикой — короткометражку «Уехал» о непростой судьбе гастарбайтеров, которая стала предтечей «Сумасшедшей помощи» — едкого социального комментария на злобу дня и, быть может, самого беспощадного фильма Хлебникова. После были разговорная комедия «Пока ночь не разлучит», снятая по мотивам репортажа журнала «Большой город», и вольный ремейк «Ровно в полдень» — «Долгая счастливая жизнь». В 2015 году режиссер удачно дебютировал на телеканале ТНТ, где поставил остроумный ситком «Озабоченные, или Любовь зла». Однако настоящим триумфом Хлебникова стала «Аритмия», за которую его наградили Гран-при и призом зрительских симпатий 28-го «Кинотавра».

Рецензия «Афиши» на фильм «Свободное плавание»

Завод закрыли, и Леня (Александр Яценко), кудрявый юноша без особых примет и с техническими навыками, отправляется на биржу труда — так в приволжском городке называется окно, скрывающее сердобольную даму с детективом в руках. Пробует себя в торговле обувью на рынке, требующей несвойственной ему инициативности. Затем — в малярном деле, которое, впрочем, остается теорией, поскольку по пути на работу Леня совершает побег, испугавшись чисто женского коллектива. Наконец, молодой человек надолго зависает на дорожных работах: в сомнительной компании человека-пестика и человека-ведра укладывает дорогу без начала и конца. Параллельно он выслушивает уроки жизни от бригадира, склонного к безоглядной романтизации своей профессии, и заводит нечто вроде романа с девушкой по имени Свинья, она же Хрюша.

«Свободное плавание» — кино принципиально без крупных планов (даже если они там есть): камера слишком бережет иллюзию отстраненности, чтобы вглядываться в лица, а герои слишком берегут эмоции, чтобы выражать их с помощью лицевых мускулов. И почти без слов: эти люди и говорить толком не умеют, предпочитая невербальную коммуникацию, а главное — сказать им друг другу, в общем-то, нечего. Ну а правда — что тут скажешь? Закономерно, что красноречивый бригадир — единственный персонаж, который вроде бы умеет обращаться со словами, — выглядит наибольшим идиотом. И в лучшие моменты фильм вообще превращается в комическую пантомиму: когда герой, например, танцует с разными партнершами в сельском клубе или помогает чем может голодной козе.

Справедливости ради, главный хлебниковский козырь — самурайская сдержанность — в конце концов его слегка и подводит: в кульминационной сцене режиссер так боится сфальшивить, что спускает кульминацию на тормозах; ее, строго говоря, и нет — что, конечно, неправильно. Но стертый финал, кажется, единственное, что в фильме по-настоящему смущает.

Хлебников вновь, как и в сделанном им в соавторстве с Алексеем Попогребским «Коктебеле», демонстрирует исключительное чувство кадра и ритма, чуткость к микродвижениям — качество, без которого оба фильма издавали бы лишь монотонное журчание. Когда в поле зрения оказывается больше одного человека, режиссер начинает заметно нервничать, а любое целенаправленное движение синонимично суете и вызывает у него, как и у героя, паническую атаку. «Свободное плавание» — почти что диафильм; если играть в китайскую рулетку, примерно так: животное — кошка, фрукт — яблоко, картина — пейзаж, песня — на трех аккордах и без припева.

В том, как виртуозно Хлебников прикидывается святой простотой, чудится какая-то расчетливость, но чудится скорее по инерции: слишком давно российское кино не знало искреннего примитивизма. Трудно отказать себе в удовольствии поставить «Свободное плавание» антитезой вырыпаевской «Эйфории»: и там и там — безъязыкая провинция с едва одушевленными героями. Но одни и те же «че? ну а че?» у Вырыпаева выглядят кокетством и враньем, а у Хлебникова они органичны. Потому что Вырыпаев, будь он трижды с Дона, смотрит на жизнь с позиции столичной штучки, а москвич Хлебников — продукт окраины в самом необидном смысле слова. Окраины, которой являются, например, и Финляндия, и Грузия, и Огайо: заклинание «джармуш-каурисмяки-иоселиани» (во всех трех случаях, причем с поправкой «ранний») в отношении режиссера уже произнесено с разных трибун столько раз, что и повторять стыдно, но некий гипотетический ранний Джаркауриани действительно, наверное, подписался бы под «Свободным плаванием» с радостью. Что уж там скрывать — понятно, что Хлебников никакой не Пиросмани, а киновед со вгиковским дипломом. Культурная память у него работает превосходно, и если что-то волнует режиссера меньше всего, то это, наверное, социальные проблемы российской провинции: герой Яценко, в сущности, Антуан Дуанель, по стечению обстоятельств родившийся не в Париже, а в Мухосранске. Что «простота хуже воровства» — придумали трусы, а Попогребский вон вообще выпускает картину под названием «Простые вещи». Простые вещи: самое человечное кино получается почему-то у мизантропов; жлобоватых пролетариев лучше всего понимают интеллигентнейшие пьющие люди; приличный человек плавает как утюг.

1 ноября 2006
5Oscuro....


Фильм настолько авторский, что стоит только диву даваться, откуда в наше время берутся деньги на подобное творчество...
В процессе просмотра сего сатирического, но какого-то безысходного, сюжета возникает непреодолимое желание напиться непосредственно после окончания фильма. Но бодрящие титры в сопровождении весёленькой песенки Тото Кутуньо порождают какой-то беспричинный оптимизм в светлое будущее грузового плавсредства на реке Волга. И, видимо, сиречь всей нашей Родины...
Количество благодарностей в титрах фильма превышает все разумные пределы. Что тоже говорит об оптимизме съёмочной команды, а также о наличие его у селян и горожан в местах съёмки картины.

Очень понравилась "картинка" фильма. Оператор - просто гений нашего времени..
Ещё понравились диалоги. Очень лаконичны и выразительны.
Всё остальное показалось хоть и комично, но беспросветно депрессивно.

Яценко снова снялся в неформате. С качественным постоянством чего, его можно только поздравить... Только хотелось бы сказать ему, что очки ему идут больше, чем наличие контактных линз.
Фильм особенно рекомендую посмотреть депрессивным пигмеям в ЮАР или пьющим эскимосам на Аляске. Чтобы понять, что даже их экзотическая депрессия и запой - это просто фигня, по сравнению с нашей туманнной поволжской тоской, ранним утром у Центра занятости населения, где-то в глубинах Ярославской области))

13 апреля 2011
3

Лёгкий игровой фильм. Арт-хаусная затянутость несколько утомляет, но это единственное, что есть в фильме от арт-хауса. Road movie в российской глубинке. Полное отсутствие интеллекта. Дикая растительность средней полосы. Матерные диалоги. Стёб. Мутная безцельная жизнь тормозного парня. Культурологический срез российской реальности девяностых-нулевых. Окно в Россию для западного зрителя.
Всё то же самое безумное кино двоечника нового российского кинематографа Бориса Хлебникова, учившегося снимать у Валерии Гай Германики. Всё те же байки из провинции и всё те же герои - маленькие человечики, которые всегда будут писаться с маленькой буквы.
Хорошая работа звукорежиссёра. Звук как в фильмах Тарковского. Необычайно реалистично и захватывающе. Не понравилась игра Евгения Сытого - схалтурил. Пётр Зайченко чем-то напомнил Бананана.
На какие-либо глубокие размышления фильм не наталкивает. Посмотрел и забыл.

17 апреля 2010
7

запоминающийся фильм и актеры. Очень я соскучился по таким любовным монологам, очень их не хватает в кино. "Дятлы дороги", человек-ведро и человек-пестик - это сильно. Раньше это удивляло, теперь осознаю, что моя страна такая как здесь.

31 марта 2010
9СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ РОССИЙСКОГО КИНО

Молодой, но уже культовый режиссёр Борис Хлебников, снявший в соавторстве с Попогребским замечательный фильм «Коктебель», решил стартовать самостоятельно, на этот раз в комедийном жанре. Хотя назвать этот фильм комедией, как – то ломает. Один знакомый, перед просмотром фильма напился на фуршете и уснул. Проснулся; спрашивает взрослого сына: О чём комедия, сынок? - О нашей скотской жизни – отвечает двадцатилетний парень. «Ну, тогда и не жалко, чего над ней смеяться, правильно сделал, что уснул, хоть выспался». Многих такое кино действительно убаюкивает, поскольку – это скорее не то кино в общепринятом смысле, кассовости и массовости. Это некий галлюциноген, от которого засыпают те люди, в сущности, о которых фильм снят. Им нужны «бондианы» и «форсажи». «Свободное плавание» - это скорее производственная мелодрама из жизни дорожных рабочих. Точнее, об их безработице, пьянстве, медитативном исступлении в глубоких русских провинциях. Только вот ни дороги, ни дураки уже не две наши основные проблемы. Дороги хорошеют, а те, кто их строит не дураки вовсе. Просто они обречены на бедность и малообразованность. Слишком они далеки от столичного гламура, который им показывают в межрекламном пространстве по телевизору. И дураки они в том лишь, что до сих пор не дозрели до рабоче-крестьянских погромов.

Живёт парень Лёня в славном городе Мышкине Ярославской области. Город, кажется, занесён в книгу Гиннеса, как самый мелкий на планете. По счастливой иронии судьбы я недавно плавал по Волге, и Мышкин успел пару раз обойти за несколько часов. Волжские города как нельзя к стати подходят к подобного рода кино натуре. Здесь бухают по чёрному, бросают бутылки в проходящие теплоходы с завистью к неведомой, красоте жизни. Здесь люто дерутся на центральных улицах. А в храме изображённом на нашей тысячирублёвке, просто мусорка. Вот и Лёха работал на заводе, ездил на дискотеки в сельский клуб, дрался. Девок зажимал, подпалил бороду пьянице, пытаясь дать ему прикурить. Завод продали, закрыли, всех выгнали. Лёха искал работу на бирже труда. Словом разброд и метания юной души. В этой кино жизни люди почти разучились говорить на русском языке. Они телепатят, то есть общаются почти телепатически, обходясь фразами: «Ты чё, да не чё!» Такие фразы как « она – сам секс» - это уже поэзия. Хлебников бывший биолог, затем кинокритик. Этим двум профессия присуще одно общее. И те, и другие под микроскопом исследуют макро и микро миры. С неторопливостью натуралиста, рассматривает Хлебников микробов и букашек под камерой - микроскопом. Он просто наблюдает, не делая никаких выводов. Жить он зрителя не учит, как это делалось в плохом советском кино. Одна известная рок - группа однажды снимала свой концерт. Они на резинке бросили в толпу камеру. И каждый из фанатов пытался запечатлеть свою искажённую рожу, а потом камеру оттягивалась резинкой. А у Хлебникова съёмка гениальна. Камера будто бы подвешена на бельевую верёвку, среди штопаных трусов и застиранных простыней. Она неторопливо снимает мутность провинциальной жизни. Хлебников – эстет и кино гурман. От того в его картинках проскальзывают, словно цитаты из гениев мирового кино: Джармуша, Трюффо, Иоселиани, Каурисмяки и даже Романа Полянского. Это такое, почти документальное кино, которое неискушённому зрителю может показаться лабудой. Но это модно на Европах. И это получает всевозможные призы на фестивалях. Только русскому провинциалу ни в Мышкине, ни в Чапаевске от этого не легче. И будет он с удовольствием смотреть заморскую красоту, капая слюной на стоптанные ботинки, проливая на пол пиво или водку. И заедать всё это попкорном. Хороший фильм снял талантливый кинокритик Хлебников, но снял он его для критиков, эстетов, журналистов, премий, хвальбы и лёгкого ворчания на форумах. А народ, погрязший в абсурде жизни в бескрайних Пырловках и Мышкиных, опять послужил статистами и декорацией для большого искусства. И сдаётся мне, что самым мощным отзывом на эту замечательную картину был сон того выпившего дядьки после фуршета.

18 апреля 2008
9Маленькое и большое плавание

Оказаться в свободном плавании сколь заманчиво, столь и рискованно — кто знает, куда ты приплывешь, если впереди не видно ни зги. Всё зависит от капитана корабля. Вот и главный герой, Ленька, однажды оказывается в таком свободном плавании. Не имея особых амбиций и притязаний, он самостоятельно ищет себе работу в родном городе. И находит, постоянно при этом сворачивая куда-то не туда, затем поправляется, делает какие-то выводы и молча продолжает своё дело.

В самом начале экранного времени наш герой следует за всеми — делает то же, что и другие — вот он на заводе, а потом — кадр, странным образом сочетающий в себе динамику и статику — едет на велосипеде вместе с двумя товарищами — чтобы доехать наконец до деревенского клуба. Сначала Лёня плывет по течению и мы видим, что его качает и уносит явно куда-то не туда, как и всех прочих. В какой-то момент ему приходится покинуть свое место — в небольшом городе, в котором от градообразующего предприятия ничего не осталось — по иронии судьбы его выкупили американцы — разошлись пути-дороги прежних рабочих, среди которых затесался и Лёня. Так и начинается его самостоятельное плавание. С городом у него родство душ — где родился, там и пригодился, как говорится. Не совсем последовательно, но упорно, персонаж Александра Яценко держится своей линии — безо всяких связей, что называется, довольно культурно он берётся за работу, которая есть, и делает её честно.

Достоверность поселочного быта, и особенно шум автобуса, и грохот, и весёлый гам маляров, к компании которых прислушивается Лёня, настраивает больше на отдых, а не на работу. Правда героиня Дарьи Екамасовой признается, что летом в деревне скучно, «скорей бы в школу». Кажется, и действительно скучно. Вот только романтика летних ночей, узнаваемые пейзажи, милые детскому сердцу, окутанные воспоминаниями, и, наконец, уют деревенской комнаты с фотообоями, вещи, продающиеся на местном базаре, обволакивают и не отпускают. Абсолютное попадание в суть и вязкость времени и места, запечатленного в фильме! Модные (и непременно белые!) капри с завязками — одна из узнаваемых примет той поры, и далеко не единственная... И милая зазнобушка героя — тоже родом из детства, хотя кажется, и в её жизни что-то непременно должно измениться.

Нужно отметить, что по воле случая герои, окружающие Лёню, совершенно непритязательны, они согласны на то, что есть — так, его знакомый продавец (лицо кавказской национальности) с легкостью продает (и даже не скажешь, что навязывает) плохую обувь местным жителям. Однако ни тени злобы на лицах персонажей не проступает, и это довольно приятно. Все жители городка по-хорошему расслаблены, и даже имея некоторые амбиции, довольствуются тем, что имеют. Неудачи переживают и проговаривают, принимая на душу алкоголь или сидя на лавочках. Неспешный, убаюкивающий ритм повествования, соответствующий сонному ритму жизни провинциальных обывателей внезапно сбивается лишь однажды — в сцене ночного купания Лени в местном водоеме, когда он произносит монолог, сотканный из мыслей, которые приходили к нему за все время весьма немногословного существования в рамках истории. Такой рассказ воспринимается зрителем как избыточный, даже несмотря на то, что именно данная сцена дала название самому фильму.

Иногда кажется, что вот, наконец, — вот он, персонаж с внутренним стержнем, который куда-то сейчас уведет всё повествование и изменит настроение, вывернет контекст наизнанку — но на поверку, оказывается, что сие впечатление обманчиво. Так, коллега нашего Лёни по работе, душа и голова компании, не в состоянии решить свои проблемы, добродушное лицо кавказской национальности всего лишь ловко всучивает обувь на местном рынке и не занимается криминалом, а местные пацаны, сидящие на лавочке, вовсе никакие не гопники и на деле совсем безопасны, и вреда, да и толка от них — чуть.

Конечно, мысли свои они выражают довольно неуклюже, как и Леня, как и его подруга, но вместе с тем — там, где есть пафосная речь (звучащая из уст Евгения Сытого) — оказывается, что на самом-то деле грош ей цена (в том плане, что плохо подкрепляется действием). Хотя звучит невероятно — невероятно поэтично! И не только вызывает улыбку, но и заставляет проникнуться содержательной частью, полной метафор.

Однако надо добавить, что в эпизодах с рабочими улавливается моральная подоплёка — есть же работа, и на неё есть спрос, и за неё готовы хорошо платить, однако требуется же еще и выполнять ее — качественно, разумеется. А получается так, что по-настоящему работать готов только наш герой, так его ли это беда, что в этих местах работы-то настоящей и нет?

По всему выходит, что герой-то наш барахтался в родном озере, которое зарастает и потихоньку превращается в болотце. И даже не в том негативном смысле, что его населяют крайне неприятные типажи — а напротив, в том, что из этого водоема, Лёня, кажется, уже и вырос. И по-настоящему в свободное плавание наш герой выходит только в финале. Или даже не так — он отправляется в большое плавание, наконец. Зритель, вместе с героем временами впадающий в состояние полудрёмы наконец, проснувшись, может наконец искренне порадоваться за героя — а не только посмеяться нелепостям, происходящим вокруг молодого человека, только начинающего жить.

18 декабря 2015
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
Почему «Эволюция Черепашек-ниндзя» все же удалась?
Почему «Эволюция Черепашек-ниндзя» все же удалась?
Почему «Эволюция Черепашек-ниндзя» все же удалась?
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
9
фильмов «Марвел», которые вы не видели
9 фильмов «Марвел», которые вы не видели
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Коты быстрого реагирования: рецензии на мультфильмы «Удача» и «Пес-самурай и город кошек»
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость