Действие происходит в период холодной войны. Глава британской резидентуры в Восточной Германии возвращается в Лондон. Он не может смириться с тем, что после полной опасностей оперативной работы его ждет канцелярская рутина, и принимает предложение стать наживкой в тайной операции спецслужб. Фильм по роману Джона Ле Карре.
Драма |
12+ |
Мартин Ритт |
16 декабря 1965 |
1 час 52 минуты |
После смерти очередного британского агента прямо на Чекпойнт-Чарли шеф берлинского отделения МИ-6 Алек Лимас (Бартон) возвращается в Лондон, где начинает изображать из себя усталого, разочарованного в жизни алкоголика — каким, в принципе, и является — ходит на биржу труда и заводит роман с коммунисткой-библиотекаршей (Блум). Это часть хитроумного плана, направленного против руководителей восточногерманской контрразведки — обаятельного еврея Фидлера (Вернер) и бывшего нациста Мундта (ван Эйк).
Первая экранизация ле Карре, первый его бестселлер, первое появление знаменитого Смайли (эпизодическое и довольно зловещее). В это время всемирную популярность набрал Бонд и шпионская работа стала ассоциироваться с кабриолетами и стреляющими авторучками. Роман ле Карре, а следом фильм Ритта, не жертвуя иезуитской сложностью интриги, выворачивает этот мир наизнанку, возвращает его в скорбное ч/б. Разведчики — «жалкие мерзавцы, которые играют в ковбоев и индейцев, чтобы разнообразить свои маленькие гнилые жизни». Пока Лимаса передают по цепочке вверх шпионы врага, каждый следующий демонстративно унижает предыдущего. Его собственное начальство с безукоризненными манерами пьет чай в Челси, но поступает еще гаже, чем восточные немцы, которых сдерживает хотя бы партийная дисциплина. Бартон со своей театральной маскулинностью и напускным цинизмом производит впечатление только на библиотекарш — все остальные герои фильма давно уже едят таких на завтрак. Берлинскую стену построили всего несколькими годами раньше; кинематограф немедленно начал эксплуатировать самый броский символ холодной войны, но мало где стена выглядит столь же безнадежно антигероически — бессмысленный забор, по обе стороны которого воют одинаковые шакалы, пришедшие на смену псам войны.
Психологический фильм старой школы, где взгляд, и умная грусть в глазах главного героя нередко напоминает бесподобного Штирлица. Хотя сравнивать уровень этих фильмов конечно не приходится. Здесь интереснее другое, подход нашего вечного идеологического врага - британского государства, к отношениям с появившимся трансконтинентальным коммунистическим врагом. Ведь это было золотое время для шпионов, разведок, мидов, партий, и всех прочих втянутых в процесс противостояния структур. И хоть сюжет полностью разжёван авторами, всё равно следить за главным героем интересно именно в этих бытовых подробностях, безо всяких хитроумностей, погонь, драк, и прочих элементов экшна. В данном случае будничным воспринимается и окончание фильма, в котором всё так просто и понятно.