Киноафиша Москвы
-10%Скидка на билеты в кино

Фильм «Изображая жертву»

(2006, Россия)

7.1
0:00 / 0:00
0:00

izobrazhajazhertvu-h

Смотреть трейлер
  • 16+ 1 час 37 минут
  • жанр
    Комедия
  • Дата выхода:

Кинодебют театрального режиссера Кирилла Серебренникова.

Некто Валя (Чурсин), деклассированный юноша тридцати лет, работает муляжом жертвы на милицейских следственных экспериментах. Его собственная жизнь тем временем тихо, но верно ложится в канву известного произведения с несчастной Олей-Офелией, бог знает за каким хреном мечтающей за него замуж, дядей Петей-Клавдием, озабоченным вопросами жилплощади, и сизым призраком отца. Неожиданно удачная кинопьеса из закромов русской новой драмы.

Актеры

Режиссер фильма «Изображая жертву»

48 лет, Ростов-на-Дону, Россия Фильмов: 23 Cпектаклей: 49 Кинопремии: 7 Театральные премии: 2

Выпускник физического факультета Ростовского государственного университета театром увлекался еще в школе. В 1990-е ставил спектакли в театрах Ростова-на-Дону, снимал клипы и документальное кино, работал на телевидении. В 2001 году наделал шороху московский дебют Серебренникова — спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры, веха в истории отечественной «новой драмы». Далее современные пьесы в постановке Серебренникова стали появляться в МХТ им. Чехова («Терроризм», «Изображая жертву»), Театре им. Пушкина («Откровенные полароидные снимки»), «Современнике» («Голая пионерка»); каждый из спектаклей брутален, дерзок и говорит с публикой на щекотливо современном языке. Попутно в прокат выходят фильмы «Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Ученик», производя резонанс на международных фестивалях. В 2010-е Серебренников много работает с русской классикой; «Господа Головлевы» в МХТ им. Чехова с Евгением Мироновым — безоговорочный шедевр российского театра начала XXI века. В 2002 году в Школе-студии МХАТ был набран курс под руководством Серебренникова — «Седьмая студия»; студенты вскоре составят основу труппы авторского театра своего учителя. В 2012 режиссер в темных очках и бейсболке возглавил Театр им. Гоголя, преобразовав его полностью и назвав «Гоголь-центром»; из захолустного театр скоро стал самым популярным в городе. Здесь Серебренников ставит большие спектакли с просветительским и гражданско-политическим уклоном («Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер») и приглашает к сотрудничеству едва ли не всех видных представителей нового театрального поколения.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Роман Волобуев
отзывы:
531
оценок:
507
рейтинг:
11236
5

«Русское кино в жопе, русское кино в жопе, только Федя Бондарчук крутой», — бубнит из квадратика посреди черного экрана некто Валя (Чурсин), пренеприятный юноша тридцати лет в майке South Park и напяленной на немытую голову бейсболке. «Зачем «жопу» сказал? — сокрушается держащая видеокамеру милицейская прапорщица (Михалкова). — Теперь стирать все, ох».

Кинодебют театрального режиссера Серебренникова открывается сценой, подтверждающей распространенное дилетантское мнение, что новая русская драматургия — это злободневный социальный комментарий плюс слово «жопа». Не исключено, что так и задумано, — как самопрезентация для тех, кто давно не был в театре и не знает, с кем предстоит иметь дело.

Исходник «Жертвы» — пьеса братьев Пресняковых, которую Серебренников пару лет назад поставил на сцене — c большим, как говорят, успехом. Герой, упомянутый Валя, ввиду отсутствия жизненных перспектив, талантов и воли работает муляжом жертвы на милицейских следственных экспериментах; работает умышленно бездарно, несмешно юродствуя над чужими судьбами, финалы которых ему поручают инсценировать. Его собственная жизнь тем временем тихонько ложится в канву другой популярной пьесы — с квелой Офелией, Гертрудой, потчующей его винегретами, дядей Клавдием, имеющим виды на его жилплощадь, и сизым призраком отца, приносящим на подошвах талый снег с улицы.

Если мне все правильно объяснили про современный русский театр, то любовь или нелюбовь к серебренниковским постановкам — вопрос скорее культурной ориентации, чем чего-то еще; то же относится и к «самым востребованным после Чехова» драматургам Пресняковым. Если я все верно понял, у них там, как в фильмах Джорджа Ромеро, людям многое прощают только за то, что они живые, теплокровные; за то, что люди, в конце концов. В кино на одном наличии пульса выехать по объективным причинам сложнее, так что Серебренникову сам бог велел сейчас навернуться; были, каюсь, и прибаутки на этот счет заготовлены — но не пригодились.

В драматургическом смысле «Жертва» как паровоз: разгоняется трудно, но потом уже летит так, что только держись, вплоть до положенного в финале взрыва парового котла — его роль выполняет выход под занавес Л.М.Ахеджаковой, совмещенный с монологом капитана милиции (Хаев) о равнодушии. Серебренников, конечно, компиляторствует, но делает это как-то занятно: удивительно, скажем, за спиной у тени отца Гамлета обнаружить вдруг ушастую тень «Донни Дарко». Еще он манерничает со светом и ракурсами (так, наверно, положено театральному человеку, дорвавшемуся до камеры), и фильм его в итоге не слишком приятный на вид, но этой своей неприятностью и завораживающий, как та лужа, натекшая на паркет с раскисших ботинок привидения.

Остающееся от «Жертвы» ощущение внутреннего дискомфорта, пресловутого фонтриеровского камешка в ботинке, на самом деле не объяснить ни рассказанной историей (на нее, мягко говоря, плевать), ни хваленой пресняковской приметчивостью до архетипов русского бреда. Дело, видимо, в том, что для Серебренникова весь этот золотушный псевдогамлетовский расклад — вещь предельно конкретная; что пресловутый Валя, этот принц мудацкий, лезущий японскими палочками в мамин винегрет, — это и есть Серебренников, Пресняковы, да любой другой относительно молодой русский художник, дежурно бунтующий на коммунальной кухне и если у кого вызывающий искреннюю симпатию, то у добрых прапорщиц (на днях буквально слышал, как очень тепло относящаяся к Серебренникову девушка-театровед, совершенно как героиня Михалковой, с той же нежной укоризной в голосе, сетовала на открывающий монолог картины: «Ладно «жопа», но зачем же он Федю так?»). Такая немножко противоестественная культурная ситуация сложилась: с одной стороны — вековечный винегрет, а с другой — эскадрон принцев, что-то из себя изображающих (ключевое в этой истории слово не даром в название вынесено). Интересней всего, что в данном раскладе к винегрету испытываешь в сто раз больше симпатии, чем к Гамлету. И это — тут Серебренников совершенно прав — есть одна из главных проблем текущего момента.

13

Отзывы пользователей о фильме «Изображая жертву»

Фото Олег Подковыров
отзывы:
40
оценок:
101
рейтинг:
132
7

Вообще-то “Изображая жертву” – это спектакль, поставленный Кириллом Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых, уже второй сезон идущий на сцене МХТ. И вот спустя два года Серебренников решил перенести свое детище на экран.
Отрадно, все-таки, что в наше время повального копирования Голливуда, есть такие авторы как Серебренников. Не спешащие доказывать всем, что и мы умеем снимать блокбастеры с многомиллионным бюджетом, не гонящиеся за длинным рублем (или хотя бы делающие это не столь явно), а снимающие умные фильмы про жизнь. И пусть представлено это в шутовской форме, но это уже издержки времени. Смех сквозь слезы, над поколением молодых еще людей, не умеющих и не хотящих жить по-взрослому, отвечать за свои поступки, предпочитающих “играть в жизнь”.
Ценность данного произведения, прежде всего в точном отображении этого самого поколения. Публика у нас уже отвыкла от умного молодежного кино. Все эти подражания “Американскому пирогу” привели к тому, что уровень интеллекта героев многих картин стремительно снижается к нулю. От этого страдает, в первую очередь, зритель, смотря на тупых озабоченных подростков, он, в конце концов, рискует вообще разучиться думать. А тогда не над чем будет даже смеяться.
А ведь эти 25-30 летние наши сограждане еще не совсем потерянны. Их бы направить в нужное русло и еще, быть может, все обойдется. Конечно, они заигрались, им бы давно пора семью да детей, а ведь так хочется еще куражиться и пулять из пистолетов.
Играть в жизнь гораздо проще и интереснее, чем жить играя. Вот и получается какой-то сплошной фарс. “Черная комедия”, по выражению режиссера. Страшные, вроде бы, моменты – убийства, смерть – все неестественно просто, словно в компьютерной игре, никто не воспринимает это всерьез.
Главный персонаж Валя - типичный герой нашего времени – “закончил университет”, но вместо нормальной работы устраивается в милицию, исполняя роль жертвы на следственных экспериментах. Да и не нужна ему так называемая “нормальная работа”, его вполне устраивает кривляние перед камерой в руках милиционерши – Михалковой.
Личная жизнь – тоже игра. У каждого своя, по собственным правилам, но, тем не менее, игра. А если так, то в любой момент можно начать с начала. Проблема лишь в том, что когда действительно оказываешься за бортом жизни, то никаких перезагрузок не будет. В это сложно поверить, когда все вокруг убеждает в обратном, сложно измениться – привычка. И смотрит на этих тридцатилетних мальчиков и девочек старшее поколение и не понимает их.
“У меня в твоем возрасте уже дети были!” – говорит капитан милиции, обращаясь к Вале, - “вам же все пофигу, на все насрать!”.
Длинный монолог капитана, в великолепном исполнении Виталия Хаева, один из самых ярких эпизодов фильма. И не потому, что в нем присутствует огромное количество ненормативной лексики, а проще говоря, мата. Просто в этом тексте столько душевного возмущения, негодования и непонимания смысла жизни теперешней молодежи, которое проникает глубоко в самое сердце и заставляет задуматься об этом самом смысле жизни. И тогда приходит озарение – черт возьми, да ведь он прав!
Такой точный разбор духовных качеств конкретного поколения был последний раз представлен Кареном Шахназаровым в его фильме “Курьер”. Сравнение с этой картиной неизбежно, у них невероятное количество точек соприкосновения. Недаром Серебренников говорил, что именно ”Курьер” является одним из его вдохновителей. И тем приятнее сравнение с Шахназаровым, что “Изображая жертву” по силе духовного, эмоционального и интеллектуального посыла не уступает отечественной классике.
Здесь не идет речь о точном копировании, произведения подобного рода вряд ли заслуживают столь лесных слов. Но попытка перенести на экран всю пустоту 2000-х, как в свое время сделал Шахназаров, не потеряв при этом чувство стиля и не сбившись в сторону откровенного треша, дорогого стоит.
Не надо ожидать от “Изображая жертву” каких либо визуальных откровений. Это, прежде всего пьеса, смориться она с одной стороны вполне театрально, с другой – вполне кинематографично (эпизод с полетом ключей мог бы украсить любой боевик), а местами даже экспериментально.
Актерская игра не вызывает никаких нареканий, благо Серебренников в этом очень хорошо разбирается. На главную роль он пригласил Юрия Чурсина, бесподобно вжившегося в образ Вали. Внешность, манера разговаривать, невероятная естественность и жизненность, залог успеха молодого актера. Любопытно, что в театре эту роль исполняет совершенно другой актер.
Получается, что, несмотря на заявления главного героя, что “русское кино в жопе”, на деле это далеко не так. В таком случае, все мы получаем очередной шанс. Шанс на то, что, посмотрев фильм, следующее поколение сделает все, чтобы к нему не прилип ярлык “потерянное”.

5
Фото Хельга Шошина
отзывы:
28
оценок:
28
рейтинг:
44
9

Да, главный герой действительно напоминает "коллегу" из "Курьера" Карена Шахназарова, только с поправкой на современность - "все по ..й, а главное по ..й, что по ..й"... 30-летнему зрителю многое будет знакомым: незамужняя отчаявшаяся барышня, бессмысленные пьяные поступки, глухая бытовуха, да и подорванная психика отечественного футбольного болельщика, в конце концов. Это как, помните, в школьном курсе литературы: "произведение обличает пороки общества таких-то годов". Изменится ли что-то после прочтения?..

3
Фото Ариша
отзывы:
1
оценок:
151
рейтинг:
3
9

Краткий сюжет: живёт такой парень Валя. Вроде бы закончил университет, неглупый, есть девушка. Но работает на странной работе - при расследовании в милиции он изображает потерпевших.
В фильме представлено 5 эпизодов, снятых на камеру следственных эксперементов.
Между этими эпизодами показана Валина жизнь вне работы, его отношения с матерью, с дядей, с девушкой.
Интересен лейтмотив "Гамлета". Валя - как будто Гамлет нашего времени, но не тот возвышенный, а наш, современный - трусливый, лживый, но умный. То есть какое время - такой и Гамлет. И еще вчера говорилось, что считается, когда в театре или кино затрагивается образ Гамлета, то это прямой признак того, что "не всё в порядке в Датском королевстве...".

Фильм спорный. Хотя бы в отношении цензуры. Но большинство зрительских, актёрских и режессёрских мнений всё-таки склоняются к тому, что мат оправдан.

Необычность в том, что отличный юмор совмещается с ужасающими вещами.
То есть вроде бы ООООЧЕНЬ смешно, но иногда почему-то не смеешься, потому что страшно за себя, за других, потому что понимаешь, что всё, что показано - правда. Хоть и через гротеск.

И это показано не только в монологе мента в конце. Хотя в нём основная суть.
Но и этот мент - он ведь тоже один из.
На "Закрытом показе" Виталию Хаеву (капитану) задали вопрос: "А он вообще право имеет на этот монолог? Он чем от остальных отличается?". Хаев ответил, что имеет.
Я тоже так думаю, потому что он хоть и один из структуры того общества, о котором он распинается, он всё же говорит и о тех вещах, которых раньше не было. Он обращается к нынешнему поколению, и он прав.

Отношения на работе между сотрудниками, отношения в семьях и к семьям, отношение к работе, отношение к учёбе - всё показано в фильме очень правдиво, очень верно, как нельзя точно, с острым сарказмом.

Какой-то критик сказал, что фильм - это говно в шоколаде. Не потому что фильм говно. А потому что мы живём в говне, но как бы и в шоколаде. И в фильме кто-то увидит одно, кто-то другое. Например, моя знакомая мне сказала: "Смешной фильм!". Еще один человек в возрасте сказал, что ему не понравился фильм. Но потом признался, что не понравился только потому что больно смотреть правде в глаза, потому что сам вырастил такого "Валю", которому ничего от этой жизни не надо, который живёт в каких-то иллюзиях, боится жизни.
Зрители в Риме беспрерывно хохотали над фильмом, а в Германии одна женщина в истерике кричала, что у неё такой же растёт.

Интересно и название фильма. Валя изображает жертв, потом он становится убийцей, Оля, девушка Вали говорит: "Вот мы с тобой живём, изображаем, что ты мой мужчина, а я твоя женщина...", Сева, который уже был готов пойти на преступление, отпустив преступника ради денег, тоже изображает милиционера (блюстителя порядка!), мент говорит: "А они знают, что нужно изобразить, чтобы от них отъе..лись!", лицемерие пронизывает фильм, соответственно, общество.

Я считаю, что в "Изображая жертву" продемонстрирована очень актуальная, очень точная модель современного общества.

Фильм стал знаковым, точно смоделировав современное общество и обнажив одну из самых актуальных проблем современности - проблему .... молодёжи.

3
Фото Юрий Храпов
отзывы:
35
оценок:
87
рейтинг:
29
9

Фильм в стиле… ммммм… это какой-то современный стиль… рашн модерн… какой-то идиотизм… с каким-то маразмом… ну так и есть: стиль "модерн рашн маразматизм"… Хотя, среди бесконечного дебилизма, кретинизма и дегенератизма, среди нескончаемых дебилов, кретинов и дегенератов встречаются и вполне трезвые и здравомыслящие персонажи, вот только слов у них не хватает, чтобы описать этот самый рашн модерн (современную российскую действительность), вот только понимания у них не хватает, чтобы постичь этот самый рашн модерн, вот только сознания у них не хватает понять, куда катится этот самый рашн модерн, и что нужно сделать, чтобы этот самый рашн модерн не укатился совсем уж куда-нибудь не туда…
Прекрасный сценарий, прекрасная работа съёмочной группы, прекрасные актёрские работы! Мои страхи, относительно рашн модерна, усилились после их работы!

1
Фото Nicholas Loginov
отзывы:
23
оценок:
168
рейтинг:
12
7

Нефть может месяц литься по водопроводу в квартиры 280-ти многоквартирных домов, а на митинг мы будем выходить из-за перевода Самары на московское время и из-за возможного банкротства "Крыльев Советов".
Сдохнем, но вечером засветло нам дай погулять и на футбол сходить.
С выборами, с судами, со свободой слова все нормально, точнее похую.
А московское время и "КС" - это проблема.

1

Галерея