Фильм

Фильм Изображая жертву

Россия, 2006

6.9
7.1
Изображая жертву – афиша
1/4

Кинодебют театрального режиссера Кирилла Серебренникова

Некто Валя (Чурсин), деклассированный юноша тридцати лет, работает муляжом жертвы на милицейских следственных экспериментах. Его собственная жизнь тем временем тихо, но верно ложится в канву известного произведения с несчастной Олей-Офелией, бог знает за каким хреном мечтающей за него замуж, дядей Петей-Клавдием, озабоченным вопросами жилплощади, и сизым призраком отца. Неожиданно удачная кинопьеса из закромов русской новой драмы.

СтранаРоссия
ЖанрыКомедия
Продолжительность1 час 35 минут
Дата выхода8 июня 2006
Дата выхода в России8 июня 2006
Возрастное ограничение16+
Выпускник физического факультета Ростовского государственного университета театром увлекался еще в школе. В 1990-е ставил спектакли в театрах Ростова-на-Дону, снимал клипы и документальное кино, работал на телевидении. В 2001 году наделал шороху московский дебют Серебренникова — спектакль «Пластилин» по пьесе Василия Сигарева в Центре драматургии и режиссуры, веха в истории отечественной «новой драмы». Далее современные пьесы в постановке Серебренникова стали появляться в МХТ им. Чехова («Терроризм», «Изображая жертву»), Театре им. Пушкина («Откровенные полароидные снимки»), «Современнике» («Голая пионерка»); каждый из спектаклей брутален, дерзок и говорит с публикой на щекотливо современном языке. Попутно в прокат выходят фильмы «Изображая жертву», «Юрьев день», «Измена», «Ученик», производя резонанс на международных фестивалях. В 2010-е Серебренников много работает с русской классикой; «Господа Головлевы» в МХТ им. Чехова с Евгением Мироновым — безоговорочный шедевр российского театра начала XXI века. В 2002 году в Школе-студии МХАТ был набран курс под руководством Серебренникова — «Седьмая студия»; студенты вскоре составят основу труппы авторского театра своего учителя. В 2012 режиссер в темных очках и бейсболке возглавил Театр им. Гоголя, преобразовав его полностью и назвав «Гоголь-центром»; из захолустного театр скоро стал самым популярным в городе. Здесь Серебренников ставил большие спектакли с просветительским и гражданско-политическим уклоном («Мертвые души», «Кому на Руси жить хорошо», «Машина Мюллер») и приглашал к сотрудничеству едва ли не всех видных представителей нового театрального поколения. В 2021 году власти Москвы не стали продлевать контракт с Серебренниковым, в результате чего он покинул «Гоголь-центр», а полномочия худрука перешли Алексею Аграновичу.

Рецензия «Афиши» на фильм «Изображая жертву»

5

«Русское кино в жопе, русское кино в жопе, только Федя Бондарчук крутой», — бубнит из квадратика посреди черного экрана некто Валя (Чурсин), пренеприятный юноша тридцати лет в майке South Park и напяленной на немытую голову бейсболке. «Зачем «жопу» сказал? — сокрушается держащая видеокамеру милицейская прапорщица (Михалкова). — Теперь стирать все, ох».

Кинодебют театрального режиссера Серебренникова открывается сценой, подтверждающей распространенное дилетантское мнение, что новая русская драматургия — это злободневный социальный комментарий плюс слово «жопа». Не исключено, что так и задумано, — как самопрезентация для тех, кто давно не был в театре и не знает, с кем предстоит иметь дело.

Исходник «Жертвы» — пьеса братьев Пресняковых, которую Серебренников пару лет назад поставил на сцене — c большим, как говорят, успехом. Герой, упомянутый Валя, ввиду отсутствия жизненных перспектив, талантов и воли работает муляжом жертвы на милицейских следственных экспериментах; работает умышленно бездарно, несмешно юродствуя над чужими судьбами, финалы которых ему поручают инсценировать. Его собственная жизнь тем временем тихонько ложится в канву другой популярной пьесы — с квелой Офелией, Гертрудой, потчующей его винегретами, дядей Клавдием, имеющим виды на его жилплощадь, и сизым призраком отца, приносящим на подошвах талый снег с улицы.

Если мне все правильно объяснили про современный русский театр, то любовь или нелюбовь к серебренниковским постановкам — вопрос скорее культурной ориентации, чем чего-то еще; то же относится и к «самым востребованным после Чехова» драматургам Пресняковым. Если я все верно понял, у них там, как в фильмах Джорджа Ромеро, людям многое прощают только за то, что они живые, теплокровные; за то, что люди, в конце концов. В кино на одном наличии пульса выехать по объективным причинам сложнее, так что Серебренникову сам бог велел сейчас навернуться; были, каюсь, и прибаутки на этот счет заготовлены — но не пригодились.

В драматургическом смысле «Жертва» как паровоз: разгоняется трудно, но потом уже летит так, что только держись, вплоть до положенного в финале взрыва парового котла — его роль выполняет выход под занавес Л.М.Ахеджаковой, совмещенный с монологом капитана милиции (Хаев) о равнодушии. Серебренников, конечно, компиляторствует, но делает это как-то занятно: удивительно, скажем, за спиной у тени отца Гамлета обнаружить вдруг ушастую тень «Донни Дарко». Еще он манерничает со светом и ракурсами (так, наверно, положено театральному человеку, дорвавшемуся до камеры), и фильм его в итоге не слишком приятный на вид, но этой своей неприятностью и завораживающий, как та лужа, натекшая на паркет с раскисших ботинок привидения.

Остающееся от «Жертвы» ощущение внутреннего дискомфорта, пресловутого фонтриеровского камешка в ботинке, на самом деле не объяснить ни рассказанной историей (на нее, мягко говоря, плевать), ни хваленой пресняковской приметчивостью до архетипов русского бреда. Дело, видимо, в том, что для Серебренникова весь этот золотушный псевдогамлетовский расклад — вещь предельно конкретная; что пресловутый Валя, этот принц мудацкий, лезущий японскими палочками в мамин винегрет, — это и есть Серебренников, Пресняковы, да любой другой относительно молодой русский художник, дежурно бунтующий на коммунальной кухне и если у кого вызывающий искреннюю симпатию, то у добрых прапорщиц (на днях буквально слышал, как очень тепло относящаяся к Серебренникову девушка-театровед, совершенно как героиня Михалковой, с той же нежной укоризной в голосе, сетовала на открывающий монолог картины: «Ладно «жопа», но зачем же он Федю так?»). Такая немножко противоестественная культурная ситуация сложилась: с одной стороны — вековечный винегрет, а с другой — эскадрон принцев, что-то из себя изображающих (ключевое в этой истории слово не даром в название вынесено). Интересней всего, что в данном раскладе к винегрету испытываешь в сто раз больше симпатии, чем к Гамлету. И это — тут Серебренников совершенно прав — есть одна из главных проблем текущего момента.

31 мая 2006
7

Вообще-то “Изображая жертву” – это спектакль, поставленный Кириллом Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых, уже второй сезон идущий на сцене МХТ. И вот спустя два года Серебренников решил перенести свое детище на экран.
Отрадно, все-таки, что в наше время повального копирования Голливуда, есть такие авторы как Серебренников. Не спешащие доказывать всем, что и мы умеем снимать блокбастеры с многомиллионным бюджетом, не гонящиеся за длинным рублем (или хотя бы делающие это не столь явно), а снимающие умные фильмы про жизнь. И пусть представлено это в шутовской форме, но это уже издержки времени. Смех сквозь слезы, над поколением молодых еще людей, не умеющих и не хотящих жить по-взрослому, отвечать за свои поступки, предпочитающих “играть в жизнь”.
Ценность данного произведения, прежде всего в точном отображении этого самого поколения. Публика у нас уже отвыкла от умного молодежного кино. Все эти подражания “Американскому пирогу” привели к тому, что уровень интеллекта героев многих картин стремительно снижается к нулю. От этого страдает, в первую очередь, зритель, смотря на тупых озабоченных подростков, он, в конце концов, рискует вообще разучиться думать. А тогда не над чем будет даже смеяться.
А ведь эти 25-30 летние наши сограждане еще не совсем потерянны. Их бы направить в нужное русло и еще, быть может, все обойдется. Конечно, они заигрались, им бы давно пора семью да детей, а ведь так хочется еще куражиться и пулять из пистолетов.
Играть в жизнь гораздо проще и интереснее, чем жить играя. Вот и получается какой-то сплошной фарс. “Черная комедия”, по выражению режиссера. Страшные, вроде бы, моменты – убийства, смерть – все неестественно просто, словно в компьютерной игре, никто не воспринимает это всерьез.
Главный персонаж Валя - типичный герой нашего времени – “закончил университет”, но вместо нормальной работы устраивается в милицию, исполняя роль жертвы на следственных экспериментах. Да и не нужна ему так называемая “нормальная работа”, его вполне устраивает кривляние перед камерой в руках милиционерши – Михалковой.
Личная жизнь – тоже игра. У каждого своя, по собственным правилам, но, тем не менее, игра. А если так, то в любой момент можно начать с начала. Проблема лишь в том, что когда действительно оказываешься за бортом жизни, то никаких перезагрузок не будет. В это сложно поверить, когда все вокруг убеждает в обратном, сложно измениться – привычка. И смотрит на этих тридцатилетних мальчиков и девочек старшее поколение и не понимает их.
“У меня в твоем возрасте уже дети были!” – говорит капитан милиции, обращаясь к Вале, - “вам же все пофигу, на все насрать!”.
Длинный монолог капитана, в великолепном исполнении Виталия Хаева, один из самых ярких эпизодов фильма. И не потому, что в нем присутствует огромное количество ненормативной лексики, а проще говоря, мата. Просто в этом тексте столько душевного возмущения, негодования и непонимания смысла жизни теперешней молодежи, которое проникает глубоко в самое сердце и заставляет задуматься об этом самом смысле жизни. И тогда приходит озарение – черт возьми, да ведь он прав!
Такой точный разбор духовных качеств конкретного поколения был последний раз представлен Кареном Шахназаровым в его фильме “Курьер”. Сравнение с этой картиной неизбежно, у них невероятное количество точек соприкосновения. Недаром Серебренников говорил, что именно ”Курьер” является одним из его вдохновителей. И тем приятнее сравнение с Шахназаровым, что “Изображая жертву” по силе духовного, эмоционального и интеллектуального посыла не уступает отечественной классике.
Здесь не идет речь о точном копировании, произведения подобного рода вряд ли заслуживают столь лесных слов. Но попытка перенести на экран всю пустоту 2000-х, как в свое время сделал Шахназаров, не потеряв при этом чувство стиля и не сбившись в сторону откровенного треша, дорогого стоит.
Не надо ожидать от “Изображая жертву” каких либо визуальных откровений. Это, прежде всего пьеса, смориться она с одной стороны вполне театрально, с другой – вполне кинематографично (эпизод с полетом ключей мог бы украсить любой боевик), а местами даже экспериментально.
Актерская игра не вызывает никаких нареканий, благо Серебренников в этом очень хорошо разбирается. На главную роль он пригласил Юрия Чурсина, бесподобно вжившегося в образ Вали. Внешность, манера разговаривать, невероятная естественность и жизненность, залог успеха молодого актера. Любопытно, что в театре эту роль исполняет совершенно другой актер.
Получается, что, несмотря на заявления главного героя, что “русское кино в жопе”, на деле это далеко не так. В таком случае, все мы получаем очередной шанс. Шанс на то, что, посмотрев фильм, следующее поколение сделает все, чтобы к нему не прилип ярлык “потерянное”.

20 марта 2008
9

Да, главный герой действительно напоминает "коллегу" из "Курьера" Карена Шахназарова, только с поправкой на современность - "все по ..й, а главное по ..й, что по ..й"... 30-летнему зрителю многое будет знакомым: незамужняя отчаявшаяся барышня, бессмысленные пьяные поступки, глухая бытовуха, да и подорванная психика отечественного футбольного болельщика, в конце концов. Это как, помните, в школьном курсе литературы: "произведение обличает пороки общества таких-то годов". Изменится ли что-то после прочтения?..

17 мая 2010
9

Краткий сюжет: живёт такой парень Валя. Вроде бы закончил университет, неглупый, есть девушка. Но работает на странной работе - при расследовании в милиции он изображает потерпевших.
В фильме представлено 5 эпизодов, снятых на камеру следственных эксперементов.
Между этими эпизодами показана Валина жизнь вне работы, его отношения с матерью, с дядей, с девушкой.
Интересен лейтмотив "Гамлета". Валя - как будто Гамлет нашего времени, но не тот возвышенный, а наш, современный - трусливый, лживый, но умный. То есть какое время - такой и Гамлет. И еще вчера говорилось, что считается, когда в театре или кино затрагивается образ Гамлета, то это прямой признак того, что "не всё в порядке в Датском королевстве...".

Фильм спорный. Хотя бы в отношении цензуры. Но большинство зрительских, актёрских и режессёрских мнений всё-таки склоняются к тому, что мат оправдан.

Необычность в том, что отличный юмор совмещается с ужасающими вещами.
То есть вроде бы ООООЧЕНЬ смешно, но иногда почему-то не смеешься, потому что страшно за себя, за других, потому что понимаешь, что всё, что показано - правда. Хоть и через гротеск.

И это показано не только в монологе мента в конце. Хотя в нём основная суть.
Но и этот мент - он ведь тоже один из.
На "Закрытом показе" Виталию Хаеву (капитану) задали вопрос: "А он вообще право имеет на этот монолог? Он чем от остальных отличается?". Хаев ответил, что имеет.
Я тоже так думаю, потому что он хоть и один из структуры того общества, о котором он распинается, он всё же говорит и о тех вещах, которых раньше не было. Он обращается к нынешнему поколению, и он прав.

Отношения на работе между сотрудниками, отношения в семьях и к семьям, отношение к работе, отношение к учёбе - всё показано в фильме очень правдиво, очень верно, как нельзя точно, с острым сарказмом.

Какой-то критик сказал, что фильм - это говно в шоколаде. Не потому что фильм говно. А потому что мы живём в говне, но как бы и в шоколаде. И в фильме кто-то увидит одно, кто-то другое. Например, моя знакомая мне сказала: "Смешной фильм!". Еще один человек в возрасте сказал, что ему не понравился фильм. Но потом признался, что не понравился только потому что больно смотреть правде в глаза, потому что сам вырастил такого "Валю", которому ничего от этой жизни не надо, который живёт в каких-то иллюзиях, боится жизни.
Зрители в Риме беспрерывно хохотали над фильмом, а в Германии одна женщина в истерике кричала, что у неё такой же растёт.

Интересно и название фильма. Валя изображает жертв, потом он становится убийцей, Оля, девушка Вали говорит: "Вот мы с тобой живём, изображаем, что ты мой мужчина, а я твоя женщина...", Сева, который уже был готов пойти на преступление, отпустив преступника ради денег, тоже изображает милиционера (блюстителя порядка!), мент говорит: "А они знают, что нужно изобразить, чтобы от них отъе..лись!", лицемерие пронизывает фильм, соответственно, общество.

Я считаю, что в "Изображая жертву" продемонстрирована очень актуальная, очень точная модель современного общества.

Фильм стал знаковым, точно смоделировав современное общество и обнажив одну из самых актуальных проблем современности - проблему .... молодёжи.

19 октября 2009
9

Фильм в стиле… ммммм… это какой-то современный стиль… рашн модерн… какой-то идиотизм… с каким-то маразмом… ну так и есть: стиль "модерн рашн маразматизм"… Хотя, среди бесконечного дебилизма, кретинизма и дегенератизма, среди нескончаемых дебилов, кретинов и дегенератов встречаются и вполне трезвые и здравомыслящие персонажи, вот только слов у них не хватает, чтобы описать этот самый рашн модерн (современную российскую действительность), вот только понимания у них не хватает, чтобы постичь этот самый рашн модерн, вот только сознания у них не хватает понять, куда катится этот самый рашн модерн, и что нужно сделать, чтобы этот самый рашн модерн не укатился совсем уж куда-нибудь не туда…
Прекрасный сценарий, прекрасная работа съёмочной группы, прекрасные актёрские работы! Мои страхи, относительно рашн модерна, усилились после их работы!

26 февраля 2011
7

Нефть может месяц литься по водопроводу в квартиры 280-ти многоквартирных домов, а на митинг мы будем выходить из-за перевода Самары на московское время и из-за возможного банкротства "Крыльев Советов".
Сдохнем, но вечером засветло нам дай погулять и на футбол сходить.
С выборами, с судами, со свободой слова все нормально, точнее похую.
А московское время и "КС" - это проблема.

29 августа 2010
Все отзывы
Читайте также
120 главных российских фильмов
120
главных российских фильмов
120 главных российских фильмов
15 кинопремьер декабря
15
кинопремьер декабря
15 кинопремьер декабря
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
Онлайн-премьеры недели: «Уиллоу», «Замерзшие», «Медленные лошади», «Сплетница»
22 сериала декабря
22
сериала декабря
22 сериала декабря
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость