Киноафиша Москвы

Фильм «Трое на снегу»

Drei Männer im Schnee (1974, ФРГ)

0
  • 16+ 1 час 32 минуты
  • жанр
    Комедия
  • Дата выхода:

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1756

Зимним вечером - тайком от домашних, без чемодана, только с зубной щеткой - владелец заводов, делец и коммерсант Отто Тоблер ступил за порог на снег и взял курс в горы, в комфортабельную альпийскую гостиницу «Хохгургль».

Нет, среди фуникулеров, бассейнов, игровых автоматов и ресторанов, в обществе массажистов и вышколенной прислуги господина Тоблера ждала не юная фрейлейн - «Трое на снегу» не мелодрама с адюльтером. И не триллер о промышленном шпионаже - хотя именно с целью скрыть свою личность как от конкурентов и журналистов, так и от собственных сотрудников Тоблер зарегистрировался в »Хохгургле» под вымышленным именем. «Трое на снегу» - салонная комедия с перепутанными миллионером и автомехаником, их родственниками и воздыхательницами, а также дамами легкого поведения, охочими до принцев, и гостиничными халдеями, жадными до чаевых: всем им предстоит увязнуть в том снежном коме веселой неразберихи, который своим единственным обманным поступком господин Тоблер залепит посреди и без того суматошной атмосферы высокогорного отеля, готовящегося принять участников церемонии вручения крупных промышленных призов.

Почему комедия «салонная»? Этим прилагательным с начала прошлого века отмечали тот тип комедий, пространство которых ограничено одним, но всенепременно элитным местом - миллионерским шато, пятизвездочной гостиницей, дорогим курортом или снятым для бала театром. Двигателем интриги становятся столпы общества - люди, настолько оторванные от материальных проблем, что при столкновении с проблемами представителей иного сословия они проявляют радикальную инфантильность, что влечет за собой цепочку недопониманий и недоразумений, вовлекающую рикошетом родичей, детей, стариков, прислугу, домашнюю псину и решительно все, что движется; принцип драматургии этих комедий можно грубо сравнить с эффектом «испорченного телефона». Поскольку, опять-таки, герои богаты, такая комедия - повод показать широким массам по цене кинобилетика последние достижения бытовой техники, моды и сферы увеселений; все самое последнее и дорогое, что надо успеть запечатлеть, прежде чем короткая жизнь фэшн-атрибута угаснет, эксцентрично по природе, а оттого комедия еще смешнее.

Разумеется, жанр цвел пышным цветом в немом кино; перед ним не устоял даже такой кислый демократ как Чаплин («Праздный класс», 1920). В Голливуде 30-х он оставался на правах козырной карты и подарил истории кино «Воспитание крошки» (1938) и »Филадельфийскую историю» (1940). Однако с упразднением цензурного кодекса и демократизацией американского общества сгинул, пару раз всплыв лишь в виде нарочитой стилизации («В чем дело, док?» Богдановича, 1972) - и не дело нашей крошечной статьи вскрывать причины этого. Салонную комедию еще некоторое время играли во Франции («Оскар», 1967), но май 1968-го наложил на нее вето и там.

Однако она осталась жива и в наилучшей форме в традиционно провинциальных кинематографиях, какими были кинематографии Центральной Европы - например, Венгрии («История моей глупости») - и, что занятно, в тоталитарных странах, в том числе СССР, где именно в годы сталинизма была создана одна из лучших салонных комедий мирового кино - «Весна», в которой в роли такого «богатого собранья» выступила, собственно, киностудия «Мосфильм». Превосходный образец салонной комедии мы имеем и в лице «Троих на снегу», третьей экранизации успешного плутовского романа Эриха Кестнера, впервые изданного еще в начале 30-х. Виртуозно переведенный на русский язык и выпущенный «Совэкспортфильмом» на потеху советских пустосмешек в первоапрельский праздник 1976 года, этот отпето «буржуазный» фильм вызвал недоумение даже у обозревателя тогдашнего рекламного журнала «Новые фильмы», чьей задачей была исключительно пропаганда всего, что поступало в советский прокат: «Хотя режиссура и операторское решение фильма высокопрофессиональны, картину захлестывает художественный штамп с его стандартизацией киноязыка и желанием авторов во что бы то ни стало поразить зрителей красотами пейзажа, изысканностью интерьеров, причудливостью и пестротой костюмов, сверхмодными прическами». Что ж, в конце концов, нужда полистать свежий журнал мод, видимо, присутствует среди первостепенных потребностей человека, а у человека советского такой возможности не было - их функцию выполняло импортное кино вроде «Троих на снегу». За него, как и за многие другие кинобезделицы немецкого режиссера Форера (его детективные фильмы «Ответ знает только ветер» и »Срок семь дней» мы планируем показать осенью), советский зритель проголосовал рублем - фильм стал одной из самых посещаемых комедий в СССР 70-х.

Будет ли нам смешно? Как-то Моника Витти, завсегдатай эстрадных телешоу и героиня многих юмористических фильмов, все ж не клоунесса, раздумывая, как бы определить свою актерскую нишу на кинонебосклоне Италии, сказала: «Видите ли, я веселая актриса». «Трое на снегу» - именно что веселое кино; и если у вас поднимается настроение от старых спектаклей Театра сатиры и телевизионных демаршей Рины Зеленой - вам сюда решительно и бесповоротно.

0
Отзывы пользователей
Пока нет ни одного отзыва. Будьте первым.

Галерея