Достаточно тяжеловесный, пафосный, политизированный продукт, изрядно ангажированный.
Скорее всего Кавани не справилась с масштабом поставленной задачи - охватить фильмом несколько десятков персонажей, находящихся в охваченном войной Неаполе.
Вдобавок еще картину подпортила изрядная доля гротеска.
В Ночном портье, положим, так же присутсвовали и гротеск, и символичность, да и политика, но масштаб картины был иной, уголок Вены и несколько персонажей...
В результате в Шкуре ни один из героевтак и не раскрывается, несколько сюжетных линий вообще теряются.
Роль Кардинале заключается в нескольких, не связанных практически друг с другом появлениях.
Мастрояни хорош, как и всегда, но этого для картины с такими претензиями мало.
Осадок добавляет вольное обращение режиссера с фактами и, как я уже писал, гротеск для большего эффекта.
Мастрояни обедает человечиной в американском кафе, опять человечина, но уже на приеме американского генерала, американский танк, медленно проезжающий по итальянцу, который приветствовал этот танк.
У раздавленного танком итальянца в руке, что характерно, американский флаг.
Итальянцы откармливают, а потом едят пленных немецких солдат , на столе у собравшихся на раут аристократов оказывается мертвая простонародная девушка.
Ну про проституцию, содомию, оргии и прочие прелести оккупированного города вообще молчу.
Хотя до натуралистичности того же Сало не доходит.
Надо всем эти - извердение Везувия, которое режиссер тоже сместила на год и приурочила именно к происходящим в фильме событиям.
Короче - кино посмотреть можно, но на любителя, особенно если любитель разделяет левацкие вгляды Кавани.
Резюмируя - режиссер просто не справилась с объемной задачей, да еще подпортила фильм чрезмерной ангажированностью и символизмом.
Гротеск и символизм надо уметь использовать, особенно в таких темах, как фашизм и война, как это делали Пазолини, Висконти, Вайда, фон Триер, да та же Кавани в Портье...
Самый натуралистический фильм в творчестве Лилианы Кавани, которая никогда не боялась осуждения общественности и борцов за устои. Вторая мировая война подходит к концу. Американцы высадились на юге Италии, где практически без боя взяли город Неаполь, в котором на некоторое время и обосновали свои базы. Войска ожидали жестокое сопротивление со стороны немцев, но на деле встретили лишь праздно шатающихся горожан, с интересом разглядывающих новоприбывших в надежде распознать возможности, открывающиеся перед ними. А возможности, прямо скажем, весьма широкие. Если у вас есть дочка-девственница, ее можно за деньги выставить перед очередью похотливых солдат и разрешать за доллар-другой пощупать ее промежность. Нет дочери, но есть юный сын? Тоже вариант – продать на рынке педофилам из арабских стран. А уж если есть доступ к сигаретам или алкоголю, то и вовсе дорога к богатству. Нищая страна, которой нет дела ни до моральных устоев, ни до хрупкой любви, вспыхивающей между американским солдатом и итальянской девушкой, между итальянским генералом и американской летчицей. Грубовато-откровенный, обвиняющий фильм Лилианы Кавани.
Вероятно, второй по популярности и крутости фильм Кавани после «Ночного портье». В основе фильма – роман скандального итальянского коммуниста Малапарте, вещавшего о грубостях войны, глупостях людей, жестокости мира, поэтому такое огромное количество жестокостей, шипящих с экрана, вполне оправдано, бьет очень точно и хлестко, и без этого, увы, не обойтись. Конечно, подобный уровень выразительности, подобный едкий тон, подобные неприглядные образы для многих, тем более итальянцев, покажутся через чур оскорбительными. А может и слишком правдивыми. Куда может скатиться человеческое общество, загнанное лишениями, голодом, насилием – вопрос далеко не из легких, но ответы на него еще более непростые. Но судить в данной ситуации сложно, ибо для этого нужно самому иметь представление, что творилось там, а ни мы, ни Кавани, этим знанием поделиться не могут. Малапарте, конечно, может, но тут другой случай.
Как режиссер-женщина, Лилиана Кавани решила показать истории, описанные в книге, под несколько феминистическим углом, что с ней происходило не так часто, как можно было бы ожидать. На первый план вышли истории трех женщин - “неаполитанской девственницы”, “принцессы” и “авиаторки”. Причем тайна, путь каждой из них трагически рушится. Сексуальное раскрепощение принцессы развеивается пшиком. Поход покорения мира мужчин бесстрашной летчицы завершается групповым изнасилованием в кузове грузовика американскими солдатами, невинность “девственницы” прерывается грубым вторжением руки разъяренного влюбленного. Не такие уж женственные линии, согласитесь. Есть ли тут место для феминизма? А вот как раз тут он и есть самый настоящий, это вам не книжками бронтэ бросаться в старбаксе.
Сам фильм не является, конечно, самым страшным фильмом о войне. Да и о самой войне тут сказано не так много - она бушует где-то там, на богатом, непонятном и далеком севере, где американские солдаты бегают с указателем “Roma”. С одной стороны, Кавани вновь отдает дань памяти наследию итальянского неореализма и даже постнеореализма. То есть если ужасы и кошмары в фильме есть, то они совсем не по вине автора, а потому, что таков мир истории, о которой идет речь. С другой стороны, именно тут режиссер доходит до какого-то рубежа, за которым лежит уже более абсурдные сновидения, и даже делает по этой территории пару шагов. Впрочем, проще от этого смотреть фильм все равно не становится.
«Мы должны показать себя достойными позорища Италии» - достаточно выдрать из контекста только эту фразу одного итальянского солдата, чтобы понять о чём дальше будет речь.
Итак, 1943 год, в Неаполь входят союзные войска. Местные жители пытаются выжить в новых условиях. Как? Довольно странным образом - проституция, педерастия, содомия, торговля пленными - в ход идёт всё. Матери предлагают своих детей диким марокканцам, а сами отдаются неграм, в то время как мужчины шьют для них парики на лобок из светлых волос (потому что негры любят светленьких). В самом Неаполе страшный голод - мертвых не вывозят месяцами, но не беда! Зато можно заменить недостаток мяса в кус-кусе.
При этом главнокомандующий американскими войсками генерал Кларк (Burt Lancaster) кажется больше озабочен проблемой "первой ночи" в Риме, чем локальными проблемами. С комиссией из США прилетает отважная женщина-лётчица (Alexandra King), но основной её целью является пиар и подготовка к будущим выборам мужа в Сенат.
Эти "будущие победители" должны были принести Италии свободу. Они её и принесли. Вместе с чумой.
Местная принцесса Консуэлла (Claudia Cardinale) - старается не терять головы, но что она одна может сделать?
На фоне этих трагических событий выделяется капитан итальянской армии Малапарте (Marcello Mastroianni) - своего рода связной между местной властью и союзными войсками. Он ходит, показывает и рассказывает - по сути дела как экскурсовод в любом музее искусств.
В общем ад. Неудивительно что Везувий чётко дал это понять.
Чтобы высоко подняться надо низко упасть.