КиноафишаМосквы

Фильм «После жизни»

Wandafuru raifu (1998, Япония)
5.8
оценить
Кино: «После жизни»
Кино: «После жизни»

Режиссер фильма «После жизни»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Михаил Брашинский
отзывы:
503
оценок:
77
рейтинг:
946

После смерти люди попадают в загородный санаторий — чистилище, где им предлагается выбрать из жизни единственное воспоминание. Его снимут на кинопленку, в этом фильме они и будут жить. Удивительная в своем прямодушии картина умудряется избежать тяжеловесного символизма, ложной многозначительности и других опасностей, связанных с местом действия, а в финале, приблизившись интонацией к Харуки Мураками, еще и вышибить слезу. Как и при видеопросмотре «Звонка», испытываешь смутно-тревожное чувство, которое зарождается где-то на пересечении путей — кино, смерти и твоего собственного.

1

Отзывы пользователей о фильме «После жизни»

Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
348
9

А если и впрямь после смерти не будет ни суда, ни рая, ни преисподней, а только одно единственное неизменное счастливое воспоминание? Выбираешь его за три дня в странном чистилище похожем на заброшенную школу и поселяешься на целую вечность (причем других воспоминаний уже не будет). Не ад ли это? Первое, что вызвала у меня (в общем-то, наверное, гуманная и даже нежная) гипотеза Хирокадзу Корээда – протест. Даже ассоциация выплыла страшненькая такая: тесная свидригайловская банька, где мрак, да пауки; и вся вечность размером с копейку.

Вдумайтесь же! Только один день (утро, вечер, ночь), пусть и самый счастливый, но ничего же ведь кроме. Ни вправо, ни влево - как столпник с гнездом на голове. Всего один день, наколотый бабочкой на иглу вечности и запертый под ее же непроницаемое стекло. Несвобода? Неуют? Скука? Приестся, сотрется, сдуется?.. Захочется перевернуть страничку, попасть в следующий (пусть и не такой памятный) день? Испытать счастье поновее, открыть другое окно, нырнуть в другую глубину, скользнуть в иную плоскость?..
Сиди (или лежи, или ходи) и бесконечно пялься, как прикованный сурок, на то, что когда-то заставило тебя летать! Без конца любуйся личной радугой, которую, словно незатейливый рекламной ролик, в кратчайшие сроки восстановят для тебя те, кто в свое время не смог вспомнить ни одного мига, в каком хотел бы скоротать вечность.

Кстати, мне казалось поначалу, что вот они-то точно уникумы. Люди по-настоящему ответственные за прожитое, честные с собой. Потому что… ну, невозможен же выбор этот! Предпочтешь один розовый миг – предашь другие, в том числе и нерозовые. Снизойдешь до лоботомии, стерилизации памяти…

Уникумов таких единицы. Ведь долго мучиться с выбором самого счастливого дня большинству вовсе не приходится. Большинство живет простыми «всехними» радостями. Большинство не совершает великих дел, не участвует в грандиозных событиях, не грезит «небами в алмазах», не ищет сверкающих вершин и глубин без дна… А потому даже не догадывается о том, что счастье – это нечто особливое, насквозь таинственное, летящее и ни капельки не похожее на будни, шаркающие стоптанными тапками в своей бесхитростной простоте. Большинство берет в вечность элементарное меню (блины, рис с курицей…), повседневное общение (сидеть с женой на лавочке и говорить о кино, прижиматься к маме, когда она чистит тебе уши, льнуть к женатому любовнику в номере отеля…), немудреные развлечения (Диснейленд, танцы, полет на самолете, сахарную вату облаков, цветущую сакуру…).

Но, знаете, в какой-то момент осуждение тех, кто в трехдневный срок без труда выбрал воспоминание (сурки счастья!), сменилось пониманием, что протестует против одного вида, одного счастливого дня не моя свободолюбивая или там справедливая натура, а то, чем, думается, все мы отравлены (потому и не замечаем, и не боимся) - кликовое (или как раньше - клиповое) сознание: быстро посмотрел, перелистал и, не пережив, поспешил дальше. «Сплющенное», «картотечное», «на бегу» вИдение. Чередование, чередование или смерть. Ага! А у столпника с гнездом на голове перед глазами всегда одна картинка, но нам ли знать, сколь много и разно и ЧТО он видит?!

..А вот восхищение теми униками, которые не рискнули выбирать, постепенно сменилось жалостью к ним. Ведь раз не было пиков, которые всегда легко вспомнить и восстановить в мельчайших деталях, пиков, концентрирующих в себе всю жизнь, значит, не было и полноценного существования (а фильм этот, уверена, не о смерти и вечности и как ТАМ все устроено, а об истинной полноте ЗДЕСЬ). Так что тот, кто избрал будничный вечер с женой, выбрал – вечную любовь, а тот, кто «заказал» курицу с рисом, – вечный вкус жизни, кто цветение сливы, – вечную красоту, кто небольшой самолет, – вечные крылья…

Но все, о чем писала выше, все мысли, все открытия сходят на нет, становятся чем-то незначительным, неглавным по сравнению с финальным откровением, снизошедшим как чудо!
Я смотрела это неспешное кино и перебирала в памяти свои счастливые моменты, думала, какой из них я могла бы без сомнений и изменений взять в вечность. Так и не выбрала. И тут этот финал, а в нем ответы-вопросы, как удары по голове: и почему все берут с собой в вечность только миги личной радости? И хватит ли нам дерзости (или смирения) выбрать не тот день, где нам было счастливо, а тот, где кто-то был счастлив нами? И просидеть подле этого счастья на лавочке всю свою вечность?..

3
Фото vika  licheva
отзывы:
3
оценок:
3
рейтинг:
1

Это ТАКОЙ фильм ТАКОЙ фильм!
Настолько милый, сентиментальный, при это совсем не пустой. Его нужно смотреть мятежным девушкам, которые не знают чего и кого)) хотят, после просмотра все становится на свои места, точно уже понимаешь - какой день ТОТ САМЫЙ. Хотя и мужчинам тоже можно, что уж вам отказывать в удовольствии. Фильм бы я также прописала различным "тяжелым" грузящим людям, чтоб они посмотрели из каких милых и как бы несущественных вещей счастье человеческое строится, пусть видят.
Фильм смотрела на МКФ года 2-3 назад, а эмоция та до сих пор сохранилась.
Чудесный фильм!

1
Фото Анна Брандуш
отзывы:
46
оценок:
560
рейтинг:
46
7

Действие происходит в отделении по приему душ умерших. Всем, попавшим сюда, дают задание на три дня: выбрать из всей своей жизни одно-единственное воспоминание, которое хотят взять с собой в вечность. Всё остальное они ТАМ забудут. После того, как умершие делают выбор, работники отделения готовятся к съёмкам и воссоздают эти воспоминания на кинопленке. Потом проходит киносеанс, состоящий из воспоминаний, после которого все перемещаются дальше, уже навсегда. Те, кто по каким-то причинам не смог выбрать одно воспоминание, остаются работать в этом отделении.

Возникает много вопросов. Например, почему умирают исключительно японцы и почему умирают только раз в 7 (или 10 - не помню) дней, пока проходит этот цикл от объяснения покойникам, что им надо делать, до киносеанса. Правда, ближе к концу проговаривается, что это всего лишь одно из таких отделений, а, вообще, их много. Но остаются вопросы: что здесь было до появления кинопленки? Или здесь кино существовало всегда? Зачем воспоминания переснимать, если у них есть видеокассеты, где записана вся жизнь человека в точности? И т.д.

Бесспорный плюс фильма в том, что в этом загробном мире работают такие же люди, как и те, кто туда попадает. Не показано никаких высших сущностей, соответственно, нет и пафоса, которого с темой жизни после смерти избежать крайне сложно. Фильм построен на результатах опроса 500 человек о том, какое воспоминание они хотели бы взять с собой после смерти. И смотреть за тем, какой выбор и с каким трудом делают герои, очень любопытно само по себе. Но при этом бОльшая часть фильма - это обобщение. Нет какой-то частной истории, которую мы выделяем среди других, нет главного героя. Только в конце начинает обосабливаться история одного из работников отделения, который провёл здесь 50 лет, и только, когда ему досталась работа с мужем собственной невесты (они не поженились, так как он умер на войне в возрасте 21-го года), герой смог сделать свой выбор. Его воспоминанием стало неожиданное осознание того, что он сам стал для кого-то тем счастливым моментом, который забрали с собой.

Вообще, если поверить в то, что после жизни остается одно-единственное воспоминание, как высшая ценность, то многое начинаешь переосмысливать. Думаю, задача этого фильма в том, чтобы каждый зритель задумался, какой момент он сам взял бы с собой.

0

Галерея

Главная фотография: Engine Film