Антуан Дуанель увольняется из армии и возвращается к привычной жизни. Третий фильм так называемого «дуанелевского» цикла, начатого «400 ударами». Вызвал конфликт между коллегами по французской «новой волне» Франсуа Трюффо и Жан-Люком Годаром, потому что, по мнению последнего, главный герой сильно обуржуазился.
Мелодрама |
16+ |
Франсуа Трюффо |
14 августа 1968 |
1 час 30 минут |
Пережив в предыдущих сериях 400 ударов плюс холодность любимой Колетты, Антуан Дуанель (Лео) возвращается на экран звездой дисциплинарных батальонов. Демобилизовавшись, он устраивается сначала портье, потом частным детективом, потом телемастером, очаровывается одной женщиной, Фабьен Табар (Сериг), но учится любить другую, Кристин Дарбон (Жад).
В заглавие одного из лучших фильмов Франсуа Трюффо вынесена частица одной из лучших песен Шарля Трене: «Увядшее счастье, растрепанные ветром волосы, украденные поцелуи, ускользающие мечты. Что осталось от нашей любви, скажите мне?» Подобно Трене, Трюффо почти всегда умел быть непостижимо трогательным — без малейшего притом надрыва. История того, как ребенок, ровно дыша, становится мужчиной, разыграна без слез и без страстей, но с каким-то детским и насмешливым спокойствием. История эта не столько про отношения, сколько про обретение себя. Не случайно же любовь в этом фильме кажется либо назойливо надуманной и плотской (и от такой Антуан озабоченно прячется под одеяло), либо чересчур плюшевой и домашней (от такой он спокойно бежит себе на работу). И, стоя перед зеркалом, он сперва упражняется в произношении женских имен, но вскоре приходит к себе, так недолго любимому: Фабьен Табар? Фабьен Табар? Кристин Дарбон? Кристин Дарбон? Антуан Дуанель! Антуан Дуанель.
Эпопея про Антуана Дуанеля, начатая в «400 ударах» (детство), и продолженная в милой короткометражке «Антуанн и Коллет» (юность) в этот раз освещает скорее этап взросления Антуана, этап влюбленности. Он ухаживает за юной девушкой Кристин, впрочем, все это перетекает во что-то похоже на хорошую дружбу, а после и женитьбу, а что делать?
Да, Антуан изменился мало. Он все-такой же разгильдяй, который не может, да и не хочет сконцентрироваться на чем-то одном и делать, как все, добросовестно свое дело. Он даже из армии в начале фильма возвращается настоящим дезертиром и лентяем. Кем он только не поработал за весь фильм, начав с отеля, откуда его турнули за непрофессионализм, заканчивая починкой телевизоров. Впрочем, основное картинное время он служит в детективном агентстве. Служит не ахти как, на работе начальство на него стабильно ругается, а потом и вовсе отправляет на не очень важное дело, в ходе которого Антуан встречает и влюбляется по уши в жену своего клиента, естественно, роковую блондинку. Все, правда, разрешается достаточно даже чуть ли не смешно и финальные кадры застают Антуана в обществе Кристин.
С позиции авторства, фильм стал самым «нововолновым», после, конечно же, картины «400 ударов». Почти все признаки этого течения в фильме можно найти без всяких усилий. Он визуально легкий, подвижный, местами даже агрессивно активный в плане работы камеры, много динамики и искр, в том числе и едко-сатирических. А уж насколько Трюффо мастер финалов – фильм только доказывает в очередной раз. Кстати, а поцелуев-то в фильме – раз-два и обчелся. Любви гораздо больше. Трюффо достает ее, укладывает на стол и начинает рассматривать через призму молодого человека, которым он сам, собственно и был когда-то. А память у Трюффо хорошая, по-крайней мере, он не забыл, что «Любовь – это все». Ну и, как построить противоречивые эпизоды, которые, поверни одной стороной – смешно, а другой – страшно, Трюффо мастер.
В фильме события мельтешат со значительной скоростью, примерно как количество сменившихся мест работы главного героя. И чаще возникает ощущение несвязанности их между собой, будто разглядываешь калейдоскоп. Это фильм-зарисовка, не претендующий на какой-либо жанр. Фильм своего времени, фильм скорее для французов, ибо подобные фильмы снимаются наверное в любой стране. Для нашей страны это может быть и "Я шагаю по Москве" и "Курьер". Кстати с последним главный герой весьма перекликается - такой же неулыбчивый, и делающий иногда странные поступки человек.