Киноафиша Москвы

Фильм «Осенний марафон»

(1979, СССР)

7.2
Кино: «Осенний марафон»

Драма Георгия Данелии по пьесе Александра Володина

История про типичного отечественного интеллигента, который по своей доброте и безвольности постоянно попадает в безвыходные ситуации, требующие от него принятия взаимоисключающих решений. В результате, вынужденный постоянно лгать и изворачиваться, он делает глубоко несчастными двух любящих его женщин.

Актеры

Режиссер фильма «Осенний марафон»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Семеляк
отзывы:
696
оценок:
70
рейтинг:
475
9

Мягкий, добрый, похожий на кролика, когда ест, переводчик Андрей Палыч Бузыкин (Басилашвили) разрывается между непринципиальной женой (Гундарева) и нетребовательной любовницей (Неелова), между искренним намерением не жать руки подлецу Шершавникову и врожденной привычкой здороваться с себе подобными, между естественным желанием выспаться после ночных похождений и понятным стремлением потрафить заезжему датскому профессору в его страсти к изнурительным рассветным пробежкам.

«Горестная жизнь плута» — гласило рабочее название лучшего данелиевского фильма. Невеселый, непривлекательный и необаятельный Бузыкин — Басилашвили поразил публику в самое сердце именно своими слабохарактерными и вроде как не от него зависящими горестями — ну не желает он руки мыть, а вот приходится! Он вроде бы хотел как лучше, но пока добежал — мосты развели; и остается только сидеть с отсутствующим взором и петь в честь очень серьезного отъезда давно повзрослевшей дочери: «Мы едем, едем, едем в далекие края». Бузыкин ведь не случайно переводчик: его жизненные терзания суть конфликты синонимов, это война хорошего с неплохим, сносного с терпимым, бой заколдованного круга с палкой о двух концах. И все было бы смешно, кабы не так грустно, ведь пить сию чашу, как и рюмку с назойливым соседом (Леонов), все одно придется до дна. А там уж неважно, тостующий ты или тостуемый.

11

Отзывы пользователей о фильме «Осенний марафон»

Фото Олег Подковыров
отзывы:
40
оценок:
101
рейтинг:
132
7

1979-й год, время “брежневского застоя”. Спокойная, размеренная жизнь советских граждан, вроде бы лишенная встрясок и волнений. Не тут-то было. Оказывается и советский человек может попадать в разного рода коллизии и ситуации, полные драматизма и нешуточных страстей.
В оригинале сценарий Александра Володина назывался “Горестная жизнь плута”. Но на плута, главный герой Бузыкин, разрывающийся между женой и любовницей, совсем не похож. Окончательный вариант - “Осенний марафон”, более нейтральный и лучше передает общий настрой картины. Осень – это всегда печаль и грусть. Осенью очень трудно принять окончательное и бесповоротное решение, поставить жирную точку. Вот и мечется Бузыкин меж двух огней, постепенно разрушая жизнь себе и своим женщинам. Персонажей такого типа полагается изображать в сатирическом ключе или же, как аморальных, лишенных жизненных принципов людей. Лирическое повествование Данелия же, полно сострадания и сочувствия к герою. Мы смотрим на злоключения человека, при этом проникаемся жалостью к себе, потому как, будем откровенны, многие из нас могут найти в себе и своей жизни схожие с главным героем черты.
Рок и судьба, наверное, главные слова в существовании Бузыкина, его жены и любовницы. И пусть он все время в движении, непрекращающийся марафон ведет его словно по рельсам, с которых невозможно свернуть. Характерный эпизод, в котором Алла дожидается героя у афиши кинотеатра, на которой крупными буквами красуется название фильма “Судьба”.
Бузыкин – персонаж страдательный, это подтверждает его образ жизни. Ему приходиться постоянно врать, на его голову регулярно сыплются мелкие хлопоты, при этом он человек добрый и мягкотелый, пытается угодить всем, по натуре не обманщик, поэтому и мучается.
Актерская игра – то, без чего не может существовать кино, то, чего не скрыть никакими спецэффектами (хотя завуалировать, конечно, можно) является главным достоинством “Осеннего марафона”.
Образ слабого и безвольного человека великолепно реализован Олегом Басилашвили. Смотря на его игру, понимаешь, почему режиссер в итоге изменил название ленты. Будь он чуть более энергичным и целеустремленным, менее интеллигентным и замысел режиссера рассыпался бы как карточный домик.
Мелодраматический антураж прекрасно создают Марина Неелова и Наталья Гундарева, играющие женщин, симметрично тянущих Бузыкина в разные стороны. Утонченная, хрупкая Алла, мечтающая о детях, и несчастная в своем одиночестве супруга Н.Е. Они никогда не встречались, но каждая из них знает о существовании другой. Соперничество их молчаливое и безжалостное, грустное и трагичное, а Бузыкин – скорее жертва, в этом противостоянии. По своей природе он не может разрешить этот конфликт, виновником которого он стал.
Попади эта история в руки менее талантливого режиссера, и на экраны мог бы выйти нуднейший “Вокзал для двоих” (не в коем разе не умоляя достоинств Рязанова как режиссера, просто это не самый удачный его фильм). Данелия, словно художник, рисует персонажей, передающие дух советского человека, непринужденно, легким, ненавязчивым юмором разбавляя драматическую основу картины. Это, прежде всего, образ соседа Бузыкина, в исполнении Леонова, передающий весь колорит русского народа. И иностранец Билл, знакомящийся с нашими традициями не только через сухие переводы текстов, но и через душевные посиделки на кухне, разговоры по душам за рюмкой национального напитка, с последующим походам в лес за грибами и ночью проведенной в вытрезвителе.
Авторский стиль Данелия - в полной мере раскрывающийся в этой картине - сочетание смешного и грустного, иронии и лиризма, замысловатых характеров и документально запечатленного городского пейзажа. Если над комедиями Гайдая принято смеяться во весь голос, то у Данелия – это легкая полуулыбка, сдобренная изрядной порцией грусти. Простота и изящество, с которой рассказана история, поражают в самое сердце.
Статичная камера, преобладание средних планов и продуманная до мелочей мизансцена. И в этом аспекте фильм близок к итальянскому неореализму. Незамысловатый сюжет, любовный треугольник, составляющий канву фильма, лишь предлог для глубокого исследования человеческой души. Просто неореалисты показывали срез буржуазного общества, тогда как мы имеем дело с социализмом. Посмотрите “Ночь” Антониони и увидите, как пересекаются эти картины. Герои оказываются в схожих ситуациях духовного кризиса, разлада семейных отношений, неспособности что-то изменить в своей жизни (у них даже профессии похожи).
‘Осенний марафон’ – замечательны образец такого кино, которого мы, к сожалению, практически лишились. Исследование характеров, человеческих взаимоотношений, переплетение судеб, исполнено с необыкновенной поэтичностью. Фильм вне времени, потому что проблемы, терзающие героев вечны. Как и осенний марафон, в котором так трудно поставить точку…

3
Фото oupsss
отзывы:
96
оценок:
217
рейтинг:
135
9

А все бегут, бегут, бегут, бегут...

Дистанция, названная марафоном, получила свое название согласно легенде о греческом войне по имени Фидиппид. Фидиппид был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Марафона в Афины. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво.

Действия фильма куда белее современны, по сравнению с легендой. Но ритм героя, не чуть не меньше чем у Марафонского гонца, хотя возраст уже почтенный.
Жена - на одном берегу Невы, любовница - на другом, коллега - жалкая, бездарная, сосед - алкаЧ, студенты - лодыри, работа - перевод "Разбитая луна"- в разбитом состоянии, приезжий гость - пунктуальный профессор из Дании ... - все по будильнику, все набегу.
А случись и выкини А.П. Бузыкин этот будильник - так привычка останется, стучит в голове " Сейчас надо ТО, потом - ЭТО". Послал мысленно Андрей Павлович всех к черту, а смотрит - рука сама тянется к рукопожатию, улыбка автоматически срабатывает, обвиняют - оправдывается, требуют - обещает, не успевает - бежит ... Все уже уравновешено, отлажено, обещано ...Осенний марафон одним словом.

Очень люблю этот фильм. В нем много повседневной иронии, много глумления. Но думаю что понравится он не всем, так как динамика фильма своеобразная. Здесь мало событий, скорее больше повествования, но это повествование как-будто не только о Бузыкине, а и о наблюдающих за ним. Все мы бежим, у всех дистанция, вечные марафоны.
Современная легенда не досказана, но окончание предугадать не сложно.

2
Фото Егор Королёв
отзывы:
373
оценок:
372
рейтинг:
784
7

Эталон советского кинематографа – тут вам и сценарий Володина, и музыка Петрова, и режиссура Данелия, и глаза Неёловой. Печальная комедия – написано в титрах. И печальный город на фоне. Так приятно видеть незнакомый для меня Ленинград. Коридор в университете все такой же. А у входа никаких телефонных будок.
Неелова – как злой ребенок. Басилашвили ест из кастрюли как кролик. И еще Леонов, Гундарева – есть ли сейчас им замена?..
«Хорошо сидим». Сосед дядя Коля. Ленинградские мосты. «И чего их разводят?». Синонимы слова «убегать». Повседневность на фоне переводов классиков. Не дай Бог никому такой любви. Но, к сожалению, она такая, кажется и есть.

2
Фото Machan
отзывы:
22
оценок:
22
рейтинг:
29
9

Хороший добрый фильм про мужика, которого достали ВСЕ. Даже он сам себя достал... Вроде и жена и дочь взрослая... Но нет, тянет к молоденькой... А тут еще финнский профессор явился. Его б послать к ... маме, но нельзя. Сосед пристает, давай выпьем... Да еще подруга - коллега - захребетница беспардонная... Эх, жизнь! Но нет, не вырваться из этого круга... Так и бежит свою марафонскую дитсанцию Андрей Бузыкин...

2
Фото Анна
отзывы:
228
оценок:
515
рейтинг:
153
7

Тяжело с комплексом безотказности. Мне вот интересно - а Аллочка вообще-то нужна ему была, кроме как стенографистка? Почему-то представляется, что инициатива исходила от нее (вон как на шею вешается в прямом и переносном смысле), а он, как всегда, не смог сказать "нет". А фильм отличный, конечно же!

1

Галерея