Киноафиша Москвы

Фильм «Глен или Гленда?»

Glen or Glenda? (1953, США)

5.5
оценить
Кино: «Глен или Гленда?»
Кино: «Глен или Гленда?»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Режиссер фильма «Глен или Гленда?»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Семеляк
отзывы:
696
оценок:
70
рейтинг:
400
9

Психиатр рассказывает инспектору две истории из жизни транссексуалов и трансвеститов: как некто Алан сделал операцию и стал Анной и как некто Глен (Д.Вуд-мл.) страшится рассказать невесте Барбаре (Фуллер) о своем хобби — ­облачаться в ангорские кофточки и шастать по ночам в облике Гленды. Парал­лельно некий ученый (Лугоши) предупреждает зрителей: «Берегитесь зеленого ­дракона!»

«Никто не может рассказать историю», — вещает в этом фильме Лугоши, и сло­ва его в полной мере применимы к самому Эду Вуду: с сюжетом тут и в самом деле беда. Весь фильм — это 68 минут рваного галлюцинаторного повествования, где на равных и абсолютно необъяснимых правах уживаются отрывки военной кинохроники и рассуждения о мужских лысинах, репортаж из ­литейного цеха и садоэротическая гимнастика. Какой-то бред несет закадровый голос, звучит дичайшая и невесть где уворованная музыка, а на экране кривляется совершенно гоголевский рогатый бес. Первый фильм Вуда стал лучшей его работой — бесконечно далекой от чисто эксплуатационного кинематографа и максимально приближенной к искусству наивному и сюрреалистическому. «Глен или Гленда?» — это своего рода «Андалузский пес» трэш-кино. Paramount переиздал вудовский шедевр в 1981 году — не помогло. Самый плохой режиссер в мире оставался в опале аккурат до середины девяностых, пока Тим Бертон и Джонни Депп не сложили официально принятый в Голливуде гимн Эдичке.

4
0
1 мая 2006

Лучшие отзывы о фильме «Глен или Гленда?»

Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
541
5

Первый полнометражный фильм скандального, но на сегодняшний день культового молодого американского режиссера. Причем сразу — первый фильм и сразу скользкая тема. По сути, Вуд тут выступает в качестве защитника трансвеститов, ведя длительный монологи устами психиатра (Белла Лугоши), который рассказывает историю жизни и терзаний молодого человека по имени Глен (сам Эд Вуд). В свободное он собственной невесты Барбары (Долорес Фуллер) он переодевается в женское платье. Когда же она об этом узнает, он во всем ей признается, и она хочет пойти ему на встречу, стараясь вместе что-то придумать. Тем временем другой человек, который не очень комфортно чувствует себя в мужском теле — Алан (Томми Хейнс) — проходит через ряд болезненных операций по смене пола. Весь мир в шоке, о чем трубят передовицы газет. Закадровый голос рассуждает на тему сексуальной самоидентификации и категорически осуждает тех, кто устраивает гонения на подобных людей, доводя их до депрессий, сломанных жизней и самоубийств. Совсем не характерная для начала 50-х тема в американском кинематографе.

Первый фильм Эдварда Вуда удивляет сразу с нескольких позиций. До того, как придти в большое кино, режиссер пробовал себя на телевидении и в коротком метре. Те, кто видели его первые опыты, могли бы поставить на то, что он будет снимать какой-нибудь приключенческий фильм или криминальный триллер, исключительно развлекательного содержания. А он делает пропитанный острыми социальными проблемами послевоенных США, пытаясь проникнуть и разобраться с психическими проблемами некоторой прослойки общества, проникнув в их душу как можно глубже. Иными словами, фильм проще поместить в группу работ мастеров андерграундного независимого кино, чем к представителям типических B-фильмов, к которым Вуда обычно и относят. Дело в том, что за пару лет до этого в системе кинопроката Америки было принято революционное решение разрушить жесткую связь между крупными студиями и прокатной сетью кинотеатров, что открыло небольшую нишу и для независимых авторов, которые до этого ничего другого, кроме как эксплуатационных фильмов и работ для частных коллекций себе позволить не могли.

В основе этого фильма лежит реальная история, которая в конце 52-го года шокировала всю страну. Миллионер по имени Джордж Уильям Йоргенсен заявил, что он собирается сменить пол, и провел в Дании дорогостоящую операцию. По возвращении домой он попал под пристальное внимание не только прессы, но и эксплуатационных документалистов, вроде Джорда Вайсса, которые делали скандальные картины о необычных сторонах звезд и знаменитостей. И когда у него на пороге появился Эд Вуд с идеей снять фильм про трансексуалов, Вайсс тут же согласился, ведь он даже пытался получить права на историю о смене пола Йоргенсена, но, понятное дело, ничего не получил. Изначально весь проект вообще именно так и замышлялся, но когда стало ясно, что разрешения от Йоргенсена так и не будет, Вуд полностью переписал сценарий. В этот момент примерно он решил, что сам и будет сниматься в главной роли, что тоже стало очень неожиданно — с одной стороны это было вполне логично — Вуд был тайным трансвеститом, но с другой — он был им тайным, и привлекать к себе внимание таким образом было очень смело. Более того, концепция фильма постепенно сместила фокус с трансексуалов на трансвеститов.

Естественно все это было совсем не тем, чего хотел изначально Вайсс, но возможность заполучить недорого, пусть и старую, но легендарную звезду Белла Лугоши, того стоило. Судьба некогда легендарного актера к тому времени была незавидной. Несмотря на то, что он является до сих пор самым известным, любимым и популярным актером из жанра ужасов, он никогда не отличался умением копить деньги и к началу 50-х был буквально на грани бедности. В 1953 году он еще и развелся с собственной женой, что ввергло его в депрессию, из которой он так и не вышел до конца своей жизни. А борьба с болезнью посредством употребления обезболивающих привела его к наркотической зависимости, с которой он официально начал бороться несколько лет спустя. Так что, дружба и работа с молодым режиссером Эдвардом Вудом была для него если не спасением, то как минимум — отдушиной. Биографы режиссера разнятся в своем видении природы отношений стареющего актера и неизвестного режиссера. Некоторые считали Вуда — циником, который использовал старика как средство привлечь к своему фильму больше внимания и зрителей. Другие и правда называли его спасителем Лугоши. Но тот факт, что молодой человек сделал для актера больше, чем кто-либо даже мог, просто уничтожают все то плохое, что о нем кто-то может говорить или думать.

Начинается фильм с гордой надписи «написано и снято Эдвардом Вудом», а также популярной для эксплуатационного жанра вступительной речью, полной образовательных ноток, за которой обычно следовали самые сомнительные события. Впрочем, как раз на зрителей эксплуатационных жанров фильм уповать не мог. Смесь документальных сцен, циркового шоу и социальной критики — совсем не то, что обычно показывали в дешевых кинотеатров на сеансах для взрослых. Впрочем, начало фильма замечательно скорее сценой, где Белла Лушоши сидит на фоне собственной истории, представленной книгами, какими-то военными трофеями и жуткими скелетами из фильмов ужасов, и зачитывает текст. Эта сцена могла бы быть истинным бенефисом и проводами на пенсию великого актера, но на самом деле является лишь популярным функциональным приемом, которым пользовались авторы недорогих фильмов в те годы.

После того, как Лугоши протащит своего верного зрителя через легкие кусты юнговского психоанализа, резкая склейка в первый, но не последний раз, неожиданно врезается в повествование молнией и громом. Это не столько забавный монтажный прием, сколько метафора рассерженных Небес, шокированных происходящим на земле. И уже после этого начинается основной нарратив фильма, который так смело отталкивается от смерти одного из персонажей, в качестве опорной точки рассказа. Действие переносится в уютную квартиру городских пригородов, где несколько столь же резко склеенных сцен поведают драматическую историю нескольких людей, в исполнении актеров не самых выдающихся, это не секрет, артистических талантов. Все это густо замешано на все той же теории психоанализа, в то время как все это, простите, сильно отдает или какой-то шизофренией, или исповедью.

Впрочем, стоит заметить справедливость ради, что наиболее нелепо выглядящие сцены, раскачивающие логику повествования, судя по всему были вклеены по требованию Вайсса — тот хотел хоть как-то увеличить хронометраж фильма, а также придать хоть какой-то противовес тому рассусоливанию, что устроил там Эдвард Вуд. Судьба по-началу у фильма была похожа на то, что обычно проживают неизвестные работы неизвестных «эксплуатационных»-независимых режиссеров. Длительный и безденежный прокат под разными названиями в разных штатов. Полная безвестность. До тех пор, пока в конце 70-х какие-то скучающие коллекционеры не наткнулись на картину на одном вечернем сеансе в заброшенном кинотеатре. Картину немного причесали и отдали в повторный прокат. Зритель вновь проигнорировал картину, впрочем. Однако в 1978 году в Нью-Йорке фильм увидел Рудольф Грей, начал изучать творчество и жизнь Эда Вуда, написал о нем биографию, по которой в 1994 году знаменитый режиссер Тим Бертон снял свой знаменитый фильм, что окончательно сформировало культ вокруг этого «самого худшего в истории кинематографа режиссера».

0
0
22 марта 2015
Фото Melodika
отзывы:
481
оценок:
531
рейтинг:
553
7

Очень интересный феномен американской культуры. 53 год - год, в который мало кто думал, в нашей стране уж точно о том, что существуют люди не похожие на "нормальных" людей.
Возможно, что кто-то и догадывался, но уж тем более не снимал пропагандистские фильмы.
Фильм художественный с очень сильной назидательной составляющей. Повествует о том, как реагирует американское общество на трансвеститов и как оно на них должно реагировать. Немного есть закос на то, что генетика делала чудеса, может и делала, но какими способами. В лучших традициях американских фильмов, повествование связано с психоаналитическим подходом и тем, что все проблемы идут из детства.

Что я могу сказать, спустя много десятилетий этот фильм пора бы показывать по всем центральным каналам России. В нем также много абсурда как и в нашей современности.

0
0
15 июня 2014

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Vladimir Teplyakov