Киноафиша Москвы

Фильм «Короткий фильм об убийстве»

Krotki film o zabijaniu (1988, Польша)

6
Кино: «Короткий фильм об убийстве»

Молодой провинциал Яцек, отчаявшийся раздобыть денег, неумело долго и крайне жестоко убивает подвернувшегося под руку таксиста. Затем государственная карательная машина столь же долго, но умело и привычно убивает его самого.

Актеры

Отзывы пользователей о фильме «Короткий фильм об убийстве»

Фото Барон Натюрморт
отзывы:
21
оценок:
24
рейтинг:
20
9

В первую очередь хочется сказать, что «Короткий фильм об убийстве» является в немалой степени еще и фильмом о любви, причем не той, что стоит в центре всевозможных мелодрам и любовных историй. Речь идет о любви в широком смысле этого слова, отчасти даже в религиозном. В фильме об этом говорит хотя бы одна из первых сцен. В ней молодой парень Яцек, зайдя в кинотеатр, спрашивает – «о чем это кино», «о любви…» - отвечает ему кассирша. «Короткий фильм об убийстве» является расширенной версией фильма, входящего в «Декалог» - цикл фильмов о десяти заповедях, человеческих грехах, об их месте в современном обществе. Не смотря на внешне кажущуюся социальную направленность фильма, мне кажется, картина в большей степени несет в себе именно религиозный смысл.

В «Коротком фильме…» три главных героя. Начинается фильм со сцены, в которой на таксиста Волдемара, одного из главных действующих лиц, выходящего из подъезда своего дома, бросают сверху грязную половую тряпку. Этот момент уже может более-менее охарактеризовать персонажа. О нем можно сказать, по крайней мере, то, что общество, в котором он живет, его, мягко говоря, недолюбливает. И в принципе это не удивительно – по ходу сюжета в дальнейшем различные сцены, связанные с Волдемаром, так или иначе, будут говорить о его внутренней мизантропии, ненависти к людям и отчужденности от мира сего. Например, эпизод, в котором Волдемар заставляет понапрасну ждать его (пока тот домоет свое такси) молодую пару (кстати, эта пара является ключевой во второй серии «Декалога»), а затем просто уезжает, так и не обслужив их. В его такси висит маленькая куколка дьявола, причем на этом моменте режиссер делает акцент, – это может символизировать то, что Волдемар дошел до той черты, когда он более не способен принять Бога и полюбить людей, а душа его отныне и навсегда принадлежит дьяволу. Скорее всего, именно это и послужило причиной того, что именно он оказался несчастной жертвой Яцека, следующего героя фильма.

Яцек – молодой парень, двадцати лет. Он является полной противоположностью Волдемара. В отличие от него – Яцек искренне нуждается в любви, но не в силах ее обрести. У него нет талантов, нет целей в жизни, нет возможностей как-то реализовать себя. По крайней мере, так считает сам Яцек. В своей серой и скучной жизни ему лишь изредка удается ловить искренние моменты счастья – да и те случаются по пустякам, которым обычный человек не придал бы особого значения. Таким как, например, смех двух девочек над Яцеком на улице рядом с кафе. Проблема Яцека в том, что он не может найти общий язык с обществом, он лишен с ним контакта. Это отлично символизирует сцена, в которой молодой англичанин в машине спрашивает что-то у героя по-английски, но Яцек, при всем желании помочь, не понимает его. У Яцека есть любовь – это пани Биатка. Когда он убивает Волдемара и забирает его такси – он предлагает ей уехать с ним. Тем самым он предлагает ей жизнь с ним, потому что влюблен. В фильме также была сцена, когда Волдемар предлагал той же Биатке «прокатиться» на своей машине, то есть, в отличие от Яцека, как бы пошло это не звучало, лишь использовать девушку ради своих низменных потребностей.

И, наконец, третий персонаж, адвокат Пётр, которому будет суждено защищать Яцека в суде. Пожалуй, именно он – самый трагичный персонаж, хотя по сюжету создается впечатление, что он успешен во всем. У Петра замечательная профессия, которую любит и которой гордится, считая ее важной социальной функцией, и что именно благодаря ней он может осуществлять помощь людям. У него есть любимая жена, которая родит ему сына. А главное – в нем есть тот набор человеческих качеств, которых так не хватало Волдемару с Яцеком. Петр единственный из героев остается жить, но жизнь его резко меняется после суда над Яцеком, который был казнен. И последняя сцена фильма, связанная непосредственно с Петром наталкивает на мысль о том, что все наше современное общество выстроено так, что жить в нем без греха – попросту невозможно. Ведь главный грех – это страдание и душевная пустота. Кто-то будет грешен из-за собственной отчужденности и ненависти к людям, кто-то из-за невозможности найти себя и добиться того, чего больше всего желает. И даже самые добрые, чистые душой и при этом успешные, нашедшие себя в жизни люди будут грешны, из-за горечи и страдания за судьбы других.

Сказать что фильм грустный – ничего не сказать. Фильм – душераздирающий. Он оставил после себя чувство потерянности и почему-то страха. Страха о том, что в этом мире я ничего не понимаю и совершенно точно никогда не смогу понять, а единственное, что остается – это лишь предполагать, догадываться... Ведь при всей своей религиозной, точнее даже христианской подоплеке, фильм предельно логичный, живой, правдивый. Он создает впечатление того, что "так оно все и есть", именно так наш мир и устроен. Поэтому для меня «Короткий фильм об убийстве» еще является и, своего рода, идеальной картиной того, как человек может заблуждаться в собственных взглядах, собственном мировоззрении, что человеку вообще свойственно ошибаться. За примером далеко ходить не надо – вспомнить хотя бы финал фильма и сопоставить его с нашей реальной жизнью. В конце концов, практически каждый день мы видим в интернете или по телевизору людей, которых приговаривают к тюрьме, (а то и к смерти) за убийства, насилие, воровство. А мы осуждаем их, презираем и ненавидим, при том, что даже и близко не знаем истинных мотивов их поступков.

С позиции христиакства - любого человека, совершившего преступление нужно не бездумно наказывать, а пытаться понять и помочь, потому что за всякими преступлениями стоят духовные грехи и страдания. «Со времен Каина ни одно наказание не исправило преступника и не остановило его от совершение преступления» - говорит в фильме Петр, и в этом есть правда, здесь и открывается еще одно дно фильма. В современном обществе всегда будет существовать конфликт между религией (в данном конкретном случае подразумевается христианство) и свецкой жизнью, который, возможно, не так просто увидеть сразу. Ведь по мнению первых, преступники - это мученики, нуждающиеся в помощи и сострадании, а по мнению вторых - лишь социопаты, заслуживающие наказания. И Яцек - который в момент убийства, должно быть, являлся рукой самого Господа, карающего Волдемара за то, что тот уже давно убил в себе человека, встав на сторону греха, сам в результате получает наказание, только уже со стороны государства, которое возомнило, что в праве само решать судьбу человека. А кто прав, и на чью сторону встать - каждый человек решит для себя сам.

0
Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

На сей раз пан Киса хотя бы чё-то ынтересное показал, хоть и обратно хуёвое, по гамбургскому-то. Ну то есть как – ынтересное [ы как – хуёвое]? Просто шокинг – он же завсегда манит. Вот и мы смотрим сначала на убивство, а потом и на казнь убивца – и невольно, значит, ынтересуемся. Заынтересовываемся мы, значит, эдакою хуйнёю. И оттого кажется, что – ай-де, Киса, знать она сильна, чё сняла короткую хуйню про убивство? Хуя с два – сильна. Конъюнктурна, бля, популистски провокационна, нах, – вот так оно точнее будет.

0

Галерея