Фильм

Фильм Вместе

Tillsammans (2000, Дания, Швеция, Италия), IMDb: 7.4

6.9
7.4
Предоставлено пользователем: Галина Вишнякова
1/12
СтранаДания, Швеция, Италия
Продолжительность1 час 46 минут
Дата выхода25 августа 2000
Возрастное ограничение16+

Рецензия «Афиши» на фильм «Вместе»

Новый фильм Мудиссона "Вместе" исполнен в на редкость неприятном жанре - это даже не антиутопия, но насмешка над ней, хмыканье в шведские пшеничные усы, свальный смех и грех. Всласть проанализировав современность на примере неловких взаимоотношений малых дев в захолустных городках ("Покажи мне любовь"), Мудиссон обратился к семидесятым, к теме быстрого и недалекого бегства от реальности.

Стокгольм и ноябрь 1975-го. Слегка побитая мужем жена хватает детей и переезжает на ПМЖ к брату, который обитает по соседству в коммуне под названием Tillsammans. В коммуне - остановка.

Tillsammans ("Вместе") - не ад, не рай, но некое чистилище-вместилище; общество грязных тарелок с ограниченной ответственностью. Там радуются утренней смерти Франко, как Баширов - Толик в "Черной розе" - сталинскому успению. Становятся лесбиянками по политическим соображениям. Не бреют подмышек. Скандалят. Лезут под юбку под предлогом медитации. Уступают соседям на ночь собственных жен. Без тени Баркова у Лукаса Мудиссона, понятно, тоже не обходится: смотр гениталий занимает тут вполне законное место. Все эти безобразия происходят под песню группы Nazareth "Love Hurts", а также под песню группы ABBA "SOS". В общем, все как обычно: всякая контркультура приводит в первую очередь к контрцивилизации.

Но привезенные дети ходят с плакатами "Мы хотим мяса", им странно

носить девичьи сандалии, они желают получать подарки к Рождеству и играть в запрещенные военные игрушки. И даже всегда доступный стакан красного им этого не заменит. (Коммунары и сами постепенно начинают сходить с ума: феминистки красят губы, мужчины-всепрощенцы гонят нервных подруг ко всем чертям и т.д.)

В этом фильме есть прекрасная маленькая актриса по имени Эмма Самуэльсон, она играет мятежную девочку Эву, ту, что объясняет смысл коммуны единственно правильным образом: мы просто носим уродливую одежду и слушаем плохую музыку. "Вместе" - это непринципиальная (в смысле - никаких пародий, никаких ироний, просто схожи темы) смесь "Идиотов" фон Триера и "Китаянки" Годара с вкраплениями неопасной социальности: без кающегося пьяницы-сантехника, бьющегося лбом о стену душевой, тут, конечно, никак. Взамен формалистской лихости Годара и стратегической похабщины Триера, Мудиссон встает на позиции усредненного человеческого разума: все вокруг смешно, а человеческие взаимоотношения куда как милы и трогательны. Неудивительно, что с такими воззрениями он заканчивает свою глупую историю столь же глупой футбольной беготней по первому рыхлому снегу. Мяч да любовь, а все проблемы тогда - как об шведскую стенку горох.

18 июля 2001
7

Так сложилась, что при упоминании Швеции в качестве ассоциации на ум сразу же приходит особый уклад семьи, не поспоришь, таково клеймо. Не суть, главное – Мудиссон четко для себя уяснил, что на этом можно выстроить неплохую завязку. Итак, за окном 70-е с их протестом, нонкомформизмом и хипповским мировоззрением. На почве противостояния буржуйству люди объединяются в коммуны, одной их которых является «Вместе», и пытаются жить по законам социализма (в его исключительно в шведском понимании). Общая идеология и, как следствие, одна семья, один дом, наполненный бурным миксом нестандартных людей, каждый из которых тащит сюжетное одеяло на себя. Возможно, жили бы они так до старости, если бы в один прекрасный день их спокойствие не нарушила сестра одного из обитателей этого «среднестатистического» шведского дома, которая быстро проникается романтизмом бунтарства и феминизма в отместку мужу-алкоголику, от которого сбежала с малолетними детьми. С этого момента коммуна начинает трещать по швам и как бы не старались ее жители все вместе не пить кока-коллу, не употреблять мясо, игнорировать СМИ и дружно плевать на большинство благ цивилизации, к финалу они уже не смогут быть той «кашей», на которую проецировал общество один из героев, рассуждая о том, что «мы, люди, сначала маленькие, хрупкие, сухие овсяные хлопья, но потом мы варимся вместе с другими хлопьями и становимся мягкими». Именно к таким выводам ненавязчиво подводит зрителя Мудиссон. В целом, картина пронизана домашним уютом, аутентичностью и типично шведским бытом, в чём немалая заслуга несколько скудного, но очень точного музыкального сопровождения в исполнении нетленной АBBы. Режиссеру максимально точно удается передать атмосферу того времени, хотя фильм снят в 2000 году. Впрочем, в современных условиях всеобщего кризиса существование коммуны «Вместе» не лишено смысла - Мудиссон как в воду глядел…

3 мая 2009
Все отзывы
Читайте также
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Очень ностальгические дела: почему «Рик и Морти» и Stranger Things — самые популярные сериалы на планете?
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Выросли на бурундуках: кинопремьера Disney+ «Чип и Дейл спешат на помощь» глазами миллениалов
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
Исторические фильмы, которые стоит посмотреть
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
75+ лучших фильмов десятилетия — по версии западных кинокритиков
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость