Киноафиша Москвы
Москва

Фильм «Вместе»

Tillsammans (2000, Дания, Швеция, Италия)
4.5
оценить
Кино: «Вместе»
Кино: «Вместе»

Режиссер фильма «Вместе»

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Максим Семеляк
отзывы:
696
оценок:
70
рейтинг:
477

Новый фильм Мудиссона "Вместе" исполнен в на редкость неприятном жанре - это даже не антиутопия, но насмешка над ней, хмыканье в шведские пшеничные усы, свальный смех и грех. Всласть проанализировав современность на примере неловких взаимоотношений малых дев в захолустных городках ("Покажи мне любовь"), Мудиссон обратился к семидесятым, к теме быстрого и недалекого бегства от реальности.

Стокгольм и ноябрь 1975-го. Слегка побитая мужем жена хватает детей и переезжает на ПМЖ к брату, который обитает по соседству в коммуне под названием Tillsammans. В коммуне - остановка.

Tillsammans ("Вместе") - не ад, не рай, но некое чистилище-вместилище; общество грязных тарелок с ограниченной ответственностью. Там радуются утренней смерти Франко, как Баширов - Толик в "Черной розе" - сталинскому успению. Становятся лесбиянками по политическим соображениям. Не бреют подмышек. Скандалят. Лезут под юбку под предлогом медитации. Уступают соседям на ночь собственных жен. Без тени Баркова у Лукаса Мудиссона, понятно, тоже не обходится: смотр гениталий занимает тут вполне законное место. Все эти безобразия происходят под песню группы Nazareth "Love Hurts", а также под песню группы ABBA "SOS". В общем, все как обычно: всякая контркультура приводит в первую очередь к контрцивилизации.

Но привезенные дети ходят с плакатами "Мы хотим мяса", им странно

носить девичьи сандалии, они желают получать подарки к Рождеству и играть в запрещенные военные игрушки. И даже всегда доступный стакан красного им этого не заменит. (Коммунары и сами постепенно начинают сходить с ума: феминистки красят губы, мужчины-всепрощенцы гонят нервных подруг ко всем чертям и т.д.)

В этом фильме есть прекрасная маленькая актриса по имени Эмма Самуэльсон, она играет мятежную девочку Эву, ту, что объясняет смысл коммуны единственно правильным образом: мы просто носим уродливую одежду и слушаем плохую музыку. "Вместе" - это непринципиальная (в смысле - никаких пародий, никаких ироний, просто схожи темы) смесь "Идиотов" фон Триера и "Китаянки" Годара с вкраплениями неопасной социальности: без кающегося пьяницы-сантехника, бьющегося лбом о стену душевой, тут, конечно, никак. Взамен формалистской лихости Годара и стратегической похабщины Триера, Мудиссон встает на позиции усредненного человеческого разума: все вокруг смешно, а человеческие взаимоотношения куда как милы и трогательны. Неудивительно, что с такими воззрениями он заканчивает свою глупую историю столь же глупой футбольной беготней по первому рыхлому снегу. Мяч да любовь, а все проблемы тогда - как об шведскую стенку горох.

1

Отзывы пользователей о фильме «Вместе»

Фото kinomedved.livejournal.com
отзывы:
946
оценок:
965
рейтинг:
159
1

Практически охуенный фильм. Да, вот именно так. Мудиссон – какой-то совершенно удивительный режиссер. Назовите-ка еще такого (даже из больших), который бы следом за отличным дебютом снял и вовсе суперскую картину. Хуя с два такого можно вспомнить. Хотя ничего такого от этого фильма просто никак нельзя было ожидать. Шведские семидесятнические коммуняки устраивают сквот и бла-бла-бла: слышали (социальная рок-музыка), читали («Некуда» Лескова), видели (Годар 60-х). Но Мудиссон состряпал из этой предпосылки такое лакомство, что вот ей-богу – охуеть не встать. Подлинный роман, уместившийся, не в пример прочим кинороманам, в каких-то 100 минут. Вот теперь я действительно верю, что не Бергманом единым Швеция способна похвастаться. А то, знаете, после такого, допустим, шведского убожества, как «Впусти меня», я уж было решил, что Швеция – страна одного режиссера. И хваленый Рой Андерссон окончательно меня укрепил в сём заблуждении. Но вот появился Мудиссон, и уж его не оценить просто преступно. Так что на мнемоническую полку к Бергману и Линдгрен смело ставлю Мудиссона.

0
Фото zommka
отзывы:
7
оценок:
198
рейтинг:
14
7

Так сложилась, что при упоминании Швеции в качестве ассоциации на ум сразу же приходит особый уклад семьи, не поспоришь, таково клеймо. Не суть, главное – Мудиссон четко для себя уяснил, что на этом можно выстроить неплохую завязку. Итак, за окном 70-е с их протестом, нонкомформизмом и хипповским мировоззрением. На почве противостояния буржуйству люди объединяются в коммуны, одной их которых является «Вместе», и пытаются жить по законам социализма (в его исключительно в шведском понимании). Общая идеология и, как следствие, одна семья, один дом, наполненный бурным миксом нестандартных людей, каждый из которых тащит сюжетное одеяло на себя. Возможно, жили бы они так до старости, если бы в один прекрасный день их спокойствие не нарушила сестра одного из обитателей этого «среднестатистического» шведского дома, которая быстро проникается романтизмом бунтарства и феминизма в отместку мужу-алкоголику, от которого сбежала с малолетними детьми. С этого момента коммуна начинает трещать по швам и как бы не старались ее жители все вместе не пить кока-коллу, не употреблять мясо, игнорировать СМИ и дружно плевать на большинство благ цивилизации, к финалу они уже не смогут быть той «кашей», на которую проецировал общество один из героев, рассуждая о том, что «мы, люди, сначала маленькие, хрупкие, сухие овсяные хлопья, но потом мы варимся вместе с другими хлопьями и становимся мягкими». Именно к таким выводам ненавязчиво подводит зрителя Мудиссон. В целом, картина пронизана домашним уютом, аутентичностью и типично шведским бытом, в чём немалая заслуга несколько скудного, но очень точного музыкального сопровождения в исполнении нетленной АBBы. Режиссеру максимально точно удается передать атмосферу того времени, хотя фильм снят в 2000 году. Впрочем, в современных условиях всеобщего кризиса существование коммуны «Вместе» не лишено смысла - Мудиссон как в воду глядел…

0

Галерея

Главная фотография предоставлена пользователем: Галина Вишнякова