Киноафиша Москвы

Фильм «Рай»

Heaven (2002, Франция, Германия, США, Италия, Великобритания)

6.4
Кино: «Рай»
  • жанр
    Драма
  • Дата выхода:

Турин, площадь перед деловым центром, наши дни. Молодая женщина быстрым шагом подходит к эскалатору. Пока она спускается в метро, за ее спиной вверх по деловому центру поднимается наружный лифт. Через минуту он взорвется от подложенной женщиной бомбы. Еще через несколько часов женщина будет арестована и в ходе допроса узнает, что бомба, предназначавшаяся для крупного наркодельца, погубившего ее мужа, убила невинных детей. Первая часть трилогии «Рай. Чистилище. Ад», написанной для кино покойным кинофилософом Кесьлевским, ставит немец Тыквер («Беги, Лола, беги») и, судя по «Раю», делает самое правильное: встает как режиссер в сторонку, отстраненно иллюстрируя тезисы поляка. Великолепный пример дистиллированного интеллектуального кино.

Режиссер фильма «Рай»

53 года Фильмов: 16

Немецкий режиссер, известный далеко за пределами Германии. Умеет снимать европейское кино с голливудским лоском, за что любим и критиками, и широкой публикой. Первым фильмом Тыквера, который угодил в обе целевые аудитории, стала картина «Беги, Лола, беги», вышедшая в 1998 году (номинация на «Золотого льва» Венецианского фестиваля). Затем были «Принцесса и воин», «Рай» и, конечно же, величественная экранизация романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», в которой режиссер через целлулоид постарался передать непередаваемое — запахи, которые так остро чувствует герой фильма Жан-Батист Гренуй.

Какое бы кино Тыквер ни снимал — криминальный триллер («Интернэшнл»), сатирическую мелодраму («Любовь втроем») или же экзистенциальную комедию («Голограмма для короля») — он остается собой: режиссером, любящим писать все слова заглавными буквами. Эта страсть к широким мазкам привела его к сотрудничеству с сестрами Вачовски. Сначала они вместе экранизировали многоярусный роман Дэвида Митчелла «Облачный атлас», а затем поработали над сериалом «Восьмое чувство». Также помимо своей режиссерской ипостаси Тыквер известен как композитор, который пишет музыку не только к своим фильмам.

Рецензия «Афиши» на фильм

Фото Алексей Васильев
отзывы:
924
оценок:
214
рейтинг:
1755

Англичанка Филиппа (Бланшетт), учительница, оставшаяся после смерти мужа в его родном Турине, идет в деловой центр и подбрасывает бомбу в офис известного доктора. Ночью ее арестовывают; Филиппа саботирует допрос. «Как вы, — бросает она карабинерам, — саботировали мои звонки, когда я предъявляла доказательства того, что основное занятие доктора — торговля наркотиками — стало причиной смерти многих людей, в том числе моего мужа и моих учеников». — «А известно ли вам, синьора, что бомба, оставленная вами в офисе доктора, случайным образом оказалась вынесенной уборщицей в лифт, где и разорвалась, убив женщину, двоих детей и их отца?»

Получив после смерти Кесьлевского в наследство его сценарий, открывавший очередную трилогию «Рай — Чистилище — Ад», немецкий режиссер Тыквер («Беги, Лола, беги») подчеркнул, что действие происходит в Италии, и это решение подарило философской абстракции плоть и кровь. Резкая, неостановимая, стремительная Филиппа посреди дизайнерско-индустриального Турина — типичная героиня итальянского политического детектива 1970-х, когда красные бригады казнили премьер-министра Альдо Моро. Но Италия давно не та; все деньги поделены, а идейный вдохновитель красных бригад Антонио Негри пишет под домашним арестом книги о вреде марксизма и пользе глобализации. Женщина, полагавшая, что «признание комиссара полиции прокурору республики» откроет истину, а «следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» закончится ее торжеством, вылетает со своим правдоискательством в пространство философской притчи. Эту, вторую, часть картины Тыквер едет снимать в деревенскую Тоскану. Среди буколических виноградников и перспектив, словно снятых с картин да Винчи, разыграется божественная аллегория на тему обретенного рая. Здесь, под лубочным солнышком, греющим молочные реки и кисельные берега Тосканы, у истории Филиппы только и есть продолжение. На территории сказки, последней инстанции, где добру еще велено побеждать.

1

Отзывы пользователей о фильме «Рай»

Фото kalistr0
отзывы:
1
оценок:
1
рейтинг:
1
9

Фильм слишком тонкий и гениальный, чтобы быть ширпотребом. Ни тебе дешёвых случек между главными героями, ни пустых бородатых фраз Голивуд-хэнд-мейд, минимализм, удачный подбор персонажей. Любовь какая она может быть.

1
Фото Анастасия Зарецкая
отзывы:
53
оценок:
66
рейтинг:
16
5

Метафора, повисшая в воздухе

На первый взгляд в этой молчаливой и величественной кинопритче есть все, что нужно: возвышенность помыслов, чистота и единство душ, масштабность внешнего мира, и, конечно, истинная любовь. И все было бы прекрасно, если бы не имя Кшиштофа Кесьлевского, упомянутое в самом начале как имя одного из авторов сценария. А сценарий, действительно, очень в духе Кесьлевского:

Молодая учительница по имени Филиппа, убитая несправедливой кончиной мужа берет правосудие в свои руки, однако, благодаря досадной случайности, погибают невинные люди (мужчина и двое детей), что оказывается для Филиппы потрясением. Кто бы мог подумать, что именно в таком шоковом состоянии героиня встретит свою любовь, юного карабинера по имени Филипп, напоминающего одновременно преданного щенка и доброго ангела, посланного на землю, чтобы помочь Филиппе завершить намеченное дело, а после, проводить ее в мир иной. Здесь будет все: и побег из тюрьмы, и месть, и обличение органов правосудия, и внутреннее очищение, промелькнет даже истинная дружба и всепрощающая родительская любовь, но для тех, кто взялся за просмотр фильма в связи с именем Кшиштофа Кесьлевского, все это померкнет во тьме и даже «человечный» сценарий не спасет ситуацию. Дело в том, что в этой масштабной постановке, с обильными панорамными видами, напряженным саундтреком, многозначительным молчанием, и стремлением к возвышенности, почти полностью отсутствует загадка, присущая Кесьлевскому. И мне кажется, виной тому иной метод подачи информации. Кесьлевский всегда шел от частного к общему, зритель усваивал его идеи через обыденные предметы, показанные по новому. Тыквер же абстрагируется от частного, что создает эффект искусственности. Например, ряд грубоватых совпадений, связанных с именами, датами первого причастия и т. д. героев, не могут не оставить ощущение неестественности. В качестве сравнения напрашивается «Двойная жизнь Вероники» Кесьлевского, в которой даже идентичная внешность двух главных героинь не производила такой прямолинейный эффект. Наряду со всем этим, мотив неизбежности судьбы, с которым так любил заигрывать Кесьлевский, у Тыквера достиг своего апофеоза, что, к сожалению, вызывает еще больший диссонанс в сочетании с монументальной молчаливостью фильма в целом.

Сценарий картины бесспорно красив. Прекрасна идея духовного единения двух людей (а навязчивые мысли связанные с тем что Филипп и Филиппа на самом деле один человек и вместе с тем понимание того, что они разные — едва ли не самое прекрасное). Хороша и закольцованность картины, и типажи актеров, которые, как уже было отмечено, чем-то похожи друг на друга. Но притупляет эту красоту эффект так и не сложившегося пазла, метафоры, повисшей в воздухе в виде вертолета (не самое ли простое объяснение финалу?). Садясь за просмотр не ожидайте, что поймете картину и ее необычную концовку (наказание может вынести лишь высший суд? Рай как свобода от условностей? Любовь, которой нет места на этой земле? Благополучное завершение «черного дела» в нашем испорченном мире?), вы не сможете понять даже в каком месте начался рай, и есть ли он вообще.

На мой взгляд, весь фильм напоминает подготовку к переходу в иной мир, подготовку к раю, что тоже могло бы получится весьма интересно, если бы в картине было чуть больше Тыквера, чуть меньше стремления отдать дань Кесьлевскому. Тогда простор и живописная масштабность окружающего мира раскрылись бы иначе, напомнив взгляд сверху, из рая. Идея жертвенности и мести заиграли бы новыми красками. И насилие, порождающее насилие (один из смыслов, который стоило бы развить как следует, потому что на нем построен весь фильм) после окончания картины, перевернул бы в головах зрителей устройство царства земного и небесного, хоть и в рамках лишь этой истории.

0
Фото сергей коновалов
отзывы:
853
оценок:
996
рейтинг:
638
5

Достучаться до небес-2

Не верится, что эта не по-итальянски медленно разворачивающаяся любовно-детективная история с ноткой экзистенциальной драмы поставлена режиссёром динамичной "Беги Лола, беги". Не контролирующий мочеиспускание потомственный карабинер влюбляется в принципиальную училку английского, ставшую по неволе террористкой. Побег, прятки, осознание безысходности приводят героев к вертолёту. Однако вопрос: "Как высоко можно улететь на вертолёте?" так и остаётся открытым. В школьных сочинениях нам на такое писали: "тeма не раскрыта".

0
Фото MiiG
отзывы:
65
оценок:
575
рейтинг:
55
7

Хороший фильм, но есть пару но...
Фильм затянут, некоторые эпизоды можно было бы вырезать.
И Бланшетт не на столь красивая женщина, чтоб можно было в нее влюбиться. Хотя никто другой не справился бы с ролью, да даже и не согласился бы побриться налысо

Всё-таки Бланшетт наплевать мне кажется на свой вид, совсем не боиться страшно выглядеть на экране, вспомнить хотя бы ее роль в "Вавилоне" еще. У Рибизи первая достойная его типа внешности роль, здесь он очень здорово походит.

Плюс удачный финал.

P.S. Всё-таки Том Тыквер - это режиссёр фильмы которого нельзя пропускать. И плюс великий Кшиштоф Кесьлёвский.

0

Галерея