Киноафиша Москвы

Фильм «Шоу Трумана»

The Truman Show (1998, США)

7.6
Кино: «Шоу Трумана»

Драма Питера Уира про реалити-шоу

Труман Бербэнк узнает, что он — главный герой реалити-шоу, которое снимается с самого его рождения. Все люди, с которыми Труман общается каждый день — актеры. А мир вокруг — всего лишь декорация. Теперь у Трумана появляется выбор: остаться марионеткой в вымышленном безопасном мире или переселиться в мир настоящий, незнакомый и полный опасностей. Зрители, затаив дыхание, ждут, какое решение примет их любимый герой.

Отзывы пользователей о фильме «Шоу Трумана»

Фото Алексей Скобелев
отзывы:
35
оценок:
718
рейтинг:
63
9

Гениальная картина, в которой идея реалити-шоу доведена до крайней степени абсурда. Главный герой живет под прицелами видео-камер с момента зачатия (его снимают еще в утробе матери). Всю жизнь он живет в циклопическом павильоне-городе, в котором всё искусственное: актеры изображают жизнь, автобусы и машины ездят по кругу, механическое солнце поднимается и опускается из-за горизонта. И только Труман не знает, что все вокруг - реалити-шоу, которое смотрят миллиард зрителей.

Однако, не смотря на тщательно срежиссированую жизнь, Труман скоро начинает замечать всевозможные косяки: лампа освещения падает с небес, отваливаются декорации, Труман замечает неестественность происходящего вокруг. Короче, бунт марионетки неизбежен.

В фильме есть две крутые фишки. Первая - это высмеивание продакт-плейсмента. Псевдо-друг Трумана, всюду бегающий с банками пива, псевдо-жена Трумана, впаривающая ему упаковку какао даже в момент нервного срыва.
Вторая - это режиссер реалити-шоу, играющий в Бога, насылающий на Трумана шторм и разговаривающий с ним с небес.

Финальная сцена фильма, когда Труман, добравшись до "края мира", поднимается по декорациям неба по лестнице, ведущей к двери с надписью "EXIT", - самый настоящий шедевр.

Фото Саша Лиров
отзывы:
48
оценок:
138
рейтинг:
155
7

Жизнь в «ящике»
Это первая удачная попытка Джима Керри отойти от привычного многим образа хохмача. Именно после картины «Шоу Трумана» он был задействован еще в нескольких серьезных фильмах, среди которых, конечно же, «Вечное сияние чистого разума». Лента о страховом агенте по имени Труман Бербенк покорила сердца многих зрителей, которые остались в восторге и от игры Джима, и от сюжета и от задумки. Я не стал исключением, потому что уже давно почитаю не только талант Керри-комика, но и Керри-мыслителя.
Отдельное спасибо хотелось бы сказать Эндрю Никколу, который еще известен своим изумительным сценарием к ленте «Терминал». Он мастерски придумывает самые необычные действия, отменно прописывает героев. «Шоу Трумана» исключением не стало. Здесь юмор удачно уживается с драмой и шутками, притом так естественно, что просмотр с каждой минутой становится все интереснее. Скажите, многим ли придет в голову рассказать историю обычного парня, который с самого детства является героем реалити-шоу с самого рождения и даже не подозревает об этом? Правда, у меня есть одна небольшая придирка. Ну разве за 30 лет ни разу не случалось форс-мажорных ситуаций, которые бы заставили героя сомневаться? Могло же все произойти, например, в подростковом возрасте? Ну да ладно.
Если говорить о работе режиссера, то она выполнена весьма искусно. Все ракурсы и местности подобраны со вкусом. Он подал все происходящее действо со своим каким-то особым шармом и изюминкой. За интерпретацией Уира было интересно наблюдать. Это тот фильм, который полностью меняет твое сознание и рассказывает нам историю Настоящего Человека, идеального во всех планах.

Фото Татьяна Таянова
отзывы:
182
оценок:
182
рейтинг:
347
7

Один юный человек недавно написал мне: «Я провел эту линию не зря, если бы не было её вовсе, было бы легко потеряться и, что совсем нетрудно, закрыть глаза вместе с ними, нет уж. Предпочту остаться в меньшинстве, но со своей идеей, со своей правдой за спиной. Я не хочу с ними делить их мир, зачем? Если у меня есть свой, который так не похож на их. «И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал — Я одинок. Сотворю себе мир» Джонсон Дж. У. К слову о людях, я не могу сказать, что я их обвиняю, или ненавижу... Это было бы, безусловно, глупо, скажу, что я их люблю, всей душой и сердцем. Люблю за образы, лишь это я считаю в них лучшим творением. Дело в том, что говорить я с ними не могу, могу лишь подыгрывать, а открывать глаза слепым, как оказалось, не стоит никаких усилий... к сожалению…».

Вам не кажется, что логика образа Трумана Бёрбэнка похожа? Труману 30. Но его внутренние мотивировки потрясающе молоды. Он большой ребенок, по крайней мере, до неожиданной встречи с якобы утонувшим якобы отцом. Встреча эта, как и вспыхнувшая память о первой любви, вырывает его из детскости (синонимы которой в данном случае – счастливое неведение, незнание себя/общества, мягкие, хоть и ограничивающие свободу и самостоятельность объятья уютного, комфортного, опекающего, заботливого, но за это забирающего тебя у тебя мира). Она побуждает расти, меняться, взрослеть и вставать на путь сопротивления не ребенка уже – юноши. А юность, как известно, всегда проводит черту между собой и до обидного взрослым, правильным, как схема, существованием, охраняя свою территорию от вторжений ненастоящего, готового к применению, фальшивого, как синтетическая еда, мыльная опера или реалити-шоу, мира.

Инфантильность героя в начале фильма гипнотизирует. Сидишь и вспоминаешь «блаженны нищие духом» и того же Форреста Гампа (уверена, не такого уж дальнего родственника нашего Трумана). Кажется, что это она – сбывшаяся мечта о райском типе на земле: без злобы, без коварства, без лжи, без амбиций (гордыни то есть), без обязанности взрослеть и ожесточаться, без желания что-то менять в окружающем и в собственном нутре, потому что все и так хорошо…

Вот, наверное, ответ на вопрос: почему все как привязанные смотрят шоу. Кто в обнимку с диванной подушкой, изображающей теплую улыбку Трумана, кто в согревающей ванне с пультом на стеклянной подставке, кто за уютным семейным чаепитием, кто в баре, кто на работе… Весь земной шар.
Говорят, что сам художник одновременно и публика. Публика его создает и растит, и лишь кажется, что он высоко над нею поднят. То же можно сказать о звезде. Праведник Труман послан людям радовать и утешать телеОтцом, но и, возможно, их же коллективным разумом. Главный мессидж его тележития: я – вы; вы тоже хорошие, вы тоже настоящие, вы тоже в раю (по крайней мере, пока подключены к телевизору).

Горьковский Лука, помнится, внушал ночлежникам похожие мысли. Актер, окрыленный его сказкой, прочел стихотворение Беранже «Безумцы»:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

«Шоу Трумана», – конечно, такой сон, вот только в основе его не гипноз мечты, а гипноз правды. Именно правда подается телезрителям как главная диковина. Обнаженная, доступная, прозрачная, видимая, просвеченная камерами, словно рентгеном (и в утробе матери, и на первом свидании, и в ванной, и в спальне…), единственная... Ну, так и Актер до поры думал, что сон – правда. Прозрел – повесился. А Труман, как истинный американец (и по крови своей Форрест Гамп), конечно же, начинает биться, бороться, пробивать стены, нарисованные небеса. И побеждает. Построенный не им мир точно.

Путь – бунт, напоминающий вековечное юношеское бунтарство, о котором выше. Если пошагово: провести черту между своей правдой и фальшью других, открыть глаза, остаться в меньшинстве, да что там – единственным зрячим среди слепых, выкинуться в пустоту, чтобы, как творец, создать свой мир. Другие – лишь образы. Настоящий я. Из ненастоящего удаляюсь, вычеркиваюсь.
Романтично, да же?
Если продолжать параллели с нашей классикой, все лишние люди были такими: от Чацкого до Обломова, от Базарова до булгаковского мастера.

В чем изюминка Трумана? У него получилось! Но каким окажется реалити снаружи, за дверкой, зияющей чернотой и неизвестностью?
Намек на это в фильме есть. Ведь заканчивается он не гордым выходом Героя в свободу и независимость, а закономерным вопросом фанатов «Шоу Трумана»: «что теперь смотреть будем?».
Труман, потерявший рай детства, зачеркнувший юность выбором, верит в настоящую (взрослую) жизнь за дверцей, иначе бы не шагнул. Но верит ли в нее режиссер, сценарист? Мы верим?
И напоследок еще вопрос.

Труман… он как все, но и не как все тоже. Он, словно художник, ребенок или юродивый (Форрест Гамп), не от мира сего, сверхискренний, сверхэмоциональный. За это и любИм, наверное. Тот мир, в котором он жил, как растение в теплице, давал ему возможность и даже помогал сохранять в себе все это. А вдруг истинная его драма – драма нивелировки (настоящей несвободы) – только начинается?

Как бы то ни было очень уж близко расположены в фильме две надписи – Exit и The End.

Фото Катюшка Гуляева
отзывы:
65
оценок:
261
рейтинг:
127
9

-Что наша жизнь? -Игра! А люди в ней актеры...

Потрясающий фильм. Больше слов нет. Рекомендую к просмотру =)

Фото Золотая Рыбка
отзывы:
53
оценок:
249
рейтинг:
178
7

«Вся наша жизнь игра» - сказал классик. И большинство из нас даже не представляет до какой степени. Сценарий для нашей пьесы уже написан кем-то давным-давно, и мы не отступаем от этого сценария ни на шаг. Мы живем по расписанию, делаем то, что положено, а не то, о чем всегда мечтали, говорим то, что принято и то, что давно заучили наизусть, а не то, что на самом деле думаем, мы едим и одеваем то, что нам говорят, а не то, что нам подходит, ходим по одним и тем же маршрутам, улыбаемся одним и тем же людям, думаем, что любим тех, с кем живем, читаем одни и те же газеты, смотрим одни и те же шоу… и сами участвуем в шоу длиною в целую жизнь.

В один прекрасный день Труман просто очнулся ото сна, отошел от своего сценария и увидел, как выглядит жизнь на самом деле, вспомнил, о чем мечтал, заметил то, чего не замечал никогда. С этого дня в его жизнь ворвалась интрига, приключения, опасности, любовь, а также РЕАЛЬНОСТЬ.

Безусловно, идея, заложенная в фильме, глубока и актуальна. Правда, выглядит она в фильме слишком уж очевидно, слишком уж она разжевана и преподнесена на блюдечке с золотой каемочкой как мораль в басне Крылова. Джим Керри весьма убедителен, но он как всегда не слишком отступает от своего излюбленного образа. Его характерность вполне соответствует стилистике и идейности фильма, но немного поднадоела за многие годы его творчества.

Фильм безусловно заслуживает очень хорошей оценки, хотя, по моему эмоциональному восприятию до пятерки немного не дотянул.

Галерея

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить