Киноафиша Москвы

Фильм «Обыкновенный фашизм»

(1965, СССР)

6.7
Кино: «Обыкновенный фашизм»

Об истории возникновения нацизма

Об истории возникновения нацизма.

Режиссер фильма «Обыкновенный фашизм»

Отзывы пользователей о фильме «Обыкновенный фашизм»

Фото Евгений Шмуклер
отзывы:
87
оценок:
88
рейтинг:
190
9

Фильм Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм" показывают студентам, учащимся на режиссёров-документалистов, в качестве примера высшей силы авторского текста. Фильм почти полностью монтажный, т.е. построен почти целиком на хронике.

Он начинается кадрами, современными, снятыми группой Михаила Ромма для фильма в 60-е. Это очень мирные картины повседневной жизни в Москве, Праге, Берлине 60-х. Хотя это мирное начало - только экспозиция, подводящая к основному повествованию, но оно уже представляет собой исключительный образец художественной документалистики. Эти кадры пример того, сколько красоты и очарования есть в самых обыкновенных, рутинных вещах, если к ним присмотреться. Среди этих волнующихся в ожидании результатов экзаменов студентов чудится вот-вот промелькнёт Дзига Вертов со своим "киноаппаратом". Всего через год-два после выхода "обыкновенного фашизма" на экраны появились студенческие работы сразу признанного гением Артавазда Ашотовича Пелешяна, в ту пору студента ВГИКа, "Земля людей" и "Начало". Почему-то трудно представить, чтобы "Обыкновенный фашизм" не оказал на него влияния, во всяком случае почерк Ромма у Пелешяна узнаётся. А уже много времени спустя про самого Пелешяна Годфри Реджио, автор трилогии "кацци", скажет, "Мой идол в кино — Артавазд Пелешян, армянский документалист, гений. Если я произвожу искры, то он — шаровые молнии". Вот такая выстраивается линия.

Начиная смотреть "Обыкновенный фашизм" в 2010 г. невольно ждёшь разочарования и горькой досады. С его выхода в 1965 г. "Обыкновенный фашизм" был тем фильмом, о котором самые высокие эпитеты, самые напыщенные, возвышенные и пафосные, обычно столь ненавидимые или презираемые интеллигенцией звучали всего лишь точными характеристиками. Посмотреть этот фильм, нет знать его, пропустить через себя было необходимым условием, для того чтобы считать себя культурным человеком, хотя, как это часто бывает, записано оно нигде не было. Забегая вперёд скажу, что это один из немногих фильмов, которым высшая оценка "Афиши" - "гениально" подходит без всяких сомнений или натяжек.

Но это было тогда, и в 70-е, и в 80-е. А выдержит ли этот фильм проверку 21-м веком? Так думаешь, пока смотришь эти чудесные и такие замечательные, правдивые кадры мирной жизни. А потом, когда тут же, после детей, которые рисуют своих мам и считают их самыми красивыми, появляется кадр солдата, стреляющего в женщину с ребёнком, то чувствуешь мощный удар прямо в солнечное сплетение. И как в детстве на этом же месте - не можешь ни плакать ни кричать, потому что бывает такая боль, от которой спирает дыхание, ты можешь только судорожно ловить ртом воздух. Тут-то и понимаешь, - нет, эта штука ещё работает.

Если кто случайно не помнит, 1965 г. - это времена "оттепели", но и в "оттепель", и во все остальные времена, в Росиийской империи и в СССР активно действовала цензура. И во все советские времена всякий автор должен был в своём произведении сказать слова "какие надо", в которые ни секунды не верил, и наоборот, не мог сказать многих слов, которые из него рвались, которые хотелось кричать, разве только очень осторожно между строк. Чтоб никто не заметил.

Ромм, говоря о западных обществах порой звучит несправедливо издевательски и ёрничает. "Для дяди цензора" или искренне? Бог знает. Сейчас в 2010 г. некоторые его фразы звучат пафосно, чего когда-то и в голову не пришло бы ему приписать. Фашисты в его фильме, чтобы он там ни говорил выглядят во всём похожими на нас. Только на нас в другое время и в других местах. "Выполняют свой долг перед отечеством". "Верно служат партии и правительству". Нет, свои ребята в доску. И когда маятник качается в обратную истрию, когда ротные на восточном фронте понимают, что... что всё, тогда на их лицах, и это честно показывает Ромм, появляются человеческие боль и страдание. Они люди. и это именно люди, а не черти, уж тем более не звери убили и искалечили десятки миллионов других людей. Именно и только люди на такое способны. Особенно если люди во что-нибудь свято верующие. Без святой веры дело не пойдёт.

Фотографии женщин, из карточек заключённого, женщин уничтоженных в лагерях смерти так пронзительны, что перестаёшь о чём-либо думать. В эти глаза смотреть больно, а не смотреть, отвести свои глаза в сторону нельзя. В другом случае можно было бы сказать, что это нечестный приём, слишком "стопроцентный", по крайней мере некрасивый. Но когда человек выбегает из горящего и рушащегося дома с ребёнком на руках, - думает ли он о том чтобы выглядеть красиво? Едва ли. Поэтому Ромм, показывая эти лица просто делает то, что должен. Их нельзя не показать. Много. Медленно. Больно.

Посмотрев этот фильм впервые, многие ощущают себя обретшими что-то очень важное, наконец повзрослевшими. Хотя я лично знаю одного человека, которому совсем не понравилось.

Фото IrinaSuperPups
отзывы:
19
оценок:
728
рейтинг:
21
9

СМОТРЕТЬ! Чтобы помнить! И не допустить подобного.
Можно показать своему сыну-подростку, чтобы он знал, что такие фильмы, как например "Пила" и "Поворот не туда", где человек является пешкой, это фантазия, а эта хроника - реальность.

Фото Марина
отзывы:
35
оценок:
71
рейтинг:
18
9

просто Режиссер собрал хронику, смонтировал и озвучил. озвучил так, что не возможно оторваться не от картинки, не от его голоса, его слов.
Умный, мудрый, с чувством юмора Человек.
музыки в фильме нет, да и звуков, кроме его голоса, нет практически.
смотриться на одном дыхании.

Фото manga
отзывы:
14
оценок:
37
рейтинг:
27
9

Шедевр (если в данном случае применимо это слово) документального кино. Пример исключительно человеческого и профессионального мужества режиссера. Один из тех фильмов, которые создают историю кино и оправдывают сам факт его существования. Фильмов, которые раз и навсегда меняют (и определяют) мировоззрение. Отсутствие страшного и невероятно болезненного опыта просмотора этого кино в личном багаже означает невосполнимую, ничем не заменяемую потерю. Фильм, без которого невозможно состояться как человек и как личность. Фильм-тест - если хочешь проверить, кто рядом с тобой, посмотри на реакцию на этот фильм; ответ "это недостаточно позитивно" - поставленный диагноз (более омерзительные вещи даже не обсуждаются). Наконец, этот фильм - дань величайшей памяти тем, кто погиб в нашей стране на той страшной войне как жертва "обыкновенного фашизма" или в борьбе с ним. И каждый раз, когда мы смотрим этот фильм, мы отдаем им эту дань. Пока мы его смотрим - мы их не забыли. Смотреть этот фильм невероятно трудно, но делать это надо.

Фото pavel pavel
отзывы:
88
оценок:
112
рейтинг:
96
9

Абсолютный шедевр документального кино на все времена, удивительный еще и тем, что фильм был сделан в совковое время и конкретно совковым автором.
Впервые (!) непрофессиональный закадровый голос создал исключительную ситуацию доверия к тексту и визуальному впечатлению от увиденного, а почти неслышная музыка "пронизывает" зрителя с силой рентгеновского излучения.
Совсем краткие по времени кадры фильма, показывающие конкретные фашистские преступления, внезапно (!) и полностью меркнут перед галереей фотографий заключенных концлагерей. Более страшного и апокалиптического эффекта, как от этих фото - невозможно себе представить, особенно при попытке рассказа об истине зла.

Галерея

Информация от прокатчика

Информация предоставлена XXXVI ММКФ

Фильм — размышление о природе и становлении фашизма, о причинах, по которым он мог родиться в Германии, давшей миру таких деятелей культуры, как Гете и Манн. Каким образом к власти здесь смогли прийти одиозные и малограмотные люди? В фильме использованы материалы из немецких архивов, кадры, отснятые личным фотографом Гитлера, съемки из концлагерей, где находились тысячи людей, замученных и уничтоженных нацистами.

Встречайте новую «Афишу» Рассказываем о всех нововведениях Afisha.ru

Встречайте
новую «Афишу»

Ежедневно мы собираем главные городские
развлечения и рассказываем о них вам.

  • Что нового:

    В ба­зе «Афи­ши» сот­ни
    событий: спек­таклей, фильмов,
    выс­тавок и мы помогаем
    выбирать лучшие из них.

  • Что нового:

    У каждого события есть
    короткий приговор, помогающий определиться с выбором.

  • Что нового:

    Теперь найти сеансы в 3D
    или на языке оригинала
    с субтитрами еще проще.

  • Что нового:

    Не стойте в очереди,
    покупайте билеты онлайн!

  • Надеемся,
    вам понравится!

    Продолжить