Фильм

Фильм Три тополя на Плющихе

1968, СССР, Россия, IMDb: 7.8

7.6
7.8
Три тополя на Плющихе – афиша
1/4

Мелодрама про несостоявшийся роман

Нюра уже давно не думает о себе: у нее муж, дети да и хозяйство на ней. И в Москву она приезжает не на экскурсию, а кабана продавать. Об этом и рассказывает таксисту по дороге от вокзала. Казалось бы, что тут интересного — а он вдруг понимает, что мечтал об этой женщине всю жизнь.

СтранаСССР, Россия
Продолжительность1 час 19 минут
Дата выхода15 марта 1968
Возрастное ограничение12+

Рецензия «Афиши» на фильм «Три тополя на Плющихе»

9

«Не гладишь ты меня, Гришенька, уж не помню, какая твоя рука», — жалуется мужу (Шалевич) недолюбленная молодая крестьянка Нюра (Доронина) и едет в Москву навестить золовку. Там она подсядет в машину к грустному таксисту (Ефремов), и он пригласит ее в кино. А потом будет ждать под окнами, а она так и не выйдет: ключей не найдет.

И все кино. По лаконизму, глубине и насыщенности не уступает лучшим образцам европейского авторского. Красавица Доронина уже дышит неровно, но это идеально подходит к роли. Выдающийся Ефремов ничего не делает, просто молчит и смотрит — но как! Татьяна Лиознова, следующим фильмом которой станут «Семнадцать мгновений весны», режиссирует двух актеров, обменивающихся дыханием, затаив свое. Фильм в СССР посмотрели 26 миллионов зрителей (сегодня его сборы перевалили бы за сто миллионов долларов). Советский народ заворожил сюжет о двух разминувшихся людях. Он лет на двадцать опередил свое время, всех Кесьлевских и Тыкверов, рассказав о том, что самое главное случается, когда не случается. И попал в самую точку, подойдя к людям так близко, что все остальное — общество, история, время — как бы исчезло. Осталась одна интимность. Частная жизнь. Теперь давно снятая с производства линия.

29 октября 2000
9

Солнечный удар, или о чем весь фильм молчал Ефремов, и почему Доронина не вышла к нему, хотя нашла ключи.

Таких, как поле, прекрасных лиц в кино единицы. Ингрид Бергман, не знаю, Ханна Шигулла, Татьяна Доронина – и обчелся. Экранное время Дорониной – от силы три с половиной фильма, которые знают все, и десяток забытых – но легкое дыхание ее ролей, личную интонацию, светоносность ее дара – не спутать ни с чьими.

Удивительно, как ей удалось не расплескать тот взгляд в финале «Трех тополей на Плющихе». Таксист позвал в кино понравившуюся женщину, а она к нему не вышла – между строк этой простой истории рассказан один из главных великих мифов человечества – о встрече (и о невстрече) Мужчины и Женщины. Некрасивый, образцово мужественный Ефремов, с его скупым актерским минимализмом, и ослепительная зрелой, безмятежной красотой Доронина, как океан, заполонившая экран волнами с перехлестом своей артистической экспрессии (которая «больше, чем жизнь»), – вдвоем они разыграли, пожалуй, самый прекрасный наш кинодуэт.

Она играла жизнь, простую, как рожь: дом, палисад и поросенок в луже, первозданный заоконный простор, деревья с белою корой, и тут же – избяная грусть, соседственная злоба живущих стена об стену, добычливый муж-велец, отжитая мужнина ласка; главное – дети, все помыслы к ним. Тема героя Ефремова – городское, многооконное одиночество – застегнутое в молчание одиночество голостволого тополя (там еще множество других одиночеств: озлобленное сиротское одиночество старости, одиночество честного человека, которого за это не любят, одиночество прекрасной, но преступной, но прекрасной любви).

С начала фильма они движутся друг другу навстречу: она едет в город продать мясо, он колесит по залитой солнцем накануне июльского дождя Москве и приметит ее у вокзала – так орбиты жизней двух совсем несхожих людей – даже не пересекутся, а лишь – коснутся друг друга. И окажется, что, с ее неискушенностью, нерастраченной нежностью, живой жизнью, она ему – неиспитая радость, бабье лето, будто до одури надышался свежим воздухом. Ей же природная, от века, нравственность и чистота не дают увидеть того, что герой Ефремова понял, когда она еще только села в его машину, и о чем молчал весь фильм: этого необъяснимого влекущего притяжения. Она споет для него любимую песню и сама не заметит интимности момента: пока, отгородившись ото всего дождем, она отдавала ему свою (ну кто, кроме Дорониной, мог бы так спеть? – никто!) нежность, – там, в этой машине, набухал, наливался антоновкой – древний – человеческий – хмель двух тел.

Она так мало значения придает их встрече, что забудет о приглашении в кино, и таксист несколько часов прождет под ее окнами. Когда она это осознает, какая-то утробная сила швырнет ее к нему навстречу – непонятная ей стихийная сила, что бросает мужчину и женщину друг к другу, в которой смешались влечение, благодарность, жалость, отчаяние – все обнажающая и сметающая все наносное. Это ни в коем случае не сознательный бунт, а – прекрасный бессмысленный порыв, природный, инстинктивный – сменившийся отчаяньем женщины перед запертой дверью.

Это момент слома. Когда, выплакавшись перед закрытой дверью, героиня Дорониной нашла ключи, она уже всё понимала: что нужна ему сейчас, что хочет быть рядом – но у нее дом, дети, муж и жизнь, простая как рожь, и палисад, и поросенок в луже. И, осознав это, не вышла к нему. Ничего не произошло, даже не было сказано между ними, но жизнь распахнулась – за час у закрытой двери героиня Дорониной заглянула в разверстую бездну и, не отшатнувшись, устояла перед великим и самым страшным искушением: когда кажется, что все обнажилось и оказалось пустыней, а счастье взвешено и его будто недостаточно.

Люди, мало понимающие о счастье, с завистью твердят Нюре, что она в нем буквально купается, а сами не осознают, что счастье – это мимолетное впечатление, прекрасное своей сиюминутностью и интенсивностью, застящей глаза слезами. Герой Ефремова был счастлив, когда она пела ему «Нежность». Героиня Дорониной была счастлива, когда увидела, что он все еще ждет ее у подъезда. Ощущение неминучей утраты счастья, его преходящей мгновенности – об этом он грустит, опершись о руль, об этом молчит всю картину. Об этом, наверное, думает она в финале фильма, когда из радиоприемника льется все та же «Нежность»: удивительно, как ей удалось не расплескать тот взгляд, удержать закипающие слезы на этой, самой последней, границе. Это удается совсем не каждому зрителю (не мне).
________________

"Не могу же я, подумал он, не могу же я ни с того, ни с сего приехать в этот город, где ее муж, ее трехлетняя девочка, вообще вся ее семья и вся ее обычная жизнь!" И город этот показался ему каким-то особенным, заповедным городом, и мысль о том, что она так и будет жить в нем своей одинокой жизнью, часто, может быть, вспоминая его, вспоминая их случайную, такую мимолетную встречу, а он уже никогда не увидит ее, мысль эта изумила и поразила его.

(Иван Бунин, «Солнечный удар»)

15 апреля 2011
9

История моих непростых взаимоотношений с этим замечательным фильмом началась с резкого отрицания типажа героини Татьяны Дорониной. Ну никак не могла я смириться с тем, что она, дура, счастье свое упускает.. Красавцу мужчине во всех смыслах этого слова Ефремову предпочесть брутального угрюмого бакенщика..а потом еще самой же над своей глупостью и тяжкой бабской долей убиваться и слезы лить.. В итоге фильм был категорически забракован.. Следующим этапом было безудержное и немного мазохистское удовольствие от прослушивания песни "Нежность": ... опустела без тебя земля...ОООЙй.... как мне несколько секунд прожить.. ООоЙЙ.. ну и так далее в том же духе.. Окончательно и безповоротно мое детское сознание было покорено классическим диалогом: -Девочка, а до Плющихи далеко.. -Чего Вам, бабушка..-Да какая я тебе бабушка.. -А какая я тебе девочка!... Тут уже практически и-сказке-конец-а-кто-слушал-молодец.. и все же есть что-то удивительное в этом фильме.. Что-то лиричное и надрывное.. Каждый раз хочется смотреть до конца этот фильм и надеяться, что все же, может быть, ну хотя бы в этот раз, все сложится, параллельные прямые вдруг пересекутся и будет нам всем счастье... А даже если и не пересекутся, то праздник все равно будет на нашей улице, на той самой Плющихе, там где стоит покосившаяся церква и растут три тополя..

27 августа 2007
9

У нас много очень хороших актрис,а Татьяна Доронина -гениаоьная актриса, она сравнима,разве,что с Комисаржевской! Такая -же работоспособность, такая -же преданность театру и такая-же порядочность в отнощении коллег по цеху! Будьте здоровы на долгие плодотворные Ваши годы!!!

11 октября 2010
9

Не понимаю,почему у этого фильма такой низкий рейтинг здесь,на Афише.Неужели есть такие люди с черствыми сердцами,которых этот фильм не тронул хотя бы чуть-чуть.
Меня он заставляет плакать.Я редко плачу над фильмами,но над этим всегда.
Она приезжает в Москву из деревни продавать мясо и навестить родственницу.Дома ждет муж,дети,хозяйство.На вокзале садится в такси.А там он,немолодой и уже много повидавший в жизни.Она много болтает и рассказывает о своей жизни,сама непосредственность.Он слушает и вдруг понимает,что это та женщина,которую он искал всю жизнь.Он зовет ее в кино и ждет в обозначенное время у ее дома.Но она не выходит.Ведь дома ждет все то,что так с трудом строилось-семья,быт.А на дворе СССР,такие времена,когда браки не распадаются.
Его взгляд,когда он слушает,как она поет-это такой взгляд,который сейчас уже трудно где-то найти.А эта песня,"Нежность",-всегда мурашки бегут по коже,когда ее слышу.
Ведь были такие времена.Чистые и искренние.
Великолепнейший фильм!!!

18 января 2012
9

Сюжет фильма простой, а глубина необъятная. После просмотра фильма в голове собирается целый рой мыслей. Два человека совершенно с противоположными судьбами встречаются,он (Ефремов) одинокий горожанин, она Нюра (Доронина) замужняя сельская женщина, он образованный, она же не читает газет, у него все родные умерли, у нее много родственников, он глубокий, она же более поверхностная, она не примечает его, не видит в нем чего-то большего, не замечает его желаний, не верит в жизнь далее своего дома... в то, что мир шире, чем ей кажется, она не задумывается о том, что можно что-то изменить, может она действительно счастлива, как ей постоянно говорят? Ведь она словно довольна, в начале фильма тоже показывают их семейную счастливую пару, они обнимаются и целуются среди белых берез, так все красиво... Когда она едет в Москву, то поет песню о том, как одну девушку полюбили два парня, а у нее ведь только одно сердце... Эта песня словно предсказывает ее будущее в Москве.
Он же таксист, который вот уже 10 лет наматывает круги по Москве, прожженный жизнью и видящий людей насквозь, как он и сам об этом говорит Нюре. Когда он будет ее подвозить, начнется дождь и он специально остановиться, что бы продлить время прибывания с ней и вот здесь и будет настоящий момент сближения, самый пик и завязка всего сюжета. Произойдет сближение и его осознание того, что вот она, та самая женщина...
А ей постоянно снятся родители, которые сурово смотрят на нее, которые заранее ее за что-то порицают.Это ставит весь сюжет в тупик, словно показывает, что эта встреча таксиста и деревенской женщины не любовь, а просто мимолетная страсть и ошибка и словно она не должна поддаваться на это ... они ее словно предостерегают.В то же время, она бездумно согласилась пойти с ним в кино и так же легко забыла об этом? Что это? Глупость, легкомыслие или наивность?Совершенно легко обещала, хотя он переспрашивал ее, а затем видя его у своих окон в течении целого часа даже не вышла к нему, хотя бы сказать, что передумала. А это что? Может ей было интересно посмотреть, как долго он будет ее ждать? В параллель с ней показывают ее золовку, которая наоборот не обращает внимания ни на кого и ни на что и уверенно идет на встречу своей новой жизни, новой любви... Нюра же не верит в эти ее новые отношения и говорит, что привыкнет и этот будет бить, словно имеет ввиду, что лучше далее своего дома и быта не выглядывать, нет в этом никакого проку.
Нюра всю свою жизнь проводит дома с хозяйством и детьми, она жизнерадостна и весела по детски, она ждет своего мужа и не жалуется, она простая и добрая. Все считают ее счастливой и это тоже один из тупиковых вопросов фильма, а счастлива ли она? Может ее все устраивает и она счастлива, хотя муж и холоден с ней? Но только вот, когда она вернется домой и услышит песню "Нежность", ту самую песню о которой он говорил, ту самую песню, которую и она пела ему, весь мир у нее перевернется, она словно очнется ото сна, словно что-то поймет.... поймет что бывает настоящая любовь, истинное слияние душ и вернуться к своей беспечной жизни она уже не сможет однозначно. В конце фильма она изменяется в лице настолько, что все смотрят на нее в недоумении и дети и муж, а она словно готова сорваться куда-то вот в эту же секунду. Конец остается открытым.
Этот фильм полон смыслов, недосказанности, переживаний, томной любви, противоречий, нерешительности, сложностей жизни. Каждый найдет в этом фильме что-то свое.

Как жизнь без весны,
Весна без листвы,
Листва без грозы,
И гроза без молнии,
Так годы скучны,
Без права любви,
Лететь на призыв или стон
Безмолвный твой.

6 апреля 2014
Все отзывы
Читайте также
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Лучшие советские фильмы
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Малефисента, Белль, Жасмин: как диснеевские героини из фильмов отличаются от своих анимационных прототипов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
Игровые версии диснеевских мультфильмов
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость