Фильм

Фильм Калина красная

1974, СССР, IMDb: 7.7

7.5
7.7
1/15

Драма Василия Шукшина по его же сценарию

Киноповесть про уголовника-рецидивиста, решившего после освобождения уехать в деревню к знакомой по переписке, но убитого бывшими дружками. По сценарию Василия Шукшина, им самим поставленному и сыгранному. Приз FIPRESCI на Берлинском кинофестивале в 1975 году.

СтранаСССР
ЖанрыДрама
Продолжительность1 час 50 минут
Дата выхода25 марта 1974
Возрастное ограничение0+

Рецензия «Афиши» на фильм «Калина красная»

9

Вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе (Шукшин), освободившись из заключения, едет в деревню к «заочнице» Любе (Федосеева-Шукшина) — с целью ­отъесться, задушить доверчивую незнакомку в объятиях, схавать ее да самогонкой ­запить.

Время не лучшим образом сказывается на Шукшине. Потускнел его образ безоговорочного классика, человека эпохи Возрождения и чуть ли не единственной живой души в официозной литературе. Уже не берет так за сердце его сельсоветская лирика, комбайнерская исповедальность и анекдоты про приключения алтайского крокодила Данди в облцентре. Лучший способ развеять антишукшинские настроения — смотреть «Калину красную», последнюю и главную его картину, фильм, снятый в невозможном для советского кино жанре — жанре экзистенциальной трагедии, где нет ни намека на оптимистическую барабанную дробь в финале. Только смерть может успокоить эту мятущуюся остервенелую душу. И неважно, как эту смерть принимать: через пулю в висок, как изначально задумывал Шукшин, или от руки бывшего подельника. Другого исхода здесь все равно быть не могло. Обреченность на смерть в «Калине красной» чувствуется уже с первых кадров, с выступления лагерной группы «Бом-бом». Благодаря чужеродному для советского кино трагизму этот очень провинциальный фильм, снятый очень провинциальным человеком, говорит на том же языке, что и фильмы югослава Кустурицы, японца Китано или немца Фассбиндера, который назвал «Калину красную» в числе своих самых любимых картин.

1 мая 2006
9

Сильно выбивающаяся из общего ряда картин советского пространства, «Калина красная» Василия Шукшина может показаться на первый взгляд одним из тех рядовых фильмов, на которые еще в 73-м году советская власть делала ставку, как на «исправительные». Недаром в первых кадрах картины показывают «тюремный» плакат, который гласит «Каждый выбившийся из колеи человек может вернуться к полезной деятельности».
Сюжет картины довольно прост. Бывший осужденный Егор Прокудин, отсидев срок, выходит из тюрьмы и решает «осмотреться вокруг», понять изменившуюся за время его заключения обстановку, и решить, как быть дальше. Для этого он приезжает в деревню, к своей знакомой по переписке Любе. Но, как говорится, душа человеческая – потемки, и Егор, знакомясь с женщиной, которая принимает его таким, какой он есть, и прожив в доме, который может стать ему родным, решает, что жизнь еще можно поменять. Но судьба распоряжается несколько иначе.
Никаких «исправительных» моментов в ленте Шукшина нет. Первоначальный образ картины рассыпается в прах, стоит только заметить душевные метания главного героя от «я должен быть злым и жестоким» и до общения с «родными березками». Не суть того, что воровская среда и оторванность человека от его корней не дают Егору возможности выправить свою жизнь. Здесь превалирует некая скрытая ответственность за свои поступки: не хочешь, а все равно придется расплачиваться. И нет возможности встать на «новую дорогу» и заняться «полезной деятельностью», потому что рано или поздно грехи прошлого потребует отдать им свой долг. И Егор, которого судьба заставила пройти многие «подводные камни», прекрасно об этом знает. Поэтому его терзания, когда желание начать жить заново неизменно перебивается отголосками прошлого, неизбежно приводят к трагедии.
Василий Шукшин, являющийся автором сценария и режиссером «Калины красной», сам сыграл роль Егора Прокудина, чем возвел в абсолют создаваемый им не столь популярный в те годы образ человека, выбивающегося из общего строя советского «положительного» общества. Яркое актерское воплощение, помноженное на реализм показанного материала, не могли не вывести данную ленту в разряд культовых. Помимо этого, заключенная в безоценочной манере необычность преподнесения довольно известной проблемы сделали фильм, что называется, «на все времена». Никогда не иссякнет поток «сбившихся с пути» людей, никогда человек в своих душевных поисках и переживаниях не сможет быть однозначным, и в любом случае ответственность за сотворенное дело когда-нибудь, а настигнет виновного. Эдакая притча о возмездии и расплате и вечном поиске покаяния и покоя.

7 июня 2012
7Освобождение от освобождения

Драматическая история попытки начать жизнь заново освободившегося из тюрьмы человека. Простой, фактурный и в сущности добрый мужик, запросто разговаривающий то с небом, то с пашней, то с любимыми берёзами, "хочет праздника", встречает любимую женщину, и всё вроде бы катится к хэппи-энду... Невероятно красивые виды вологодского Белозерска (там сейчас водят экскурсии по местам съёмок!) настраивают на медитативный лад, тишину и умиротворение, берёзы наливаются соком - тем пронзительнее выглядит кровь того, кто на твоих глазах успел преобразиться из антигероя в весьма симпатичного человека.

30 августа 2012
9

Отличный советский фильм с замечательными актерами. Интересный сюжет.

6 октября 2019
Все отзывы
Читайте также
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80
фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
80 фильмов, изменивших мир, которые можно посмотреть всей семьей
26 главных кинопремьер октября
26
главных кинопремьер октября
26 главных кинопремьер октября
10 любимых фильмов режиссера Александра Зельдовича
10
любимых фильмов режиссера Александра Зельдовича
10 любимых фильмов режиссера Александра Зельдовича
Лучшие фильмы про деревню
Лучшие фильмы про деревню
Лучшие фильмы про деревню
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость