Романтическая комедия про веселого молодого шофера, который, рискуя жизнью, предотвращает пожар бензовоза. Полнометражный режиссерский дебют Василия Шукшина, отмеченный призом МКФ в Венеции в 1964 году.
Ромком |
0+ |
Василий Шукшин |
1 января 1964 |
1 час 41 минута |
Поразительно, что Шукшин в своем же фильме показал не свои образы персонажей рассказов. Кривая композиция, затянутость, невыразительные персонажи. Рассказы Шукшина куда сильнее этого фильма.
Иронично-бытовая гротескно-социальная кинозарисовка, сделанная в жанре легкой комедийной драмы, о надуманных классовых противоречиях между деревней и городом "Живет такой парень" является интересным с исторической точки зрения художественно-документальным репортажем о реальной жизни в колхозно-феодальной провинции 60-х, где всем заправляют гулаговские шерифы и законспирированные под трудяг-общественников милицейские агенты, составляющие народный театр активистов - поборников коммунно-славянских традиций и блюстителей лагерно-тюремного порядка. Помимо этого в фильме тонко высмеиваются главные пропагандистские мифы эпохи, основанные на табуированных каббалистических культах научно-технического прогресса и человеческой идеализированной жертвенности. Леонид Куравлев замечательно передал достоверные психологические характеристики своего быдло-персонажа, в котором за внешней простой и душевностью скрывается авторитетный местный элемент, крутящий баранку на полигонном грузовике с военной нефтебазы. Настоящую профессию которого легко угадать по армейско-чекистским галифе и казачье-милицейской фуражке. И по блатным понтам, которые он приобрел в казарменной зоне, когда возил одного генерала на дачу. Поэтому обычный, казалось бы, крестьянский пролетарий, по-хозяйски распоряжается чужими судьбами, без страха быть побитым влезает по ночам в окна домов приглянувшихся ему молодых женщин и в личную жизнь живущих на "его участке" людей. Поскольку он в действительности как минимум сержант милиции (водила в законе наподобие таежного лепилы из фильма "Коллеги" 1962 года). Или даже сын местного начальника, на что намекается в некоторых кадрах, где он как надсмотрщик-приказчик разгуливает по колхозной рабочей плантации. А также включая сцену посещения им в мечтах гостиничной дамочки в образе джентльмена-интеллигента. И в эпизоде с его интервьюированием столичной журналисткой в качестве "героя дня", которая срочно прилетела из Москвы ради написания статьи про его "производственный подвиг". Он по деловому инспектирует под видом любовных ухаживаний и приятельских отношений рабочие места прибывших по распределению молодых специалистов, не стесняясь в проявлении своих простонародных чувств и классовых привилегией. Он унижает свою малограмотную забитую гражданскую жену, поскольку искренне считает, что в женщине главное внешний прикид и благороднее манеры. Как любого невежду внутренняя суть его не интересует. Его целью является не помощь окружающим, а контроль за выполнением административных правил. Пашка Колокольников - это шабашник-артельщик из монастырских сиротских трудовых притонов, где подростков воспитывали полицаи-старосты из жандармских служб. Он скрывает свою озлобленность и детские травмы (речевое заикание) за насмешливым хамством и навязчивой опекой. В определенной степени он простой недалекий парень - жертва помещичье-крепостной системы и классово-идеологических установок - из числа тех, кто деградирует на почве употребления горюче-вмазочных жидкостей, и которых в действительности и направляют на опасные для здоровья участки работы. где они погибают из-за тупости и халатности начальства, состоящего из урок в погонах. В фильме есть очень любопытные с точки зрения расшифровки исторических фактов эпизоды, которые стоят подробного анализа. Например, дорожная легенда-страшилка про голую мистическую бабу, которая дала водителю деньги на покупку белого наряда, которые тот пропил и вскоре началась война. Это ничто иное как горькая пародия на датско-курляндскую праздно-светскую эмигрантскую венценосную ромашковую семейку, члены которой заплатили чекистской хунте за организацию масштабного ограбления колонизированных-коммунизированных земель с вывозом ресурсов и рабов в притоны-анклавы скандинавских хозяев под видом мировой и отечественной войны. Или сновиденческая сценка с появлением в больничной палате парадного трибунного генерала, которого изображает главный герой. Это остроумная сатира на голливудскую хронику посещения балетным "царем батюшкой раненых героев-защитников отечества" Поскольку речь в картине идет о пожаре на нефтебазе, больше похожем на взрывы бомб или даже атаку с воздуха. Также любопытен эпизод с юмористическим рассказом о путешествии на луну, где артисты здорово высмеяли космические постановочные шоу для обывателей. И главное, показали подлинное отношение людей к этим фантастическим мифам.Считаю, что этот фильм - один из лучших кинодокументов в нашем театрально-художественном фонде.