Киноафиша Москвы

Фильм «Земляничная поляна»

Smultronstället (1957, Швеция)
7.0
оценить
Кино: «Земляничная поляна»
Кино: «Земляничная поляна»
  • 16+ 1 час 31 минута
  • жанр
    Мелодрама
  • Дата выхода:

Драма Ингмара Бергмана

Путешествие во времени и пространстве, которое совершает старенький профессор, заехавший в старинную усадьбу, где он провел свое детство и юность. «Золотой медведь» и приз FIPRESCI Берлинского МКФ; «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм и номинация на «Оскар» за сценарий.

Актеры

Режиссер фильма «Земляничная поляна»

Отзывы пользователей о фильме «Земляничная поляна»

Фото Антон Котенев
отзывы:
4
оценок:
4
рейтинг:
13

Лиричное название отсылает куда-то к мотетам 13-го века, а фабула "сложной старости" к таким шедеврам как, скажем, "Жертвоприношение". Старость здесь какая-то сверхъестественная, чисто шведская - 82 года, еще, кстати, функционирует чуть ли не столетняя мама.

Исаак, врач, ученый, без 5-ти минут почетный доктор Академии заблудился в остановившихся темпоральных потоках своего бытия. Он вроде бы жив, а, в сущности, глубоко мертв и абсолютно одинок перед опускающимся занавесом земной жизни и надвигающимися видениями жизни новой. Страшные сны о расплате, о вине, о потерянном времени пробуждают его душу, окостеневшую в своих привычках к разнообразным вибрациям. И лезут на ум воспоминания...

Отправившись в церковь на вручение награды, Исаак берет с собой невестку, бросившую мужа ради еще не родившегося ребенка, выслушивает ее жалобы, претензии. А невестка здорово как смахивает на Лизу из "Дворянского гнезда" Кончаловского - очень несчастная, но говорит дико спокойно, с подчеркнутой истерией в голосе. В своей фамильной усадьбе (Дворянское гнездо?) ученый дедушка всречает двух хипповатых молодых людей и эксцентричную девушку Сару. Мальчики спорят о боге, девочка тоже несет какую-то белиберду и держит в зубах трубку, потому что это круто (не курит!). Молодежь едет теперь вместе с доктором, веселя его и смягчая его жестокое сердце.

Проблематика ускользающей жизни, цепляния остывающей души за последние уступы человечности или же наоборот сознательное отрицание жизни молодой и живой душой (Эсвальд, сын Исаака:"Я хочу быть самым мертвым человеком на земле) придают фильму экзистенциально-нигилистический шарм, а своеобразный "усадебный психологизм" прибавляет что-то тургеневское.

6
Фото M_Thompson
отзывы:
1370
оценок:
1383
рейтинг:
510
9

Великий фильм о возвращение в любимые места. Профессор Исак Борг (Виктор Сьострем), уже пожилой человек, получает приглашение приехать в ученое сообщество в Лунде (сам он живет в Стокгольме). Его невестка Марианна (Ингрид Тулин) напрашивается с ним в дорогу. Они изначально собирались лететь самолетом, но почти в последний момент Исак и Марианна решают ехать на автомобиле. Это, впрочем, позволяет им заехать в деревеньку и дом, где профессор вырос. Там уже никто не живет, но воспоминания и сны Исака Борга помогают заселить пустующий дом многочисленными членами семейства из его прошлого. Потом они встречают самых разных, знакомых и незнакомых, людей. Заезжают в дом старой матери профессора. Воспоминания настраивают Исака Борга на философский лад, он начинает размышлять о собственной жизни, о том, что он сделал неправильно, и о том, что не поздно изменить даже собственную натуру. Его попутчица жалуется ему на проблемы с собственным сыном, который как и его отец, не желает уступать от собственных убеждений ни на шаг. Впереди профессора ждет торжественная церемония, на которую он умудряется, все-таки, успеть. Хотя наибольшую ценность, конечно, представляет его путешествие к ней.

После завершения съемок «Седьмой печати», которые были проведены в бешеном темпе, Бергман бросился с головой в театральные постановки и устроил премьеры сразу нескольких пьес в течение года. Как результат, он истощил себя настолько, что угодил в больницу. И, если кто-то думает, что это стало поводом для него немного умерить темпы, то будет прав наполовину – в это время режиссер всего лишь писал сценарий для своего нового фильма. Годы спустя Бергман признавался, что с трудом помнит то время, даже не помнит в деталях, как появился сценарий «Земляничной поляны». К хаосу творческому еще и добавился хаос в личной жизни – Ингмар Бергман развелся со своей третьей женой и переживал творческий роман с одной из своих постоянных актрис Биби Андерссон, который тоже постепенно сдавал обороты. Наверное, именно в этот момент времени и мог родиться фильм, который рассказывает об успешном человеке, который за суетой жизни потерял ощущение точек опоры, что есть правильно, что есть порядок, ради чего вообще в целом жить. О человеке, который остановился на обочине дороги, чтобы вздремнуть и привести в порядок собственную голову, собственную жизнь.

Конечно, сам фильм обращает внимание зрителя на человека на склоне лет, тогда как Бергман в свои 37 лет был далек от подобных переживаний и уж явно не готовился умирать. Впрочем, режиссер часто шутил, что даже будучи по возрасту молодым, он все равно чувствовал себя стариком. Это объясняет то, как резко сменил альтер-эго от молодых и полных творческих томлений субтильных юношей к умудренным опытом и уставшим немолодым людям. Причем он даже имя придумал для персонажа новой ленты, играя словами «Ice» и «Borg» - лед и крепость. С другой стороны, несмотря на свою «перманентную» старость, Бергман считал себе «старым ребенком», который с наивностью и жаром готов впитывать и переживать увиденное. Отсюда и то погружение в детство, которое происходит с героем картины. Режиссер идеализировал детство, а страх оживлял воспоминания. Столь комплексный набор эмоциональной палитры обогатил новую ленту Ингмара Бергмана.

Забавно, что на роль главного своего персонажа, Бергман позвал самого Сьострема, которого по праву считал собственным наставником в ранние годы становления в кино. Причем его звать изначально он и не планировал, но так получилось, что роль профессора медицины сыграл именно он. С этим возникло, впрочем, ряд некоторых недоразумений. Например, Сьострем категорически отказывался работать после 16-30, потому что в то время он принимал свой ежедневный виски. Да и сам по себе он был очень вспыльчивый и мог стать причиной неприятных сюрпризов. С другой стороны, именно такая сложная и скандальная натура придала образу профессора Борга той самой природы характера, которая режиссером замышлялась. И уж чего там скрывать, сам Бергман тоже был далеко не подарок – постоянно кричал на членов собственной группы, потому что, к примеру, считал это довольно полезным для здоровья занятием.

Есть еще один забавный момент с фигурой Сьострема. Сам Бергман как-то сказал, что его более старший друг взял его фильм и придал ему собственной ролю свои эмоциональные проблемы, облек его в собственное видение внутреннего мира профессора Исака Борга, что фильм, по большому счету уже не его, не бергмановский. Впрочем, это могло быть вызвано желанием дистанцироваться от фильма, буквально пропитанного собственным опытом, который вызывал столь много параллелей с собственной жизнью. Который давил на больные точки и выставлял на показ зрителю. Да, Бергман всегда славился каким-то особым мазохизмом морального толка и всегда любил излить собственные проблемы на пленку. Но кто говорит, что это приятное занятие? Например, его сложные отношения с отцом и жизнь на грани конфронтации с матерью очень повлияли на семейные отношения героев этой ленты.

Как и предыдущие два фильма Бергмана («Улыбки летней ночи» и «Седьмая печать»), эта картина была с радостью принята в европейском фестивальном мире. Ватикан включил его в список самых лучших кинематографических работ в истории кино. Феномен человека на склоне лет, который грезит детскими снами, покорил весь мир, повлиял на творчество и тематику будущих поколений авторского кино. Все эти ленты, которые принято относиться к мальмскому периоду, высоко оценены не только современниками, но и потомками. Существует множество аналитических работ, в которых подробно разобраны эти работы. Сам Бергман быстро превратился в передового мастера мирового кино. Многие его работы брали в фестивальные программы с большой легкостью, чем прежде. Да и с прокатом по всему миру стало значительно проще. Массовый зритель, конечно, не рванул толпами и не ломал двери кинотеатров в ожидании его новой работы, но Бергман приобрел имя, которое останется с ним до тех пор, пока кинематограф существует.

3
Фото Илья Яковлев
отзывы:
8
оценок:
8
рейтинг:
23
7

ЛЕЙТМОТИВ - Годы идут, многого ли я добился?

Весной 1957 году 38-летнего Ингмара Бергмана положили в больницу - гастрит и общее утомление. Третий (!) брак рушился, связь с Биби Андерссон подходила к финалу, попытка примириться с матерью провалилась + колоссальный стресс начала 1950-х, когда шведская киноиндустрия была заморожена и Бергману, чтобы прокормить три семьи, пришлось снимать рекламу.

Все это дало нам сначала "Седьмую печать", а затем "Земляничную поляну" - где Бергман как в зеркале отразил свои переживания. Несложившиеся отношения, бесчувственная мать, сомнения в собственной компетентности и в том, верную ли дорогу он выбрал в жизни. Верной ли дорогой он пошел, взявшись за кино? И верной ли идет дорогой в отношениях с женщинами, если уже который раз ни к чему не приходит? Наверное, неслучайно Биби Андерссон выведена в роли Сары, которая и в основной истории, и в воспоминаниях сомневается между оторванным от жизни романтиком и настойчивым прагматиком. Прибавим историю в лесу.

Редеющие волосы, растущий живот, сутулая спина - и свои alter ego, профессора и его сына, Бергман выводит живыми мертвецами. Старик и в 70, и в 40, и в 20.

Идея этого фильма пришла Бергману, когда по пути из Стокгольма в Даларну он на машине заехал в Уппсалу, где в доме бабушки родился и вырос. Он подумал, что мог бы снять фильм, в котором "вы просто открываете дверь и попадаете в свое детство, и потом открываете еще одну дверь и возвращаетесь в реальность, а потом поворачиваете за угол и оказываетесь еще в каком-то отрывке своей жизни" (Бергман о Бергмане, 1970). Сказано - сделано, в таком виде все это и попало на пленку: поездка на машине, и по пути - дом, в котором жила еще бабушка профессора, а потом стала жить его мать, "двери" и "повороты", ведущие в прошлое.

Как описать все это в двух словах? В шведском языке есть идиома "поляна дикой земляники" - это место, невероятно ценное для вас, но ценность его как будто сразу не видна или не сразу понятна. Развивая вербальный символ в визуальный, Бергман вводит в картину поляну с земляникой - наглядную юность профессора.

О страхе смерти и предчувствии близкой встречи с умершими близкими (например, на экзамене) не говорю - здесь и так все ясно.

3
Фото Anastasia_Stavrogina
отзывы:
162
оценок:
166
рейтинг:
265
7

Не самый понятный для меня фильм. Воспоминания, воспоминания, воспоминания уже пожилого человека. Его же мечты и сны. Внезапное, на мой взгляд, переосмысление своей жизни. Много отличных сцен, особенно те, что автобиографичны для Бергмана. Ингрид Тулин здесь очень хороша. Хоть это не первая ее роль у Бергмана, здесь она выглядит моложе и куда лучше, чем в "Молчании". Она--невестка главного героя, которая его недолюбливает, да и он ее тоже, переживающая мучительный разрыв с его сыном, потому что хочет оставить его же ребенка, а он настаивает на аборте. Потому что вся его семья--чудовища, и в них всех--ледяной холод. На который и он обречен, а потому детей ему иметь нельзя, и Марианне, ее героине, придется выбирать. К счастью, в конце они решают остаться вместе и переживают какой-то подъем. И Марианна тогда начинает светиться и играть, и становится такой яркой, и обаятельной, и красивой и живой!
Главному герою, виктору, изменяет жена. Он об этом вспоминает с болью, но, по-моему, задумывается над тем, что он--жил с ними, как мертвец, потому она и бежала от него в откровенный разврат. И сцена из его сна в незнакомом городе, где он видит траурную процессию, лошади несут, гроб падает и раскрывается, и он видит в нем себя. И провалившийся экзамен, как суд. Похоже на уже знакомый поиск точки свободного падения или умирания, если угодно.

1
Фото Happy Cat
отзывы:
169
оценок:
182
рейтинг:
292
7

Я не смогу поддержать предыдущие высказывания утонченно философскими размышлениями и высокоинтеллектуальными изречениями, а просто скажу что фильм хороший. И по моему хорош он не глубиной эмоций, и не спецификой сюжета, ведь и в том и в другом многие современные картины его серьезно обходят. А хорошо он тем, что можно увидеть и немного погрузиться в тот мир, которого уже нет, мир других людей, другой жизни.

1

Галерея