Предположения о том, кто же изображен на картине Яна Вермеера «Географ», разнятся. По самой распространенной версии, мужчина, склонившийся над развернутой картой с циркулем в руках, — известный натуралист и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук. Вермеер и Левенгук, родившиеся в Делфте в один год, скорее всего, знали друг друга. С другой стороны, картина отсылает и к политическому статусу Голландии в XVII веке: география становится символом открытия новых земель и стремительного развития науки. На три месяца картину привезли в Эр митаж из немецкого музея Штедель. К слову, в музеях и коллекциях России нет ни одного произведения художника.
Живопись |
«Географ» - камерная картина небольшого формата, лишенная внешней эффектности, но при этом одна из тех редких картин, что могут заворожить созерцающих ее. Все элементы живописи Вермеера самоценны и равноценны, взаимодействуя друг с другом, образуют абсолютную гармонию: погруженный в мыслительный процесс ученый, свет, льющийся через окно, блики на поверхности глобуса, созвучие синих и красных колористических акцентов на светло-коричневом фоне, пропускающий свет край карты на столе, сброшенные на пол бумажные свитки, небрежно сдвинутый ковер на первом плане. Живопись Вермеера настолько виртуозна и тонка, что чувствуется не только мягкость ковра, но и теплота шерсти. Игра света и тени в его складках вносит в упорядоченное пространство комнаты необходимую долю экспрессии. Кажется, что этот прием нужен художнику не только для чисто живописных целей, но и для раскрытия образа Географа, отражая скрытый сложный внутренний поиск, процесс научного познания. Живопись Вермеера завораживает соразмерностью внутреннего и внешнего, тайной абсолютной гармонии.