Историческая, Интерактивная, Современное искусство |
У меня выставка вызвала смешанные эмоции.
Начну с того что понравилось. Во-первых, волнующее художественное оформление, погружение в таинственное и потустороннее – через полумрак и музыку. Понравилась находка с наскальными свето-изображениями.
Во-вторых, техническое сопровождение: наушники с аудиогидом у некоторых экспонатов, подписи Брейгеля и тактильные копии для невидящих. Аудиогид в основном описывает экспонат и поначалу складывается впечатление, что он просто дублирует то, что я и так вижу. Но слушая, начинаешь замечать и иначе осмысливать детали. А в некоторых случаях без аудиогида было бы непонятно, что здесь вообще изображено (например, в случае с дальневосточными антропоморфными фигурами – там сложный сюжет, полный символов).
Теперь о том, что вызвало не столь однозначные впечатления. Мне показалось, что баланс между современным искусством и археологией был нарушен в ущерб последней. Реальных предметов древности на выставке не очень много. Добавить к этому, что они в основном миниатюрные, тогда как огромные гипсовые фигуры (они же гипсовые?) буквально давят со всех сторон. Ощущение, что это не столько археологическая выставка, сколько большая инсталляция, среди которой можно встретить немного древних ценностей. Возможно, это так и задумывалось, но я от Исторического музея ожидала чего-то более исторического.
Ну и нельзя не сказать про сопроводительный текст, написанный белым по черному фону. Глаза устают очень сильно, читать вообще невозможно.
Хочется закончить чем-то приятным, поэтому расскажу про зооморфные артефакты из лесной зоны, которые произвели на меня самое большое впечатление. Они прекрасно легли в качестве иллюстрации к «Историческим корням волшебной сказки» Проппа, которую я сейчас как раз читаю. Там подробно рассказывается о сказочных мотивах, связанных с превращением человека в животное, образах, где животное и человек смешиваются (типа сфинксов или кентавров, или вот человеколосептицы, представленной на выставке). Пропп объясняет, почему шаманы (а раньше – и не только они) носили звериные шкуры и птичьи перья – и вот на выставке мы видим изображение шамана с рогами - по сути, тот же мотив. Пропп также на примере сказочных сюжетов описывает, как душа связана с птицами – и вот на выставке подвеска в виде птицы с лицом человека на груди. В общем, я получила визуальное подтверждение, что проработка Проппа – не аберрация теоретического ума, а реальное отражение мировоззрения древних культур. Пожалуй, ради одного этого сюда стоило прийти!
Слишком мало подлинных археологических находок, слишком много копий и "художественного оформления". К тому же чуть ли не половина выставки посвящена пермскому звериному стилю, т.е. тому, что к Сибири вообще фактически не относится. Поэтому оценку выше семёрки поставить не могу.
Выставка отличная. И атмосфера передана, и археологические находки показаны, даже в увеличенном виде макеты рядом, чтобы можно было досконально все рассмотреть.
Но экскурсия от экскурсовода ГИМа действительно все испортила.
Не смотрите, что экскурсия отмечена 12+, за этим никто из работников не следит, первую часть неистово орал младенец, которого принесли.
Второй ребенок был старше и спокойнее намного, но тут случилась классика музеев. Многие экскурсоводы почему-то считают, что если у них 10 человек взрослых и 1 ребенок, всей группе экскурсию надо вести как детсадовской. Особенно жутко было слушать про обряды сибиряков елейным голосом и преподносимые в стиле рассказывания сказки, когда в повествовании на самом деле шла речь о ритуальном кровавом жертвоприношении. Все это понимали и от такой подачи веяло какой-то психопатией.
Если есть возможность - идите на экскурсию с кураторами выставки, а не работниками музея.