В Музее русского импрессионизма завершается ретроспектива Александра Савинова. Современники прозвали его умиротворенным Врубелем за ажурные картины-панно, в которых соединились силуэты-миражи Саратовской школы, итальянские фрески, элементы древнерусского искусства и импрессионизма. На выставке можно увидеть полотна разных периодов: от ученических экспериментов до зрелых произведений из фондов Русского музея, Третьяковской галереи, Радищевского музея, а также редкие работы из частных и региональных собраний. Например, специально отреставрированные «Балкон, увитый цветами. Рим», «Портрет Надежды Неслуховской», «Окно» и другие картины о путешествиях художника по Франции, Италии и Англии.
В МУАРе стоит успеть на масштабную выставку о советском архитекторе Константине Мельникове. На ней впервые представили более 200 экспонатов: архитектурную графику, портреты, живопись, личные вещи и фотоматериалы из архива дома Мельникова, сохраненного сыном архитектора. Также в экспозицию вошли ученические работы и мемориальные предметы, связанные с первым путешествием Константина Мельникова в Париж для строительства знаменитого павильона СССР 1925 года: медаль за участие в международной выставке и фотоаппарат фирмы Kodak. Но особенно впечатляют архитектурные макеты нереализованных проектов, изготовленные специально к выставке.
К своему восемнадцатилетию галерея Ruarts проводит коллективную ретроспективу и собирает значимые работы российских и зарубежных художников, участвовавших за эти годы в ее проектах. В честь «совершеннолетия» куратор Катрин Борисов нарочно обращается к чувственному эротичному подтексту. Экспозиция раскрывает разные уровни понимания личного пространства, внутренних и внешних границ, зоны интимности и этики телесности. Так, Кимико Есида в своих работах размышляет о самоидентификации, Корнели Толленс — о союзе духовного и плотского, Влад Локтев — о флюидности желания, а южнокорейский скульптор Йи Хван Квон — об искаженном представлении собственного тела.
К 130-летию Транссибирской магистрали в Историческом музее создали иммерсивную выставку, которая знакомит с историей и культурой регионов России, расположенных по пути ее следования. Визуальные и звуковые эффекты имитируют путешествие по древним лесам, горам и степям, а также воссоздают образы коренных народов Приуралья и Сибири. Также на выставке в натуральную величину воссозданы тысячелетние стелы и представлены артефакты, обнаруженные вдоль Транссиба. В диалог с ними вступают работы современных художников, переосмысляющих культуру Сибири: скульптуры Даши Намдакова, эмали из серии «12 шаманов» Сергея Ануфриева и выполненные из бересты, кожи и дерева панно Олега Комарова.
В Alina Pinsky Gallery отобрали работы 18 художниц XX–XXI веков, чтобы показать недооцененное женское искусство. Среди них — Наталья Гончарова, Анна Старицкая, Лидия Мастеркова, Наталия Турнова, Ирина Петракова и другие. Половина из них чаще всего упоминается в связи с мужьями и соратниками и обычно в роли помощниц или вдохновительниц. В галерее предлагают посмотреть на вопрос под другим углом: «Почему бы нам не считать Ларионова „музой“ Гончаровой, а Жегина или Чекрыгина — „музами“ Веры Пестель?» И стремятся определить, что есть сугубо женское в художественном творчестве, и понять, транслируют ли художницы традиционно мужской взгляд на искусство или создают свою красоту.
В Новой Третьяковке последний месяц показывают проект о Сергее Дягилеве, импресарио и создателе знаменитых «Русских балетов». Это своего рода генеральная репетиция будущего зала Дягилева, для которого несколько лет назад в Великобритании приобрели коллекцию оригинальных сценических костюмов, созданных по проектам Александра Головина, Льва Бакста, Наталии Гончаровой и Николая Рериха. Помимо них, на выставке представлены фотографии балетных спектаклей и репетиций, а также более 200 графических работ: эскизы костюмов и декораций, портреты хореографов Леонида Мясина, Сержа Лифаря, Михаила Фокина и знаменитых этуалей Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой, Анны Павловой и Ирины Бароновой из коллекции Михаила Ларионова.
Заключительный эпизод большого проекта Центра Вознесенского об оттепельных книжных дизайнерах состоит из трех частей. Сначала кураторы знакомят с популярными детскими журналами второй половины ХХ века — «Веселые картинки», «Мурзилка», «Костер», «Колобок», — иллюстрации для которых создавали Эрик Булатов, Михаил Беломлинский, Виталий Стацинский, Олег Васильев, Илья Кабаков и другие художники-нонконформисты. В отдельном зале художник и куратор Павел Пепперштейн представляет работы своих родителей — рукописи детской писательницы Ирины Пивоваровой и созданные к ним рисунки Виктора Пивоварова. А в последней части музыкальный критик Денис Бояринов предлагает проследить, как менялись дизайн обложек, мастеринг звука, аранжировки советской эстрадной музыки 60-х, открывшейся новым влияниям и ориентирам.
В «ГУМ-Red-Line» проходит выставка одного из первых и самых известных медиахудожников в России — Аристарха Чернышева. Она охватывает пять последних лет его творчества, когда художник начал осмыслять технологический прогресс и кризисы современного общества. Особенно остро его волнует проблема сверхпотребления — этому посвящен и заглавный проект выставки «МетаПотребитель», и другие видеоработы, и напечатанные на 3D-принтере объекты художника. Также, словно опережая корпорации, Аристарх Чернышев создает свои версии умных гаджетов и социальных сервисов, которые посетители могут примерить на себя с помощью технологий дополненной реальности. Например, персональный информационный организм и маску-патч, способную восстанавливать органы и ткани человека.
На выставке в Историческом музее воссозданы образы городских российских модниц последних 160 лет в самых разных обстоятельствах: на прогулке, на работе, в дороге и во время выхода в свет. Показывают наряды эры корсетов и кринолинов, эффектные туалеты модниц начала ХХ века, постреволюционные образы, номенклатурный блеск 1930–1950-х. Также впервые экспонируют вещи знаменитых советских модельеров — например, комплекты, созданные Тамарой Файдель в Общесоюзном доме моделей одежды. И, что особенно актуально сегодня, демонстрируют работы современных российских дизайнеров. Среди них как известные бренды Игоря Чапурина, Алены Ахмадуллиной, Виктории Андреяновой, так и молодые дизайнеры и марки: Антон Лисин, Даниил Анциферов, Саша Гапанович, Gate31, Monochrom и 12 Storeez.