Сергей Параджанов. Дом, в котором я живу















70 коллажей из ереванского музея
Режиссер Параджанов любил окунаться в мир цветных обрезков, блесток и засушенных цветов, из которых он составлял свои коллажи. Они стали почему-то культовыми для советской интеллигенции — во многих домах лежат альбомы этого южного денди, выработавшего собственную, быть может, не самую изысканную, но для некоторых утешительную декоративно-нарциссическую линию ухода от генерального курса, которым шла страна.
Если бы мне сказали выбрать одно наречие, которое наилучшим, наиточнейшим образом описывает выставку работ Параджанова, я бы выбрала "завораживающе".
Есть в этом что-то такое детское "что хочу, то и рисую". Но о боже мой, сколько иронии и даже насмешек скрывается за безобидными и с виду немного сумасшедшими коллажами! Параджанов такой Параджанов. Чувство, которое испытываешь, разглядывая его карикатурные изображения Маяковского, Пушкина, Лили Брик и т.п. - это чувство "о боже мой, не в бровь, а в глаз!"
Когда мы дошли до его поздних фотографий, мой друг сказал, глядя в глаза Гению, "именно так должен смотреть Аллах"
Наверное, это единственная выставка, которую я посетила, и испытала весь спектр чувств. То мне становится смешно, как будто мне только что доказали сложнейшую теорему простейшим способом, то мне становится грустно, как будто я только что потеряла Бога, то мне становится непонятно, будто я только что потеряла Себя.
Вывод - гениально.
Выставка небольшая. Коллажи производят очень сильное впечатление даже на неподготовленного человека. Было очень интересно увидеть и фотографии. Каталогов выставки нет, как нет и репродукций. У входа продаются книги, привезённые из Еревана.
Потрясающая выставка самых исключительных художественных работ культового советского режиссёра, прекрасным образом характеризующих и дополняющих его творческую биографию.
Коллажи режиссёра привезены из Музея Еревана. И это очень радует (в смысле, радует, что его коллажи оказались на московской выставочной площадке). Работы Параджанова, впрочем, как и его фильмы, исключительны и самобытны: в них читается неподражаемый стиль автора. Они о жизни, о классике, о воображаемых и реальных культурных феномЕнах и фенОменах. Они выполнены из разных материалов. Некоторые их них производят впечатление эдаких мини-инсталляций.
Экспозиция работ Параджанова расположилась в Новом Манеже, весьма уютном и при этом просторном зале с хорошим освещением, о совершенно рекомендована к посещению! Определённо и безоговорочно.
Выставка хороша, но не полновесна (по сравнению с музеем в Ереване). Основной упор сделан на трагику жизни (притеснения-аресты-неволя), хотя Параджанов был солнечным придумщиком и остроумным коллажистом. Чего стоят только вариации на тему Джоконды, фотографии собственных похорон или композиция "Восточная женщина"! Must see.